Тесты и практические работы "Орфограммы русского языка"
тест по русскому языку (3 класс) по теме
материал содержит карточки и тексты с проверочными работами и тестами на темы : " Звуки и буквы русского языка", " Упражнения для определения орфограмм", "Игры с буквами", "Правописание гласных после шипящих", "Правописание гласных в корне слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_orfogrammy.rar | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
«Звуки и буквы»
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.
Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Даже в словах, если повторять один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, бьются о берег волны, кричат птицы и многое другое. Прочитайте стихотворение, в нём передаются лёгкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, движение шмеля. Какие звуки будут повторяться в словах?
Слушал Шорох тишину.
В тишине лесной глуши Цапли ужинать спешат,
Шёпот к Шороху спешит. Рыщут – ищут лягушат.
Шёпот к Шороху спешит. – Слышишь?
Шёпот по лесу шуршит. - Слышу…
- Ты куда? Две букашки
- К тебе лечу. Спать устроились в ромашке.
Дай на ушко пошепчу: Под простынки влезть хотят,
- Шу-шу-шу да ши-ши-ши, Лепестками шелестят.
Тише, шорох, не шурши, «Дзинь-дзинь-дзинь!» -
Навостри-ка уши - А это шмель
Тишину послушай!.. Прошмыгнул и сел на ель.
- Слышишь? У Пчелы-портнихи Шмель
- Слышу. Шьёт хорошую шинель.
- Что ты слышишь? Он вернётся с этой ели
- Шебаршатся где-то мыши, В новой шёлковой Шинели,
Под кореньями шуршат - С медной шашкой,
Дружно шишку шелушат. В звонких шпорах –
Тише, Шорох, не дыши!.. И умчится в вышину…
Слышишь, стихли камыши? - Что ещё ты слышишь,
- Слышишь? Шорох?
- Слышу… - Тише!..
По болоту Слышу
Вышли цапли на охоту. Тишину…
(В. Суслов) Лесной карнавал.
(Грамматическая сказка)
Попытайтесь узнать, какие звери и насекомые ведут разговор. Вставьте пропущенные слова.
Летят над лесом … , звенят над каждым кустом:
- З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник.
- Что за ш-шутки? – шуршит по траве … . – Вы что, ш-шалуны, расш-шумелись?
- З-знаем, з-знаем, тётенька …, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке … нравится эта з-затея. Верно, дяденька … ?
- Вот это ж-жизнь! – жужжит … . Ж-жаль, … , что ты не пойдёшь. Потом пож-жалеешь. От ж-жадности.
Летит мимо … .
- О чём р-разговор? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? Кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
- Обяз-зательно приходите! – звенят … . Не з-забывайте з-запаз-здывайте!
Кто приглашал зверей и насекомых на карнавал? (комары). Кто отказался поехать? Что говорит о том, что это была змея ?Кто жужжал, упрекая змею в жадности? Что вам помогло узнать жука? А мог ли это сказать не жук, а шмель? Кто решил приехать на праздник в карете? Почему так думаете?
Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове имеет своё место. Если заменить – меняется смысл.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. (Само название образовано от греческого слова phone, что значит «звук»). А звуки – смыслоразличители называют ФОНЕМЫ. Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова:
… Вот что Мышей на суше.
Сказка говорит: КОТ
Жили-были На море бьёт
КОТ Баклуши!
и КИТ
КИТ. Царапался, кусался…
КОТ – огромный, Добрый КОТ
Просто страшный! Ни с кем не дрался …
КИТ был маленький, КИТ
Домашний. Любил залезть повыше.
КИТ мяукал, Ночью
КОТ пыхтел. Песни пел на крыше.
КИТ купаться не хотел. Позовёшь его:
Как огня воды боялся. - Кис, кис!
КОТ всегда над Он охотно спрыгнет вниз …
Ним смеялся! Разбирались
Время так проводит Целый год,
КИТ: Кто тут КИТ
Ночью бродит, И где тут КОТ.
