Однородные члены предложения .Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евгения Николаевна Меркулова

Представленный урок способствует закреплению знаний об однородных членах предложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_predlozheniya_zakreplenie.docx147.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление.»

4 класс

     


Тип урока: закрепление пройденного.

Цели:

  • Закрепление знаний об однородных членах предложения.
  • Учить постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

Задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Создание высказываний речевых произведений на основе речеведческих понятий.
  • Организация активной речевой активности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Сохранять здоровье учащихся.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, цветные карточки для дифференцированной работы, сигналы, мультимедийный проектор, карта самоконтроля.

Содержание урока

Форма работы

1.Организация класса.

Ребята, тема высказывания сегодняшнего урока «Птицы- наши друзья.» К концу урока мы должны с вами составить текст- рассуждение на эту тему.

2.Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим интересное путешествие по теме: «Однородные члены предложения».

На уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки.

Опора на мультимедийном проекторе.

красный кружок – отлично,

зеленый кружок – хорошо,

синий кружок – надо повторить правило

На партах у детей карта самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.

Карта самоконтроля по теме “Однородные члены предложения”.

Словарная работа

.

Правило.

Упражнение.

Самостоятельная работа.

Оценка за урок.

http://festival.1september.ru/articles/516059/full.h1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/516059/full.h1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/516059/full.h1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/516059/full.h1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/516059/full.h1.jpg

3.Словарная работа и повторение изученных орфограмм.  

Отгадайте загадки, запишите отгадку и объясните орфограмму.

(Картинка птицы появляется на экране.)

Проверка после самостоятельной  записи детьми слов сигнальными карточками.

Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червякам я враг,

А деревьям друг.

( Это дятел. Словарное слово, безударная  гласная в корне- Е)

Белоспинный дятел

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Это грач. Мягкий знак на конце не пишется, так как это существительное мужского рода)

http://im7-tub.yandex.net/i?id=467318&tov=7

На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Это скворец. Безударная гласная в корне. Проверочное слово-скворушка.)

http://im2-tub.yandex.net/i?id=61046181&tov=2

Он серенький на вид,

Но пением знаменит.

(Это соловей. Безударные гласные в корне- О. Проверочные слова-соло, соловушка.)

http://im4-tub.yandex.net/i?id=390411&tov=4

Какое из этих слов нужно исключить из нашего списка и почему?

(Нужно исключить дятла, потому что все остальные птицы улетают осенью в теплые страны, а дятел не улетает.)

Физминутка.

        И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

4. Работа по теме урока.

А) Работа над предложением.

Каких перелетных птиц вы еще знаете?

(Мы знаем журавлей, уток, гусей, дроздов.)

Обратите внимание на экран. Вы видите названных перелетных птиц.

Составьте предложение с однородными членами, используя названия перелетных птиц. Наиболее удачное мы запишем на доске и в тетрадях. Но, прежде, чем вы начнете составлять предложение вспомните правило об однородных членах. Расскажите друг другу в парах сменного состава и оценку поставьте в карточку. Можно воспользоваться помощью, найдите ее на стене кабинета.

(Дети в парах рассказывают правило)

(Осенью ласточки, грачи, скворцы улетают в теплые края.

Перелетные птицы: утки, гуси, журавли летят на юг.

Улетают в теплые края скворцы, дрозды, ласточки.)

(Дети называют наиболее удачное предложение.

«Осенью дрозды, грачи, скворцы улетают в теплые края.»)

Запишем его на доске.

(Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь.)

Выделите грамматическую основу.

(Ласточки, грачи, скворцы – подлежащие. Улетают- сказуемое.)

Назовите однородные члены.

(Ласточки, грачи, скворцы.)

Как отделены друг от друга однородные члены?

(Интонацией перечисления, на письме- с помощью запятых.)

Оцените, как выполнили задание.

(Дети выставляют оценку за работу в карточку)

Б) Работа по учебнику. Упр. №90,с.48.

Ребята, приходилось ли вам видеть, как улетают птицы на юг? Расскажите о своих наблюдениях.

(Улетают птицы большими стаями. Летят очень красиво и кричат….)

Прочитайте текст упр.№90, с.48. Приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

Физминутка.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Осенью ласточки, дрозды, утки, гуси, журавли улетают в теплые края. Ласточки и дрозды летят стаями. Утки и гуси летят вереницей. Журавли летят углом.

Как бы вы озаглавили текст?

(Прощание. Отлет . В теплые страны.)

Что узнали о перелете птиц?

(Ласточки и дрозды летят стаями. Утки и гуси летят вереницей. Журавли летят углом.)

Как понимаете значение слова стая.

(Значит- очень много.)

Как понимаете слово- вереницей.

(Расположение нескольких или многих одинаковых предметов в одну цепь, один за другим.)

Углом?

(Есть в математике фигура- угол, значит их полет похож на эту фигуру.)

Найдите в предложениях однородные члены

(В первом предложении - дрозды, утки, гуси, журавли.

Во втором- ласточки и дрозды.

В третьем- утки и гуси. В четвертом- нет.)

Спишите текст. В каждом предложении подчеркните главные члены.

(Дети работают самостоятельно в тетрадях)

Проверка.

Оцените свою работу, отметьте цветом в карточке.

Как соединены однородные члены во втором и третьем предложениях?

(С помощью союза И.)

В чем особенность в написании этих предложений?

