Программа внеурочной деятельности "Духовные истоки Кубани"
рабочая программа (2 класс)
Возрождение духовных истоков является национальной идеей Кубани, ее объединяющей основой. Понимание духовных ценностей на основе православных традиций в воспитании и образовании, необходимость патриотического воспитания привело к определению единых подходов в развитии современного образования.
Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Но воспитание духовного человека невозможно без воспитания человека- гражданина, патриота своей Родины. Немалую роль в этом сыграли события последних лет: возвращение Крыма, специальная военная операция в Украине, отношение в мире к России и её жителям, к Православию, осквернение храмов. Нынешние обучающиеся 1-4 классов приходят в школу уже настоящими маленькими патриотами. И очень важно нам, педагогам, не позволить нашим детям вырасти в ненависти к целому народу, а стать «духовно- нравственными патриотами», научить их любить своего ближнего, как самого себя, уважать людей других национальностей, конфессий.
Цель программы:
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах православия и казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnost_novaya_2023.docx | 48.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Щербиновский район станица Старощербиновская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
им. Ляпидевского
ст. Старощербиновская
Программа внеурочной деятельности
«Духовные истоки Кубани»
Нестеренко Наталия Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ст. Старощербиновская, ул. Лермонтова, 37
т. 8-928-217-72-73
Е-mail: nesterenko-nv@bk.ru
ст. Старощербиновская
2023 год
Введение
Возрождение духовных истоков является национальной идеей Кубани, ее объединяющей основой. Понимание духовных ценностей на основе православных традиций в воспитании и образовании, необходимость патриотического воспитания привело к определению единых подходов в развитии современного образования.
Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Но воспитание духовного человека невозможно без воспитания человека- гражданина, патриота своей Родины. Немалую роль в этом сыграли события последних лет: возвращение Крыма, специальная военная операция в Украине, отношение в мире к России и её жителям, к Православию, осквернение храмов. Нынешние обучающиеся 1-4 классов приходят в школу уже настоящими маленькими патриотами. И очень важно нам, педагогам, не позволить нашим детям вырасти в ненависти к целому народу, а стать «духовно- нравственными патриотами», научить их любить своего ближнего, как самого себя, уважать людей других национальностей, конфессий.
Цель программы:
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах православия и казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В реализации этой цели я ставлю следующие задачи:
Образовательные задачи:
- изучение места России в современном мире;
- знакомство с историей православия, культурными памятниками и традициями родного края, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать гражданина через уважение к своей малой родине;
- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить и творить добро;
- воспитывать школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитывать настоящих патриотов России на примерах героических поступках наших соотечественников.
Развивающие задачи:
- развивать интерес и уважение к истории края, к духовному наследию стремление сохранять и приумножать его.
- развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, поступки людей, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
- развивать нравственные чувства (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Средства и методы достижения задач:
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов, встречи с ветеранами и Героями труда;
- участие в конференциях, викторинах и конкурсах;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации походов, путешествий и экскурсий;
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Формы работы с детьми:
- индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
- использование кейсов;
- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества;
- проведение праздников и мероприятий;
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
- исследовательская деятельность учащихся;
- экскурсии с посещением мест боевой Славы;
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- вечера вопросов и ответов, круглые столы;
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания в семье;
- информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
- совместно организованные с родителями мероприятия.
Программа «Духовные истоки Кубани» разработана для учащихся начальной школы.
Возраст участников – 6,5-11 лет.
Сроки реализации программы:
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 135 часов, 33 часа в 1-м классе, во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе - 34 часа. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов муниципального образовательного учреждения и родителей учащихся. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Духовное истоки Кубани»
1. Личностные результаты:
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа —уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- уважительно относящийся к святыням;
- способный к организации собственной деятельности, к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности, способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
- использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видеосопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
- умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;
- имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
- имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, золотое шитье и др.);
- имеющий установку поступать согласно своей совести, убеждениям и в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
Воспитательные результаты и эффективность деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной про-социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты на основе преемственности:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Конечным результатом реализации Программы станет активная гражданская позиция, патриотическое и православное сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.
В процессе освоения программы возможна система контроля знаний и умений с помощью рабочей тетради. В тетради учащиеся выполняют рисунки, готовятся к проектам, выполняют творческие задания. Тетрадь позволяет обучающимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда.
