урок русского языка в 4 классе на краеведческом материале
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
вариант интеграции знаний по краеведению в содержание урока и темы без ущерба для формирования предметных знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа 2100»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ№ 11» г.Ижевска
Муратаева К.Д.
Тема урока: Комплексное повторение изученного в 4 классе по разделам «Слово», «Предложение. Текст».
Цель урока:
1. обобщающее повторение и закрепление изученного материала о слове, предложении, тексте на краеведческом материале
2. тренинг умений:
- осуществлять выбор эффективных способов решения орфографических задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
3.формировать способность учащихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход урока:
1.Оргмомент.
После сообщения темы урока, учащимися на полях выставляется “прогностическая оценка” своих знаний и умений по каждому из разделов (в баллах или на шкале)
Запись числа в тетради
2. Комплексное повторение материала:
2.1Словарный диктант + чистописание (учитель диктует словарные слова блоками)
1 блок: Масса, багаж, тарелка, хозяин
После записи слов выполняются последовательно задания:
- Определите и назовите принадлежность к части речи каждого слова.
- Устно задайте к словам вопрос. Какое из имен существительных одушевленное?
- Назовите грамматические признаки имен существительных.
- Подберите и назовите подходящие признаки и действия (друг за другом цепочкой).
- Замените имена существительные местоимениями. Назовите полученные пары
- Определите и назовите род и лицо местоимений.
- Как в изобразительном искусстве называется такое чередование элементов?
- Какие словарные слова могли бы продолжить словесный орнамент?
- Образуйте от имен существительных имена прилагательные, назовите их.
- Назовите по порядку орфограммы в каждом слове.
- Поставьте ударение. Назовите признак отличия первого слова от остальных.
- Найдите и назовите согласные в слабой позиции в первом и втором словах.
- Назовите способы проверки правописания орфограммы в слове.
- Какая орфограмма объединяет второе и третье слова?
- Придумайте ассоциации для запоминания написания слов.
(вывешивается на доске табличка или показывается кадр презентации)
| б | м | ||||
т | а | р | е | л | к | а |
г | с | |||||
а | с | |||||
ж | а |
- Деление записанных слов на слоги.
- Назови слово, в котором букв, больше чем звуков. Почему так считаешь?
- Назови слово, в котором букв, меньше чем звуков. Почему так считаешь?
Оставьте следующую строку свободной, она понадобится позже
Диктуется блок №2: галерея, вверх, кофе, долина, ромашка, винегрет, чувство
Выполняются последовательно задания:
- Определите часть речи каждого слова, склонение имен существительных
- Какое из слов не существительное? (вверх). Задайте вопрос к этому слову?
- Назовите слово, в котором букв, больше чем звуков (галерея)
- Назовите слово, в котором букв, меньше чем звуков (чувство)
- Назовите слово с опасным парным согласным (винегрет, ромашка)
- Назовите слово, которое нельзя переносить по слогам (галерея)
- Найдите слова среди записанных, в которых «прячутся» имена (долина, ромашка)
Возвращение к словам блока №1.
Выпишите на оставленную свободную строку каллиграфически правильно буквы и соединения :
- 2 слог 1 слова
- 1 слог 2 слова
- глухой согласный 3 слова
- 3 слог 4 слова
- Собери из слогов полученное слово + вспомни правило записи его, запиши (Сабакин)
Выпишите далее каллиграфически правильно буквы и соединения слов блока№2:
- 2 слог 1 слова
- удвоенный согласный 2 слова
- 2 слог слова, называющего напиток
- 1 слог слова долина. Значение слова?
- 1 слог слова, называющего полевой цветок
- 1 слог «вкусного» и «полезного» слова. В чем его польза?
- Непарный глухой, всегда мягкий согласный последнего слова.
Сколько слов можно образовать ? Правила записи слов.
Запись фамилии, имени, отчества (Сабакин Лев Федорович)
Итог этапа урока:
Какие разделы мы повторили?
Какие знания и умения проверялись на данном этапе?
Можешь ли уже изменить свою прогностическую самооценку?
Почему так считаешь? (рассуждение желающих учащихся или мягкое подбадривание учителя для создания «ситуации успеха» у ребенка с низкой самооценкой)
2.2.Учащиеся вспоминают, что им известно об этом человеке ( по материалам посещенной в краеведческом музее экскурсии. Учитель или учащийся может обобщить все сказанное: Сабакин Лев Федорович - простой крестьянин, родился в Тверской губернии, талантливый изобретатель, учился в Англии после помощи Екатерины 2, узнавшей о его изобретениях и астрономических часах. Получил титул надворного советника, награжден царским орденом и послан механиком в главном правлении заводов в Екатеринбурге. В 60 лет по приглашению Дерябина приехал на Ижевский завод. На Воткинском заводе установлен первый на Урале листопрокатный стан, на Ижевском- шустовальная машина для обработки оружейных стволов. В 1812 году вновь приехал на оружейный завод. Умер в 1813 году, был похоронен на кладбище при Троицкой церкви. Могила не сохранилась.
