МУЗЕЙНЫЙ УРОК
план-конспект урока

Нестеренко Наталия Васильевна

МУЗЕЙНЫЙ УРОК

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Сочинение

                            Без права на забвение

        Мы много можем рассуждать о смысле жизни, строить планы не будущее, но у каждого в жизни приходит переосмысление своей собственной жизни, жизненного опыта, пусть и небольшого.

 Ко мне осознание пришло в феврале 2019 года, когда на пороге нашего дома появились учитель истории и  завуч соседней  школы с просьбой дать разрешение на присвоение школе имени моей прапрабабушки, учительницы начальных классов - Гришко Екатерины Ивановны .

Я, как и все современные дети, не очень интересовалась историей своей                       семьи.   Я слышала рассказы о родственниках, но они казались мне таким далекими, как рассказы из учебника «Истории». Кем же была эта женщина? Почему ее имя решили присвоить школе?.. И тогда я поняла, что хочу узнать хотя бы одну страничку из истории своей семьи…

       Шел 1942 год.

Душным днём 6 августа 1942 года немецкие войска подходили к станице. Как только послышались автоматные и пулеметные очереди, на территории бывших складов колхоза «ОГПУ» начали рваться снаряды, мины, бомбы. Это бойцы народного ополчения, отступая, взорвали склады боеприпасов. А сутками раньше были взорваны элеватор, электростанция, железнодорожные пути. Ничто не должно было достаться врагу. Так начались чёрные дни фашистской оккупации. Большинство жителей станицы с ненавистью смотрели на «новый порядок», и на тех, кто принёс этот «порядок» - фашистских солдат и офицеров. Но были и такие, кто подобострастно улыбался и низко кланялся захватчикам, подносил им хлеб-соль.

Началась эвакуация. Собрав свои пожитки, станичники погнали колхозный скот в Гастагаевские леса, подальше от линии фронта. Екатерина Ивановна – учительница местной школы с сыновьями Аркадием и Геннадием не эвакуировалась. Она была оставлена для подпольной работы в районе.

 Им предстояло собирать информацию о размещении и численности гарнизонов противника и карательных отрядов, расположение аэродромов, складов оружия и боеприпасов. Но основной задачей оставалась - необходимость  наладить работу с партизанским отрядом.

Вскоре группа партизан перебазировалась в ст. Старощербиновскую. Их командиром был Анатолий Афанасьевич Герман. Явочная квартира расположилась в доме Гришко, а   братья Аркадий и Геннадий  стали  первыми помощниками партизан. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что моя семья живет на том же самом месте, где происходили события тех лихих дней.

  В сарае выкопали подвал, в котором отсиживались днём, а ночью уходили в разведку – собирали данные о расположении воинских частей противника, поджигали и врывали склады горючего и боеприпасов, писали и расклеивали листовки. Новости с фронтов были неутешительными. Ужасали и зверства в станицах. Лишь явившись в Старощербиновскую, Анатолий Афанасьевич узнал, что немцы в лесозащитной полосе за станицей расстреляли около двухсот человек и закопали их, многих живыми. На месте расстрела земля двигалась ещё в течение нескольких дней. Станичников, которые под покровом ночи пытались спасти выживших - расстреливали. Не проходило ни единого дня без новых расправ над стариками, женщинами.

 Подпольщикам приходилось каждую ночь рисковать своею жизнью.  Однажды Герман решился идти на встречу с Шумским- помощником районного атамана... С одной стороны, должность помощника районного атамана была важна с точки зрения информации, с другой стороны, слишком рьяно исполнял Шумский свои обязанности. Стало известно, что с его помощью был составлен список на ликвидацию самых надёжных людей. А это более двух тысяч человек.

Опытный чекист, он не стал рисковать никем из группы, и на первую встречу пошёл один. Не всё понравилось Герману в поведении Шумского. Слишком уж суетлив он был, интересовался один ли Анатолий Афанасьевич в станице, есть ли у него с кем связь. Герман увиливал от расспросов. Договорился с Шумским о следующей встрече. На четвертую встречу, 12 ноября 1942, Герман попросил приготовить продукты. Шумский передал эту информацию своим «хозяевам» и подготовил засаду из местных полицаев у себя дома.

