Главные вкладки
Познавательно – коммуникативное занятие по внеурочной деятельности «Как твоё имя отзовётся».
план-конспект занятия (3 класс)
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.Системно-деятельностный подход в свою очередь обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому для учителя важным в ходе реализации системно-деятельностного подхода является переориентироваться из транслятора знаний в организатора деятельности, консультанта, помощника, который создаёт условия для формирования у них осознанных знаний и умений, УУД.Примером реализации системно-деятельностного подхода служит разработанное внеурочное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 49.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – коммуникативное занятие по внеурочной деятельности «Как твоё имя отзовётся».
Тип занятия: интегрированное занятие с элементами игры.
Возраст детей: 8 - 9 лет.
Оборудование и материалы: загадка на солнышке, клубок нитей, альбомные листы, краски, фигуры на липучках для рефлексии – облачка и тучки, интерактивная доска.
Цель занятия: познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
Задачи занятия:
- вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён;
- помочь осознать высокий нравственный смысл имени; почувствовать причастность к истории и судьбе своей Родины, к чему-то более важному, чем сам человек как индивид;
- развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность;
- воспитывать интерес и уважение к своему имени.
Формируемые УУД:
1) формирование познавательных УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- анализ, синтез;
- умение находить информацию разными способами (в разных источниках).
2) формирование регулятивных УУД:
- формулировать и удерживать цель занятия;
- составлять план и последовательность действий;
3) формирование коммуникативных УУД:
- умение слушать и понимать других;
- воспитывать взаимоуважение друг к другу;
- умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им;
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- умение отстаивать свою точку зрения.
4) формирование личностных УУД:
- самоопределение себя частью многоликого изменяющегося мира, умение объяснять, что связывает тебя с твоими близкими друзьями по классу, с малой Родиной и со всей страной.
Содержание занятия.
I этап.
Организационный. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Ритуал приветствия. Психологический настрой на занятие.
Здравствуйте ребята!
Педагог: Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем: «Здравствуй, солнце!»
(Дети стоят в ресурсном кругу). Слайд 1 (Мы и окружающий мир)
Педагог: Посмотрите вокруг, какие яркие краски и эмоции дарит нам окружающий мир, разноцветный мир, в котором мы живем. Для того, чтобы нам хорошо в нем жилось, надо многое знать и понимать.
- С чего начинается мир? Да, с нас же самих и начинается: давайте расскажем миру о себе.
Педагог:
Если разгадаете загадку, то солнышко повернется к нам.
(Педагог загадывает детям загадку, расположенную на отвернутом солнышке):
Тебе дано,
А люди пользуются?
- Что это такое? (Дети отгадывают: имя). (Педагог с детьми разбирают загадку).
(Загадка анализируется по вопросам):
- Почему имя тебе дано?
- Какая задача у имени, для чего или зачем оно тебе дано?
- Есть ли смысл у имени?
(Солнышко вывешивается на доску).
Совместное целеполагание:
- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
(Предположения детей: сегодня мы будем говорить об именах, узнаем, что же такое имя и узнаем их значения).
II этап.
Подготовительный. Актуализация знаний .
Дидактическая игра (мозговой штурм): «Какое оно?».
Педагог: Ребята, давайте подумаем, а какое оно имя?
(Дети выдвигают свои предположения: женское, мужское, ласковое, полное, сокращенное, свое, чужое, любимое, содержащее в себе иной смысл)…
Слайд 2 (Имя)
- Может ли человек жить без имени?
Дети: нет, объясняют почему (выдвижение предположений).
Проблемная ситуация:
- А если у человека нет имени, что с ним произойдет? Как он будет себя чувствовать?
Дети: ему будет не так, как остальным; плохо, он будет расстраиваться, человек не может без имени, оно ему необходимо.
Слайд 3 (Видео)
- Правильно ребята без имени человеку было бы сложнее выжить в нашем многогранном и разноцветном мире.
- А что мы будем делать, чтобы ответить на эти вопросы?
- Что такое имя? Откуда берутся имена? Что значит ваше имя?
Планирование деятельности:
- разберёмся, что такое имя,
- узнаем, откуда они появились,
- для чего они нужны,
- узнаем тайны имен.
III этап.
Операциональный. Открытие нового знания.
Организация поиска информации.
Педагог начинает свой рассказ по теме занятия, обращаясь к обучающимся.
- Итак, мы решили разобраться, что же такое имя?
Ребята, кто-нибудь из вас может ответить на это вопрос? (Предположения детей: именем называют человека, имя есть у каждого человека).
- Для начала я решила посмотреть, что такое имя? Куда же я должна посмотреть, чтобы уточнить значение слова? ( В толковый словарь).
Толковый словарь русского языка Ожегова Сергея. Ивановича (1900 – 1964).
