Виртуальная экскурсия по Тебердинскому национальному парку
план-конспект занятия (3 класс)

Аджиева Бэлла Арсеновна

конспект занятия для проведения внеурочной деятельности "Мой родной край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir_kchr.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Тема: животный мир КЧР. Виртуальная экскурсия по тебердинскому национальному парку.

2.  Планируемый результат:  сформировать  осознанно-правильное отношение к объектам природы, развивать познавательный интерес к родной земле и ее обитателям;

3.  Цель: Расширить представления детей о животном мире Карачаево-Черкесии, воспитывать бережное отношение к ним.

4.  Задачи:  уточнить и расширить представления детей о фауне малой Родины;

- развивать  в детях чувство сопричастности ко всему живому;

- воспитывать нравственные чувства, бережное отношение к живым объектам природы.

5.  Форма: кружок

6.  Методы воспитания: словесные(рассказ, беседа), наглядные(презентация, наглядности)

7.  Материально-техническое обеспечение: презентация

8.  Ход занятия.

Название этапа

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивация

1-1,5 мин

Здравствуйте коллеги!

Меня зовут Бэлла Арсеновна, и сегодня на внеурочном занятии вместе со мной вы отправитесь на экскурсию, но она будет не простая, а в режиме онлайн. Чтобы узнать, куда мы отправимся, прослушайте отрывок стихотворения.


Вечен свет снегов Эльбруса
И свята Кубани чистая струя!
Эти степи, эти горы
Мне - и корни и опора,
Карачаево-Черкесия моя!

Коллеги, так вы догадались, где будет проходить наша экскурсия?

Здороваются

Слушают

По КЧР

 Актуализациия опорных знаний. Самоопределение к детельности

3  мин

Правильно, наша с вами родина - Карачаево-Черкесская республика, которую считают жемчужиной Северного Кавказа, где в большой дружбе живут представители разных национальностей. Уголок большой России – горный край родной – так поэтично называют нашу республику.

Карачаево – Черкессия щедро одарена природой.

Наша республика невероятна, и может похвастаться богатым миром флоры и фауны.

Коллеги, а вы знакомы с этими словами ? (на доску вывешиваются слова «флора» и «фауна»)

Вся живая природа делится на 2 царства: растения и животные. Все растения можно назвать одним словом – флора, а животных – фауна. 

На мою электронную почту пришло письмо, (на слайде письмо) что в нем написано?

Чтобы узнать место нашей экскурсии, нам нужно расшифровать координаты, для этого в помощь у нас есть шифр. 1 группа расшифруйте первые координаты, а вторая группа вторые  ( раздаю листочки, расшифровывают на них)

2 6 4 12 7 2 6 5 10 2 9 8   11 6 1 3

Н а ц и о н а л   ь  н ы й    п  а  р к

У нас получилось словосочетание: Национальный парк, в нашей республике есть такой ? в Карачаево-Черкесии с августа 2021 года получил статус Тебердинского национального парка, знакомый для нас Тебердинский заповедник.

Так значит где будет проходить наша экскурсия ?

Правильно! В Тебердинском национальном парке мы будем исследовать фауну КЧР

Слушают (на фоне видео)

Да/нет

Слово Фауна и координаты

Расшифровывают координаты

Национальный парк

Да/нет

В Тебердинском национальном парке

Этап открытия новых знаний

10 мин

Итак, прежде чем мы начнем свое зоологическое исследование, давайте побольше узнаем месте нашего путешествия.

Что такое национальный парк ? (на доску вывешиваю)

Тебердинский национальный парк создан для сохранения уникальных природных комплексов, расположенных на стыке Западного и Центрального Кавказа. Парк входит в десятку самых посещаемых в России.

На территории Тебердинского национального парка обитает 46 видов млекопитающих, представленных как обычными видами таежной фауны, так и эндемиками. Коллеги, вы знаете значение слова «Эндемик» ? (на доску вывешиваю определение)

Эндемиками называют такие виды растений и животных, которые распространены на одной территории и не встречаются в других местах  

Т.к. не все бывали в Тебердинском национальном парке, я предлагаю вам, по ходу нашей экскурсии, составить стенгазету, в которой мы разместим животных, с которыми познакомимся на сегодняшнем занятии

И первым встречает нас кавказский тур — наиболее многочисленный обитатель скальных участков высокогорья, включенный в Красную книгу Карачаево-Черкесской республики. Это животное  присутствует на эмблеме заповедника и является животным-эндемиком, обитающим только на Кавказе.

Посмотрите, у кого на столе лежит изображение тура пожалуйста, выйдите и приклейте его к стенгазете

В заповеднике обитает еще один редкий вид фауны России, а кто отгадайте загадку:

Чем-то на быка похож,
Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет!

 Молодцы! — зубр, который долгое время значился среди исчезающих животных, к  настоящему времени обитает в национальном парке, численностью около 40  голов. У зубра густая коричневая шерсть, массивное туловище, небольшие уши, короткая шея и сильные ноги. Его легко узнать по особому горбу.

Посмотрите, у кого на столе лежит изображение зубра пожалуйста, выйдите и приклейте его к стенгазете

Следующего хищника, вы узнаете быстро, отгадав загадку

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый

Летом ест малину, мед

А зимой сосет он лапу

Правильно! бурый медведь - грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Медведь имеет теплый мех, который  позволяет выдержать самые сильные морозы. Медведи сохранились в Карачаево-Черкесии, где они встречаются на склонах Главного Кавказского хребта.

