Разговоры о важном. «Где мы живем»
план-конспект занятия (1 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Цель проведения: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся первого класса, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.

Планируемые результаты:

Личностные: – воспитывать интерес младших школьников к родной стране, желание больше узнать о ее природе, о том, как описывается природа в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и видеофильмах; – воспитывать патриотические чувства – осознание своей гражданской идентичности, любви к многообразию и красоте природы Родины; – развивать творческие способности – выполнять задания на развитие воображения, фантазии, выразительно читать поэзию.

Предметные: – расширять знания младших школьников о родной стране, ее разнообразной природе, ее достопримечательностях; – углублять представления обучающихся о видах искусства (пейзажная лирика, изобразительное искусство и музыка), которые отражают картины природы России.

Метапредметные: – применять правила работы в условиях совместной деятельности; – принимать участие в коллективном диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам; – сравнивать произведения разных видов искусства по теме, назначению, выразительным средствам; – оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии музыки, художественного слова, произведения живописи

Задачи:

- Воспитывать гражданственность, любовь к своей стране, гордость за свое Отечество

- Обучать умению анализировать развитие своей малой родины сквозь призму особенностей исторической, культурной, общественной жизни Кемеровской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovory_o_vazhnom._tema_gde_my_zhivem.odt32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разговоры о важном

 Тема: «Где мы живем»

        Цель проведения: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной  деятельности обучающихся первого класса, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.

Планируемые результаты:

        Личностные: – воспитывать интерес младших школьников к родной стране, желание больше узнать о ее природе, о том, как описывается природа в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и видеофильмах; – воспитывать патриотические чувства – осознание своей гражданской идентичности, любви к многообразию и красоте природы Родины; – развивать творческие способности – выполнять задания на развитие воображения, фантазии, выразительно читать поэзию.

        Предметные: – расширять знания младших школьников о родной стране, ее разнообразной природе, ее достопримечательностях; – углублять представления обучающихся о видах искусства (пейзажная лирика, изобразительное искусство и музыка), которые отражают картины природы России.

        Метапредметные: – применять правила работы в условиях совместной деятельности; – принимать участие в коллективном диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам; – сравнивать произведения разных видов искусства по теме, назначению, выразительным средствам; – оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии музыки, художественного слова, произведения живописи

Задачи:

- Воспитывать гражданственность, любовь к своей стране, гордость за свое Отечество

- Обучать умению анализировать развитие своей малой родины сквозь призму особенностей исторической, культурной, общественной жизни Кемеровской области

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карандаши.

Ход занятия:

Слушание песни «С чего начинается Родина» (песня в записи). Слайд 1.

Учитель: Как автор песни отвечает на вопрос «Что такое Родина?»  Вы дали столько разных ответов про то, что такое Родина. Давайте посмотрим, какой еще она может быть. Демонстрация видео (дикторский текст) Все, что окружает человека с самого раннего детства: мамина колыбельная песенка, большая матрешка, в которой живут маленькие матрешки, игры с друзьями, купание на речке и, конечно, первая книжка – все это становится близким и желанным для растущего ребенка. А когда он вырастает, он вспоминает свое детство, родной дом, природу. Никто не может остаться равнодушным к природе нашей страны. Она богата и разнообразна: суровый неласковый Север, непроходимая тайга, где командуют бурый медведь и рысь, росомаха и волк, нежные белоствольные березки смешанного леса. Человек, который любит свою страну, не может оставаться равнодушным к ее природе. Он всегда восхищается ею, даже если это бескрайняя степь, высушенная пустыня, бесконечная тундра. Звуки природы могут о многом рассказать внимательному человеку: что происходит в жизни леса и его обитателей, какое настроение у лесных жителей, что их радует, а что беспокоит. Природа зовет людей в гости, встречает их по-доброму и хочет такого же отношения человека к ней. Родная природа – это множество не только звуков, но и красок. Мы говорим: «белые краски природы» и сразу представляем зиму, укрытые снежным одеялом деревья и кусты, снег скрипит под ногами, и Снежная баба очень нам рада. Человеку близки и дороги любые краски родной природы. Наблюдая картины родной природы, человек испытывает разные чувства: радости, восхищения, удивления. И своими чувствами он хочет поделиться с людьми, с миром. Любовь к России начинается с любви к малой Родине! Учитель: Продолжим наше занятие. Вы посмотрели видеофильм, где авторы рассказали, какая наша страна. Давайте сделаем интересное задание.

