урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова", проводился при закреплении темы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.rar368.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

2008 г.

Тема : «Правописание парных согласных в корне слова»

Цели :

1.Образовательные цели урока :

-  закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными в корне слова;

-  овладевать последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;

-  сравнивать искомую букву в проверочном и в проверяемом словах ;

-  повторить фонетический разбор слова и разбор слова по составу .

2. Развивающие цели урока :

-  развивать логическое мышление ;

-  развивать навык каллиграфического письма ;

-  развивать внимание и память ;

-  развивать связную устную и письменную речь ;

-  развивать орфографическую зоркость ;

-  развивать самопроверку и взаимопроверку ;

-  развивать самостоятельность и творчество ;

-  формирование интеллектуальных чувств ( любознательность, удивление , новизна );

-  развивать умение составлять текст на тему .

3.Воспитательные цели урока :

-  воспитывать дисциплинированность ,выдержку, терпение ;

-  воспитывать аккуратность;

-  воспитывать интерес к языку ;

-  формирование культуры речи.

Тип урока :

                     обобщения и систематизации.

                   

Методы урока :

                       наглядный , практический , работа с книгой ,видеометод.

Средства обучения :

                            индивидуальный , фронтальный , самостоятельная работа, наблюдения учащихся, творческая работа.

Приёмы обучения: 

                              индивидуальный, фронтальный, групповая работа, дифференцированный.

Оборудование : 

                               книга «Мудрой Совы», рисунки дупла, острова, дерева с яблоками, животных, совы, карточки со словами, конверты с заданиями, замки с загадками, Незнайка, мультимедийная установка, учебник «Русский язык 3 класс», магнитофон с записью пения птиц .

     

ХОД УРОКА.

1.Оргмомент.

- Ребята , готовы вы к уроку ?

  На вас надеюсь я друзья !

  Мы хороший дружный класс ,

  Всё получится  у нас .

2.Сообщение темы урока.

- Послушайте одну удивительную историю. Однажды не поладили буквы –гласные и согласные – и разошлись в разные стороны . Сбились согласные в одну кучу , хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг …

Показалось им , что кто-то рыдает …Прислушались .

- А-а-а ! О-о-о ! –плакали гласные.

И согласные крикнули им( вернее , хотели крикнуть ,но получилось лишь невнятное бормотание ) :

- « П – р - н»

И услышали радостное ( но тоже непонятное ) :

- « А – ы – е»

ПОКАЗ ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.

- Слышите , это всё происходит в этой книге. Это волшебная книга «Мудрой Совы» .Сову похитил злой лесной волшебник и спрятал в лесную глушь. Давайте спасём пленницу ! Путь дорогу нам укажет  её волшебная книга.

А в этом нам помогут наши знания

- Так вот буквы , которые не поладили, решили : надо заключить мир и жить вместе ( 1 слайд )

           

            П   Р   Н          А   Ы   Е

            З   В   Н   К      О   И   Е

                                И

            Г   Л   Х           У   И    Е

            С   ГЛ   СН       О   А   ЫЕ         

 - Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги , вы можете назвать тему урока. (слайд № 2 )

3. Чистописание .

    ( На доске мост . На нём написаны соединения букв .)

- Итак , первое препятствие мост. Чтобы по нему пройти , нужно вставить в карточке букву и прописать соединения.

                             

МОС .

( карточка на доске )
 - Проверочное слово.

- Правило.

- Вспомним парные согласные. Пропишем их в соединении.

- Показ соединений на доске ( виды соединений)

    бп     дт     зс     гк     жш     вф ( слайд 3 )

4. Закрепление.

- Пройдя по мосту мы попадаем в чудесный сад с волшебными яблонями.

                                     

СА .

( карточка на доске )
 - Проверочное слово.

- В этом саду живут разные животные .Но чтобы пройти через сад нужно правильно написать названия животных , устно подбирая проверочные слова ( самостоятельно )

РИСУ-НОК

ЛЕ .

- Лев, морж, лягушка, ёж, белка, верблюд, медведь, рыбка, волк, жук.

 - Проверим с доски .( слайд № 4 )

- Назовите среди этих слов словарное слово. Подчеркни безударную гласную.  ( медведь )

- Назовите животное , которое живёт в воде и без неё жить не сможет.

                                                                                      ( рыбка )

- Разобрать по составу. ( 1 ученик у доски )

- Кто живёт в воде и на суше ? ( Морж, лягушка )

_ Слово МОРЖ – фонетический разбор . ( 1 ученик у доски )

 - Какие из данных животные обитают в нашем крае ?- Листаем книгу. Попадаем на остров.

ОСТРО .

                               

                                    ( карточка на доске )

- Проверочное слово.

- На острове произошла буря. Проверочные слова потеряли свои места у проверяемых слов. Вставить пропущенную букву и соединить с проверочным словом. Обратите внимание , что здесь есть лишние проверочные слова.

