Урок русского языка "Корневые орфограммы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок-закрепление по русскому языку в 3 классе "Корневые орфограммы". Программа Т. Г. Рамзаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_v_3-m_klasse.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Болутанова Надежда Викторовна
МОУ «Тресвятская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Урок русского языка в 3-м классе «Корневые орфограммы»
(Программа Т. Г. Рамзаевой)
Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Корневые орфограммы»
Задачи:
- Обобщить знания, умения и навыки учащихся об изученных орфограммах в корне слова.
- Закреплять орфографические умения учащихся:
- написания словарных слов;
- обнаруживать орфограммы;
- работать с корневыми орфограммами;
- применять орфографические правила.
- Формировать навыки контроля и самоконтроля.
- Учить работать с памятками, пользоваться словарём.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
Каритинки "остановок" для путешествия: Остров безударных гласных, Остров парных по глухости-звонкости согласных, Остров непроизносимых согласных, Остров безграмотных;
Памятки "Как правильно списывать", "Как писать без ошибок", "Как искать проверочные слова для корня", "Как правильно исправить ошибку";
Схемы для работы с новым словарным словом ПОГОДА.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся с вами в путешествие. Вы готовы к дальней дороге?
- Запишем дату отправления в нашем бортжурнале. Кто знает, что такое «бортжурнал»? Для чего он предназначен?
Учитель записывает дату и вид работы на доске, ученики – в тетрадях.
- Чистописание.
Учитель делает показ на доске: Кк
- Подумайте, куда мы с вами отправимся:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (океан)
- На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:
Ходит город-великан
На работу в океан. (корабль)
- Кто будет управлять нашим судном:
Может, ты на корабле бывал
И в руках держал штурвал?
По океанам и морям
Ведёт корабль … (капитан)
- Что поможет нам не сбиться в пути:
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой. (компас)
Ученики записывают отгадки в тетрадях, учитель – на доске: океан корабль капитан компас
- Проверьте правильность написания слов, поставьте ударения, выделите орфограммы. Как проверить написание безударных гласных в данных словах? (Проверить невозможно, т.к. это словарные слова, их написание нужно запомнить.)
Большому кораблю – большое плаванье.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?
- Спишите. Пользуемся памяткой:
«Как правильно списывать?» 1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. 2. Отметь опасные места. 3. Прочитай вслух так, как написано. 4. Повтори, не глядя на запись. 5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места. 6. Проверь себя. |
- Поставьте ударения, выделите орфограммы, объясните их написание. Пользуемся памяткой:
«Как писать без ошибок?» 1. Ищем орфограмму. 2. Определяем тип орфограммы. 3. Вспоминаем правило. 4. Применяем правило или ищем помощи в словаре. 5. Проверяем написанное. |
- Словарная работа.
- Чтобы отправиться в дальнюю дорогу, сделаем запас провизии.
Запись под диктовку словарных слов. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Помидор, морковь, капуста, огурец, картофель, чеснок, фасоль.
Исследование словарных слов.
а) Лексическое значение
- Как назвать все данные слова одним словом? (Овощи)
- Почему мы возьмём с собой так много овощей?
б) Фонетическое значение
- В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель, фасоль)
- В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)
в) Орфографическое значение
- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать? (Запомнить словарные слова)
- Знакомство с новым словарным словом.
- Во время путешествия важно, какая будет стоять погода. Найдите слово «погода» в орфографических словарях («Орфографический словарь» Е.Н. Леонов. – М.: АСТ-пресс, 1995) Запишите его в тетрадях, поставьте ударение, выделите орфограмму.
- С помощью схем подберите и запишите родственные слова к слову «погода».
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
к а ушк а н ый ж ий
Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий.
- Как вы понимаете слово «погожий»?
V. Сообщение темы урока.
- Наш корабль держит курс в открытый океан. В океан орфографических правил. Сегодня на уроке узнаем, умеете ли вы исследовать корневые орфограммы.
1-ая остановка «Остров безударных гласных в корне»
- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?
- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад. Но помните:
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Выполняется задание по рядам самостоятельно, три ученика работают у доски.
