Организация индивидуальной работы над ошибками
методическая разработка по русскому языку по теме

Ожмекова Наталья Юрьевна

Работа над ошибками после проведения диктантов, изложений и сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Organizaciya_individualnoy_raboty_nad_oshibkami.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

2 класс

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

   Делай так:

Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1.  Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

   Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

   Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

   Делай так: звонок, ученик   

  1. Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.

   Делай так: дочка, речка, мощный.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

   Делай так: Илья, Петров, Мурка

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

  Делай так: уиель – 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

                           '     '

   Делай так: алфавит, азбука,

            '

 портфель.

  1. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Делай так: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

   Делай так: оси – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, и, е, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.          '

   Делай так: сады – сад

                            '

                     волна - волны

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

   Делай так: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

  1. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

  Делай так: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

                  '        '        '

   Делай так: ягода, ягода, ягода,

  '         '

 ягодка, ягодный.

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

  Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.

                                       ¬ ___ ^    __

   Делай так: поездка, езда,

___^

ездить.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.

                   ¬

   Делай так: полетели,

 ¬             ¬

побежали, потянули.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

                   ¬      ¬

   Делай так: заехал, уехал,

    ¬

переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.  

  1. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

   Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

  1. Разделительный твердый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

                ¬       ¬    

Делай так: съезд, объявление,

¬

объём.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Работа над ошибками.

3 класс

  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

                        ____     ____

   Делай так: звезда, звездочка,

_____         ____    _____

 звездный, честь, честный.

  1. Соединительные согласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.

                       ___   ___  ___  ___

   Делай так: водовоз, самолёт.

  1. Предлог с местоимением (орфограмма – пробел).

Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.

   Делай так: со_мной, ко_мне, с_ним.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Безударные окончания в родовых окончаниях имен прилагательных.

 Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

  Делай так: в доме (каком?) новом.

Запомни! У слов – вопросов всегда ударные окончания.

  1. Не с глаголом (орфограмма – пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                гл.

   Делай так: не_пришёл,

               гл.                    гл.

не_выучил, не_знал.

  1. Мягкий знак у глаголов неопределенной формы.

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.

                                                  Делай так:

                            Н.ф.                  Н.ф.

(что делать?) шить, замечать,

     Н.ф

гулять.

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

   Делай так:

                        Сущ.             Гл. 

Седые туманы плывут к

                                         =========

 облакам.

(пов., невоскл., прост., распр.) туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

   Делай так:

Сильный ветер сорвал листья с

                                         =======

 деревьев, разметал их по

                        ============

дороге. (--------  =====, =====)

Сильный ветер сорвал листья с

                                        ========

деревьев и разметал их по

                          ============

 дороге. (-------- ===== и ======)

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

  Делай так:

В синем небе звёзды блещут, в

                                                      ==========

 синем море волны хлещут.

                                                ===========

(--------  =====), (-------- =====).

Работа над ошибками.

4 класс

30.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

   Делай так:

           /                       /

на опушке (на земле, 1 скл.),

             /                       /

на полянке (на земле, 1 скл.),

      /                    /

у речки (у земли, 1 скл.).

     31.  Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

   Делай так:

                    /            /

к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., д.п.

  1. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.

   Делай так: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

   Делай так:

    /                   ^

пишет – писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)                    

      /                     ^

ставит – ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

Учитель начальных классов

Ожмекова Наталья Юрьевна.

1 квалификационная категория.

Организация индивидуальной работы

над ошибками по русскому языку.

        Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.

        Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:

  • невнимание, рассеянность, поспешность;
  • не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
  • орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
  • допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
  • не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
  • работает медленно, не успевает применить свои знания.

В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.

        М.Р. Львов предлагает следующее: «Во втором классе начинается систематическая работа учащихся над ошибками: учитель ведет учет допускаемых ошибок в специальной тетради, где каждому ученику отведена страница. Школьники заводят конверты, где хранятся карточки с записанными словами, в которых была допущена ошибка; орфограмма подчеркивается. На каждом уроке предусматривается насколько минут для работы над ошибками, общими для многих учащихся. Работа над индивидуальными ошибками проводится во внеурочное время» (Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.; Просвещение, 1990. – С. 101).

        Считаю, что работа над ошибками в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.

        Каждому ученику во 2 классе выдается памятка «Работа над ошибками». Она напечатана на листе формата А4. Во 2 классе в памятку включены с 1 по 20 орфограммы. В 3 и 4 классах выдаются дополнительные листы, на которых с 21 по 29 и с 30 по 33 орфограммы соответственно. В каждом пункте памятки подробно объясняется, как работать с орфограммой, дан образец выполнения.

        В 1 классе учитель проверяет тетрадь, исправляет ошибки, выписывает слова, в которых была допущена ошибка, выделяя орфограмму. Ученик прописывает до конца строчки это слово, выделяя орфограмму.

        Во 2 классе учитель проверяет, исправляет ошибку, на полях пишет номер памятки. Ученик по образцу делает работу.

        В 3 классе учитель подчеркивает слово, где допущена ошибка, на полях пишет номер памятки.

        В 4 классе учитель на полях указывает номер памятки. Ученик сам находит слово с допущенной ошибкой.

        Необходимо, чтобы ученики пользовались всеми видами словарями, учебниками.

Почему учителю необходимо указывать номер орфограммы? В идеале хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил, на какую орфограмму допущена ошибка, и по образцу поработал над ней. Но в том –то и дело, что ученик допустил ошибку потому, что не видит орфограммы (нет орфографической зоркости) или ошибочно ее определяет. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Только около трети учащихся в состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка, остальные нуждаются в помощи учителя.

        Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"

   Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...

Организация индивидуальной работы учителя с детьми

Статья "Организация индивидуальной работы учителя с детьми"...

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися...

Особенности организации индивидуальной работы

Доклад, в котором я представляю свой опыт по организации индивидульной работы....

Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"

Статья. Тема:"Организация  индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"...