Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" (Региональный этап)
методическая разработка (3 класс)

Черепнина Галина Анатольевна

Направленность регионального этапа конкурса в 2021 году - "Мой лучший урок в системе воспитания школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          «КОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»                                РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональный  этап

Всероссийского конкурса  профессионального мастерства  педагогов

 «Мой лучший урок»

(Направленность:  «Мой лучший  урок  в  системе  воспитания  школы»)

Разработала и провела  Черепнина  Галина  Анатольевна,

учитель  высшей   квалификационной  категории

2021 год

Пояснительная записка

Урок окружающего  мира  был проведен в  3 классе по теме «Природа  в  опасности. Охрана  природы».  Работа ведется по программе «Школа России». В учебном базисном плане отведено 68 часов в год (2 часа   в   неделю - 34 учебные недели). Изучение  окружающего  мира   предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:        

1.Программа Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция   и  программы  для  нач. кл. в 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2016.

2.А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2018.

3.А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2021.

4.Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).

Урок  №5  в разделе «Как  устроен  мир».  В классе, в котором проводился урок, 8  обучающихся. Дети разного уровня подготовки.  Дети умеют работать в парах, умеют взаимодействовать во фронтальной работе. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.   Педагогическая цель урока: создание условий  для углубления  теоретических  знаний  учащихся   в   области  охраны  природы   и    воспитание  экологической  ответственности. Структура урока соответствовала общей    цели   и   повлияла   на  положительный   результат  урока.  На всех этапах время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности.  Работа детей корректировалась в ходе урока, в   зависимости  от  возможностей  детей.  Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей  и учетом возрастных особенностей данного класса. На уроке использовались разнообразные методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический,  (противоречие между житейскими представлениями и научными фактами). Применялись педагогические технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ.

Выбранные методы и приемы  повлияли на положительную  результативность урока. Структура, содержание и методы  привели к формированию УУД: дети освоили новый способ творческой деятельности, продолжили учиться вести диалог,  учиться планировать свои действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией. Урок прошел в доброжелательной обстановке. Удалось вовлечь всех в учебный процесс и вызвать интерес к данной теме. Все справились с заданиями. Цель урока достигнута.                        

Предметная область: обществознание   и   естествознание                                                                                                                                                                                       Тема урока: «Природа  в  опасности. Охрана природы»

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                        Методы:  объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый,  практический.               Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цель урока: создание условий  для углубления  теоретических  знаний  учащихся   в   области  охраны  природы   и  воспитание  экологической  ответственности.

Задачи:

1. Обучающие: 

  • Познакомить детей с мерами по защите и охране растительного и животного мира.
  • Помочь учащимся понять первичные потребности и проблемы людей и животных, нуждающихся в помощи, а также осознать, что существуют различные точки зрения на проблемы, которые требуют анализа и обсуждения.
  • Выявить значение растений  и  животных в жизни человека.

2. Воспитательные:                       

  • Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни.
  • Воспитывать в детях бережное отношение к природе, растительному  и  животному миру.
  • Формировать понятия о доброте, отзывчивости.

3. Развивающие:

  • Развивать навыки грамотной устной  и  письменной речи.
  • Развивать творческий потенциал учащихся.
  • Развивать умение высказывать собственную точку зрения.

Метапредметные:

Личностные УУД:

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

 Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем  формулировать  учебную проблему на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану; определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре.

Оборудование:

  • технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
  • демонстрационный  материал – мультимедийная презентация;
  • раздаточный материал: карточки, предметные  картинки;
  • дидактический  материал.                

Ход  урока

1.   Организационный момент.

Учитель: Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, Антуана де Сент Экзюпери:

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. (Слайд 1)

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Человек не может совершать необдуманные поступки, за  каждый свой шаг он должен нести ответственность.

Учитель: Пусть эти слова станут девизом нашего урока!

2.Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы. (Слайд 2)

Учитель читает  стихотворение:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

И  не губи  его святынь.