Сла…кий                 лёгок , лёгкая

Ло…ка                    сладенький , сладкая

Лё…кий                   ложки , ложечки

Проверка с доски . ( слайд № 5 )

- Какое правило применяли ,когда выполняли эти задания ?

- Листаем книгу дальше. На этом острове живёт Незнайка .Его сюда отправили за плохую учёбу.

- Незнайка не учил правила по русскому языку и посмотрите,как написал диктант . Представим ,что вы учителя. Ваша задача : найти ошибки в работе Незнайки .

                ( индивидуальные листочки у каждого ученика , у слабых учеников слова с ошибками подчёркнуты)

Рыпка , грятка , крушка , глатко.

Трафка , сетка  и тетратка .

Книшка , лошка , утка , скаска ,

Пряшка , брошка и рубашка .

- Какое правило не знал Незнайка ?

5. Физкультминутка.

6. Закрепление.

- Перед нами тот самый дремучий , заколдованный лес.

ЛЕ .

                                                                       

   

                                 ( карточка на доске )

- Проверочное слово.

- Игра « Доскажи словечко». Записываем слова под диктовку самостоятельно .

* На коньках я мчусь вперёд, под ногами крепкий …  ( лёд )

* В тулуп и валенки одет , шёл на охоту старый  …     ( дед )

* Я знаю точно адрес наш , и свой подъезд , и свой … ( этаж )

* У лисички Любки остренькие  …      ( зубки )

* У нас общие игрушки , потому что мы  -     ( подружки )

* Закрывают дети ….( глазки ) , детям сниться будут …  ( сказки )

* Дружно мы возьмём лопатки , хорошо вскопаем …   ( грядки )

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

( на полях ставиться оценка )

- Зашли в лес. Как нужно вести себя в лесу ? Почему ?

- Давайте тихо сделаем задание из учебника .( упр . 216 )

1 ряд – 1 столбик

2 ряд – 2 столбик

3 ряд – 3 столбик

Включается запись с пением птиц .

САМОПРОВЕРКА. ( слайд № 6 )

- Где живёт сова? ( в дупле )

- Впереди мы видим дупло . Здесь –то и спрятана пленница.

-А почему сову называют мудрой птицей ?

- Что вы знаете о сове , как о птице ?

СОВА – в мире существует около 130 видов сов . У всех сов большие глаза , все они питаются мелкими животными . Большинство сов охотиться ночью ,    некоторые активны и днём . Сова уничтожает за год 1000 грызунов . Если учесть , что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна , то , значит одна сова спасёт в год тонну зерна .

( рисунки и вся информация на экране  слайд № 7,8 )

  - Какие виды сов живут в наших лесах ?

- Кто видел сову в природе ?

                       

ДУ .

                                           

                                                 ( карточка на доске )
- Проверочное слово .

- Дупло совы закрыто заколдованными замками . Замок – слово . Читаем слово , показываем на веерах пропущенную букву .

7. Самостоятельная работа .

- Открыли замки , а что там …

Сова  приготовила своё интересное задание .

         ( конверт с самостоятельной  деференцированной  работой )

Составить по опорным словам 3- 4 предложения . Используйте слова на изученное правило .

Посадил  де .  ре . ку . Выросла  ре . ка большая  - пребольшая .

Волк пошёл на реку , опустил хвост в прору . ь и начал приговаривать:

« Ловись , ры . ка  , и мала , и велика» !

Девочка взяла самую большую ло . ку  и похлебала из самой большой ча . ки

Посадил   де д\т  ре б/п ку . Выросла  ре б/п ка  большая  - пребольшая .

Волк пошёл на реку , опустил хвост в прору б/п ь и начал приговаривать:

« Ловись , ры б/п ка  , и мала , и велика» !

Девочка взяла самую большую ло  ж/ш ку  и похлебала из самой большой    ча ж/ш ки .

- Работаем на листочках . Листочки вложить в рабочие тетради .

8. Итог урока . Оценивание . ( слайд № 9 )

- Кому мы сегодня помогли ?

- Что скажет нам сова ?

- Что помогло нам спасти сову ?

- Какие задания мы с вами выполняли ?

- Какие задания вам показались сложными  и вы затруднялись выполнить ?

- Вам понравился урок ?

-  Покажите какое у вас сейчас настроение ? ( слайд № 10 )

- У меня тоже весёлое настроение , потому что многие из вас меня сегодня порадовали правильными ответами и активной работой .

- Кому можно поставить «5» за работу на уроке ?

- А кому нужно подтянуться ? ( обсуждение )

9. Домашнее задание .

 

- В гости без подарка не ходят . Я знаю , что вы каждый приготовили свой подарок . В названии вашего подарка должна быть парная согласная .

-Как проверить парную согласную в корне слова ?

- Взамен срываете листочек с волшебного дуба  ,где написано ваше имя .

( На листочках записано домашнее задание от « Мудрой Совы» )

Каждый вариант задания комментируется учителем .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...