КТП по предмету "Человек" 2й класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_2a.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ №172

От 31 августа 2021г.

Директор

___________/Дюг С.А./

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«31» августа 2021г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2021г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«31» августа 2021г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


«
Человек»

для обучающихся

2 «А» класса

на 2021/2022 учебный год

Программу составила:

Катасонова Ю.С.

учитель начальных классов

первая  категория

г. Смоленск

2021г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель:

-формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.

Задачи :

-формирование гигиенических навыков;

- развитие мелкой моторики рук;

- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;

- формирование навыков приема пищи;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья».

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного материала

в 2 «А» классе.

Личностные:

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определѐнному полу, осознание себя как «Я».

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

- отнесение себя к определѐнному полу;

- умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания;

- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;

- представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:

- умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

- умение определять своѐ самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьѐ рук перед едой и после посещения туалета).

- умение следить за своим внешним видом.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Базовые учебные действия.

-принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;

- умение следить за своим внешним видом;

- соотнесение себя со своим именем;

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи», «Чистка зубов».

Представления о себе

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на    лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Одежда и обувь

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/ горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

Календарно-тематическое планирование

По предмету «Человек» на 2021/2022 учебный год  

2 «А» класс

Учитель: Катасонова Ю.С.                3ч в неделю; 102ч (100ч) за год

Количество часов:   47ч  на первое полугодие              55ч  (53ч) на второе полугодие              

                                   Всего 47ч., в неделю 3 ч.              Всего 53 ч., в неделю 3ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Кудрина С. В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1 четверть,   26 часов

1

Сюжетно-ролевая игра «Будем знакомы!»

1

01.09

2

Называние своего имени, фамилии.

1

02.09

3

Сюжетно-ролевая игра «Кто я?»

1

06.09

4

Правила поведения в школе, на улице.

1

08.09

5

Режим дня. Лото.

1

09.09

6

Игра «Моя семья»

1

13.09

7

Моя семья: бытовая и досуговая деятельность.

1

15.09

8

Различение социальных ролей членов семьи.

1

16.09

9

Части тела человека: руки, лицо.

1

20.09

10

Гигиена тела.

1

22.09

11

Предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, полотенце.

1

23.09

12

Предметы санитарии и гигиены: расческа, зубная щетка, зубная паста.

1

27.09

13

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта.

1

29.09

14

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук и лица.

1

30.09

15

Практическое занятие «Чистим зубы, моем руки»

1

04.10

16

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

1

06.10

17

Правила пользования туалетом.

1

07.10

18

Чтобы зубки не болели (просмотр мультфильма «Птичка Тари»).

1

11.10

19

Последовательность действий в туалете.

1

13.10

20

Практическое занятие «Соблюдение последовательности действий в туалете».

1

14.10

21

Одежда. Распознавание и различение одежды среди других предметов.

1

18.10

22

Одежда. Распознавание и различение одежды среди других предметов.

1

20.10

23

Назначение одежды.

1

21.10

24

Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).

1

25.10

25

Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).

1

27.10

26

Назначение деталей предметов одежды.

1

28.10

2 четверть,  21 час

27

Мой внешний вид. Повседневная одежда.

1

08.11

28

Последовательность действий при одевании, раздевании.

1

10.11

29

Практическая работа: «Уход за одеждой».

1

11.11

30

Обобщающее понятие «продукты».

1

15.11

31

Что можно есть, а что нельзя.

1

17.11

32

Полезные продукты. Овощи: помидор (цвет, форма, величина, вкус, приготовление).

1

18.11

33

Полезные продукты. Овощи: огурец (цвет, форма, величина, вкус, приготовление).

1

22.11

34

Сравнение помидора, огурца по признакам (цвет, форма, размер).

1

24.11

35

Употребление овощей в пищу.

1

25.11

36

Пол, возраст, имя, фамилия.

1

29.11

37

38

Человек: строение.

1

1

01.12

02.12

39

Части тела: левая и правая половины.

1

06.12

40

Пальцы: названия, пальчиковые игры, самомассаж.