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. – один из самых популярных и полных словарей на сегодняшний день. Он был составлен в 1949 году известным лингвистом и лексикографом С.И. Ожеговым. Затем словарь неоднократно переиздавался и впоследствии был пополнен филологом и академиком РАН Н.Ю. Шведовой. Сегодня словарь включает более 70000 слов и представляет собой самый большой современный толковый русский словарь.
Слайд 4 (Словарь)
Имя
Имя, имени, множественное число имена, имён, именам, средний род.
ИМЯ - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
Педагог: Продолжим работать по плану( пункт 2, 3).
Работа в группах (поиск и отбор информации). У каждой группы информация представлена на бумажном носителе.
I группа:
Имена личные люди имели во все времена. У каждого народа они связаны с его культурой, бытом, жизнью.
Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.
Таким образом, личное имя — слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Наши предки относились к именам очень бережно, они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, а оно остаётся с человеком на всю жизнь, обладает определённой таинственной силой, которая либо ребёнку поможет, либо навредит. Поэтому выбор имени имел большое значение, его рассматривали как обряд. Для древних славян характерными именами для мальчиков были: Владимир, Добрыня, Святослав; для девочек – Вера, Людмила, Надежда.
Племена восточных славян поселились на Восточно- Европейской равнине в среднем течении реки Днепр. Восточно- Европейская равнина начинается от Уральских гор и уходит далеко на запад.
II группа:
С появлением христианства на Руси наречение именем стало привилегией церкви, то есть новорождённые получали имя по святцам при крещении. Огромный календарный список имен называют Святцами. Люди верили, что святой, в честь которого назван ребенок, станет ангелом-хранителем, и будет оберегать его в течение всей жизни.
Считается, что каждое имя несет в себе определенную энергетику, а также оно способно накладывать отпечаток на формирующуюся личность. Порой имя рассматривается как знак, хранящий в себе некую силу, энергию и таинство. Так, православные Святки по - прежнему остаются неисчерпаемым источником вдохновения при выборе красивого имени для ребенка. Ведь это достаточно просто: для выбора имени по святцам необходимо из множества вариантов выбрать то имя, которое соответствует дате рождения ребенка.
Греки считали, что их боги живут на горе Олимп – самой высокой горе Греции (2917 метров). Верховным богом был громовержец Зевс.
III группа:
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Имя – это своеобразный ответ на вопрос "какой я?" и главное "кто я?"
Личные имена употребляются не только в жизни, в частных разговорах, но и в документах. Они могут быть модными или, напротив, устаревшими.
Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия.
Учёные считают, что зарождение человечества, вероятнее всего, произошло в Африке и, может быть, в Юго-Восточной Азии. Природа этих двух районов мира похожа.
Группы представляют информацию.
- Всю ли информацию вы использовали? Почему? ( Наличие ненужной информации).
Учитель предлагает послушать информацию из рубрики «Это интересно».
Молодцы, ребята, хорошо поработали в группах. Мы сейчас немного отдохнём.
- Физминутка .
Нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать «эхо», ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: «эхо» может и подвести. ( Разные движения на мужские и женские имена).
1.Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
4.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
5.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
6.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
7.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Елена, Роза, Юра, Вика, Иван)
Vэтап. Исследование: тайна моего имени. (В конвертах «тайное послание» каждому, 4 пункт плана).
Алина. Имя древнегерманского происхождения, его смысл можно перевести как благородная. Алина самолюбивая, гордая. Она всегда уверена в том, что для неё открыты все двери. Поражение Алина терпит только тогда, когда теряет веру в свои силы. Она тонкий дипломат, и пользуется этим качеством во всех ситуациях.
Анастасия. Др.-греч. - "воскрешенная", "возвращенная к жизни". Настенька - имя, нередко встречающееся в русских сказках. Девочке, так названной, как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной.
Дарья. Др.-перс. - "повелительница". Смышленая и несколько импульсивная девочка. Даша всегда руководит сверстниками в играх. Обидчика может быстро поставить на место, пустив в ход кулачки. Не приемлет одиночества, любительница шумных, веселых игр.
Даниил. Др.-евр. - "бог - мой судья". В раннем детстве - спокойный и улыбчивый ребенок, болеет не больше чем все дети. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой, теннисом.
Данил. Др.-евр. - "бог - мой судья". В раннем детстве - спокойный и улыбчивый ребенок, болеет не больше чем все дети. Данилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой, теннисом.
Денис. Др.-греч. - "посвященный Дионису, богу веселья". Эти мальчики очень общительны. Их знают и любят все в округе. Денис очень обязателен. В школе успеет получить и "пятерку", и замечание по поведению.
Екатерина. Др.-греч. - "чистая", "непорочная". В представлении большинства людей "царское" имя. Кажется, даже в его звучании заключены определенная величавость и властность.
Нина. Предположительно происходит от имени Нинос, основателя Ассирийского государства и столицы Ассирии. В переводе с древнегреческого означает "ласковая". Очень трудолюбивая, работоспособная, упорная, настойчивая, щепетильная в вопросах собственной чести.