Л…тящая чайка К…менистое дно К…товая акула М…рская пена | К…лючий ёрш Ск…листый берег Ш…рокий пролив З…л…тая рыбка | Б…льшой кит С…лёные брызги Уд…вительный остров П…тнистый краб |
- Пользуемся памяткой:
«Как искать проверочные слова для корня?» 1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово. 2. Измени проверяемое слово: Предмет Действие Признак предмета предмета * ед.ч. ↔ мн.ч. * что (с)делает? * каков? * кто? что? * что (с)делал? * много кого? * что (с)делаю? чего? |
Проверка выполненного задания. Ученики одновременно осуществляют самоконтроль и контроль тех, кто работал у доски.
Далее ученики делают коллективный вывод о написании безударных гласных в корне слова.
VI. Физминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
2-ая остановка «Остров парных по глухости-звонкости согласных»
- На этом острове живёт принц Гласный и его свита В, Й, Л, М, Н, Р.
- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:
Чтоб поменьше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся твёрдого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Учитель читает предложения, ученики записывают в тетрадях слова с парными согласными в корне, выделяют корень и подбирают проверочные, один работает у доски.
- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»
Олег бежит на пляж.
На волнах плывёт парус.
Морские волны омывают берег.
Пришёл невод с одною рыбкою.
За камнем прячется краб.
Спряталась в свою раковину улитка.
В море видны островки.
Гребцы сидят в лодке.
Вода близко, да подойти скользко.
Олег, пляж, парус, берег, рыбка, краб, улитка, островки, гребцы, лодка, близко, скользко.
Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.
Далее ученики делают коллективный вывод о написании парных согласных в корне слова.
VIII. Гимнастика для глаз.
IX. Продолжение работы по теме урока.
3-я остановка «Остров непроизносимых согласных»
- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые согласные теряются – это В, Д, Л, Т.
- Исправьте ошибки, которые возникли из-за того, что некоторые согласные потерялись. Выпишите слова с непроизносимой согласной, разберите слова по составу, устно подберите проверочные слова. Помните:
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтоб знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Ученики работают в тетрадях, один – у доски.
- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»
Парустник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвесник ненастья. Опастно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тросник. Капитан это знал и приказал убрать паруса. Яросный порыв ветра ударил по парустнику. Началась буря. Но ненасная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.
Парусник, предвестник, опасно, тростник, яростный, ненастная…
- Подберите ещё по два слова с непроизносимой согласной в корне.
Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.
Далее ученики делают коллективный вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова.
- Прочитайте следующие строчки, скажите, о ком это говорится?
С зубастой длинной рыбкой
Знакомство было бы ошибкой.
- Подберите синонимы к слову «знакомство». Какие орфограммы встретились в этом слове?
- Найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные.
Ученики проговаривают строчки хором. Учитель закрывает запись на доске. Ученики записывают предложение по памяти.
- Пользуемся памяткой «Как правильно списывать?»
Далее учитель открывает запись, и ученики сверяют написанное на доске и в тетрадях. Исправляют ошибки.
- Пользуемся памяткой:
«Как правильно исправить ошибку?» 1. Найди ошибку. 2. Определи, в какой части слова допущена ошибка. 3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неправильно. 4. Подумай, какое правило надо применить. 5. Примени правило или воспользуйся словарём. 6. Напиши букву. 7. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её. |
X. Итог урока.
4-ая остановка «Остров безграмотных».
- На этом острове живут пираты. Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно выполнить правильно домашнее задание.
Ученики получают индивидуальные домашние задания на карточках.
- Какие выводы вы сегодня сделали на уроке?
Повторяются выводы о правильном написании словарных слов, безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости согласных в корне, непроизносимых согласных в корне.
- Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
- Урок окончен!
Литература:
Волина В.В. "Учимся играя" - М.: Новая школа, 1994
Жиренко О. Е. и др. "Учим русский с увлечением" Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005
Рамзаева Т. Г. Учебник "Русский язык" в 2-х честях. 3 класс. - М.: Дрофа, 2008
Леонов Е. Н. "Орфографический словарь" - М.: АСТ-пресс, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение алфавита....
Комментарии
Русский язык
Спасибо.Интересный урок.
спасибо за урок spas.gif
спасибо за урок