(Запятые не ставятся, если однородные члены соединены союзом И.)

Прочитаем вывод в учебнике на с.48.

Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом И:

В саду поспели яблоки, груши, сливы.

В саду поспели яблоки, груши и сливы.

В) Запись предложения с комментированием.

Посмотрите на экран.

http://im4-tub.yandex.net/i?id=8581666&tov=4         Белоспинный дятел

http://im3-tub.yandex.net/i?id=60900891&tov=3        http://im4-tub.yandex.net/i?id=9814506&tov=4

Назовите птиц.

(Дятел, воробей, сорока, ворона.)

Что можете сказать об этих птицах?

(Это зимующие птицы.)

Составим предложение по схеме:

____   ____ и  ____  ____                                      

(Дятлы, воробьи и сороки зимуют в наших краях.)

Предложение запишет Коновалова Ира с комментированием на доске, остальные пишут в тетрадях.

Коновалова Ира комментирует предложение.

Оценка работы ученика.

5. Самостоятельная работа.

(У ребят на партах кружки разного цвета.)

                   для слабоуспевающих ребят

                    для сильных детей

Послушайте задание для самостоятельной работы.

  1. Красный кружок.

Спиши предложения. Найди однородные члены, расставь знаки.

Различить ворону и грача совсем не трудно. Грач весь чёрный.  У вороны все туловище серое. Только голова шея крылья и хвост чёрные.

  1. Желтый кружок.

Описать одну из птиц.

Физминутка.

Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Проверка каждого вида работы.

1)Различить ворону и грача совсем не трудно. Грач весь чёрный.  У вороны все туловище серое. Только голова, шея, крылья и хвост чёрные.

2)Воробей очень маленькая и забавная птичка. Он много прыгает. Любит есть крошки и семечки. Воробей живет в городе. (пример)

Оцените свою работу, поставьте в карточку.

Давайте вернемся к нашему высказыванию: «Птицы- наши друзья». Посоветуйтесь со своей постоянной парой и предложите свое предложение на эту тему.

(Птицы- наши друзья. Они уничтожают вредных насекомых. Радуют нас своим пением и красотой. Не разоряйте птичьих гнезд. Покормите птиц зимой. Берегите птиц!)

Замечательный рассказ.

6. Домашнее задание.

Упр. №93,с.50

1.Нужно письменно ответить на вопросы. Например:

-Каких домашних животных разводит человек?

Ответ: Человек разводит коз, коров, свиней, овец.

2. Выберите четыре вопроса и ответьте на них.

7. Итог урока.

- Какую тему повторяли на уроке?

(Однородные члены предложения)

- Какие задания вызвали затруднения?

(Ответы детей)

8. Рефлексия.

Вывесите свои карточки на доску. Давайте посмотрим как усвоил эту тему весь наш класс.

Условные обозначения:

Ф – фронтальная работа,

Г – работа в малых группах,   

И – индивидуальная работа,

К – коллективная работа: в парах постоянного состава (ППС),  в парах сменного состава (ПСС).             

     

      И Ф

Самоанализ урока.

     Проведенный урок является третьим по теме «Однородные члены предложения.

     Тип урока- закрепление изученного.

Урок построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

     На уроке были поставлены цели:

  • Закрепление знаний об однородных членах предложения. Учить постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

Для реализации данной цели использовались задания продуктивного (творческого) характера (дети обращались к ранее накопленным знаниям о птицах).

     Чередовались виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассматривание наглядных пособий (картинки с птицами), ответы на вопросы, составление предложений с однородными членами, доказывали постановку знаков препинания при однородных членах.

     Использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности- активные методы: дети обсуждали в парах предложение о птицах, ученики в роли учителей- друг другу в парах рассказывали правило об однородных членах и выставляли оценки, также на протяжение всего урока дети сами оценивали результаты своей работы и оценки заносили в карту «Самоконтроля».

     Ребята были активны на всех этапах урока, поэтому было немного шумновато, но не мешало учебному процессу.

     На уроке поощрялась инициатива учеников, самостоятельность в учебном процессе.

     Использовалось дифференцированное задание в конце урока с целью определения усвоения знаний детьми об однородных членах предложения и знаках препинания при их написании.

     У детей отмечен интерес к уроку, к изучаемому материалу, стремление узнать больше.

     Одним из показателей успешного проведения урока является благоприятный психологический климат на уроке.

     В содержательную часть урока включены физкультурные паузы, а также технология В. Ф. Базарного (поиск правила на стенах кабинета), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников их выполнять.

     Цели, поставленные на урок, достигнуты. Но ученическая самооценка расходится с учительской:

Ученики- 84% качества знаний;

учитель (после проверки работ)- 75% качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однородные члены предложения.Закрепление"

Тема: "Однородные члены предложения. Закрепление"....

Однородные члены предложения (закрепление)

“Однородные члены предложения. Закрепление”...

Сценарий урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Данный материал представляет собой урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения. Закрепление» по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на закре...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Конспект   урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление»....

Тема: “Однородные члены предложения. Закрепление”

Цель: - вспомнить понятие “однородные члены предложения”;- развивать умение распознавать однородные члены предложения;- повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах...

Однородные члены предложения. Закрепление изученного материала

Презентацию с теоретическим материалом и практическими заданиями учитель может использовать на уроках русского языка при закреплении темы "Однородные члены предложения"....