Организация индивидуальной работы над ошибками
методическая разработка по русскому языку по теме
Работа над ошибками после проведения диктантов, изложений и сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Organizaciya_individualnoy_raboty_nad_oshibkami.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками
2 класс
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. |
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча. |
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка. Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными. |
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова. Делай так: дочка, речка, мощный. |
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму. Делай так: Илья, Петров, Мурка Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы. |
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у/чи/тель – 3 сл. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. |
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. ' ' Делай так: алфавит, азбука, ' портфель. |
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Делай так: вьюга, листья, соловьи. Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я. |
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси – на. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. |
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. ' Делай так: сады – сад ' волна - волны |
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа, груп –па, групповой, подгруппа. |
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму. Делай так: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто. |
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. ' ' ' Делай так: ягода, ягода, ягода, ' ' ягодка, ягодный. |
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку? |
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. ¬ ___ ^ __ Делай так: поездка, езда, ___^ ездить. |
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой. ¬ Делай так: полетели, ¬ ¬ побежали, потянули. |
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. ¬ ¬ Делай так: заехал, уехал, ¬ переехал. Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом. |
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел. Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. |
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. ¬ ¬ Делай так: съезд, объявление, ¬ объём. Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я. |
Работа над ошибками.
3 класс
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. ____ ____ Делай так: звезда, звездочка, _____ ____ _____ звездный, честь, честный. |
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму. ___ ___ ___ ___ Делай так: водовоз, самолёт. |
Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму. Делай так: со_мной, ко_мне, с_ним. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. |
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму. Делай так: в доме (каком?) новом. Запомни! У слов – вопросов всегда ударные окончания. |
Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. гл. Делай так: не_пришёл, гл. гл. не_выучил, не_знал. |
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: Н.ф. Н.ф. (что делать?) шить, замечать, Н.ф гулять. |
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так: Сущ. Гл. Седые туманы плывут к ========= облакам. (пов., невоскл., прост., распр.) туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?) к облакам. |
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с ======= деревьев, разметал их по ============ дороге. (-------- =====, =====) Сильный ветер сорвал листья с ======== деревьев и разметал их по ============ дороге. (-------- ===== и ======) |
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Делай так: В синем небе звёзды блещут, в ========== синем море волны хлещут. =========== (-------- =====), (-------- =====). |
Работа над ошибками.
4 класс
30. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример. Делай так: / / на опушке (на земле, 1 скл.), / / на полянке (на земле, 1 скл.), / / у речки (у земли, 1 скл.). | 31. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: / / к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., д.п. |
Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму. Делай так: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.). Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь). |
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: / ^ пишет – писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют) / ^ ставит – ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят). |
Учитель начальных классов
Ожмекова Наталья Юрьевна.
1 квалификационная категория.
Организация индивидуальной работы
над ошибками по русскому языку.
Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:
- невнимание, рассеянность, поспешность;
- не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
- орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
- допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
- не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
- работает медленно, не успевает применить свои знания.
В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.
М.Р. Львов предлагает следующее: «Во втором классе начинается систематическая работа учащихся над ошибками: учитель ведет учет допускаемых ошибок в специальной тетради, где каждому ученику отведена страница. Школьники заводят конверты, где хранятся карточки с записанными словами, в которых была допущена ошибка; орфограмма подчеркивается. На каждом уроке предусматривается насколько минут для работы над ошибками, общими для многих учащихся. Работа над индивидуальными ошибками проводится во внеурочное время» (Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.; Просвещение, 1990. – С. 101).
Считаю, что работа над ошибками в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
Каждому ученику во 2 классе выдается памятка «Работа над ошибками». Она напечатана на листе формата А4. Во 2 классе в памятку включены с 1 по 20 орфограммы. В 3 и 4 классах выдаются дополнительные листы, на которых с 21 по 29 и с 30 по 33 орфограммы соответственно. В каждом пункте памятки подробно объясняется, как работать с орфограммой, дан образец выполнения.
В 1 классе учитель проверяет тетрадь, исправляет ошибки, выписывает слова, в которых была допущена ошибка, выделяя орфограмму. Ученик прописывает до конца строчки это слово, выделяя орфограмму.
Во 2 классе учитель проверяет, исправляет ошибку, на полях пишет номер памятки. Ученик по образцу делает работу.
В 3 классе учитель подчеркивает слово, где допущена ошибка, на полях пишет номер памятки.
В 4 классе учитель на полях указывает номер памятки. Ученик сам находит слово с допущенной ошибкой.
Необходимо, чтобы ученики пользовались всеми видами словарями, учебниками.
Почему учителю необходимо указывать номер орфограммы? В идеале хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил, на какую орфограмму допущена ошибка, и по образцу поработал над ней. Но в том –то и дело, что ученик допустил ошибку потому, что не видит орфограммы (нет орфографической зоркости) или ошибочно ее определяет. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Только около трети учащихся в состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка, остальные нуждаются в помощи учителя.
Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"
Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...
Организация индивидуальной работы учителя с детьми
Статья "Организация индивидуальной работы учителя с детьми"...
Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися
Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися...
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Методическая статья с рекомендациями...
Особенности организации индивидуальной работы
Доклад, в котором я представляю свой опыт по организации индивидульной работы....
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"
Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"...