Как могла быть образована фамилия этого человека?( рассказать о дворянском роде Собакиных, способе отличия фамилии предка-дворянина и крепостного крестьянина.)
-Назовите, какой тип текста использован (повествование)
-Используются ли элементы описания?
-Используются ли элементы рассуждения?
-Попробуйте устно построить отдельные предложения, используя элементы описания или рассуждения (можно ввести описание астрономических часов; листопрокатного стана или шустовальной машины; различия в результатах обработки оружейных стволов до и после изобретения Сабакиным специальной машины; рассуждение о том, почему был послан на учебу простой крестьянин; как он стал известной личностью).
2.3.Комментированное письмо:
Сабакин Лев Федорович родился в семье простого крестьянина и жил в Тверской губернии. Он получил титул надворного советника от Екатерины Великой за свои изобретения, награжден царским орденом и послан служить механиком в главном управлении заводов Екатеринбурга.
2.4.После самопроверки записи предлагается фронтальное выполнение заданий:
-выделение и объяснение правописания орфограмм;
-сгруппировать виды орфограмм ,назвать группы и способ проверки написания
- назовите слова с безударными окончаниями в именах существительных, именах прилагательных. Как проверить и доказать правописание окончаний?
- назовите слова с мягким знаком после шипящих (нет таких слов)
-роль мягкого знака в словах: семье, крестьянина, служить
- составление схемы предложения, синтаксический разбор
-разбор по составу: надворного, царским, управлении
-упражнение в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов;
-назовите слова, в которых наблюдается несовпадение количества звуков и букв, объясните причину
-Почему народ прозвал царицу Екатерину II «Великой»?
-назовите грамматические признаки существительных во втором предложении
--обозначьте склонение и падеж существительных в первом предложении, выполните устную постановку существительного в разные падежные формы
-назовите грамматические признаки глаголов, встречающихся в предложении
-изменение времени, числа и лица глаголов
-определение типа спряжения глагола + измените спряжение*(это сделать невозможно!)
-Образование неопределенной формы глаголов , замена глаголов синонимами
-назовите местоимение, его грамматические признаки
-вычлените словосочетания из предложений
-Введение в предложения слов, в которых пишется Ь после шипящих (в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) , (существительных 3 склонения)
- определите роль слов разных частей речи в предложении
Итог этапа урока:
Какие разделы мы повторили?
Какие знания и умения проверялись на данном этапе?
Можем ли мы уже изменить прогностическую самооценку?
Почему так считаешь? (рассуждение желающих учащихся или мягкое подбадривание учителя для создания «ситуации успеха» у ребенка с низкой самооценкой)
3. Итог урока:
Рефлексия
- Хочу похвалить..за…
- Самооценка : материал темы я знаю
- + – очень хорошо
- v – бывают трудности
- — – пока еще сложно выполнить ( на полях строки с соответствующим заданием)
- Остались сомнения
Сравнение “прогностической оценки” в начале и в конце урока (оценка своих возможностей).
Самопроверка записи работы в тетради, обнаружение причин ошибок ( путь их ликвидации)
«Аукцион» (для выставления итоговой оценки за урок):
Что я знаю о слове? (фонетический, орфографический морфемный анализ, лексическое значение; морфологические признаки слов разных частей речи)
Что я знаю о предложении?
Что я знаю о тексте?
Оценки.
Рассуждение (по желанию): Я заслуживаю за работу на уроке оценку…, т.к.( можно просто поставить на полях работы в тетради)
Комментирование оценок за работу на уроке учителем (выставляются в журнал)
Домашнее задание:
1.Составьте арифметический диктант или задание для устного счета (выражения, имеющие ответ, равный каждому числу в шифровке).
2. Составьте подобное задание о другом малоизвестном, но значимом в истории города человеке, творческие работы по теме «Значимые люди в истории Ижевска» (викторины, кроссворды, шифровки)
3. Индивидуальный самостоятельный выбор задания на повторение для устранения пробелов в знаниях (учителем даются номера страниц учебника с теоретическим материалом, а учащиеся после повторного мотивирования записывают на свой выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению по материалам наблюдений по теме "Зимние забавы"." 3 класс
Урок построен по принципу проектной деятельности, где дети делятся на группы, самостоятельно подбирают фотографии, иллюстрации, создают презентации, подбирают пословицы, стихотворения . А потом ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Дидактические материалы к уроку русского языка 2 класс
Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа "Школа России"...