        А.Смирнов

(Во  время  чтения  демонстрируются  картинки:  чистое  небо,  льющаяся вода,  родник,  леса,  животные  и  птицы;  играет  музыка:  аудиозапись  звуков природы. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На  доске появляется земной  шар  и  закрывающие  его  картинки:  изображения  дыма  труб  завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью)

Учитель: Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? (Слышен  набатный  колокольный  звон) Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «Помогите!»? (Ответы детей).

Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.

Учитель: Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей).

Учитель: Тема урока  «Природа  в  опасности. Охрана природы». Материал этот очень важный и интересный. Мы услышим крики: «SOS» («помогите») от растений и животных, научимся  их  лечить и поможем им выжить  и  чувствовать себя  уютно   рядом  с  человеком.

Учитель: Ребята, к  нам за помощью обратилась учительница первого класса. У них есть родственная  тема. Педагог просит вас подготовить устный журнал для ее первоклашек. Познакомить их с важными, интересными  сведениями  по теме и рассказать о том, как эти знания можно приобрести.

Учитель: Согласны выступить в роли  экологов,  учителей,  экскурсоводов?  Ученики: Да.

Учитель: Может ли один ученик выполнить данную работу? Ученики:  Нет.

Учитель: Как будем работать? Ученики:  По группам.  (Деление на группы)

Учитель: Составим план работы.

Учитель:  1.Что собираем?

Ученики: Интересные сообщения, иллюстративный материал (рисунки, гербарий и т.д.). (В  классе  повесить 3 макета «почтовых ящиков» (по количеству образовавшихся групп)).

Учитель:  2.Где ищем материал?

Ученики:  В библиотеке, дома, спрашиваем у родителей, учителей, старшеклассников, знакомых. (В «Уголке природы» вывешивается перечень интересующих растений, животных).

Учитель:  З. Отобранную информацию излагаем письменно, оформляем  страничку  журнала. Каждая группа работает самостоятельно.

Учитель: 4.По страничке готовим сообщение. Требования к сообщению: доступно для первого класса, последовательно, интересно.

Учитель: 4.Материал для темы будем набирать по плану:

  • Примеры активных действий человека по охране животного мира.
  • Охраняемые животные.
  • Лекарственные растения.
  • Охраняемые растения.  (Карточка с планом вывешивается  в «Уголке  природы»)

 Учитель: Так как на сегодняшний день наши «почтовые ящики»  пусты, обратимся к верному другу и помощнику учебнику и начнем собирать  материал. А  на  внеурочном  занятии  «Каждый день доброе  дело»  оформим  страницы  для  устного  журнала.

3. Актуализация  знаний.

 Проверка домашнего задания: фронтальный  опрос.

Учитель: Ребята,  вспомните, что  такое “окружающая среда”? (Слайд 3) 

Ученики: Окружающая среда – это всё то, что окружает живое существо и с чем оно связано.

Учитель: Что изучает наука экология? 

Ученики: Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.  “Экология” образовалась из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”– наука. Экология – это наука о доме. (Слайд 4)

Учитель: Приведите примеры экологических связей:

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животное;

г) человек – природа.  (Ответы детей)

   Учитель:  Какое значение для людей имеет экология? (Ответы детей)

   Учитель: Экология – наука о нашем общем доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих. Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

   Учитель: Расскажите о защитных приспособлениях у растений и животных как проявлении тесной связи  организмов с окружающей средой.

Учитель: Я  предлагаю  выполнить  это задание   по  типу экзамена. Вы  тянете  билет-рисунок (шиповник, крапива, полынь; селезень, выпь, улитка, муха-осовидка, оса; ёж, черепаха)  и     каждый отвечаете по тому рисунку, который вытянул.  (Ответы детей)

Учитель: Защитные приспособления помогают растениям и животным сохранить численность. И это им удается, пока их врагом не становится… человек.

4. Знакомство с новым материалом.

1) Рассказ учителя  (Слайд 5)  

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра I, изданный в 1718 году, предписывал «людей, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы».

