Игра – путешествие «Ямал – мой край родной»
план-конспект занятия (4 класс)

Салиндер Елена Николаевна

Данная методическая разработка предназначена для воспитанников интерната возраста 8-12 лет. Мероприятие  направлено на пропаганду краеведческих знаний, популяризацию культурного наследия родного края, способствует формированию коммуникативно-познавательной и творческой деятельности обучающихся. Представленный материал можно использовать при проведении воспитательных мероприятий, занятий по внеурочной деятельности и  краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ямал25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие «Ямал – мой край родной»

Аннотация: Данная методическая разработка предназначена для воспитанников интерната возраста 8-12 лет. Мероприятие  направлено на пропаганду краеведческих знаний, популяризацию культурного наследия родного края, способствует формированию коммуникативно-познавательной и творческой деятельности обучающихся. Представленный материал можно использовать при проведении воспитательных мероприятий, занятий по внеурочной деятельности и  краеведению.

Цель: формирование интереса и любви к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с символикой округа, его достопримечательностями;

продолжать знакомить с играми народов севера;

закрепить знания о природных богатствах родного края.

Развивающие:

продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:

развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, село;

закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой Родине.

Форма проведения: игра – путешествие

Методы и приемы: беседа,  загадки, поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, творческое задание.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация,  герб, флаг Ямало-Ненецкого автономного округа, флаг муниципального образования Ямальский  район, карта, слайды с изображением растений, животных, ватман, эскизы национальных сумочек, клей, цветные карандаши, ножницы, жетоны за правильные ответы .

Жюри: Лаптандер Алевтина

Лаптандер Анжела

Салиндер Анастасия

 

Ход мероприятия:

Вводная часть. Орг. Момент

Север мой! Будь прекрасен. Как сказка!

Мы живем, чтобы ты процветал!

С днем рождения тебя поздравляем,

Наш родной и прекрасный Ямал!

Восп: Добрый день, дорогие ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было   хорошее, приподнятое  настроение. Я очень рада видеть вас.

Восп:  Ребята, угадайте, о ком я говорю?

Его называют седым.

Скоро он будет отмечать свое день рождение, ему будет 91 год.

А в переводе с ненецкого языка он обозначает «край  земли».  

Правильно, Ямал!

А вы знаете, где расположен  полуостров Ямал? (на севере нашей страны)

Правильно, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

  • Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км.
  • Омывается Карским морем.
  • На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.                

Как вы думаете, какой сегодня праздник? (ответы детей) Правильно, молодцы! 10 декабря Ямало-Ненецкий автономный округ отмечает свой день рождение. А сколько ему лет? (ответы детей) Правильно, пэдавада!  Возраст у нашего округа  солидный и требует к себе уважения и внимания со стороны его жителей и нас с вами. Ямал – это наша малая Родина. Все,  кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край.  Край богатый и загадочный и только,  крепкая дружба и душевная теплота, помогут нам с вами, друзья, совершить увлекательное путешествие по родному краю.

Ребята,  чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и незабываемым мы будем работать в командах. Прежде, чем приступить к игре - путешествию, ребята,  давайте вспомним «Правила работы в группе». И самое главное, ребята,  во время путешествия команды соблюдают правила ТБ и дисциплину.

- Молодцы, знаете, как работать в команде!

А за ходом нашего игры-путешествия будет следить наше справедливое жюри, чтобы в конце нашего мероприятия узнать команду победителя!

Основная часть.

Итак, начнем наш первый  конкурс - разминку. Вопросы обеим командам.  Готовность отвечать каждая команда будет показывать сигналом: поднятием правой руки.

— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей Ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране.

— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство)

Какое природное явление называют «улыбкой Арктики»? (северное сияние)

В названии какой ягоды Севера «спрятались» птицы? (голубика)

-Назовите одну из редких птиц Ямала, находящуюся в Красной книге России. (стерх)

-Назовите самую крупную реку Ямала (Обь)

-Какое животное изображено на флаге г. Салехарда? (черная лисица)

-Назовите  названия рек Ямала( даже маленькие речки, где вы проживаете).

Восп: Молодцы, успешно прошла 1-ая часть нашего путешествия. Жюри оценивает ваши ответы.

Восп:  Вот еще одно задание на пути нашего путешествия.  Команды, вам предлагается угадать загадки.