Днём храпит. Обсуждали, не спешили
КОТ И в конце концов
Плывёт по океану, Решили:
КИТ «В этой сказке нет порядка.
Из блюдца пьёт сметану. В ней ошибка,
Ловит Опечатка:
КИТ Кто-то
Против всяких правил «КИТ» на «КОТ»,
В сказке буквы переставил. «КОТ» на «КИТ»
Переставил Наоборот».
(Б. Заходер)
Оказывается, согласных фонем 34. Гласных фонем мало: их всего 6.
Спрятавшееся слово
В каждом из слов: хлеб, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк спряталось ещё одно слово. Какие это слова?
В языке острова Рананун (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2 – а и ы.
В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы, или нь.
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделай так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово, например: краска – каска.
Всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.
Теперь, наоборот, добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово, например: роза- гроза.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.
Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифами.
Известное я блюдо, С буквой О меня гоняют
Когда ж прибавишь м, По долинам и лугам.
Летать, жужжать я буду, Без неё для упаковки
Надоедая вам. Пригожусь я вам.
Уха – муха отара - тара
И по реке, и по пруду Где нужен ток, я нужен там
Плыву я тихую погоду, Как единица измеренья.
Но вставь лишь и – я поведу Найти лишь букву надо вам
Стальную птицу к небосводу. Жильём я стану, помещеньем.
Плот - пилот Ом – дом
Ещё прибавьте слог, прошу,
Скачу я в поле, быстрый, смелый. Поднимется внезапный шум,
Могу и в гору и с горы. Неразбериха, суматоха.
Ну, угадал? Попробуй, сделай, (Не прибавляйте: это плохо)
Чтоб стал я термином игры. Дом – садом
Конь – кон
Я вам врежу, когда расту, В оркестре ты меня услышишь
На шерсть сажусь я иногда. И как приветствие поймёшь,
Что надо сделать, чтоб в порту А мягкий знак в конце припишешь,
Мной защищать от волн суда? Так мною вычертишь чертёж.
Моль – мель
Суеверных я пугаю, Без М в лесу мне красоваться,
Страх меня и породил, С М суда меня боятся.
А прибавьте букву с краю - ель – мель
Я согласие на мир.
Прибавляй по букве снова - Ко мне идёшь учиться ты стрельбе.
Каждый раз я изменяюсь: Теперь прибавь-ка букву Е –
Вот в земле лежать готов я, Я при письме понадоблюсь тебе.
Вот в зарплату превращусь; тир – тире
Наконец не промолчу – Без У гожусь я для шкафа, стола,
Речью длинной прозвучу. А с У отвесная скала.
Ад – лад – клад – оклад – доклад тёс – утёс
С буквой О - Возьмите то,
Арктический и Антарктический, Без чего не поест никто,
Без неё Поставьте гласную в ряд –
Я знак математический. Зашагает военный отряд.
Полюс – плюс рот – рота
Вот взял я маленькое слово. С буквой С я заменяю семя
Тут кто-то пискнул возле ног. Без неё я срок, период, время.
Я писк налево, и готово, - (
Вдруг вырос розовый цветок.
Синоним слова «быстр» тогда я Я название работы
К цветку приставил, сам не зная, При постройке помещенья
Кого глаза с тревогой ждали… Л отбросьте – без заботы
О, ужас! Он меня ужалил! Можно класть меня в соленья.
Он – пион – скорпион кладка - кадка
Мы краски. Названье строчки я особой.
Нами красят лица. Две буквы приписать попробуй.
Отбрось-ка звонкую - Я замечусь, нахлыну, взвою,
Перед тобой столица. Бороться трудно вам со мною.
Грим – Рим
Узнать ты хочешь площадь круга? Несём мы воду год за годом.
Чтоб вышел правильный ответ, Приставь согласную –
Тебе нужна моя услуга. И станем мы народом.
Потом прибавь мне сотню лет. реки - греки
Теперь меня ты заряди, Мною ты измеришь глубину.