Этим же указом  Пётр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Учитель: Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры? (Ответы детей)

Учитель:  Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно - технического прогресса – в наш век.

2) Работа с учебником. Чтение   статьи  «О маленьких ранах»,  с.29. 

Статья «О маленьких ранах»

Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сованный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Если одну такую рану нанесешь ты, другую – кто-нибудь из твоих друзей, третью – кто-то еще, что же станет с природой?!

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Учитель: О каких «маленьких» ранах» идет речь? (Ответы детей)

 3) Просмотр презентации  с  аудиозаписью  учителя  «О ранах больших». (Слайды 6-8)

Статья  «О ранах больших»

С давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов.

Все больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озера – сточные воды с вредными веществами…

Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди  часто  рвут красивые растения, а животных истребляют. По вине людей исчезло немало животных и растений, а многие стали редкими.

  • Тревожные факты!

Учитель: От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.

Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

Учитель: Предположите, используя рисунок, почему в природе многие животные  и  растения становятся редкими? (Большие  киты,  носороги,  калифорнийские  кондоры, венерин башмачок, кувшинка)  (Слайд 9) (Ответы детей. Учитель дополняет  и  конкретизирует  ответы детей)

(Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей. Хотя  в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом, люди всё-таки убивают их или ловят случайно в сети.

Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им рога, чтобы охотники оставили их в покое.

Из-за своего величественного полёта калифорнийский кондор был престижной целью для охотников, которые привели вид на грань вымирания.  Кондоры медленно размножаются, им трудно добывать пищу. Однако, прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.

Из-за красивых необычных цветков растению венерин башмачок грозит исчезновение. Люди часто срывают его и собирают в букеты, хотя это совершенно бессмысленно: венерин башмачок моментально вянет даже в воде. Также его выкапывают и пытаются выращивать в садах и на клумбах. Растение это развивается очень медленно и не каждый год дает семена, поэтому восстановить потери на следующий год не может. Не менее вредят вырубка лесов, застройка лесистой местности и осушение болот ради добычи торфа.

Численность кувшинок уменьшается с каждым годом. Виной тому  желание многих людей сорвать понравившийся  бутон, а также обмеление и загрязнение водоемов.)

 4) Чтение   статьи   «Охрана природы»  учащимися, с.31 учебника.

Но люди поняли, что нужно беречь и охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих странах. В нашей стране это Красная книга России. (Показать Красную книгу) (Слайд 10)

Учитель: Что это за книга?

Ученики: Красная книга – в неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.

Учитель: Почему она красного цвета? (Ответы учащихся)

Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.

Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.

В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники и национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное различие. Заповедники обычно закрыты для туристов, а национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.

В нашей стране около 155 заповедников. (Слайд  11)  (Карта России)

5) Заочная  экскурсия   по  Центрально-Черноземному государственному  заповеднику  имени  В. В. Алёхина. (Слайды  12-14)

Учитель: Центрально-Черноземный государственный  заповедник имени В. В. Алёхина создан 10 февраля 1935 года на территории Курской и Белгородской областей, это поистине уникальный памятник природы. Подобных участков естественной природы больше нигде нет.

В Центрально-Черноземном заповеднике известно 1276 видов высших растений, а это около 80% флоры Курской области, из них 9 видов занесены в Красную книгу России. Также зарегистрировано 145 видов мхов, более 200 видов водорослей, 80 видов лишайников и около 900 видов грибов, два из которых внесены в Красную книгу России.

Целинные черноземы - основное богатство заповедника. Что такое целинные чернозёмы?

Ученики: Это почва, это земля.

Учитель: Почему эти почвы называют целинными? От какого слова происходит «целинный»?

Ученики: Слово «целинный» происходит от слова «целый».

Учитель: Да, а «целый» означает нетронутый! Кем нетронутый?

Ученики: Человеком.