(слайды с фотографиями на экране).

На тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится. (Летнее солнце)

С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Белые олени без рогов и копыт по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака)

От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут – плачут и растут. (Сосульки)

Мягок, а не пух. Зелен, а не трава (Мох)

Днем и ночью дрожит, всего боится (Заяц)

Сквозь землю пролез, русскую шапку надел (Гриб) 

 Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит (Лёд)

А теперь предлагаю закончить примету:

Собаки воют – волки …(близко)

Солнце к вечеру краснеет – день настанет …(ветреный, холодный)

Звезды сильно заблестят - …(потеплеет)

Собаки катаются - …(к теплу)

Если северное сияние полыхает, движется - …(к пурге)

Практическая часть

Восп: Ребята, на пути нашего путешествия встретилось и творческое  задание для команд: защита мини-проектов.

Здесь, конечно, потребуются ваша фантазия, умение, воображение. Но вы, я думаю, с ним справитесь.

Задание 1-й команде: Ребята,  перед вами картинки на тему «Север». Но мы не знаем, какой общий коллаж  у вас получится. Ваша задача,  собрать картину, добавить свои элементы. И, когда справитесь с этим заданием, вы должны защитить свой мини-проект. Почему именно вы выбрали эту композицию? ваше отношение к нему, чем оно вам близко? доказать, почему вы назвали его «Мой могучий Север»?

Задание 2-й команде: «Туця»-сумочка рукодельницы.

Перед вами шаблоны туця - сумочек. Задача команды, красиво разукрасить свои изделия по своему усмотрению. Далее, вам нужно рассказать о ней. Для чего она? Из чего она шьется? Какие виды сумочек вы знаете? Так ли необходима туця  женщинам в чуме? Что интересного и познавательного вы можете рассказать о ней?

Восп: Молодцы, команды! Все справились с заданием. Жюри достойно оценит ваши проекты и их  защиту.

 Восп: У нас на Ямале живут замечательные люди,  они очень ловкие и внимательные, а  для ребят придумали очень много интересных игр. Вот и мы будем играть в ненецкие игры.

1. «Прыжки через нарты» (дети перепрыгивают на двух ногах через препятствие)

2. «Меткий охотник» (попасть мячом в корзину)

      3. В тундре много ручейков и озер, вот мы и  поиграем в игру «Ручейки и озера»

Подведение итогов      Рефлексия

 Восп: Ребята, благодарю вас за интересное  путешествие в честь дня рождения нашего Ямала. Ребята,что нового,  интересного и полезного вы узнали на нашем мероприятии? Где примените те знания, которые вы сегодня получили?

Наши команды проделали очень большую работу, пусть подводит итоги наше жюри, а мы с вами громкими аплодисментами поддержим наши команды..

Культурное наследие родного края мы должны изучать, беречь и приумножать.

Пусть живет и процветает наш Ямал!  До свиданья, до новых встреч!

Список используемой  литературы:

Краеведам о Ямале: Учебно-методические материалы для педагогов общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа/Авт. -сост. Горбунова Н.Д., Макеев А.Ф., Шушарина Н.П.- Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012-116 с.

 Северные родники /Автор - сост. Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

https://vk.com/wall-161876633_13732 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра поле чудес "Мой край родной Кузбасс!"

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей и традициями Кузбасса; воспитание любви, гордости и уважения к малой родине....

Игра - путешествие по Хабаровскому краю. Сценарий классного часа.

Сценарий классного часа, посвященного 74 годовщине Хабаровского края.  Игра- путешествие по Хабаровскому краю. Знакомство с Красной книгой, гербом, флагом Хабаровского края....

Классный час в начальной школе «Ямал - мой край родной»

Одна из задач нравственного воспитания школьника - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те ме...

внеклассное занятие "Ямал - мой край родной, навек любимый!"

Внеклассное мероприятие посвященное Дню Ямала. Увлекательное соревнование, с элементами интересных фактов....

Игра "Путешествие в царство природы родного края"

В игре систематизируются знания о живой и неживой природе Южного Урала.Дети привлекаются к проблемам  охраны окружающей среды. Воспитывается гуманное отношение  к природе, к родному краю....

Экологическая игра «Люблю тебя, мой край родной»

Разработака экологической игры по материалам краеведения...

Презентация "Ямал - мой край родной"

Презентация о родном крае - Ямале....