В десятку полей попади. Прибавишь П – не утону.
Пи сто лет
Я из-под трактора бегу, Возьмёшь без У –
Вам хлеб взрастить я помогу. Останешься довольным,
Отбросьте П – не улежу, Получишь с У –
Уйду к тюленю и моржу. Пожалуй, будет больно.
Пласт - ласт дар - удар
Коль плавать хорошо ты не умеешь, Я документ серьёзный, не солгу,
Не очень суйся ты в меня. Не зря же тратят на меня чернила.
Прибавь-ка Х ко мне скорее Прибавьте Ф – я подтвердить могу,
И запрягай тогда коня. Что то или другое было.
Омут – хомут акт – факт
Неизвестно, как случилось, Но едва туда вошла
Только буква заблудилась: Буква – озорница,
Заскочила в чей-то дом Очень страшные дела
И – хозяйничает в нём! Начали твориться …
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)
Говорят, один рыбак Куклу выронив из рук,
В речке выловил башмак. Миша мчится к маме:
Но зато ему потом Там ползёт зелёный лук (жук)
На крючок попался дом (сом) С длинными усами!..
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (капель)
(А. Шибаев)
Интересные изменения могут произойти со словами, если заменить одну букву другой: слово становится непохожим на себя. Выполнив несколько занимательных упражнений, вы убедитесь в этом.
Замените выделенную букву другой так, чтобы получилось новое слово:
Бочка – точка, дочка, кочка, почка
Лапка – папка, шапка
Палка – полка, пилка
Ум – ус, ух
Кот – кок, кол, ком, кон
Коза – кома, кора, коса
Стол – сток, стоп
Футбол
Если штангой сделать М, Ы – МЫЛ,
Если штангой сделать Л, А – МАЛ,
И забить в ворота Е Ё - МЁЛ
Будет МЕЛ. 8 : 0!
Если О забить, гол,
Будет МОЛ.
У забьём – вратарь уснул!
И – МИЛ,
Букву в клетку
Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся четыре разных слова.
Б | К | |
Б | К | |
Б | К | |
Б | К |
Лёгкая головоломка
*ом, *ом, *ом, *ом.
Какие буквы надо вставить вместо точек? Скажите, чем отличаются написанные вами слова? (дом, сом, ком, лом. На письме эти слова различаются первыми буквами, а в произношении – первыми звуками).
Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово, называется метаграмма.
С ч над морем я летаю, С м меня ты надеваешь,
С г в машинах я бываю. С л собаку называешь.
чайка – гайка майка – Лайка
С к я в школе на стене, С б смертельной я бываю,
Горы, реки есть на мне. С м меха я пожираю,
С п – от вас я не таю С р актёру я нужна,
В каждом классе в ряд стою. С с для повара важна.
карта – парта боль – моль – роль – соль
С буквой К я на болоте, С Т я людям помогаю
С буквой Б – большой сосуд, Даже в сильный летний зной.
С П на дереве найдёте, С Л всегда и всем мешаю,
С Т ищите рядом, тут. Не дружите вы со мной.
кочка – бочка – почка – точка тень – лень
Утоляю вашу жажду, Я в горах расту обычно,
Пьёт меня, наверно, каждый, Крепок я, боюсь огня;
Замените букву С – И комод, и шкаф отличный
Много сделаю чудес: Можно сделать из меня.
Я сварю вам борщ и кашу, У на А перемените,
Отеплю квартиру вашу, И тогда, коль захотите,
В темноте вам посвечу Я с водой стоять могу.
И колёса поверчу. С Ы пасусь я на лугу.
сок - ток бук – бак – бык
С С на дереве расту, С Л в реке пробуду годы.
С Ж по дереву ползу. С Б во мне носите воду.
сук - жук ладья – бадья
Я тяжела и высока, С буквой Н, мои друзья,
А надо мною облака. Ничего не значу я,
Смените звонкую глухой – Н на С перемените –
Я буду вовсе не такой: Смело в суп меня кладите.
