урок русского языка в 4 классе.
план-конспект по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
М. О. У. «Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №1».
Урок русского языка в 4 классе
( Открытие новых знаний)
Учитель: А. И. Максякова.
2007 г.
Тема: правописание глаголов с постфиксом –ся (сь).
Цели урока:
Обобщение знаний о случаях употребления буквы Ь, в том числе в различных формах глагола.
Формирование умения различать и правильно писать возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице.
Задачи урока:
Обучение правилам правописания глаголов с постфиксом –ся (сь) на основе анализа языковых явлений; развитие устной и письменной речи.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 4 кл. часть 2 (авт. А.В. Полякова).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня, как обычно, вы будете учить, думаться, отвечаться, а я буду вас слушаться.
Дети: Вы неправильно сказали! Надо было - учиться, а не учить. А как можно думаться, отвечаться? Таких слов вообще нет!
Учитель: Я думала, вы не заметите. Да и какая разница? (Пишет на доске глаголы в парах): учить - учиться, слушать - слушаться, развлекать - развлекаться, гонять - гоняться.
Дети: У одних есть суффикс -ся, у других его нет.
- Это возвратные и невозвратные глаголы. Учитель: Какое значение придает глаголу этот суффикс?
Дети: Действие, направленное на себя. Учитель: Согласны?
Дети: Нет, глагол гоняться не обозначает такое, нельзя гоняться за собой.
- И слушаться - значит быть послушным, а не слушать себя.
Учитель: Как же сказать о значении возвратных глаголов?
Дети: Можно сказать, что некоторые из этих глаголов обозначают действие, направленное на себя.
- А другие значат, что делаешь ты и кто-то с тобой: гоняться.
- А слушаться - это значит делать так, как говорят, значит слушать внимательно и самому потом выполнить. Значит, тоже направлено на себя.
Учитель: Верно, молодцы! Давайте теперь понаблюдаем, как ведут себя возвратные глаголы. Составьте с глаголами любой пары словосочетания или предложения, употребив их в форме или 2-го, или 3-го лица настоящего времени.
Дети: Гоняет ветер - гоняется котенок, гоняешься за тенью - гоняешь мяч, развлекаешь гостей - развлекаешься сам, слушает музыку - слушается бабушку.
П. Открытие нового материала
Учитель: Какая возникает проблема при написании возвратных глаголов?
Дети: Писать или нет мягкий знак.
Учитель: Как вы действовали? Как рассуждали?
Дети: Я применил правило о глаголах 2-го лица: всегда писать Ь.
- А в 3-м лице тоже по правилу, по вопросу: если в вопросе нет Ь, то и в глаголе не пишется.
Учитель: Проверим по учебнику правильность наших выводов. Откройте свои учебники на с. 82.
Дети читают: «В неопределенной форме глагола пишется -ться, в 3-м лице - -тся (что делать? готовиться; что делает? готовится).
Учитель: Ну что ж, одну хитрость возвратных глаголов мы разгадали. Но это еще не все! Запишите в тетрадь эти глаголы.
На доске: держ_т_ся, ката_ш_ся, верт_ш_ся, гон_т_ся
Учитель: Какие правила применяли, чтобы правильно записать глаголы?
Дети: О правописании Ь в глаголах. О правописании безударных окончаний глаголов.
Учитель: На какие группы можно разделить эти глаголы?
Дети: На глаголы 2-го и 3-го лица. Или на глаголы I и II спряжения. А можно на глаголы-исключения и обычные глаголы.
Учитель: Молодцы! А теперь рассмотрите схемы. Каким частям речи они соответствуют? Обоснуйте свое мнение.
На доске:
Дети: Первая схема - это может быть существительное (зима), прилагательное (синий), глагол (сушит).
- Вторая схема - наречие (тихо).
- А третья схема неправильная - не бывает суффикса после окончания.
- Нет, бывает! У возвратных глаголов: гонится, вертится. Учитель: Вот и еще один секрет возвратных глаголов
разгадали: у них действительно суффикс стоит после окончания. Его поэтому называют постфиксом - от латинского пост - «после».
ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ -ТЬСЯ, -ТСЯ, -ШЬСЯ
Откуда взялся суффикс -СЯ?