Формой закрепления и текущей проверки усвоения является решение проблемных заданий рубрики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
Формой итогового контроля является коллективный творческий проект.
Формы и методы контроля: тестирование, мини-соревнования, игры, викторины по кубановедению и основам православной культуры.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
1.Традиции как свод взглядов и норм поведения, определенный уклад жизни. Традиционные устойчивые образы отечественной культуры, традиции российской словесности, традиции человеческой деятельности, традиции праздника.
РАЗДЕЛ «МОЯ РОДИНА»
Тема: «Красота в нашем мире» (4 ч.)
2.Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение.
3. Экскурсия в парк. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
4.Конкурс поделок из природного материала. Сбор природного материала, изготовление поделок.
5.Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема: «Моя малая родина» (3 ч.)
6.Родной край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди.
7. Песня рождается, когда обычных слов мало. Знакомство с историей возникновения кубанской народной песни, разновидности народных песен. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
8. Стихи о Родине. Знакомство с творчеством поэтов А. Александрова, Р. Рождественского. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Тема: «Мой мир» (9 ч.)
9.Мир глазами детей. Рождественский дар. Детское видение мира.
10.Моя семья. Солнышко. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Мир самых близких людей. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
11.Родительское благословение. Благодарность. Родительская любовь. Свет. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
12.Крестные родители. Обязанности, которые возлагаются на восприемников перед Богом намного шире мирских потребностей. Потому что, согласно канонам церкви, их невыполнение – это тяжкий грех, который может отразиться на жизни, как крёстных, так и крестника. Таинство крещения – особенный обряд.
13. Наша школа. Цели и задачи школы. Расписание. Администрация школы.
14.Экскурсия в кабинет кубановедения. Знакомство с кабинетом, его экспонатами.
15. Воскресная школа. Цели, задачи воскресной школы. Главная цель: раскрыть сущность православной веры так, чтобы она воспринималась ими не как совокупность требований и запретов, а как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием. Уклад школьной жизни. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности.
16.Светские и православные традиции школы. Связь школы с РПЦ. Традиционные совместные мероприятия (Рождество Христово, Крещение, Пасха, яблочный спас), День Знаний, День Матери, 6 февраля – День освобождения Щербиновского района ,23 февраля, 8 Марта, 9 Мая.
17.Мир и лад. Мир. Лад. Уважение. Согласие — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
РАЗДЕЛ: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема: «Защитники Отечества» (6 ч.)
18.Щит и герб. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России.
19. Русские богатыри. Илья Муромец, Добрыня Никитич. Картина Виктора Васнецова «Богатыри». Образы защитников нашей Родины в литературе, в музыке и в живописи.
20.Милосердие. Милосердие — милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит. Терпение — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
21.Подвиг. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
22.Вера, Надежда, Любовь. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу.
23.Святые заступники Руси. Кого называют заступниками? Почему?
Тема: «Спаситель» (2 ч.)
24.Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово».
25.Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
РАЗДЕЛ: «КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ – НЕ КАЗАК!» (7 ч.)
26.Крестины и именины. Наиболее древние семейные праздники русского народа. Крестины - праздник, который бывает раз в жизни, именины - ежегодно.
27. Рождество Христово на Кубани. Празднование Рождества. Колядка - это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнение колядок с пожеланиями всяческого благополучия. Разучивание стихов, конкурс на лучшего чтеца. Инсценировка.
28. Крещение. Крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Традиции праздновать Крещение у казаков.
29. Пасха. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
30.Экскурсия в храм. «Позвоним в колокола»
31 Жемчужины Кубани: Суворовское поле, Черный брод, каменный Бессмертный атаман Алексей Бескровный. Знакомство со знаковыми символами казачества.
32. Иерей Стефаний Янковский. Новый чудотворец. Жизнь иерея Стефания, чудеса на могиле священника. Посещение часовни.
33.ИТОГОВЫЙ УРОК (1 ч.)
2 класс
1.ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
РАЗДЕЛ: «МОЯ РОДИНА»
Тема: «Родина» (4 ч.)
2.Слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.
3.Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.
4.Род, родоначальник и родословие. Виды родословий и системы родства.
5.Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон.
Тема: «Слово - не воробей…» (6ч.)