 Работа с интерактивным заданием № 1 (таблица № 1)

Задание № 1. Рассмотрим фото природы нашей Родины. Определим, как называются эти природные объекты. К какому фото относится каждое название?

Учитель: Ребята, кто знает, как называется область, в которой мы живем?

Наш край носит несколько названий: Кемеровская область, кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая…

Освоение природных богатств земли Кузнецкой началось гораздо раньше — в начале 17 века. В 1698 году Петр I, узнав о найденных у реки Китат серебряных рудах, дал предписание Томскому воеводе «содействовать со всяческим прилежанием и усердным радением рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии». Так были открыты серебряные руды на Салаире, железные руды в Горной Шории, золото в Кузнецком Алатау. Сегодня Кузбасс — один из наиболее динамично развивающихся регионов страны.

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири. Большая, центральная часть области занимает Кузнецкую котловину, огромные угольные запасы которой определили второе название области — «Кузбасс» (Кузнецкий бассейн). В Кузбассе развита гигантская угольная, металлургическая и химическая промышленность. Но есть и другой Кузбасс. Здесь можно гулять по красавице тайге, сплавляться по горным порожистым рекам, любоваться каскадами водопадов с хрустальной водой, взбираться на снежные вершины, кататься на горных лыжах, созерцать памятники истории и культуры

 В каком же году   образована Кемеровская область?( образована в 26.01. 1943 году)

Обучающиеся читают стихотворения о Кузбассе

Чтец 1:

В российской нашей необъятной шири

Есть край известный.  Край, где мы живём

Зовут его жемчужиной Сибири,

А мы землёй любимою зовём.

Кузбасс – земля особенного рода.

Её не спутать ни с какой другой.

И днём и ночью жаркая работа

Кипит и на земле и под землёй.

Хранит земля несметные запасы

Щедры поля родимой стороны.

2 чтец

От ритма жизни нашего Кузбасса

Зависит состояние страны.

Шумит тайга. Зовут к вершинам горы.

Земля отцов нам с детства дорога.

Волнуют сердце милые просторы,

Ласкают взгляд родные берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством, наш родимый край

Кузнецкий край, на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай.

Ведущий: Назовите главный город нашего Кузбасса.  

Слайд 2.

Ведущий: В каждой области есть свой губернатор. А как зовут губернатора кемеровской области? Слайд 3

Ведущий:  В каждой области есть свой флаг и герб и гимн.  Так  29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон о символике Кемеровской области.Слайд 4, 5.

-  Найдите среди гербов герб Кузбасс, и флаг Кузбасса.

- Что такое гимн? Как его нужно слушать? А когда звучит гимн?

Звучит гимн Кемеровской области.

            Ведущий:  В нашем Кузбассе много рек, озёр, маленьких речушек.  

Самая крупная река – Томь, протекающая по Кузнецкой котловине, берет начало в Кузнецком Алатау. На большей части своего пути имеет быстрое  течение с порогами, водопадами, а, выйдя на равнину, течет медленно, плавно. Слайд 6.

На западе  течет река Иня. Перевод названия реки Ини – «длинная река» или «мать река». Длина реки 663 км. Она является равнинной рекой. На ней  построена плотина для водохранилища под названием Беловское море. И в этом водохранилище разводят ценные породы рыб. Слайд 7.

Назовите самое большое озеро  в Кемеровской области – озеро  Большой Берчикуль.  Слайд 8.

Учитель: В КУЗБАССЕ  много красивых городов, сел и  поселков.

- Назовите город, в котором мы проживаем?( Юрга) Слайд 9

УчительНаш Кузбасс славится «чёрным золотом». Ребята, а кто догадался, какое полезное ископаемое прославило Кузбасс не только в России, но и за рубежом.   Слайд 10.

