Доклад для учителей начальных классов
план-конспект по русскому языку по теме

Гизатуллина Гюзелия Кирамовна

 

   Доклад на тему "Организацияконтроля и самоконтроля учащихсяв процессе обучения списыванию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nach.kl_..doc30 КБ

Предварительный просмотр:

   Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию

(Из опыта работы) Г.А. Огирь

   Будучи неопытным педагогом, я в своё время была очень удивлена открытием важного методического аспекта по обучению списыванию учащихся: а неужели этому надо учить?!

Теперь я знаю: обязательно надо! Иначе этот вид работы учащихся можно назвать срисовыванием с заданного образца. Хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.

   Первое. Алгоритм списывания должен быть «выращен» у детей на сознательном уровне. Ученик должен понять смысл этого алгоритма, последовательность каждого его шага,осознать смысл самопроверки. На первых порах (после выполненияп. 6) работает закон: «Беру простой карандаш и жду класс». Убедившись, что все первоклассники закончили списывание, учитель вновь открывает текст. Под руководством педагога, организующего пошаговый контроль, дети учатся, как проверять списанное. Все работают в едином режиме! Учитель развивает умение рациональной проверки, а именно:

в полной синхронизации движений глаз, руки, губ дети последовательно, с хоровым слоговым проговариванием переводят взгляд и разметку рукой в воздухе с написанного на доске и у себя в тетради выделяют 1) эти же гласные, 2) слоговые дужки, 3) ставят

знак ударения, 4) подчёркивают орфограммы, знаки препинания. Это необходимые ориентиры целенаправленного сравнения исходного и самостоятельно записанного текста.

Тогда и критерии самооценки ученика будут объективными, конкретными и содержательными.

   Второе. Учитель постоянно поощряет детей: «Молодец, Лена! Ты внимательно проверила гласные в слове ("уколола" в воздухе) и отметила их у себя в тетради»; «Хвалю Мишу! Он постоянно переводит взгляд и руку с доски в тетрадь, проверяя гласные, слоги, ударение»; «Как умело управляет своей рукой Никита! Проверил запись на доске и сравнил со своей записью»; «Катя – настоящая ученица! Что стоит за фразой «Проверь себя!» для взрослого? Ему достаточно перевести взгляд с образца (текста, схемы, чертежа и т.п.) на результат собственной деятельности и определить правильность – неправильность работы.

   А что такое проверить себя первокласснику? Это значит создать условия для обязательного включения его руки, глаз, артикуляционного аппарата, слуха в предметно_практическую деятельность с обязательным соответствием конкретных действий алгоритму списывания. Напомним основные операции первоначального обучения списыванию.

1. Прочитать предложение (или более мелкий смысловой отрезок), подлежащий списыванию за один такт.

2. Повторить предложение, не глядя в текст.

3. Выделить орфограммы в списываемом тексте (подчеркнуть их).

4. Прочитать предложение так, как оно написано («как будешь себе диктовать во время записи»).

5. Повторить, не глядя в текст, предложение так, как будешь себе диктовать во время письма.

6. Записать, диктуя себе так, как проговаривал предложение последние два раза (текст закрыт).

7. Проверить написанное.

   На уроках обучения грамоте, письма, русского языку ученик может целенаправленно и результативно проверить себя с помощью графической разметки слов простым карандашом.

Всегда диктует себе во время записи так, как записано предложение!» и т.п. Со временем, констатируя усвоение и принятие алгоритма списывания, учитель «отпускает» детей, но

обязательно осуществляет контроль: почему произошла ошибка? Какой  этап списывания нарушен? и т.п.

   Третье. Этап списывания под руководством учителя должен присутствовать на каждом уроке русского языка. В течение 8–10 минут интенсивно отрабатываются все орфограммы. Дети «пропускают» слова через себя, развивая орфографическую зоркость и речедвигательную память. Они начинают чувствовать природу родного языка задолго до усвоения многочисленных орфограмм и постановки знаков препинания, выстраивают свои интересные наблюдения за звучащим и написанным словом в стройную систему. А это непосредственным образом влияет на формирование устойчивой положительной мотивации к обучению: результат работы у всех положительный, ошибки предупреждены.

   Четвёртое. Данный алгоритм позволяет учитывать психофизические особенности младшего школьника.

   Одновременно задействованы слух, зрение, моторика, артикуляция, которые в едином ритме и последовательности формируют целенаправленное мыследействие.

   В заключение перечислим главное в вышеизложенном с помощью ключевых слов: предметно_практическая деятельность, алгоритм, осознанность, познавательный интерес,

результативность, качество обучения.

Доклад на тему:

«Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию»

 Учитель начальных классов: Гизатуллина Г.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"

доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"...

«Здоровье детей в наших руках» Доклад Подготовила: Учитель начальных классов Манчилина Г.В.

laquo;Здоровье детей в наших руках»  Доклад.Подготовила:    Учитель начальных классов    Манчилина Г.В.                 ...

Доклад для учителей начальных классов

quot;Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов"...

ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"

Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.  Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель.     Младший школьный возраст является таким период...

Доклад на РМО учителей начальных классов на тему: «Профессиональная компетентность учителя в процессе реализации ФГОС»

laquo;Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». (Профессиональный стандарт педагога) В ФЗ «Об образовании в Российской ...