Но в назначенный день Герман не явился. Пришёл только на 3 день, 15 ноября. Пришёл не сам. У кухонного окна на улице с трофейным автоматом стоял Аркадий. Шумский вынес мешок с едой. В тот момент, когда Герман наклонился за ним, предатель обрезком трубы нанёс два удара Анатолию Афанасьевичу по голове. Тот с криком «Ванька, стреляй» повалил Шумского на пол. Аркадий был наготове и в тот же миг дал очередь по стене дома. Герман, весь в крови, и Аркадий ушли огородами.

В ту ночь Екатерина Ивановна и другие участники подпольной группы не спали, ждали вестей. Анатолий Афанасьевич и Аркадий вернулись посреди ночи. Германа перевязали. С утра начались аресты. Аркадий успел сбежать. Прапрабабушку увезли в станицу Староминскую, где располагалось гестапо. Некоторое время спустя стала известна и судьба Германа. Не так далеко оставалось до линии фронта, когда он в станице Ольгинской  попал в засаду. Германа так же отправили в Староминскую. Там и состоялась последняя встреча с Шумским. «Знай, что к стенке тебя поставят» - эти слова стали последними для Анатолия Афанасьевича Германа. Ни единого слова не вырвали больше из его уст.

А Аркадий добился свидания с матерью в гестапо, но и сам был схвачен. Екатерину Ивановну, Аркадия Гришко и Анатолия Афанасьевича Германа замучили в Староминском гестапо за две недели до прихода Красной армии.

Фашистские палачи, а по-другому их назвать нельзя, жестоко пытали пленников. Мать и сына пытали друг напротив друга. Им выжигали звёзды каленым железом, загоняли иголки под ногти, заставляли мыть полы опухшими руками, сверлили дрелью коленные чашечки. Их трупы гитлеровцы запретили хоронить. Они так и пролежали несколько дней во дворе гестапо, пока ночью их тела не выкрали и не похоронили местные жители. Аркадию было на тот момент 17 лет.

 Слова Германа стали пророческими. Действительно Шумский не ушёл от справедливости. Его разоблачили. Военный трибунал приговорил его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в 1944 году.

Улица, на которой я живу, носит имя Анатолия Афанасьевича Германа. А дом моей семьи стоит на месте сарая, где прятались подпольщики. На этой же улице находится школа имени Екатерины Ивановны Гришко –моей прапрабабушки.

         Моя прабабушка – Патока Ольга Семеновна была приговорена за связь с партизанами  к расстрелу. Но ей удалось в братом Геннадием сбежать.  В лютые февральские морозы,  в летних босоножках пробирались они в родную станицу. Она прожила славную жизнь и умерла в возрасте 90 лет. В живых остался и  младший сын  Екатерины Ивановны, стал капитаном первого ранга и умер в 1984 году  

           Семейные фотографии, копии документов долго хранились в нашей семье. Но время делает свое дело. Стали разрушаться фотографии, превращаться в пыль затертые записки, переданные  из Староминского гестапо.  Было решено передать все семейные архивы в музей. Вот так приоткрылась для меня одна из многих страниц в истории моей семьи.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования музейного урока «Солдат войну не выбирает»

Учитель: Нестеренко Наталия Васильевна

Предмет (внеурочная деятельность)

Патриоты Кубани

Класс

3-4

Тема урока

«Солдат войну не выбирает»

Цель урока

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи урока

-формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, района;

-приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах района;

-развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал;

-формировать чувство уважения к старшему поколению;

-воспитывать патриотические чувства;

-формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

-эмоциональное стимулирование патриотических чувств через приобщение к воинским традициям;

-пробудить чувство гордости за свою страну, малую родину.

Форма проведения урока

Музейный  урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны:

- уметь анализировать итоги и последствия Второй мировой войны, локальных военных конфликтов, прослеживать их связь с современной политической обстановкой в мире.

Познавательные:

Учащиеся должны:

-уметь правильно воспользоваться уже изученной ранее информацией;

-проявлять интерес к изучаемой теме;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-уметь определять уже изученные и только изучаемые понятия;

-строить логическое рассуждение и делать выводы;

-осмысленно и вдумчиво читать текст изучаемого параграфа.

Коммуникативные:

Учащиеся должны:

-владеть устной и письменной речью;

-уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей по поводу изучаемой темы;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-уметь корректно оспаривать точку зрения, с которой не согласны.