 А кто добывает уголь? 

Обучающиеся читают стихотворения о шахтёрах

Чтец 1:

Проуглены руки, но чистое сердце

И крепкие плечи у наших людей

В венке тополином, Кузбасс мой любимый,

Встречаешь сегодня ты свой юбилей

 

Ведущий: В Кузбассе очень много красивых и необычных мест. Но самыми необычными  по результатам конкурса были признаны 7 мест. Которые смело можно назвать чудом Кузбасса.  И сегодня ребята нам о  них расскажут.

1. Поднебесные Зубья – город Междуреченск

Поднебесные Зубья (Тигер-Тыш) –  это один из живописнейших горных районов Кузнецкого Алатау  расположен в 60 км к западу от г. Междуреченска. Кристально чистый воздух и необыкновенная красота природы привлекают туристов, совершающих летние пешие и зимние походы. В зимний сезон Поднебесные Зубья пользуются популярностью среди горнолыжников, летом широко распространен водный туризм-сплав по горным рекам. Междуреченцы первые в Кузбассе создали  домики-приюты, работающие круглый год!

2. Томская Писаница – Яшкинский район

На правом скалистом берегу реки Томь в границах Яшкинского района находятся уникальные рисунки древних людей - петроглифы, составляющие единую группу памятников наскального искусства Притомья. Рисунки представлены изображениями лосей, медведей, птиц, личин, лодок.  "Томская писаница" – первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства, уникальный комплекс истории и культуры народов Евразии. Древнее природно-историческое святилище содержит около 280 рисунков.

Самые ранние рисунки относятся к концу неолита 3-4 тыс. лет до н.э. – это лоси, медведи, знаки солнца, птицы, лодки. Рисунки эпохи бронзы 2 тыс. лет до н.э.: олень, солнце, личины, птицелюди. Многие изображения уникальны и являются шедеврами первобытного искусства.

Считается, что первооткрывателем «Томской писаницы» является шведский полковник, географ Филипп-Иоганн Страленберг. Музей-заповедник «Томская Писаница» - это современный  многопрофильный  культурный комплекс, успешно сочетающий в себе музейную специфику, научную и культурно-просветительскую деятельность и по праву является  гордостью Кузбасса!

3. Кузнецкая крепость –  город Новокузнецк 

Кузнецкая крепость – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения. Крепость, заложенная на горе Вознесенской в 1799 г., является уникальным памятником для всей Западной Сибири, так как является единственным каменным сооружением 19 века, сохранившимся до наших дней.

Каменная крепость на Вознесенской горе построена в городе Кузнецке в 1799-1820 годах по распоряжению императора Павла I, как часть Сибирской линии для защиты Южной Сибири от китайской угрозы. Ни разу с момента постройки не участвовала в военных действиях. Упразднена как военная крепость в 1846г. Площадь крепости составляет около 20 га. На углах крепости устроены полубастионы, два из них (Томский и Кузнецкий) облицованы плитами песчаника. В промежутке между каменными полубастионами сооружена кирпичная трехэтажная проездная подзорная башня, к этой башне выходила дорога на Барнаул.

Внутри крепости располагалось восемь каменных зданий и одно деревянное.

1. Гауптвахта

2. Пороховой погреб

3. Солдатская казарма

4. Обер-офицерский дом

5. Солдатская кухня

6. Штаб-офицерский дом

7. Цейхгауз

8. Барнаульская проездная башня

9. Деревянный покой для хранения огнегасительных машин.

 

В конце XVIII в. город Кузнецк оставался важным опорным пунктом на восточном фланге пограничной линейной системы от Каспия до Алтая.

К концу 1830-х гг. крепость оказалась не нужной, начался постепенный вывод военных подразделений с её территории.

30 июня 1960 года Кузнецкой крепости присвоен статус памятника республиканского значения. После этого крепость реставрировали. Современный вид Барнаульской башни отличается от вида 1934, был восстановлен её первоначальный облик. На прежнем месте была построена солдатская казарма,  изготовлены крепостные пушки и мортиры. В 2008 году к 390-летию Новокузнецка воссоздано ещё одно сооружение — обер-офицерский дом.