Посмотрите, у кого на столе лежит изображение бурого медведя, пожалуйста, выйдите и приклейте его к стенгазете

А наша экскурсия продолжается, и нас встречает еще более удивительный представитель фауны нашей республики, являющийся также животным-эндемиком, и это Серна - Стройная горная антилопа, которую легко узнать по форме рогов: и у самцов, и у самок они торчат вертикально, а на конце загнуты маленьким крючком. Она, подобно туру, прекрасно передвигается по склонам гор и хребтов

Посмотрите, у кого на столе лежит изображение серны пожалуйста, выйдите и приклейте его к стенгазете

Следующего обитателя нашей фауны, узнаете, решив ребус

Кавказский тетерев - называют еще немым тетеревом, ибо, в отличие от обыкновенного тетерева, он не издает никаких звуков. Приспособлен к обитанию в горах. От обыкновенного тетерева отличается меньшими размерами и однотонной черной окраской. Хочу отметить, что Тетерева кавказского нет ни в одном из зоопарков нашей страны.

Посмотрите, у кого на столе лежит изображение тетерева, пожалуйста, выйдите и приклейте его к стенгазете

Национальный парк -это особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека

Слушают

Да/нет

Выходят и приклеивают изображение тура на ватман

Зубр

Выходят и приклеивают изображение зубра на ватман

Медведь

Выходят и приклеивают изображение зубра на ватман

Выходят и приклеивают изображение серны на ватман

Решают ребус, тетерев

Выходят и приклеивают изображение тетерева на ватман

Практическая часть

3-5 мин

Посмотрите на нашу стенгазету, она наполнилась лишь некоторыми представителями фауны КЧР, обитающими в тебердинском национальном парке. Также там много и других редких животных это и благородный олень, лисица, горностай, выдры, грызуны и т.д. Попробуйте в свободное время самостоятельно изучить их особенности

Обратите ваше внимание, что несколько животных взято в зеленую рамочку, как вы думаете, что это значит?

Правильно! Молодцы! За вашу прекрасную работу в ходе занятия, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в популярную игру Пазл, но он будет необычный

Вам нужно будет распределить животных по двум группам: эндемики, обитающие только на Кавказе и животные, которых можно встретить и в других регионах  

А сейчас задание на логику и сообразительность, мы будем работать в парах и проверим, кто быстрее.

Вы должны будете собрать животных, которые также обитают в нашей республике,  напоминаю вам о соблюдении правил работы в группе

Это животные эндемики, обитающие только на Кавказе

Дааа, Мозаика, монополия и т.п.

 (LEARNINGAPPS)

https://learningapps.org/watch?v=p08958z2v22

Выполняют задание по группам

Собирают животных в парах

Итог занятия. Рефлексия

2 мин

Наша экскурсия подходит к концу

Напомните, где мы сегодня с вами провели виртуальную экскурсию ?

Вспомните животных, находящихся под охраной парка? Для этого можете обратиться к стенгазете

Скажите пожалуйста как вы думаете какие правила нужно соблюдать при посещении национального парка ?

Вы сказали все верно,  Давайте прочитаем правила поведения, которые помогут природе оставаться такой же красивой

Я призываю вас соблюдать эти элементарные правила по охране природы и надеюсь на вашу осознанность, а чтобы вы не забыли о них, я подготовила для вас буклеты

Каждый из вас по-своему воспринял это занятие: кого-то оно порадовало, вы узнали много нового, кому-то надо над собой поработать

В конце нашего занятия я хочу предложить вам дополнить  нашу стенгазету цветами

если вы считаете, что на  сегодняшнем занятии вы узнали много нового и довольны своей работой, то пусть ваш цветок распустится желтым цветком, но если вы считаете, что вам стоит поработать над собой, то пусть ваш бутон пока только взойдет, но в дальнейшем он обязательно расцветет

Спасибо за занятие! До свидания!

По тебердинскому национальному парку

Тур, зубр, серна, Бурый медведь, кавказский тетерев

Предполагают, Отвечают,

Читают с доски

Раздаю буклеты

Выбирает каждый себе цветок и прикрепляет

Интересные факты о животных:

  1. интеллект бурого медведя развит очень высоко. Некоторые особи, например, запросто могут бросить камень или палку в охотничий капкан, чтобы его обезвредить.
  2. Бурый медведь меняет берлогу только в том случае, если она была разрушена. В противном случае он живёт в одном и том же месте всю жизнь.
  3. Продолжительность жизни кавказского тура – 15-20 лет. 
  4. Детёныши зубров спустя пару часов после рождения уже могут ходить.
  5. В наше время существует лишь один вид зубров, два других были полностью истреблены.
  6. У зубров – матриархат, т.е. во главе стада стоит опытная самка
  7. За всю историю существования зубров рядом с человеком, они так и не были одомашнены.
  8. Очень редко можно услышать пение тетерева. В основном они кричат
  9. Тетерев Кавказский изображен на серебряной монете в 1 рубль, которую выпустил Банк России 24 октября 1995 года.
  10. если перевести название «серна» на русский язык, то получается «скальная коза». Это идеально характеризует животное, давая понять, где живут парнокопытные и как они выглядят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»»

Урок– виртуальная экскурсия «Природный парк «Ергаки»» проводился в 3 классе по программе «Природа и экология Красноярского края» под редакцией Ра...

Национальный парк Серенгети

Серенгети- один из самых больших национальных парков мира по охране животных и окружающей среды....

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....

Виртуальная экскурсия в Сафари-парк г. Геленджик

Материал может быть использован как на уроках, так и во внеурочной деятельности с целью ознакомления с миром дикой природы....