Анна. Др.-евр. - "милость божья" или "миловидная". Растет артистичным ребенком, любит все красивое. С удовольствием ухаживает за щенками, котятами, приносит в дом выпавших из гнезда птенцов. Доброта Аннушки, кажется, не знает границ. Если кто-то рядом плачет - лучшей утешительницы не найти.
Алексей. Имя происходит от древнегреческого слова "алекс", означающего "защищать". Хотя с самого детства Алексей очень привязан к матери и во многом похож на нее, однако сразу же начинает ощущать себя защитником матери, а в более зрелом возрасте может стать защитником и для других женщин. Алексей предпочитает быть человеком дела и меньше заниматься разговорами.
Никита. Др.-греч. - "победитель". Это мужчины, которые знают себе цену. Они эгоистичны и целеустремленны, идут к цели прямым путем. Не любят, чтобы ими командовали, они настойчивы, упрямы и одновременно - чувствительны и ранимы.
Арсений. Др.-греч. - "мужественный". Арсении не причиняют больших хлопот родителям. Хорошо учатся, со сверстниками не конфликтуют, общительны, ранимы и чувствительны.
Ксения. Имя древнегреческого происхождения, означающее «чужестранка», «гостья». Ксюша растет милым, спокойным и послушным ребенком. Она хорошо учится в школе, не ленива, аккуратна и исполнительна. Вот только чересчур чувствительна и обидчива.
Кирилл. Др.-греч. - "господин". Маленького Кирилла интересует все: и почему пузырьки в газированной воде поднимаются вверх, и почему он родился один, а друг его - вместе с сестричкой? Как только научится читать, стремится прочесть все, что есть в доме, и благодаря хорошей памяти многое прекрасно запоминает.
Итог работы: интерактивная таблица. Слайд 5.
Побуждение к выполнению индивидуального проекта.
Работа с газетами «Кантемировский вестник», «Комсомольская правда» (Как твоё имя отзовётся…). Газеты разных лет издания.
Оставляет ветка плод.
Оставляет пчелка мед.
Нивы – золото зерна,
Золотой янтарь – сосна.
Овцы – тонкое руно.
Лозы – пряное питье.
Оставляет человек
Имя доброе навек.
О. Дриз
(Дети в статьях периодической печати находят информацию о том, как люди прославили своё имя, в том числе ученики родной школы.)
- Ребята, назовите имена великих людей, которые навсегда остались в истории нашей страны.
Игра "Клубочек и его нити".
- А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами.
У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и передаёт ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, передаёт ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему. Можно провести игру следующим образом: каждый ребёнок говорит о том, как больше всего ему нравится, когда его называют, и объясняет, почему.
Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы.
- Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Давайте напомним миру, как нас зовут. Мы любим свое имя и сейчас напишем его на листах.
Рисование своего имени: творческое задание. (Звучит музыка). Слайд 6.
Листы с работами детей вывешиваются на доску.
VI этап. Итоговый.
- Давайте полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное, особенное.
- Кто узнал что-то новое о себе?
- О своих друзьях?
- Кто запомнил для чего человеку имя? Как появились имена?
- Какие бывают имена?
- Почему говорят «Тайна имени»?
Дети отвечают на вопросы педагога.
- У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. А все мы вместе (перечисление имен присутствующих) - одно целое «Мы». Все мы – граждане большой и сильной страны – России. Об этом , ребята, мы будем ещё говорить.
VII. этап Рефлексивный.2 минуты.
Педагог показывает воспитанникам вырезанные облачка и тучки на липучках. Педагог предлагает украсить небо вокруг нашего солнышка облачками, если занятие понравилось и тучками, если им было грустно и скучно.
Дети украшают доску.
- Наше занятие подходит к концу. Давайте снова возьмемся за руки, улыбнемся друг другу!
- Все мы молодцы! Большое спасибо за занятие!
Приложение.
Это интересно:
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
Ребусы:
Русские имена в поговорках:
Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит: «Испечены не ладно».
Наш Гришка не просит лишка.
Федул, что губы надул?
Идёт Егор с высоких гор, ковром покрыт, скобой прибит (подснежная вода).
Поживёшь – и Кузьму отцом назовёшь.
Упражнение «Волшебный стул». Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот стул волшебный, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...
Занятие по внеурочной деятельности (Познавательное направление) "Доктора бывают разные"
Внеурочная деятельность "Мир профессий" ...
Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"
В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...
Развитие познавательных процессов младших школьников на занятиях курса внеурочной деятельности "Мир профессий".
Комментарии к рабочим листам для 2 класса....
Дипломная работа «Использование информационно-коммуникационных техно-логий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Дипломная работа...
Презентация к познавательно – коммуникативному занятию по внеурочной деятельности «Как твоё имя отзовётся».
Презентация используется при проведении познавательно – коммуникативного занятия по внеурочной деятельности «Как твоё имя отзовётся»....
Краеведение как способ реализации коммуникативных и познавательных результатов ФГОС во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования в российской школе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знан...