Учитель: Это значит, что земли эти никогда не пахались и сохранились в том первозданном виде, в каком их первоначально создала природа. Это уникальные участки чернозёма. А чернозём, вы знаете, это самая плодородная почва. Поэтому следующим и главным богатством заповедника является, конечно же ... что?

Ученики: Растения, растущие на этой земле.

Учитель: Да, растительность, которая здесь сохранилась – это достояние не только курского края, но и нашей страны в целом. Преобладают на территории заповедника степные и луговые растения (они занимают практически половину всей растительности - 49%). Лесная растительность – чуть больше трети (36%) всей площади. Водно-болотная  местность  с её флорой и фауной занимает всего 8% от всей площади заповедника.

6) Физкультминутка.

Учитель: Сейчас я  приглашаю  всех  в лес.  (Звучит аудиозапись музыки «Звуки леса»)

Мы с вами входим в лес.

 Сколько здесь вокруг чудес.

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся

 Покажем – крылья сложили назад.

 Наклонились и присели,

 Заниматься тихо сели.

5.Первичное закрепление.

Учитель:  Сейчас мы много говорили о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит очень многое уже сейчас. А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы учащихся)

Учитель: Я сейчас буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.
        1) Задание «Запретные знаки»
        Ученики: Нельзя сбивать грибы ногами. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_83783f0c74c277f0ec5679e640d62746.jpg

Учитель: Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.
Ученики: Не разоряй муравейники. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_a75d0f0cf653953a30ebf0b71850039f.jpg
Учитель: Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.
Ученики: Не разоряй птичьи гнезда. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_221c98dc187ee3bc433a3ef5081d8096.jpg
Учитель: Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.
Ученики: Не убивай лесных насекомых. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_15241bbb409da9158b866097dfcc333a.jpg
Учитель: Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.
Ученики: Не рвите ландыши. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_b1564c7ea1dd83ba7f63a3ff94ff130f.jpg
Учитель: Они занесены в Красную книгу.

Ученики: Не оставляй после себя мусор. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_6a9b4041c23fc62717c02dd6e6368f08.jpg
        Учитель: Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться.
        Ученики: Не забирай лесных животных домой. https://kladraz.ru/upload/blogs/8399_e51e82e3738a2a436e6d7dcdb0f41b5c.jpg
         Учитель: Что же произойдет, если эти правила не выполнять? (Ответы  детей). Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные,будем охранять наши леса!    

Учитель: Назовите другие правила поведения в природе.

Ученики: Не разводите костёр в лесу; нельзя ловить рыбу сетями; нельзя убивать животных; нельзя топтать растения; не кричи, не пугай животных и птиц.

Учитель: Придумайте и нарисуйте свой запрещающий знак. (Дети выполняют задание)

2) Работа в рабочей тетради.

 Учитель: Откройте тетради на странице 10, найдите задание № 1. Прочитайте задание. Какое влияние на природу может оказывать человек?

Ученики: Положительное и отрицательное.

Учитель:  Рассмотрите картинки. Найдите примеры положительного влияния человека на природу. В квадрате поставьте «+».  Найдите примеры отрицательного влияния человека на природу. В квадрате поставьте  «–».    (После выполнения задания проводится взаимопроверка и оценка  работы) 

Учитель:  А  сейчас я  предлагаю выполнить  тест. В этом вам помогут знания, полученные на уроке. (Дети  получают карточки  с  тестами)

 3) Тест “Природа в опасности!”  

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за вырубки;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за дорог, возделывания полей

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

 а) прозрачные;

 б) бесцветные;

 в) чистые.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

 а) от использования воды в быту;

 б) от использования воды в производстве;

 в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4. Что люди делают для спасения живой природы?

 а) создают заповедники, национальные парки;

 б) создают бульвары и скверы;

 в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники?

 а) заповедники – это участки земли, где всякая природа находится под строгой охраной;

 б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

 в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

(Проверка  по  эталону. Самооценка).

6.Творческая  работа.