1

08.12

41

Ноги: колени, пятки, пальцы, ногти. Левая и правая нога.

1

09.12

42

Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко и др.), их называние.

1

13.12

43

Продукты питания, которые едят руками (хлеб, печенье, яблоко и др.)

1

15.12

44

Сюжетно-ролевая игра «В кафе»

1

16.12

45

46

Различение: еда с помощью ложки, вилки, руками.

1

1

20.12

22.12

47

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

1

23.12

3 четверть,  30 часов

48

Головные уборы. Их назначение.

1

10.01

49

Практическая работа «Одеваем шапку»

1

12.01

50

Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.

1

13.01

51

Выворачивание одежды.

1

17.01

52

Контроль своего внешнего вида.

1

19.01

53

Расчёсывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос.

1

20.01

54

Правила пользования туалетом.

1

24.01

55

Последовательность действий в туалете. Пользование туалетной бумагой.

1

26.01

56

Практическое занятие «Соблюдение последовательности действий в туалете».

1

27.01

57

Одежда для мальчика, одежда для девочки.

1

31.01

58

Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды.

1

02.02

59

Игра – практикум «Одень куклу».

1

03.02

60

Зимняя одежда.

1

07.02

61

Игра-практикум: «Подбери одежду по погоде».

1

09.02

62

Обувь: сапоги, ботинки, туфли.

1

10.02

63

Обувь: тапочки, кроссовки.

1

14.02

64

Дифференциация домашней и уличной обуви.

1

16.02

65

Значение обуви. Уход за обувью.

1

17.02

66

Узнавание (различение) предметов обуви.

1

28.02

67

68

Столовые приборы. Назначение, применение.

1

1

02.03

03.03

69

Практическая работа: «Правила пользования столовыми приборами».

1

05.03

70

71

Посуда. Форма. Применение.

1

1

09.03

10.03

72

Сравнение посуды по признакам.

1

14.03

73

Сюжетно-ролевая обучающая игра: «Чаепитие»

1

16.03

74

Весенняя одежда

1

17.03

75

Уборка зимней одежды на хранение

1

21.03

76

77

Застёгивание (расстёгивание), завязывание (развязывание) липучки, молнии, пуговицы, кнопки, шнурка.

1

1

23.03

24.03

4 четверть 25 ч (23ч - -2ч – 02.05, 09.05)

78

Игра - практикум: «Накрываем стол».

1

04.04

79

Напитки. Цвет, вкус. Польза и вред.

1

06.04

80

Игра – практикум «Идем в магазин».

1

07.04

81

Части лица человека: глаза, нос, рот, брови, щеки.

1

11.04

82

Назначение частей лица.

1

13.04

83

Лицо в зеркале. Умение выражать свои эмоции мимикой.

1

14.04

84

Игра – практикум: «Автопортрет».

1

18.04

85

Игра – практикум: «Мы вежливые». Правила вежливого обращения.

1

20.04

86

Мой день рождения. Правила поведения на празднике.

1

21.04

87

Домашние животные: кошка. Цвет, размер.

1

25.04

88

Домашние животные: собака. Цвет, размер.

1

27.04

89

Уход за домашними животными.

1

28.04

90

91

Утренний и вечерний туалет.

2 (-1)

02.05

04.05

92

93

Очищение носа. Правила пользования носовым платком.

2 (-1)

05.05

09.05

94

Обувь: сандалии, босоножки. Летняя обувь.

1

11.05

95

Различение правого (левого) тапка. Уход за летней обувью.

1

12.05

96

Летняя одежда.

1

16.05

97

Практическая работа: «Уход за одеждой».

1

18.05

98

Практическая работа: «Складывание одежды».

1

19.05

99

Практическое занятие «Самостоятельное одевание, раздевание».

1

23.05

100

Личная гигиена.

1

25.05

101

102

Повторение.

1

1

26.05

30.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Человек», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:

- уроки раздела IV четверти «Утренний и вечерний туалет» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часов;

- уроки раздела IV четверти «Очищение носа. Правила пользования носовым платком» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...