6.Традиции честного слова: думай, что говоришь; не говори того, чего не думаешь; не все, что думаешь, говори. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
7.Традиции Святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
8.Традиции доброго слова. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
9.Слово – не воробей...Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
10.Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна.
11.Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
РАЗДЕЛ: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема: «Святая Русь» (8 ч. )
12.Заповеди и заветы. Следование им в жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
13.Молитвы (прошение, благодарение, славословие) - слово, сберегающее чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчающее сердца.
14.Поклонные кресты. Поклонный крест – духовный щит от всех врагов, видимых и невидимых. Поклонными крестами огорожены многие города, села, станицы с четырех сторон. Служат местом для молитвы и поклонения Господу и Богу нашему.
15.Духовные родники жизни. Знакомство с нашими земляками, чья жизнь строится под знаком духовности, а также о местах и событиях, сыгравших значительную роль для духовного развития людей – и даже целых территорий нашего края: священнослужители, и художники, и мастера, хранящие в душе «искру божию»– и многие другие люди, помнящие о важности и нужности света и добра в нашей жизни.
16.Религиозные традиции моих земляков. Гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общие праздники: обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие. Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. Радоваться всей семьей. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Помнить всем отечеством. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
17.Красный угол. Понятие и назначение, расположение «красного угла».
18.Икона. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
19.Произведения культуры - живая память Отечества. Представление о православном богослужении.
Тема: «Спаситель» - 3 ч.
20.Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
21.Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
22.Богослужение - общение народа с Богом. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема: «Защитники Отечества» (3 ч.)
23.Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство. Нравственное правило: лучше ногами споткнуться, чем языком.
24.Защитники отечества. Святой благоверный князь Александр Невский — солнце земли Русской. Ангел-хранитель русского народа. Служение Отечеству, патриотизм, национальное достоинство. Слова: "Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет",
25. «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя». Добро и зло в человеческом мире и природе. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
РАЗДЕЛ: «КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ – НЕ КАЗАК!»
Тема: «Поминовения казаков» (3 ч.)
26. Гречишкинские поминовения. Что такое «поминовение»? Как себя вести на поминовении. Знакомство с историей подвига сотника Гречишкина (1829 г.) в станицах Тбилисская и Казанская.
27. Липкинские поминовения. Знакомство с историей подвига горстки казаков, сорвавших набег горцев.
28. Тиховские поминовения. Знакомство с историей подвига 148 казаков -пограничников 4-го конного полка под руководством полковника Льва Тиховского, охранявших станицы на Черноморской кордонной линии.
Тема: «Христианские праздники у казаков» (5 ч.)
29.Христианский годовой календарь. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. Посещение праздничных мероприятий в храме.
30.Праздник Благовещения. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
31. Яблочный спас. Он отмечается 19 августа. Большой крестьянский праздник. Яблочный спас - массовое созревание яблок. Осенины – встреча осени.
32.Святая память. Покровительство святого Георгия Победоносца.
33. День Великой Победы. Помнить всем Отечеством
Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы. Атрибуты государственного праздника: возложение венков, минуты молчания, воинские парады, ярмарки, народны гулянья, торжественные богослужения, праздничные концерты.
34. ИТОГОВЫЙ УРОК (1 ч.)
3 класс
1.ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
РАЗДЕЛ: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема: «По праздничным иконам читаем Евангелие» (9 ч.)
2.Главные православные книги: Библия. Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении. Как распространялось Евангелие.
3.Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представление тварного мира в иконе. Икона — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
4.О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе. Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.
5.Иконы святых. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
6.История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость» Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
7.Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа. Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.
8.Иконы Воскресения Христова. Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидесятница. День Святой Троицы.
9.История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.
10.Понятие об иконографии. Образ и первообраз. Проект «О чем рассказывают иконы».
Тема: «Храм» (3 ч.)
11.Храм – дом Божий. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
12.Устройство храма. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
13.Экскурсия в храм.
Тема: «Священные Образа» (5 ч.)
14.Образы Спасителя. «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.
15.Образы Богородицы. «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы). Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России.
16.Образ Покрова в отечественной традиции. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
17.Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.
18.Образы-символы. Крест, купол, птица, конь, дерево и др. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
РАЗДЕЛ: «КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ – НЕ КАЗАК!»
Тема: «Святая и живая вода» (6 ч.)
19.Святые источники на Кубани. Святая вода. Живая вода
20.Святой источник в с. Екатериновка. Экскурсия.
