Внеклассное мероприятие "Бурятская национальная одежда"
план-конспект занятия (4 класс)

Доржиева Туяна Гомбо-Доржиевна

Внеклассное мероприятие "Бурятская национальная одежда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryaad_hubsats.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

"Бурятская национальная одежда"

 (2 - 4 классы)


   
Цель: познакомить с  бурятской национальной одеждой;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками. Воспитывать ценностное отношение к бурятской национальной культуре;


Ход занятия

     Здравствуйте, дорогие гости! Приветствуем Вас на нашем празднике.

Сагаан hарын амар мэндэ!
“Амар мэндэ!” – это добрый знак.
Когда зимы рассеивая мрак,
В дома желанный
Белый месяц входит!

     Все вы знаете, что у каждого народа есть обычаи и традиции, многие из которых в настоящее время  незаслуженно забыты.

     Хорошо знать обычаи своего народа и уважать обычаи других народов – это основа крепкой дружбы и взаимопонимания народов.

     Издревле буряты занимались скотоводством и ухаживали за пятью видами домашних животных. Назовите мне их. Так как они кочевали вслед за своими животными, то народ назывался кочевым. Когда в одном месте заканчивалась сочная трава, людям приходилось сворачивать свое жилище и переезжать на другое место, где много свежей травы.

     Игра «Верблюд ловит верблюжонка».

     Благодаря такому образу жизни буряты имеют богатейшую молочную и мясную кухню, тёплое войлочное жилье, красивый национальный наряд, множество видов прикладного искусства. Существует богатейший пласт УНТ на тему уклада жизни.

   И сегодня мы  отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций. Будем говорить с вами о бурятской национальной одежде.

     Традиционная одежда бурят тесно связана с природно – климатическим и хозяйственным укладом. Она характеризуется многими своебразными чертами, типичными для одежды кочевников.

     Традиционная бурятская национальная одежда различается

  • по назначению – повседневная и праздничная
  • по сезону – зимняя, летняя, демисезонная
  • соответственно полу – мужская, женская
  • возрасту – детская, взрослая
  • семейному положению – девичья одежда, одежда замужней одежды.

     - Ребята, сегодня мы с вами будем модельерами. Будете придумывать свои фасоны, стили бурятских одежд.

     - А из каких частей состоит бурятская одежда? (Бурятская одежда состоит из трех частей: малгай (шапка), дэгэл (халат), гутал (обувь) (прикрепить слова).

     - А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

       Сначала они одевают гуталы, затем дэгэл, причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай. Это для того, чтобы жизнь была долгой-долгой. Правда, интересный обычай?

      -Ребята, давайте пригласим Арюну и нарядим куклу Сэлмэг. И конечно, по бурятскому обычаю. На столе - бурятская одежда. Арюна нам покажет, как одеть одежду.

     

Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху?

     Дети.(чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.)

      Учитель: Ребята, какую одежду мы наденем на Сэлмэг следующей? Дэгэл (халат).

      Учитель: Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов. Для чего это?

       Дети. (чтобы было теплее).

       Учитель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим  занимаются и мужчины и женщины.    

        Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

        А что означает верхняя пуговица?

Дети: (верхние пуговицы приносят прибыль).

        У. Средние пуговицы? (символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек).

 Дети: (чтобы было много детишек крепких и здоровых).

         У. Нижние  пуговицы? (это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят).

 Дети: (чтобы много было скота).

         У. Молодцы, ребята, все знаете!

         А какой предмет одежды будет следующим?

  Дети: (п о я с).

     Учитель. Он бывает очень-очень длинным – целых две длины руки. Покажите ребята, какой длины бывают пояса?

     Дети встают парами, берутся за руки и показывают. Затем снова усаживаются на свои места.

      Учитель  надевает пояс кукле.

       Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы. Менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили.

      - Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

   Дети: (чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов и буряты носили все необходимое за поясом.)

      - А что надевают в последнюю очередь?

   Дети: (м а л г а й – шапку).

     Учитель: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.

      Учитель: Сэлмэг принесла вам рукавичку – догадайтесь для чего?

   Ответы детей.

   Подвижная игра: «Рукавичку гнать».

  Учитель. Как весело мы с вами поиграли. А какой сейчас праздник?

   Дети: (Сагаалган)

   Учитель: А в праздники положено дарить подарки! Вручение сладких подарков.