Широкой, рыхлой стану я, Не берите с буквой М:
Вас прокормлю, мои друзья. Я пальто у вас проем.
ноль – соль – моль
Меня, конечно, любишь ты: С буквой М сладка, с буквой К горька.
На мне и травы, и цветы, калина – малина
Но замени-ка Г на К –
И скорчусь я наверняка. С буквой Д вперёд шагаю
А если время уж к весне, От зари и до зари.
То перья вырастут на мне. С П торчу, зачем – не знаю.
луг - лук день – пень
С М гожусь тебе я в пищу, Воду дам и напою,
И могу я быть цветком, А сама я не напьюсь.
С Р в реке меня разыщут, Букву смените мою –
С С вдруг стану я мешком. Я в собаку превращусь.
мак – рак –сак река – Рекс
Рыба я, юрка, мала, На дне реки лежу года,
Н на К лишь замените Воде мешаю течь.
И тогда меня кладите Смените О на И – тогда
На верблюда, на осла. Меня сажайте в печь.
тюн – тюк Жары я вовсе не боюсь,
Румяным, пышным испекусь.
Смотрю на вас порог – пирог
С небесной дали,
И в тоже время я металл. На любой плохой дороге
У убрали, Берегу животным ноги.
К вписали – П на Р скорей меняй
Грузы поднимать я стал. И бельё во мне стирай.
уран – кран копыто - корыто
Он в непогоду страшен в море, С буквой Х
Несёт судам и лодкам горе, Меня на себе носят,
Отбросьте В, возьмите М – С буквой С
Не страшен будет он совсем. В столовой просят.
вал - мал халат – салат
С А бревно зацепишь мною, С буквой К живу в лесу.
С У я становлюсь змеёю. С буквой Ч овец пасу.
кабан - чабан
Круглолиций, Я много-много лет
Тонкий я и вкусный, Давала людям свет,
Коль испекли меня искусно. Теперь меня употребляют редко:
Одну лишь букву замени – Меня затмила яркая соседка.
И что случилось вдруг, Смените С на О –
Взгляни! Не рассержусь,
Какие разные слова! Коль шерсть нужна вам –
Я помогу колоть дрова. Пригожусь.
блин – клин свечка - овечка
В море с С меня разыщут, С Т я книга, с С я рыба,
Пригожусь тебе я в пищу, С К бесформенная глыба,
В масле я вкусна вдвойне, С Л помог колоть я лёд,
С Г повисну на окне. С Д народ во мне живёт.
том – сом – ком – лом – дом
Найдите лишнее слово
Ком, кол, коф, кот, кок.
Бак, бощ, боб, бор, бот.
Рой, рог, ров, рот, роф.
Игра «Буквы-озорницы».
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку. (корку)
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (дуб)
Усатый кит сидит на печке, (кот)
Выбрав тёплое местечко.
Русская красавица
Своей козою славится. (косою)
У печки с удочкой сижу, (речки)
От рыбы глаз не отвожу.
Под берёзками, где тень,
Притаился старый день. (пень)
Какими звуками различаются пары слов
Дом – сом, сон – сок, нос – нёс.
Путаница
Вот бутон, Батон.
А вот – батон. Молоко течёт в
Вот бидон, Бетон.
А вот – питон. А на стройке есть
Ну, а вот – бетон. Питон.
В печке выпечен - Нет, не так!
Батон, Нет, не так!
А в петлицу вдет - Ну, тогда вот так:
Бутон, В печке выпечен
По траве ползёт Бидон.
Питон, А в петлицу вдет
Молоко течёт в Питон,
Бидон, По траве ползёт
А на стройке есть Бетон,
Бетон. А на стройке есть
Бутон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон, - Нет, не так!
А где батон, Нет, не так!
Где бидон, Подскажите сами, как?