21. Проект «Сторона родная…» Духовные святыни Кубани, Щербиновского района. Работа над проектом, сбор материала.
22.Защита проектов. Создание презентации, газеты, буклетов.
23.Проект «Мое имя». Работа над проектом, сбор материала.
24. Защита проектов. Создание презентации, газеты, буклетов.
Тема: «Моя малая родина» (9 ч.)
25. Подвиг материнства. Семья Степановых. Подвиг матери Епистинии Фёдоровны Степановой. Посещение музея семьи Степановых. Экскурсия в г. Тимашевск.
26. Герои рядом с нами. События в Украине. Знакомство с участниками СВО.
27. Роль священнослужителей в СВО. Священник из кубанской станицы Отец Никифор отправился в зону СВО добровольцем. Священнослужители, погибшие при исполнении пастырского долга в зоне проведения СВО: протоиерей Олег Артемов (24 марта), иерей Анатолий Григорьев (9 сентября), протоиерей Евфимий Козловцев (25 сентября), протоиерей Михаил Васильев (6 ноября), иерей Александр Цыганов (21 ноября).
28. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Деревянные доски, ковчег, паволока, левкас, темпера, следование иконописному канону - спутники иконописца.
29. Живописец. Живопись. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Связь старинного и современного в образе Отечества.
30. Поэты и художники России о Кубани. Памятник казачеству в центре станицы. Знакомство с историей создания памятника. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
31. Поэты земли Щербиновской. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
32. Люди земли Щербиновской. Знакомство с жизнью Героя социалистического труда, поэта, знаменитого геолога –нашего станичника- Бойкова Вадима Николаевича.
33. Праздник «Кубань родная – край казачий. Народные приметы, стихи поэтов земли Щербиновской, кубанские пляски, загадки, традиции кубанских казаков.
34.ИТОГОВЫЙ УРОК (1 ч.) Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.
4 КЛАСС
1.ВВОДНЫЙ УРОК (1 ч.)
РАЗДЕЛ: «Моя Родина»
Тема: «Книга» (4 ч.)
2.Книга. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.
3.Книга книг. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
4.Живое слово книги. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
5.Первая книга. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Тема: «Хранилища культуры» (7 ч.)
6.Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
7.Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Виртуальная экскурсия.
8.Государственный Русский музей. Виртуальная экскурсия. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
9.Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Виртуальная экскурсия.
10.Библиотека. Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские 6цари – основатели крупнейших библиотек России.
11.Посещение библиотеки. Книги о казачестве, о Кубанском Казачьем Войске.
12.Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России.
РАЗДЕЛ: «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема: «Спаситель» (13 ч.)
13.Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
14.Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
15.Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
16.Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
17.Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
18.Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
19.Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
20.Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
21.Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб.
22.Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
23.Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
24.Светлая седмица. Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов.
25.Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидесятница. День Святой Троицы.
РАЗДЕЛ: «КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ - НЕ КАЗАК!»
Тема: «Православные святые – покровители профессий» (6ч.)
26.Служение священства. Научение Вере, наставление в жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
27. Пантелеймон Целитель. Покровитель медиков, фармацевтов.
28. Матрона Блаженная Московская. Самая почитаемая московская святая. Канонизация. Являла множество удивительных чудес и примером своим показала, что значит истинное человеколюбие и благочестие. Покровительница артистов, дизайнеров, людей творческих профессий.
29.Святитель Николай Чудотворец. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.
30. Святой Великомученик Георгий Победоносец. Покровитель военных. Принял мученическую кончину за Христа в 303 году.
31. Святой Спиридон Тримифундский. История его жизни. Чудеса при жизни.
Тема: «Традиционные обряды казаков»
32.Свадебные обряды на Кубани. Знакомство с обрядом сватовства, выкупом невесты, венчанием.
33.Проводы на службу. Знакомство с обрядом. Снаряжение казака. Роль родителей, крестных в обряде.
34.ИТОГОВЫЙ УРОК (1 ч.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Моя Кубань"
Основной целью системы внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 42 является педагогическая поддержка регионального курса Кубановедение. Программа кружка «Моя Кубань» помогает решить следующие задачи:р...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс 32 часа
духовно-нравственное направление...
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс
Программа "Истоки" составлена на основе авторской программы И Кузьмина, А. Камкина.Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нр...
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс
Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы - 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данный к...
Программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса
Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...