Способы определения падежа имен существительных
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему
Рассматривается определение падежа разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_opredeleniya_padezha.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Способы определения падежа имен существительных.
Цели: 1)формирование навыка в определении падежа
имен существительных;
2) развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
Ход урока.
- Настрой на урок. Актуализация знаний.
В начале урока нужно ум в порядок привести. Гимнастика для ума. Кроссворд.
з | а | П | я | т | а | я | |
н | А | р | е | ч | и | е | |
р | о | Д | |||||
к | о | р | Е | н | ь | ||
О | Ж | е | г | о | в | ||
а | н | т | о | н | и | м | ы |
- Какой знак препинания чаще всего ставится перед союзами?
- Какая самостоятельная часть речи не имеет грамматических значений?
- Какое значение является постоянным у имени существительного?
- О какой части слова можно сказать, что она является носителем лексического значения слова?
- Автор «Словаря русского языка».
- Слова, противоположные по значению.
-Самый внимательный уже, наверное, заметил еще одно слово, которое спряталось в кроссворде ( см. по вертикали: падежи).
II. Сообщение темы урока.
Падежи. Именно о них мы сегодня будем говорить.
- Какие части речи имеют это грамматическое значение?
(существительное, прилагательное, числительное, местоимение, т.е. имена)
- Какие способы определения падежа существительного знаете?
- по падежному вопросу;
- по предлогу;
- по смысловому вопросу ( В. и П. в, на – куда? где? )
- по окончанию (В. – у, Р. – ы)
На уроке будем тренироваться определять падежи такими разными способами.
- Работа по теме.
- На доске слова:
В, февраль, под, снег, непроглядный, упрятать, тропинка,
[ м' и т' э л '].
- Что вы можете сказать о словах?
( это не предложение, есть слово в транскрипции)
- Составьте характеристику слову: звуки, буквы, чего больше и т.д.
- Постройте предложение, кому-то может помочь схема предложения (дана схема).
- Запись предложения в тетради и на доске:
- Работа с предложением
В феврале под снегом непроглядная метель упрятала тропинки.
Задания: выделить орфограммы;
определить падежи;
лексическое значение слова «метель»
( использование словаря В.В.Репкина)
- Синонимы ?
1. буран – снежная буря, метель в степи.
2. вьюга – снежная буря.
3. пурга – снежная буря, сильная вьюга.
- Что сильнее: метель или буран ? вьюга или пурга?
- Как понимаете слово «непроглядная»?
(такая темная, что нельзя разглядеть)
- Ряд однокоренных слов к слову «упрятала»?
Молодцы! К этому предложению мы еще вернемся, а сейчас эстафета.
- Работа по рядам в парах.
Каждый ряд получает карточки, на которых написаны словосочетания, надо определить главное слово и падеж зависимого, на доске те же словосочетания.
Последний ученик с каждого ряда выходит к доске и проверяет:
Появился на ветках
На ветках берёзы
Покрывают землю
Украсились инеем
Летит на землю
Летит с ветки
Стоял после метели
( у каждого сигнальные карточки с цифрами: 1 – Р.п., 2 – В.п., 3 – П.п. ,4- Д.п.)
- Работа с парах подвижного состава: у каждого карточка со словосочетанием.
Поехал к сестре , схожу за доктором, спит на кровати, сыплет с неба, пронеслись над поляной, облепили вершину, висели на верхушке, ходит по снежку.
- Развитие речи. Самостоятельная работа.
- Вернемся к нашему предложению: о чем оно сообщает?
Это предложение - начало рассказа. Вам нужно продолжить его 2 -3 предложениями.
На доске помощники – словосочетания. Составьте рассказ, придумайте название и запишите в тетрадь.
Примерный рассказ:
В феврале под снегом непроглядная метель упрятала тропинки. Маленькие елочки занесло снегом. Инеем украсились березки и осинки. С ветки на землю летит пушистый снежок. Толстый слой снега покрывает землю. После метели лес стоял удивительно красивый.
- Итог урока.
Рефлексия: знание – незнание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Определение падежа имени существительного"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"...
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
3 класс. Разноуровневый тренажёр «Определение падежа имени существительного»
ЦЕЛИ:- проверить знания учащихся по теме «Имя существительное. Падежи»,- подготовиться к письменной проверочной работе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3190942","attributes":{"alt":"...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку в 4 классе по теме «Упражнения в определении падежей имен существительных. Правильное питание»
Урок с мимио презентацией...
Карточки по русскому языку "Определение падежа имен существительных"
Вставить пропущенные окончания и определенить падеж имен существительных...
3-4 кл. (2013 год) Интерактивный тренажер "Определение падежа имен существительных"
Тренажер в виде таблиц для быстрой проверки знаний детей. Подходит для работы в классе и дома.УМК - любой. Оформление лаконичное, что не отвлекает внимание детей.http://pedsovet.su/load/238-1-0-40435...
Тест по теме «Определение падежа имени существительного и имени прилагательного».
Тест предназначен учащимся 4 класса по программе УМК "Школа России"...