Учитель:  Ребята, перед  вами  иллюстрация  села, где вы живете. Нравится она вам?

Ученики: Нет!

Учитель: Почему?  

Ученики: Здесь только дома, нет зелени, нет деревьев,  животных   и  людей.

Учитель: Выполните проект своего  села,  в котором вам хотелось бы жить. Всё необходимое у вас есть на партах. (Работа  в  парах. Выставка  творческих работ)

Учитель: Молодцы!

   7. Итог  урока и рефлексия.

Учитель:  Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». (Обратить  внимание  детей  на   выставку  книг о природе по  теме «Охранять природу – значит охранять Родину»).

Учитель:  О чём вы сегодня узнали на уроке?

Ученики: Используя природу, люди часто наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Учитель: Докажите, что может произойти катастрофа, если растения исчезнут. (Ответы  детей)

Учитель:  Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на  ней  чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

8.Домашнее задание: (Слайд 15)

1.Общее: собрать информацию по необходимому перечню в «Уголке природы».

2.По группам:

- составить экологические задачи об охраняемых растениях;

  • написать сочинение на тему: «Что нам рассказали бы цветы, если бы они умели говорить»;
  • найти легенды, сказания, загадки, связанные с растениями и животными.

Приложение

ПЛАН

1.Примеры активных действий человека по охране животного мира.

    2.Охраняемые животные.

3.Лекарственные растения.

4.Охраняемые растения. 

Билет-рисунок

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\1620125642_49-phonoteka_org-p-krapiva-fon-59.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\0a8d9556c42bef6695a07b7a67dc7f5b--fruit-art-decoupage.jpg

               C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\3958798.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\4665e17f6da5dc5c9baaae08ee26a13b.jpeg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\fd760909aa29521b1e8df135fad91e70.jpeC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\bolshaja-ulitka-krupnym-planom.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\i.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\polyn3.jpg

                             

       

Тест “Природа в опасности!”

1.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за вырубки;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за дорог, возделывания полей

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

 а) прозрачные;

 б) бесцветные;

 в) чистые.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

 а) от использования воды в быту;

 б) от использования воды в производстве;

 в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4. Что люди делают для спасения живой природы?

 а) создают заповедники, национальные парки;

 б) создают бульвары и скверы;

 в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники?

 а) заповедники – это участки земли, где всякая природа находится под строгой охраной;

 б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

 в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

Творческая работа

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\имущество-цветков-сада-кусты-и-цветки-в-траве-который-нужно-149090197.jpgC:\Users\Пользователь\Downloads\tree-1716991_1280.pngC:\Users\Пользователь\Downloads\tree-1716991_1280.pngC:\Users\Пользователь\Downloads\tree-1716991_1280.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\i (1).jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\picture.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\depositphotos_164354086-stock-photo-the-bright-bird-tit-pink.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\имущество-цветков-сада-кусты-и-цветки-в-траве-который-нужно-149090197.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\имущество-цветков-сада-кусты-и-цветки-в-траве-который-нужно-149090197.jpg          C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\i.jpg

        C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\расквартируйте-и-юстрацию-89814052.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\расквартируйте-и-юстрацию-89814052.jpg            C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\расквартируйте-и-юстрацию-89814052.jpg

Самоанализ урока.

   Урок  окружающего  мира был проведен в третьем классе по теме «Природа  в  опасности. Охрана природы».         Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни, формирование современного человека, базовых компетентностей:

  • информационной  (умение  анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную деятельность).

 Цель урока: создание условий  для углубления  теоретических  знаний  учащихся   в   области  охраны  природы   и  воспитание  экологической  ответственности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.                                                                          

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический, самостоятельной работы.                                                                                                                    

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.                                                    

Построение урока: урок соответствовал требованиям ФГОС. Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: дети усвоили новый материал, вели  диалог, высказывали  свою точку  зрения, учились  планировать свои    действия, оценивать свою работу, корректировать действия в соответствии с ситуацией.