Регулятивные:

Учащиеся должны:

-владеть основами самоконтроля;

-уметь работать индивидуально;

-планировать и регулировать свою деятельность;

-выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Учащиеся должны:

-осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

-осознать свою идентичность как гражданина страны;

-в процессе самостоятельной работы, выполняя задания, развить навыки самообразования;

-работая с документом и иллюстрациями, уметь высказать свое мнение о героических действиях советской армии на завершающем этапе Второй мировой войны;

-проявлять уважение к учителю и своим одноклассникам.

Условия реализации урока

Этап урока

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

Оргмомент

Создание в музейной комнате атмосферы для работы на уроке. Приветствие.

Актуализация знаний/переход

Солдат войну не выбирает –

Куда пошлют, на ту идёт,

На ней живёт и умирает

И, умирая, в ней живёт.

 -У времени есть своя память - история. История человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории - поле Куликово, Бородино, Прохоровка... Для русского солдата - просто земля.

-Как вы думаете, чему посвящен сегодня урок и почему он проходит здесь?

(просмотр ролика)

Ученики слушают учителя, вспоминают о Вов.

Отвечают на вопросы учителя

 

Смотрят ролик

Личностные УУД:

Формирование устойчивого познавательного интереса к описываемым событиям.

Работа с информацией, музейными экспонатами

Подведение итогов.

 Домашнее задание( по желанию)

Так чаще всего мы представляем себе войну.

Потери нашей страны - 27 млн. человеческих жизней….Уходят наши ветераны (фото на экране). В нашем районе осталось в живых17 участников войны. Они вернулись с победой и внесли свой вклад в разгром врага. Нет героев от рождения, они рождаются в боях.

-Кто же они? Послушайте рассказ Туркушевой Е.

Это-  личные вещи Парфенова А.В, переданные его семьей (просмотр экспонатов).

Ведущий: В нашей комнате бережно хранятся документы о Гришко Е. И. - учительнице нашей школы и ее сыне Аркадии. Правнучка Екатерины Ивановны также учится в нашей школе и сегодня расскажет немного историю своей прабабушки (Рассказ Нестеренко В.)

 Ведущий: Удивительная история произошла в мае 2021 года. Увенчались успехом долгие поиски родной внучки Екатерины Ивановны- Екатерины Геннадьевны. Мы связались с ней. Она сейчас живет в далекой стране Мали. Как и ее бабушка Екатерина Геннадьевна стала учительницей, закончила университет, защитила диссертацию и   преподает языки.  Своего сына она назвала Аркадием в честь своего дяди, который был замучен в гестапо в далеком 1943 году в возрасте 17 лет… Именем Екатерины Ивановны Гришко названа в нашей станице школа № 3.

 

Каждый человек, прошедший войну, переживший войну в тылу уже герой. Ребята, есть ли в ваших семьях герои и что вы о них знаете? (Рассказы обучающихся о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, демонстрация наград и фотографий из семейного архива).

Ведущий: В нашей музейной комнате находятся Книги Памяти, сделанные своими силами. Информацию для Книг мы собирали всей школой. В этой акции принимали участие ученики, учителя и неравнодушные люди, которым дорога память о том тяжелом для нашей страны времени…

(Просмотр Книги Памяти. Книга состоит из 5 томов и содержит фотографии участников Вов, стихи)

Ведущий: Ребята, а какие войны или военные конфликты выпали на долю нашего народа еще?

Ведущий: Афганистан. Афганская война. (Просмотр ролика, чтение текста)

 25 декабря 1978 года в 15 часов советские войска вошли в Афганистан для оказания помощи афганскому народу в борьбе за свои права.

А к 27 декабря в аэропорту Кабула стали приземляться самолеты с солдатами и офицерами, техникой, вооружением, продовольствием.

Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане. Война продолжалась 9 лет 1 месяц 19 дней. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров.

5.462.555 человек прошли через Афганистан;

13.833     человека убиты или умерли от ран и болезней

49.985     человек получили различные ранения

6.669 человек стали инвалидами

Ведущий: За мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Афганистане, орденами и медалями СССР были награждены свыше 200 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих (в том числе около 11 тысяч посмертно). Много выпускников нашей школы прошли службу в Афганистане. Их фотографии вы видите на стенде. (Просмотр  фотографий и личных вещей). Выпускник нашей школы -   ____________– участник военного конфликта в Афганистане сегодня присутствует на нашем уроке.