   Работа по классам – «Мы - модельеры». Анализ работы.  Похвалить успешно справившихся с работой.

  Конечно, современная одежда отличается от старинной одежды. Также как и старинная одежда, современная одежда подчинена нашему образу жизни. Но старинная бурятская одежда это наша история, наши обычаи и  традиции, и поэтому мы должны стараться сохранить её.


Приложение
 
Головной убор у бурят


    Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэн и был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Зимние шапки шили с мехом. Позже появились шапки с высокой макушкой.
Летние шапки шили из синего шелка. Для таких шапок обязательная красная кисть-залаа красного цвета, которая означала солнечные лучи и пришивали к верхушке. На самом верху-дэнзэ из серебра и коралла. Дэнзэ-символ солнца. Иногда вместо дэнзэ пришивали «узел счастья», сплетеннй из красного шнура. Верхняя часть шапки похожа на конус-горы, ее шили из синего шелка. Горизонтальные стежки означали 11 родов хори-бурят. В старину буряты говорили:
«Малгай табиhан-манайхи » (Там, где я снял шапку, там мой дом»), потому, что буряты вели кочевой образ жизни.

Шапку надевали последней, а снимали первой.
Очень бережно относились к головным уборам:
Шапку нельзя было бросать на землю;
Перешагивать через неё;
Нельзя надевать шапку с кривыми швами;
Никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность;

Мужской халат бурят-дэгэл

Мужской костюм бурят – дэгэл шили из материи разных цветов, кроме красного и желтого- для лам и белого-цвет смерти. Поэтому использовались ткани зеленого, коричневого, синего. Воротник шили из чёрного бархата, меха.
Нагрудное украшение-энгэр был из трёх цветов: верхняя полоса зелёного цвета, знак цветущей земли, средняя-чёрного цвета, что означало почву, цвет земли, а нижняя полоса-красная, цвет огня.
К рукам пришивались манжеты, обычно чёрного цвета. Манжеты символизировали копыта коня, самого почитаемого из пяти видов животных. Пуговицы (тобшонууд) пришивались к вороту, на плече, под мышкой и на талии.
Соблюдали правила надевания халата-дэгэла: мужчины надевали с левого рукава, а женщины- с правого. Пуговицы начинали застегивать снизу вверх. Самая верхняя пуговица-символ прибыли, благодати. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, рвать на части. Пояс- это символ чести и достоинства мужчин.

Обувь бурят


Обувь бурят-эрмэгтэй гутал была лёгкой, удобной. Шили обувь двумя способами: либо кусок кожи стягивали вокруг ступни на шнурке, либо выкраивали как башмак с голенищем из сукна, войлока, кожи. Зимние в основном шили из овчины(женские), а мужские из шнуры косули.
Голенище и носок изготовляли из ткани, простёганной на вате или сукна для тёплого времени года, праздничные шили из бархата. Носки и голенища украшались аппликациями из кожи в виде хищной птицы, а также завитков и замкнутого узла. Подошву делали из войлока и кожи. У бурят носок обуви был слегка загнут вверх, что означало бережное и почтительное отношение к матери-земле.Чтобы ногам было теплее и удобнее, надевали чулки. В старину они были валяные, как тонкие валенки.
Обувь снимали последней, а одевали первее, чем шапка и дэгэл.

Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)

В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.

Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).

Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.

Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.

Правила. 

  1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.
  2. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.
  3. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.

Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)

В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).

Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Правила. 

  1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.
  2. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Национальная одежда"

Урок на казахском языке знакомит детей с элементами казахского национального костюма....

Классный час "Национальная одежда бурят"

Данный классный час проведен в 4 классе. Используется системно-деятельностный подход - ставящий главной целью развитие личности учащегося. Также коллективный способ обучения. Коллективный способ обуче...

Башкирская национальная одежда.Презентация.

Башкирская национальная одежда....

Исследовательская работа ученика "Национальная одежда тувинцев"

С ростом национального самосознания проявляется интерес к национальной культуре и традициям в том числе и интерес  к ососбенностям национальной одежде....

Классный час на тему «Национальная одежда хакасов»

Данные материалы позволяют пзнакомить учащихся с национальной одеждой Хакасов...

Тема урока: Чувашская национальная одежда

Цель:-ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\- объяснить учащимся, что чувашский костюм является  главным элементом исторической памяти народа;Задачи:-обр...

Орнаментальная национальная одежда.

Дистанционное задание для самостоятельной работы объединения "Мой родной край" 10.03.2020...