Урок соответствовал возрастным нормам и требованиям программы. Прослеживалась связь с пройденным материалом.  Соблюдена методика проведения урока. Присутствовал этап актуализации знаний, который был представлен через систему фронтальных вопросов. В ходе проведения урока учитывалась работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и    осуществлялся личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Использовались  как репродуктивные методы (вспомни, расскажи и т.д.), так и задания поискового характера (узнай,  сравни,  оцени, докажи  и т.д.)                

Методы и приемы: словесно-иллюстративный (диалог, дискуссия), практический. Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока.  На уроке были созданы условия для развития у детей  грамотной устной  и  письменной речи, творческого потенциала учащихся. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.         Эмоциональная  атмосфера на уроке была спокойной, доброжелательной. Для физической  и психологической  разгрузки была проведена физкультминутка. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик». На протяжении всего урока дети вовлекались в диалог, работали с различного рода наглядностью. В конце урока все смогли оценить результативность своей деятельности, деятельность одноклассников. Урок достиг поставленной цели и  задач.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://aida.ucoz.ru Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Костро вская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы») Учитель начальных классов Черепнина Галина Анатольевна

Слайд 2

«Природа в опасности. Охрана природы» Урок окружающего мира в 3 классе

Слайд 3

Место урока в изучаемой теме Раздел «Как устроен мир» Урок 5. Природа в опасности. Охрана природы.

Слайд 4

Тип урока : урок «открытия» нового знания Цель урока: создание условий для углубления теоретических знаний учащихся в области охраны природы и воспитание экологической ответственности Задачи урока: Обучающие: помочь учащимся понять первичные потребности и проблемы людей и животных, нуждающихся в помощи, а также осознать, что существуют различные точки зрения на проблемы, которые требуют анализа и обсуждения; выявить значение растений и животных в жизни человека. 2. Воспитательные: воспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни; воспитывать в детях бережное отношение к природе, растительному и животному миру; формировать понятия о доброте, отзывчивости. 3. Развивающие: развивать навыки грамотной устной и письменной речи; развивать творческий потенциал учащихся; развивать умение высказывать собственную точку зрения.

Слайд 5

Современные педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения

Слайд 6

Формы продуктивного взаимодействия учителя с учениками Введение в деятельность Разделенные (между учителем и учениками) действия Саморегули руемые действия учащихся Самоорганизуемые действия учащихся учащихся Самопобуждаемые действия учащихся Поддержание действия учащихся Имитируемые действия учащихся

Слайд 7

Обмен мнениями Дискуссия Диалог Обобщение информации Метод эвристических вопросов Методы формирования ключевых компетенций

Слайд 8

Приёмы формирования ключевых компетенций Составление плана работы Фронтальный опрос с использованием схемы-опоры Дидактические игры Работа с учебником Домашнее задание по группам Тест Творческая работа в парах: выполнение проекта

Слайд 9

Организационные формы обучения Фронтальная Работа в парах Индивидуальная

Слайд 10

Структура урока 1. Организационный момент 2. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы 3.Актуализация знаний 4. Знакомство с новым материалом Физкультминутка 5. Первичное закрепление 6. Творческая работа 7. Итог урока и рефлексия 8. Домашнее задание

Слайд 11

Организационный момент Деятельность обучающихся: 1.Объясняют смысл высказывания. Деятельность учителя: 1.Высказывание французского поэта, писателя Антуана де Сент Экзюпери : Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе. (Девиз урока) Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная беседа . Задача этапа: подготовка к восприятию темы, активизация внимания и организация работы класса.

Слайд 12

Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы Деятельность учителя: 1 . Читает стихотворение. 2. Проводит беседу . 3. Сообщает просьбу учителя 1 класса о подготовке устного журнала для первоклассников. 4.Дает инструктаж. Деятельность обучающихся 1.Слушают и отвечают на поставленные вопросы, аргументируют. 2.Формулируют тему и цель урока. 3. Делятся на группы, в ыбирают роли: экологи, экскурсоводы, учителя. 4.Соствляют план работы. Задача этапа: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная беседа .