(Рассказ _______________)

Ведущий: В глубь истории уходит война в Афганистане. (Ролик о Чеченской войне, чтение стихотворения и текста )

Из карт колоды застарелой

Фортуна вынула для нас

Своей рукою загрубелой

Сперва Афган, потом Кавказ…

        Война в Афганистане для наших солдат закончилась, а в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне…

У этой войны нет ещё истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Чеченская война коснулась почти каждой российской семьи.

       В 1991 году вспыхнул мятеж в Чечне. 30 ноября 1994 года Б.Н. Ельцин издал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне.11 декабря несколько полков Вооруженных Сил и МВД России перешли границу Чечни и по трем направлениям двинулись в сторону Грозного. Первое сопротивление войска встретили еще на территории Ингушетии. Началась война.

        Российское командование недооценило противника. Зимой прошли кровавые сражения за Грозный. Россия вступала в 1995 год по колено в крови. Мы накрывали праздничные столы и желали друг другу счастья, а в эти же минуты в Грозном умирали, гибли офицеры, гибли солдаты. Это была первая Чеченская война…

     А была еще и вторая Чеченская. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода российских войск в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни. Сегодня к нам в гости пришел папа Арины Кимлач -  Кимлач Е. В.- участник тех событий. (рассказ гостя)

 Много выпускников нашей школы выполняли честно и с достоинством свой воинский долг. Их фотографии находятся в нашем музее рядом с фотографией А.В. Ляпидевского - Героя Советского Союза № 1- выпускника нашей школы.

  - Говорят, что война закончится, когда будет похоронен последний солдат.

-Как вы думаете: почему?

-Но кто может сказать, когда это будет? Великая Отечественная война закончилась 77 лет назад, но нет покоя, нет тишины...Сегодня опять наступили тяжелые времена для нашей страны. Конфликт между Украиной и Донбассом никого не оставляет равнодушным.  И сегодня, как и много лет назад, наши мужчины идут воевать. Воевать за наше с вами право жить, учиться, говорить на родном языке. Наши солдаты, как и много лет назад, честно исполняют свой гражданский долг, остаются верными присяге, достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.

Ребята, каждый из вас может внести свою лепту в создание школьного музея. Для этого вам надо подготовить кейс «Люди земли Щербиновской».

Ведущий: Спасибо нашим гостям за то, что нашли время и приняли участие в нашем музейном уроке. До новых встреч в музейной комнате школы №1.

Рассказ Туркушевой Е. о своем прапрадеде (Приложение 1)

Ребята слушают рассказ.

Просмотр экспонатов

Слушают рассказ (Приложение 2), работают с информацией

(изучение документов), просмотр музейных экспонатов)

Изучают Книгу Памяти (Приложение 3)

Отвечают на вопросы. (Афганистан, Крым, Абхазия, Осетия, Грузия и Чечня, Украина,)

Знакомятся с информацией

Знакомятся с информацией на слайде

Просмотр  фотографий и личных вещей участников Афганской войны. Беседа с _____

Просмотр ролика.

Слушают рассказ гостя

Ответы обучающихся

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

-структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;

-умение делать выводы из полученной информации;

 -поиск в источнике информации, необходимой для решения проблемного задания.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в команде

Регулятивные УУД:

-формирование навыков самостоятельной и коллективной работы, умение структурировать информацию;

-структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;

-поиск в источнике информации, необходимой для решения проблемного задания;

-формирование умения делать выводы из полученной информации;

-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

Предметные УУД:

 -закрепление изученного материала;

-формирование навыков работы с музейными экспонатами;

-формирование навыков работы с информацией;

-формирование умения анализировать полученную информацию.

Личностные УУД:

-проявление уважения к гостям урока и своим одноклассникам;

-формирование навыков самообразования в результате самостоятельной и коллективной работы.



Предварительный просмотр:

ЖИЗНЬ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ

Мой прадедушка, Анатолий Васильевич Парфёнов, всю свою жизнь посвятил защите Родины и её народа. Он постоянно находился на фронте - воевал, служил, трудился, жил и работал для людей, для своей семьи и своей страны.

