Урок "Знакомство с согласными звуками [х],[х’]"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Егорова Ольга Николаевна

Урок обучения грамоте

 1 А класс 2009 уч.год

Учитель: Егорова О.Н.

Тема:

- познакомить с согласными звуками [х],[х’],  учить дифференцировать звуки по  твёрдости и мягкости и практического определения глухости-звонкости изучаемых звуков,

- сформировать в памяти первоклассников чёткий зрительный образ, учить использовать в учебной деятельности основные мыслительные операции: анализ-синтез, сравнение, обобщение.

- развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, воспитывать позитивное отношение к чтению как к виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив.

 

      1. Организационный момент.  

2.Отгадайте нашего гостя:

                                                  Я придумал вот как ловко

                                                  У меня своя уловка

                                                  Есть кладовка за щекой

                                                  Вот я умненький какой!

 Хомяк.

 Хомяк, вредитель хлебных злаков и огородных растений. Он очень запасливый, трудолюбивый

А что он нам принес?                          

  Конверт

На конверте – адрес образовательного учреждения.

- Кому предназначено послание?

1 А классу.

 

2.   А в конвертетом секрет.

       И чего тут только нет!

image                                                             

 

 

                                                      Вот какие то квадраты

                                                      И круги тут есть, ребята.

                                                       Объясните, что за карточки.

                        ( Учащиеся объясняют, что знают об условных обозначениях)

 

    Хомяки проживают в полях, а какие насекомые летают там?                                 

      Стрекозы, бабочки, жуки, мухи.

    Откройте учебники, определите страницу

    Вот мухи к нам прилетели на урок.

    Что видим?

     Мухи   Муха 

 

3.  Произнесём эти слова, проанализируйте звуковые схемы.

Слышим новые звуки [х] [х’]

   -Что происходит с выдыхаемым воздухом?

Он произносится с препятствием, шумом.

     Сделаем вывод: звуки [х] [х’] – согласный

     Послушаем, как произносятся звуки [х] [х’]

      Закроем ушки.

    Звук глухой

    

      В слове  муха звук [х] - твёрдый.

       

 

 

      В слове  мухи звук [х’] – мягкий.  

      Выберем условные обозначения:

imageimage     

 

 

4. Эти звуки обозначаются в русском языке буквой. Ха

 

Рассмотрите в учебнике данную букву. 

Кто сконструирует букву на доске?  

(Конструирование на магнитной доске из полосок бумаги)

                             На что похожа? На ножницы похожа

                             Но в работе, а не лежа

                             Хочешь – порешь,

                             Хочешь – шьешь

                             Хочешь – сам себя стрижешь.

На уроках труда мы работаем с бумагой. А сегодня на уроке обучения грамоте у вас на партах находятся квадраты из бумаги. Вам, ребята, надо выполнить условия загадки.

Загадаю вам загадку. 

                            Становитесь на зарядку

                            Раз – листочки поднимаем

imageimageimage                            Два – листочки  загибаем

                            Три – еще разок свернули

                            На четыре развернули

                            Буква спряталась внутри

                            Кто догадлив? Назови!

 

 

5. Знаем как выглядит буква Ха                                 

   А почему этих букв 2?  

  Имена собственные пишутся с большой буквы.  Харитон, Харьков, Хабаровск.

- Какую кличку можно дать нашему хомяку? Хомка.

  А кто еще знает почему?

  Начало предложения   пишется с большой буквы      

imageimageimageimage                                  

Составьте предложение о нашем Хомячке.   

     Хомка любит зёрна.

6. Физминутка:

 

 Хомяка, Хомяка – хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомяка рано встаёт

Щёчки моет, носик трёт,

Подметает Хомяка хатку

И выходит на зарядку…

1,2,3.4,5.

Любит Хомяка подметать.

Фонограмма.

 

7. Есть очень много слов с изучаемой согласной Ха

     Химик – специалист, работник хим. промышленности

     Хорь -  хищный зверёк, с ценным мехом.

6. Что ещё есть в схемах?                       

Слоги: Химик – 2, Хорь – 1

 

- Почему в слове хорь не поставлено ударение?

Гласная в сильной позиции , т.к. слог один, гласная одна.

 

 

 

А сможете ли вы прочитать слоги? 

                 

                             ах   эх       ха                  хя

                                                                              ох   ых     хы     ху         хе           хи

                                             ух   их       хо                  хю          хё

       

- Что заметили?

Под схемой записаны слоги с мягким согласным звуком [х’]

 Смягчает согласный звук гласные я, е, ю, и, ё

Зная это, прочитаем слоги и слова на следующей странице

7. –Составьте словосочетания :

 Хорьковая шапка

 Хлебный магазин

 Хвойный лес

 Хвостатый зверь

 Хитроватая лиса

Гимнастика для глаз

-А глазки всё видят?

Что за пиктограмма: сравни звучание и значение слов.

Меняется 1 буква

Объясните смысл слов:

Бор – хвойный лес, сосновый бор

Хор – группа певцов, совместно исполненное произведение.

Эхо – отражение звуков от предметов, отзвук

Хилый – болезненный, слабый. 

Добавим 1 букву

Хворь – болезнь

Хлев – помещение для скота

Слух – чувство, дающее возможность воспринимать звуки, воспроизводить музыку.

Всем понятен смысл слов?

Объясните кто, по-вашему, может называть себя храбрым?

Прочитайте следующие строчки.Чтение текста учебника.

-Храбрый может хвастаться?

Наш Хомячок не хвастал, а трудился весь урок с нами. Посмотрим в его конверт?

АХ! ОХ! ЭХ! УХ!

- Кто из вас, ребята, смотрел мультфильм «Ох и Ах»?

  Посмотрите кадры из этого мультфильма.

- Что за героев вы видите? Кто из них Ах, а кто Ох?

 

 

      
 image image
  image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 – Вы слышали когда-нибудь эти слова?

– Они выражают разные чувства.

 – Называются эти маленькие слова  Междометия. С ними мы будем знакомиться в старших классах!

А вы что чувствуете?   Кто сегодня на уроке работал с АХ! Каким настроением?

                                          Кто  сегодня на уроке работал с ОХ! Устали?

Хомячок прощается с вами и желает:

 Хороших успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».

- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...