4. Азасская пещера  –  посёлок  Усть-Кабырза Таштагольский район.

Памятник природы Азасская пещера расположен  в Таштагольском районе в 18 км от посёлка Усть-Кабырза в истоках реки Азас. Общая протяженность пещеры составляет 7 километров. Из пещеры вытекает ручей Азас. Как ни странно, зимой сюда добраться гораздо легче, чем летом: не придется ехать час на машине, потом идти пешком по бурелому — сел на снегоход, и минут через двадцать уже на месте. Это глухое место прославилось несколько лет назад, когда местные охотники увидели недалеко от пещеры «большое лохматое существо трехметрового роста». При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на песке.  Уникальность Азасской пещеры состоит в том, что она является  местом обитания «снежного человека».  Таких    мест в мире – единицы!

5. Скульптура «Золотая  Шория»  – город Таштагол.

Скульптура «Золотая Шория» Даши Намдакова изготовлена из чернёной бронзы и  установлена в парке боевой славы города Таштагола. Монумент представляет собой девушку, сидящую с чашей в руках на спине лося. В облике юной шорской красавицы заложены черты хозяйки горы Буланже (лосиный перевал). Могучие рога лося окольцовывают в виде защитного доспеха восседающую хозяйку горы.

Скульптура «Золотая Шория» символизирует  преемственность поколений,  добросердечное приветствие и является настоящим украшением города Таштагола – столицы Горной Шории! По древним поверьям местного населения, именно лось является покровителем жителей Горной Шории, защищает их от зла, приносит счастье, благополучие и удачу во всех добрых делах и начинаниях. Чаша символизирует изобилие, во время церемонии открытия памятника в ней зажгли символический огонь.

«Высота бронзового памятника — 6 метров, вес — более 5 тонн. Его изготовили в итальянском городе Пьетра-Санта, доставили из Италии по морю, а потом, по частям, везли из Москвы в Кузбасс. Для „Золотой Шории“ в таштагольском парке Боевой славы был возведен курган высотой 4,5 метра и обустроена набережная реки Кондома». На открытии скульптуры Аман Гумирович Тулеев (губернатор Кемеровской области)  заявил, что она станет особым оберегом и «будет защищать от бед, горестей и напастей не только Горную Шорию, но и весь шахтёрский край».

 

 

 

 

 

6. Мариинск-город  музей под открытым небом.

Мариинск представляет собой уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века. Основан в 1698 г. как село Кийское; название по расположению на реке Кия (левый приток Чулыма). Перевод с тюркского кия "крутой косогор, каменистый склон, обрыв". В 1856 г. село преобразовано в город Кийск. В 1857 г. переименован в Мариинск в честь жены Александра II императрицы Марии Александровны (1824-1880). Находился на главном почтовом Московско-Иркутском тракте.

Сегодня Мариинск обладает богатым историческим и культурным наследием, основу которого составляет историко-архитектурный комплекс исторического центра города. В городе насчитывается 74 памятника архитектуры. За последние годы в городе появились новые музеи, памятники, посвященные истории города! В основном архитектурные и исторические  памятники культуры сосредоточены в центральной части города. Это улицы: Ленина, Советская, Рабочая, Пролетарская, Социалистическая, Чердынцева,  Пальчикова. А улица Ленина почти вся - исторический памятник старинного каменного и деревянного зодчества.

В Мариинске деревянные и каменные дома оформлялись в стиле "Сибирского барокко". Деревянные дома украшены красивой резьбой. А каменные строения - это богатство и роскошь. В период развития торговли, а это было связано с проведением сюда Сибирского тракта, начинается всплеск строительства деревянного зодчества. Среди богатых декором зданий того времени можно назвать краеведческий музей и художественную школу. С середины 19-го века, периода "золотой лихорадки", был дан толчок и строительству первых каменных домов. Особенно активное строительство каменных домов в городе началось с проведением Сибирской железной дороги. Застройка велась интенсивно, что уже в начале 20 века привлекла к себе внимание. По России даже ходили почтовые открытки и альбом с видами Мариинска.