Этимологически -СЯ, -СЬ представляет собой безударную краткую форму возвратного местоимения СЕБЯ. Вы знаете, что в древних рукописных книгах слова в предложениях не разбивались пробелами. Предложение записывалось как одна непрерывная цепочка букв. Когда начался процесс выделения отдельных слов, местоимение GA могло стоять перед глаголом, могло отделяться от него другими словами, что свидетельствует о его самостоятельном значении. Но постепенно в силу своей безударности
Так образовалась особая часть слова, которая выполняет, как и большинство суффиксов, словообразовательную роль (сравните по смыслу - умывают - умываются), но присоединяется этот суффикс не к основе, а ко всему слову, поэтому может стоять и после окончания. Поэтому его еще называют «постфикс» (ср. префикс).
Учитель: Найдите в тексте возвратные глаголы. Объясните их значение с учетом присоединившегося местоимения GA.
Дети: Разбивались - значит разбивали себя сами, то есть строились в строчке с пробелами.
- Записывалось предложение - значит не само, а кто-то его записывает, и действие как бы возвращается к нему самому.
- Отделяться - это когда местоимение GA само перестало отделяться, то есть отделять себя.
- Начинает писаться - не скажешь в одно слово! Это значит, что действие возвращается себе.
- Начался - начал сам делать что-то.
Учитель: Молодцы! А кто заметил, примерами к какому правилу могут служить все названные вами глаголы, кроме одного?
Паша: Правописание Ь в неопределенной форме!
Учитель: Отлично!
III. Обобщение материала
Учитель: Теперь вернемся к нашим учебникам и откроем их странице 87, №356.
Ученики читают стихотворение «Гном и белка» в учебнике Поляковой.
Учитель: Понравилось стихотворение? Чем? Дети: Белка забавная.
- Гном тоже. Обещал посадить репейник на хвост.
- У этого стихотворения есть настроение. Хорошее настроение.
- Игривое, развлекательное.
Учитель: Какие слова помогают создать настроение?
Дети: Глазок, грибок, шалунья - ласковые слова.
- Смеется белка - значит ей весело.
- А еще она шалит - шутит, озорничает.
Учитель: Какие глаголы передают действия персонажей?
Дети: Удивляется, бросается, достанется, не останется, смеется, умаешься, угоняешься.
Учитель: Выпишите эти глаголы, изменив лицо со второго на третье, а с третьего - на второе.
Ученики работают в тетрадях по русскому языку.
Учитель: Назовите, пожалуйста, глаголы, в которых написали Ь. Почему?
Дети: Удивляешься, бросаешься, не останешься.
- Вы сказали изменить число.
- Мы ставили глаголы во второе лицо.
- Эти глаголы стоят во втором лице единственного числа. Поэтому пишем Ь.
Физкультурная минутка
Выполняется гимнастика для глаз.
Учитель: Скажите, для чего в этих глаголах используется буква Ь?
Дети: Для обозначения мягкости.
Учитель: А какой звук мягкий?
Дети (после замешательства): Ш - твердый, не имеет парного мягкого...
- А у существительных 3-го склонения тоже после Ш пишется Ь - тишь! И после других шипящих тоже!
- Это по традиции так пишется.
Учитель: Молодцы, что вспомнили. А теперь объясните все случаи использования Ь в словах стихотворения.
Дети: В слове маленький - для обозначения мягкости.
- И в слове сквозь - тоже.
- А в слове шалунья - разделительный Ь.
Учитель: Какого из случаев употребления Ь не встретилось в стихотворении?
Дети: Начальной формы, неопределенной формы глагола.
- Существительных 3-го склонения.
Учитель; Давайте поставим в начальную форму глагола из упражнения №364, страница 86. Выберите любые пять, которыми можно было бы охарактеризовать настроение человека в какой-то конкретный момент.
Ученики записывают и объясняют (слушаем не все варианты):
- Стараться, задуматься, ошибаться, сердиться, хмуриться - как будто я решаю, а у меня не получается.
- Веселиться, улыбаться, греться, сражаться, сердить-
- а я представил, что мы играем в снежки.
- Стараться, задуматься, ошибаться, хмуриться, улыбаться - у меня, как у Антона, только все получилось!
IV. Итог урока
Учитель: Мне кажется, что сегодня на уроке у нас то-все получилось хорошо. Ой, я использовала... какие возвратные глаголы?
Дети (наперебой): Кажется! Получилось!
Учитель: Мне кажется или вы действительно запомнили когда в глаголах нужно, а когда не нужно писать Ь? Ответьте, используя возвратные глаголы, в тетради. Ученики записывают свои ответы.
V. Домашнее задание.
Учитель: Дома перечитайте свои ответы и правило и выполните по выбору упражнение № 366 или №368.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...