Самовыражение учащихся в детских сочинениях
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Жукова Нина Валентиновна

В статье описывается опыт работы над сочинениями и творческими работами в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samovyrazhenie.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 16»

 г. Балаково Саратовской области

                         

Самовыражение учащихся

в детских сочинениях

статья (русский язык, 4 класс)

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Жукова Нина Валентиновна

                                                                                           

                       Самовыражение учащихся в детских сочинениях.

     Изучая подходы М.Р.Львова к проблеме развития у школьников творческого мышления, мы приходим к выводу, что одним из главных пунктов в этой системе является развитие речевых умений. Не умение выражать свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут затормозить процесс творчества младших школьников, поэтому одна из целей моей педагогической деятельности – развивать у детей фантазию, языковое чутьё, умение сочинять рассказы, сказки, писать письма.

Следуя позиции С.Л. Рябцевой, считаю, что в работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому от взрослого  требуется доброжелательность и терпимость, умение принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты, которые кажутся абсурдными.

Творческое мышление побуждает потребность в познании, в самовыражении. Особенно ярко это проявляется в детских сочинениях. Чтобы сочинения не пугали ребят, этот вид работы должен им нравиться. Сделать это просто: надо давать детям темы, которые будут им интересны. Дети  живут в мире сказок и фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения, как "Жизнь на моей звезде", "Почему я лучше всех", "Опишите пустоту", "Как появились полезные ископаемые" и другие. Необходимо избегать таких тем, которые могут спровоцировать детей на неискренние, лживые, показушные ответы. Начиная со второго класса, я работаю над сочинениями , проходя следующие этапы:

1 .Этап. Рассматривание картины (или серии картинок), обдумывание       темы, сюжета, композиции, придумывание названия.

 На этом этапе использую приём "работа с соавтором". Диалог-это стиль мышления, стиль отношений. В диалоге ученики учатся отстаивать своё мнение, учатся культуре спора, учатся мыслить. Сначала дети беспомощны, они молчат, теряются. Главная трудность - снять страх перед незнакомой работой, устранить зажим, который парализует всякое творчество. Поэтому рассаживаю детей по желанию: очень важно, чтобы рядом сидел и творил приятный тебе человек.

2,Этап. ''Прикидывание '' лексических средств, которые могут понадобиться.
        
Дети проучились в школе ещё очень мало, и из 71 орфограммы русского
языка изучили лишь 10-12. Это обстоятельство нисколько не должно тор-
мозить творческий процесс. У ребёнка есть мысли и чувства, у него бога-
тая фантазия, в голове у него возникает художественный уникальный за-
мысел, активизируется воля, появляется потребность в самовыражении.
Ученик начинает выражать мысль словами, которые точно подходят к
его состоянию, и не надо учить его, заменять слова с неизученными пра-
вилами на другие, лёгкие. Ребёнок должен знать, что он в любой момент
может задать вопрос учителю, соседу.

3        Этап. "Открытые шлюзы".

Ученики пишут, думая только о содержании.

4        Этап. Редактирование текста, читая его вслух друг другу.
Когда всё, что придумал автор "выплеснуто" на бумагу, т.е. доминанта
"хочу выразить себя" сработала, "включается" другая доминанта-"хо-
чу, чтобы меня поняли ". А для осуществления этого намерения необходи-
мо, чтобы текст был оформлен грамотно и аккуратно. И автор становит-
ся редактором собственного сочинения. Можно обратиться за помощью
к другу-соседу.
        

5Этап. Исправление орфографических и пунктуационных ошибок.
Дети задают вопросы учителю и друг другу. Обязательно на этом этапе
ввожу работу со словарями и справочниками.
        

бЭтап . Переписывание на чистовик .Проверка.      

       По моему мнению, такая поэтапная работа на основе чередования доминант позволяет написать сочинение наиболее оптимальным образом Сначала -"хочу высказаться", потом-"хочу, чтобы меня поняли". При такой организации сочинения исключается надрыв, когда надо думать обо всём сразу.

Мотив "высказаться" доминирует не только в сочинениях, но и в письмах, т.к. дети знают, что их обязательно прочитает и ответит на них получатель. Ученики моего класса пишут много писем (в классе есть свой почтовый ящик )  и мне, и родственникам, и заболевшему товарищу. Приходится писать и деловые письма : в столовую директору, начальнику ГАИ . Мотивов для писем находится предостаточно, поэтому желание писать не пропадает никогда.

Итогом всей творческой работы в классе стал выпуск стенной газеты "Классная компания'' .  Были избраны главный редактор, художники, юмористы,  детективы, затейники игр и олимпиад, начальник отдела путешествий, фотограф. Речевому творчеству в шести выпусках газеты не было границ. Деловые статьи, очерки, юмористические странички, стихи собственного сочинения, конкурсы авторских загадок , словари-шутки, комиксы и другие виды литературного творчества давали возможность детям общаться друг с другом ,вводили их в общественную жизнь. Выпуская газету, ученики сделали интересный вывод : для творчества нужны не только фантазия, выдумка, воображение. Творчество возникает только на основе богатых знаний , прочных умений. Для любого вида творчества нужна- высокая культура.

S5002605

Редакционный совет просматривает присланные статьи.

S5002682

Макет газеты сначала создаётся на компьютере.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: «Посвещение», 1991
  2. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Москва: «Дидакт», 1993
  3. Рябцева С.Л. Диалог за партой. Москва: «Просвещение»,1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Детские сочинения. 2 класс.

В этом материале представлены детские работы, выполненные на уроках русского языка. Этот материал пригодится для составления конспекта к уроку, на котором в качестве примера, необходимы сочинения...

Из детских сочинений....

Цитаты из детских сочинений...

Методическая разработка урока: «Аппликация как средство самовыражения учащихся на занятии изостудии: «Цветы и бабочки»

Методическая разработка  открытого урока «Аппликация  как средство самовыражения учащихся на занятии изостудии: «Цветы и бабочки» разработана в рамках программы изостудии «Радуга» для детей ...

Детские сочинения на тему: "Велик русский язык..." (написанные учениками 4 "В" класса МБОУ СОШ № 19)

Детские сочинения выполнены в 2012 году в рамках подготовки к неделе русского языка....

Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.

Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра...

«Методика организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)»

ВведениеГлава 1 Теоретические основы методики организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста)1.1.Исторический аспект обучения младших ...