 

7. Монумент «Память шахтерам Кузбасса» –  город Кемерово.

Монумент «Память шахтерам Кузбасса» является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного установлена  в городе Кемерово на правом берегу реки Томь. Памятник представляет фигуру шахтера, установленную на трехметровом постаменте из черного гранита, держащего в руках  пылающий уголек, символизирующий горячее сердце. Шахтер держит в руках свое сердце, как бы отдавая его людям, а в груди его горит вечный огонь.

 Сам шахтер наполовину вмурован в породу, в которой проглядывают лица навечно оставшихся в шахтах людей.

Общая высота композиции - 12 м, вес - 5 т. Воплощенный в бронзе «шахтерский ангел» — не просто декоративная композиция, это памятник-символ — напоминание о той цене, которая заплачена за «черное золото». Монумент Эрнста Неизвестного «Память шахтерам Кузбасса» обладает не только высокой художественной ценностью. Вместе с окружающим ансамблем, памятник как будто освящает собой пространство исторической части города – Красной Горки, где в 1721 году Михайло Волков нашел «горючий камень». Монумент «Память шахтерам Кузбасса» - это святое место для каждого жителя нашего угольного края.

Вот и закончилось наше знакомство с чудесами нашей области. Но есть еще много прекрасных и удивительных  мест в нашем крае, о которых мы поговорим на  следующем классном часе.

Просмотр видеоролика)

Учитель:  Мы с вами совершили сегодня небольшое путешествие по стране и по нашему родному краю, поговорили о его истории. Каждый человек должен не просто любить свою Родину, он должен знать о ней как можно больше. Тогда Родина будет человеку еще дороже и ближе. Надеюсь, что узнали сегодня много полезного для себя, лучше узнали свой край. 

- На день рождение принято дарить подарки. Давайте и мы с вами сделаем для нашей именинницы подарок своими руками. Согласны?

- У вас в коробочке лежат звёздочки разного цвета. Если вам сегодня было интересно и вы узнали много нового возьмите звёздочку красного цвета.

- Если в самом начале вам было трудно отвечать на вопросы, но потом у вас стало получаться и вам все понравилось, то возьмите звездочку желтого цвета.

- Если ничего не понравилось и вы ничего не поняли – возьмите звездочку синего цвета.

:  Какой замечательный салют у нас получился. Молодцы!

За вашу активную работу, за смекалку и сообразительность я тоже хочу подарить вам вот такие закладки. Они будут напоминать вам о нашем родном крае. 

А дома  попробуйте вместе с родителями подготовить или найти рисунки, фотографии о природе нашей Родины, о любимых природных местах вашей семьи. Любовь к природе связана не только с ее красотой и благами, которые она дает людям. Суровая, сердитая, неласковая, грустная природа также вызывает чувства человека, потому что она всегда, с самого раннего детства, рядом с ним. Родная природа – это часть нашей Родины. Свободное продолжение беседы о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор "Общение - важное умение".

У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми.Кто-то может это сделать лучше, кто-то хуже. Кто-то очень переживает от того, что его общение с людьми не складывается и не даёт ж...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» НА 2022-2023 УЧ Г

В учебном плане МБОУ СОШ № 70 на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Для реализации данного проекта темы во 2 «Б» классе запланированы в соответствии с ре...

Тематическое планирование внеурочных занятий «Разговоры о важном»

Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запускает в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».Во всех школах страны учебная неделя будет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговоры о важном"1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговоры о важном" для обучающихся 1 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о важном" , 4 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о важном" , 4 класс....

Разговоры о важном. Где мы живем? Наш Красноярский край

Данный учебный материал разработан для внеурочного занятия "Разговоры о важном" с краевым компонентом субъекта РФ . Тема занятия  - "Где мы живем? Наш Красноярский край" для у...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-2 классов по теме: «Где мы живем?» 12.09.22

Цель: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся первого и второго классов, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – ч...