Анатолий Васильевич родился 21 января 1919 года в деревне Заборье Киренского района Иркутской области. Свою трудовую биографию начал в четырнадцать лет. С 1937 года работал в органах внутренних дел младшим милиционером, затем участковым. С сентября 1939 по май 1947 года служил на Дальнем Востоке, сначала в составе 56-го, затем 432-го стрелкового полка, а с апреля 1941 года - в 64-м отдельном пулемётно-артиллерийском батальоне.

Анатолий Парфёнов был награждён медалью «За победу над Японией», удостоен ордена Отечественной войны II-й степени.

После демобилизации, вместе с семьёй переехал на Кубань и продолжил служить в милиции, на фронте борьбы с преступностью. Ему присваивают звание «старшина» и назначают участковым уполномоченным Тульского районного отделения, управления министерства внутренних дел Краснодарского края.

Пять лет Анатолий Парфёнов отдал службе участкового (в это же время станичники избрали его депутатом сельского совета), затем работал оперуполномоченным  и  старшим оперуполномоченным уголовного розыска, стал курсантом-заочником Саратовской школы милиции Министерства внутренних дел СССР, которую окончил «на отлично».

С 1961 по 1965 годы Анатолий Васильевич занимает должность начальника отделения милиции в Советском, а затем  в Щербиновском районе. Защита закона - тяжёлая работа, суровые будни без сна и отдыха, где случалось много трагических моментов, но всегда, во всех обстоятельствах прадедушка поступал по закону, чести и совести.

Годы напряжённой службы сказались на здоровье, и в августе 1965 года Анатолий Васильевич ушёл в отставку по болезни.

Был награждён медалью «За безупречную службу» всех трёх степеней, Почётной грамотой Управления внутренних дел Краснодарского крайисполкома «За достигнутые успехи в борьбе с преступностью», удостоен звания «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Кубани».

Понимание того, что ещё можно послужить на благо общества, не давало Анатолию Васильевичу возможности спокойно сидеть дома.

Он возглавляет районную киносеть, затем работает председателем совета Всероссийского добровольного пожарного общества, инспектором комитета народного контроля.

Советские люди в те годы ещё ясно помнили трагические последствия Второй мировой, кроме того политическая обстановка в мире была сложной - страны Запада, противники СССР, постоянно увеличивали военную мощь.

Поэтому гражданской обороне отводилась важная роль по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей государства от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

В каждой отрасли народного хозяйства были организованы штабы гражданской обороны (ГО), которые возглавляли, как правило, опытные кадровые военные или  ветераны, прошедшие Великую Отечественную.

В декабре 1975 года Анатолий Васильевич стал трудиться в должности начальника штаба ГО медицинской службы Щербиновского района

В его обязанности входили: разработка различных документов, проведение анализа состояния ГО в медицинской отрасли района и подготовка докладов в вышестоящие структуры, публикации тематических статей в местную газету, ведение учёта объектов и имущества, проведение организационно-технических мероприятий и учений для сотрудников. Все эти обязанности прадедушка добросовестно и ответственно исполнял более 10 лет.

В нашей семье бережно хранятся документы и фотографии Анатолия Васильевича. Вот одно из удостоверений о прохождении курсов гражданской обороны в г. Краснодаре в 1980 году. А это фотографии с места учений сандружин, которые проводились в районе аэродрома, недалеко от станицы Старощербиновской: врачи центральной районной больницы и прадедушка (в центре); медицинские сёстры, выстроившись в шеренгу, ждут сигнала к началу соревнований; а вот четыре медсестры в спецодежде на носилках эвакуируют раненного; окончание учений - прадедушка вместе с дежурным милиционером сворачивают флаг с красным крестом; несколько общих фото участников и победителей разных лет.

В трудовой книжке А. В. Парфёнова есть записи о поощрениях: почётные грамоты и благодарности «за активную работу по подготовке и проведению районных соревнований санитарных дружин», «за успехи в медицинском обслуживании населения», награждение значком «Отличник ГО СССР». Ему присвоено почётное звание Ветеран труда.

Непростая и нелёгкая, но насыщенная жизнь была у моего прадедушки. И прожил он её честно и достойно.

Я всегда буду помнить об этом.