Слайд 13

Актуализация знаний Задача этапа: повторение материала с целью его расширения и углубления. Формы организации деятельности учащихся : фронтальный опрос. Деятельность учителя: 1.Проводит фронтальный опрос. Деятельность обучающихся: 1.Отвечают на поставленные вопросы. 2. Приводят примеры экологических связей с использованием схемы-опоры. 3.Отвечают по билету-рисунку (по типу экзамена) о защитных приспособлениях у растений и животных.

Слайд 14

Знакомство с новым материалом Задача этапа : углубление теоретических знаний в области охраны природы. Формы организации деятельности учащихся : фронтальная и индивидуальная работа. Деятельность учителя: Дополняет и конкретизирует ответы детей. Деятельность обучающихся: 1.Отвечают на поставленные вопросы. 2. Работают с учебником: читают статью «О маленьких ранах». 3. Смотрят презентацию с аудиозаписью учителя «О ранах больших». 4. Предполагают, используя рисунок, почему в природе многие животные и растения становятся редкими . 5. Совершают заочную экскурсию по Центрально-Черноземному государственному заповеднику имени В. В. Алёхина.

Слайд 15

Физкультминутка Задача этапа: избежание перегрузки учащихся. Формы организации деятельности учащихся : упражнения для снятия нагрузки в мышцах. Деятельность учителя: Координирует действия учащихся. Деятельность учащихся: Выполняют упражнения.

Слайд 16

Реализация построенного проекта. Первичное закрепление и включение в систему знаний Задача этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного материала. Формы организации деятельности учащихся : индивидуальная работа со взаимопроверкой, самостоятельная работа с проверкой по эталону. Деятельность учителя: 1.Вовлекает учащихся в процесс обучения. 2.Создаёт ситуации успеха. Деятельность учащихся: 1.Выполняют игровое задание «Запретные знаки». 2.П ридумывают и рисуют свой запрещающий знак. 3.Работают в тетради на печатной основе. 4. Выполняют тест.

Слайд 17

Творческое задание Задача этапа : в оспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни. Формы организации деятельности учащихся : работа в парах. Деятельность учителя: 1. Координирует действия учащихся. Деятельность учащихся: 1.Выполняют проект своего села, в котором им хотелось бы жить.

Слайд 18

Итог урока. Рефлексия Задача этапа: соотнесение цели и результатов своей деятельности , самооценка результатов своей учебной деятельности. Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная беседа. Деятельность учителя: 1.Подводит итоги урока . (Читает высказывание М.М.Пришвина, обращает внимание на выставку книг о природе) Деятельность обучающихся: 1.Участвуют в беседе . 2 . Доказывют, что может произойти катастрофа, если исчезнут растения.

Слайд 19

Домашнее задание Задача этапа: знакомство с домашним заданием . Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная беседа. 1.Общее: собрать информацию по необходимому перечню в «Уголке природы». 2.По группам: - составить экологические задачи об охраняемых растениях; -написать сочинение на тему: «Что нам рассказали бы цветы, если бы они умели говорить»; -найти легенды, сказания, загадки, связанные с растениями и животными. Домашнее задание

Слайд 20

На внеурочном занятии «Каждый день доброе дело» Подготовка устного журнала для первоклассников

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» - муниципальный этап

Стартовал конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2015-2016 учебном годуПрием работ для участия в Конкурсе будет проводиться в этом году только по 3 направлениям1.  Гум...

Участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" 2019 год.

Участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" 2019 год....

Презентация "Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

С 23 по 29 января 2018 года в Москве я принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства педагогов « Мой лучший урок»На конкурс я представила свой урок по окружающему ...

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания...

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (Направленность: «Мой лучший урок в системе воспитания школы»).

Урок окружающего мира был проведен в третьем классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы». Урок был направлен на воспитание способности воспринимать, чувствовать и правильно понима...

Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»

Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»...