А где питон, Разберитесь сами в том,
Ну, а где – бетон. Где бутон,
А где батон,
Раз, два, три, четыре, пять. Где бидон,
Начинаю повторять: А где питон,
В печке выпечен Ну, и где – бетон.
Бутон,
А в петлицу вдет – (Н. Матвеева)
Какие слова можно составить, изменив один звук в слове?
Кот (рот, бот, вот, ком, кол)
Ночь (дочь)
Стол (стул, стал, сток, стон)
Страна (струна)
Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.
рука – река лес – лось
кот – кит липа – лапа
ТЕСТ
Тема «Звуки и буквы»
Р а з д е л: «Звуки гласные и согласные»
Какие умения проверяются:
1-й уровень
а). отличать обозначение звука от изображения буквы (1);
б). выбирать из предложенного ряда гласные звуки (2);
в). выбирать из предложенного ряда согласные звуки (3);
2-й уровень
а). выделять в слове гласные и согласные звуки (5, 6);
б). подсчитывать общее количество звуков и букв в слове (4).
ОТВЕТЫ
1. а, б, в, д, о, у – это 1.
[a], [б], [в], [д], [o], [y] – это 2.
2 балла
2. м, и, г, я, р, э
6 баллов ( по 1 баллу за каждую правильно подчёркнутую букву и правильно неподчёркнутую букву)
3. л, ю, п, ы, ж, о
6 баллов (по 1 баллу за каждую правильно подчёркнутую и правильно неподчёркнутую букву)
4. букв – 6, звуков – 5.
6 баллов (по 3 балла за каждую правильно подсчитанную позицию)
5. Бабушка, лес, море, поляна.
20 баллов (по 1 баллу за каждый правильно определённый звук)
6. Стол, кукла, окно, трава.
20 баллов (по1 баллу за каждый правильно определённый звук)
Максимальная сумма баллов – 58.
Менее 14 баллов – тема не усвоена («2»);
От 14 до 29 баллов – тема усвоена удовлетворительно («3»);
От 30 до 54 баллов – тема усвоена в целом хорошо («4»);
От 55 до 58 баллов – тема усвоена практически полностью («5»).
ТЕСТ
КАРТОЧКА УЧЕНИКА
Ученик _____________________________________________________
1. Вставь номера названий туда, куда нужно.
1). Изображение букв; 2). Обозначение звуков.
а, б, в, д, о, у – это _________________________
[a], [б], [в], [д], [o], [y] – это ______________________
2. Подчеркни гласные.
м, и, г, я, р, э
3. Посмотри, верно ли, что здесь подчёркнуты согласные.
л, ю, п, ы, ж, о
Если ты считаешь, что есть ошибки, подчеркни так, как надо.
л, ю, п, ы, ж, о
4. Прочитай слово. Посчитай и запиши, сколько в нём букв и сколько звуков.
Фасоль.
Букв_______________ . Звуков________________.
5. Прочитай слова. Подчеркни в них гласные.
Бабушка, море, лес, поляна.
6. Прочитай слова. Подчеркни в них согласные.
Стол, кукла, окно, трава.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к мониторингу по русскому языку 4 кл №1
Образец теста...
Тест к мониторингу по русскому языку 4кл №2
Образец теста...
Тест к мониторингу по русскому языку 4кл №3
Образец теста...
Тест-презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи: имя прилагательное"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-25037-20...
мастер - класс "Тест как дидактическая единица русского языка и математики"
Данный мастер - класс был проведен на районном МО учителей начальной школы. В рамках этого мастер - класса проводится сравнительный анализ различных видов тестов, используемых в начальной школе....
Мастер - класс "Тест как дидактическая единица русского языка и математики"
Мастер - класс был дан учителей в рамках районного МО учителей начальных классов Белгородского района. Наглядно была проведена дифференциация тестов, проведен сравнительный анализ тестов различных фор...
Тесты (промежуточный контроль) по русскому языку и математике,2 класс.Программа "Школа России"
Тесты по русскому языку и математике(промежуточный контроль знаний учащихся),2 класс.Программа "Школа России"...