Предварительный просмотр:

                   

             Музейный урок «СОЛДАТ ВОЙНУ НЕ ВЫБИРАЕТ»

Пояснительная записка

         Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных личностей – близких людей, память о которых бережно хранится в семьях ребят, полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания. Работа способствует формированию культуры работы с историческими

источниками, литературой, публичных выступлений, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами. Развивает мыслительные, творческие, коммуникативные способности учащихся. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея- преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, музейных уроков. После того, как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом, поэтому проведение музейных уроков способствует преемственности и взаимодействий актива школьного музея со всеми учащимися, ветеранами района.

Ожидаемые результаты: сценарий музейного урока дает возможность больше узнать о жителях Щербиновского района, показать поисковую работу и приобщить младших школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, о вкладе жителей станицы в Победу. Часто мы говорим только о Великой Отечественной войне, забывая об участниках локальных военных конфликтов современности. К сожалению, ветеранов ВОв осталось не много, поэтому я считаю, что необходимо приглашать на уроки Мужества, классные часы участников Афганской, Чеченской войн. У многих ребят в нашей школе отцы, братья участвуют в специальной военной операции на Донбассе.  В ходе урока используются экспозиции музея, семейные архивы, проектные и исследовательские работы обучающихся.

Целевые группы: учащиеся 3-4 классы.

Основание для разработки урока: празднование Дня Победы 9 мая, сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию, события на Донбассе. 

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, иллюстрации, продукты проектной деятельности  Книги Памяти), музейные экспонаты.

Место проведения урока: музейное пространство школы.

Время проведения урока: 40 минут

Музейный урок «СОЛДАТ ВОЙНУ НЕ ВЫБИРАЕТ»

Цель урока:

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи:

  • формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, района;
  • приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах района;
  • развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал;
  • формировать чувство уважения к старшему поколению;
  • воспитывать патриотические чувства;
  • формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
  • эмоциональное стимулирование патриотических чувств через приобщение к воинским традициям;
  • пробудить чувство гордости за свою страну, малую родину.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(На каждом этапе урока для погружения в тему, эмоционального настроя необходимо создать атмосферу того времени, о котором идет речь. В музейной комнате зашторены окна, экспонаты подсвечены. Звучат слова ведущего под музыку)

Ведущий:                                                

Солдат войну не выбирает –

Куда пошлют, на ту идёт,

На ней живёт и умирает

И, умирая, в ней живёт.

      Ведущий: У времени есть своя память - история. История человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории - поле Куликово, Бородино, Прохоровка... Для русского солдата - просто земля.

Ведущий: Как вы думаете, чему посвящен сегодня урок и почему он проходит здесь?

(просмотр ролика)

Ведущий: Так чаще всего мы представляем себе войну.

Потери нашей страны - 27 млн. человеческих жизней….Уходят наши ветераны (фото на экране). В нашем районе осталось в живых17 участников войны. Они вернулись с победой и внесли свой вклад в разгром врага. Нет героев от рождения, они рождаются в боях. Кто же они? Давайте послушаем рассказ Туркушевой Е.  (Рассказ ученицы  Туркушевой Е. о своем прадеде).

Ведущий: В нашей музейной комнате находятся личные вещи Парфенова А.В, переданные его семьей (просмотр экспонатов).

Ведущий: В нашей комнате бережно хранятся документы о Гришко Е. И. - учительнице нашей школы и ее сыне Аркадии. Правнучка Екатерины Ивановны также учится в нашей школе и сегодня расскажет немного историю своей прабабушки (Рассказ Нестеренко В.)

 Ведущий: Удивительная история произошла в мае 2021 года. Увенчались успехом долгие поиски родной внучки Екатерины Ивановны- Екатерины Геннадьевны. Мы связались с ней. Она сейчас живет в далекой стране Мали. Как и ее бабушка Екатерина Геннадьевна стала учительницей, закончила университет, защитила диссертацию и   преподает языки.  Своего сына она назвала Аркадием в честь своего дяди, который был замучен в гестапо в далеком 1943 году в возрасте 17 лет… Именем Екатерины Ивановны Гришко названа в нашей станице школа № 3.

 

Ведущий: Каждый человек, прошедший войну, переживший войну в тылу уже герой. Ребята, есть ли в ваших семьях герои и что вы о них знаете? (Рассказы обучающихся о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, демонстрация наград и фотографий из семейного архива).

Ведущий: В нашей музейной комнате находятся Книги Памяти, сделанные своими силами. Информацию для Книг мы собирали всей школой. В этой акции принимали участие ученики, учителя и неравнодушные люди, которым дорога память о том тяжелом для нашей страны времени…(Просмотр Книги Памяти. Книга состоит из 5 томов и содержит фотографии участников Вов, стихи).

Ведущий: Ребята, а какие войны или военные конфликты выпали на долю нашего народа еще? (Афганистан, Таджикистан, Абхазия, Осетия, Грузия и Чечня, Украина, Крым)

Ведущий: Афганистан. Афганская война. (Просмотр ролика, чтение текста)

 25 декабря 1978 года в 15 часов советские войска вошли в Афганистан для оказания помощи афганскому народу в борьбе за свои права.

А к 27 декабря в аэропорту Кабула стали приземляться самолеты с солдатами и офицерами, техникой, вооружением, продовольствием.

Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане. Война продолжалась 9 лет 1 месяц 19 дней. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров.

5.462.555 человек прошли через Афганистан;

13.833     человека убиты или умерли от ран и болезней

49.985     человек получили различные ранения

6.669 человек стали инвалидами

Ведущий: За мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Афганистане, орденами и медалями СССР были награждены свыше 200 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих (в том числе около 11 тысяч посмертно). Много выпускников нашей школы прошли службу в Афганистане. Их фотографии вы видите на стенде. (Просмотр  фотографий и личных вещей). Выпускник нашей школы -   ____________– участник военного конфликта в Афганистане сегодня присутствует на нашем уроке.

(Рассказ _______________)

Ведущий: В глубь истории уходит война в Афганистане. (Ролик о Чеченской войне, чтение стихотворения и текста )

Из карт колоды застарелой

Фортуна вынула для нас

Своей рукою загрубелой

Сперва Афган, потом Кавказ…

        Война в Афганистане для наших солдат закончилась, а в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне…

У этой войны нет ещё истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Чеченская война коснулась почти каждой российской семьи.

       В 1991 году вспыхнул мятеж в Чечне. 30 ноября 1994 года Б.Н. Ельцин издал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне.11 декабря несколько полков Вооруженных Сил и МВД России перешли границу Чечни и по трем направлениям двинулись в сторону Грозного. Первое сопротивление войска встретили еще на территории Ингушетии. Началась война.

        Российское командование недооценило противника. Зимой прошли кровавые сражения за Грозный. Россия вступала в 1995 год по колено в крови. Мы накрывали праздничные столы и желали друг другу счастья, а в эти же минуты в Грозном умирали, гибли офицеры, гибли солдаты. Это была первая Чеченская война…

     А была еще и вторая Чеченская. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода российских войск в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни. Сегодня к нам в гости пришел папа Арины Кимлач -  Кимлач Е. В.- участник тех событий. (рассказ гостя)

Ведущий: Много выпускников нашей школы выполняли честно и с достоинством свой воинский долг. Их фотографии находятся в нашем музее рядом с фотографией А.В. Ляпидевского - Героя Советского Союза № 1- выпускника нашей школы.

  Ведущий: Говорят, что война закончится, когда будет похоронен последний солдат. Но кто может сказать, когда это будет? Великая Отечественная война закончилась 77 лет назад, но нет покоя, нет тишины...Сегодня опять наступили тяжелые времена для нашей страны. Конфликт между Украиной и Донбассом никого не оставляет равнодушным.  И сегодня, как и много лет назад, наши мужчины идут воевать. Воевать за наше с вами право жить, учиться, говорить на родном языке. Наши солдаты, как и много лет назад, честно исполняют свой гражданский долг, остаются верными присяге, достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны.

Ребята, каждый из вас может внести свою лепту в создание школьного музея. Для этого вам надо подготовить кейс «Люди земли Щербиновской».

Ведущий: Спасибо нашим гостям за то, что нашли время и приняли участие в нашем музейном уроке. До новых встреч в музейной комнате школы №1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"

Музейный урок для учащихся начальных классов....

Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"

Цели:1)    способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2)    установить и поддерживать контакты ста...

Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»

На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным  промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...

Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)

Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....

2 класс Музейный урок

Материал используется для проведения классного часа. Возможно использовать на уроках краевединия, окружающего мира, чтения.Заочное путешествие в музейЦели:формировать понимание взаимосвязи исторически...

Конспект музейного урока на тему «Путешествие в прошлое»

Музейный урок «Путешествие в прошлое»   Цель: формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками...