Влияние проектно-исследовательской деятельности на духовно -нравственное и патриотическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
С 1 сентября 2021 года в России вступили в силу поправки о патриотическом воспитании в школах. Ими уточняются понятия «воспитание» и «образовательная программа». Поправки закрепляют, что воспитание должно сформировать у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества, к закону, к старшему поколению, традициям и окружающей среде.В национальном проекте «Образование» появился новый федеральный проект «Патриотическое воспитание». Как школа может воспитать патриота? Ответ читайте в статье автора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_avgustovskiy_pedsovet2022.docx | 422.11 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Карасева,
г.Арзамас
Влияние проектно-исследовательской деятельности на духовно -нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. (Из опыта работы учителя начальных классов)
С 1 сентября 2021 года в России вступили в силу поправки о патриотическом воспитании в школах. Ими уточняются понятия «воспитание» и «образовательная программа». Поправки закрепляют, что воспитание должно сформировать у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества, к закону, к старшему поколению, традициям и окружающей среде.
В национальном проекте «Образование» появился новый федеральный проект «Патриотическое воспитание». Как школа может воспитать патриота? На этот вопрос журналистам ответил министр просвещения Сергей Кравцов, пишет «Российская газета». По его словам, школьники должны знать историю своей страны, любить и уважать родителей, уметь трудиться, понимать важность получения знаний, бережно относиться к природе. Ну и, конечно, знать людей, которые делают Россию великой. Это могут быть — участники Великой Отечественной войны, герои эпохи покорения космоса, а, могут — простые ребята — такие же школьники, которые совершили мужественный поступок или спасли чью-то жизнь. Патриотическое воспитание в России будут развивать с помощью дополнительного образования, массового спорта, взаимодействия с учреждениями культуры и поддержки Российского движения школьников. Об этом министр просвещения Сергей Кравцов сообщил на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 10 марта. ... Кравцов также отметил, что в российских школах должна вестись определённая воспитательная работа, но «не должно быть перегибов». По его мнению, необходимо, чтобы школьники знали о примерах мужественных поступков, а не только блогеров, которые пропагандируют ценности, не всегда совпадающие с теми ценностями, которые должна воспитывать школа.
На протяжении многих лет идут споры о значимости проектно-исследовательской деятельности для развития учащихся. На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности реализация планируемых результатов ФГОС крайне затруднена. В обновленных ФГОС НОО, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране. функциональная грамотность, единство воспитания и обучения [1, с.13]. В соответствии с ФГОС НОО, на ступени начального общего образования осуществляется формирование гармонично развитой личности школьника.
Современная школа ориентирована на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребёнка, создаёт условия для формирования духовно-нравственного патриотического воспитания личности. Учителя должны организовывать проектно- исследовательскую деятельность, формировать высокую степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности [10, с.3]. Специфика требований новых ФГОС НОО состоит в том, что в стандарте зафиксировано, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Использование в работе проектно-исследовательской технологии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка [4, 6-8].
Начало моей педагогической деятельности, совпало с годами возрождения Арзамасского историко-художественного музея. В дальнейшем мы с учащимися были частыми посетителями разных тематических экспозиций не только этого музея, но и многих других, находящихся в территориальной близости к Лицею. Принципы работы со школьниками в области музеологии не отличаются от работы с ними в области изучения родного края на уроках окружающего мира в начальной школе, особенно краеведения и этнографии. Вместе с тем занятия в музеях нашего города открывают дополнительные возможности для учащихся. Это связано, как с наличием доступных источников для изучения, так и с готовым продуктом, получаемым в результате такой работы, пополняющем фонды музея. Поводом задуматься над разработкой исследовательских работ учащихся начальной школы патриотической направленности стали работы моих учеников над темой по достопримечательностям Арзамаса и Арзамасского района, когда в качестве продукта была разработана вначале пешеходная, затем велосипедная и, наконец, виртуальная экскурсия.
Составляющими успеха явились следующие условия организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
1. Наличие соответствующей базы, в широком смысле этого слова. В гуманитарной сфере это наличие доступных источников для работы [3, с.18].
2. Особо хочется отметить наличие профессионального руководителя, хорошо представляющего, что такое научно-исследовательская работа, имеющего время и желание работать с детьми. В настоящее время в исследованиях появилось понятие культура педагогического труда. Она является основой педагогического мировоззрения наших учителей [2]. В нашем случае хорошим подспорьем в этой работе стала давняя дружба с научным сотрудником историко –художественного музея Суетновой Ниной Ивановной, и Казниной Татьяной Венедиктовной-научным сотрудником дома –музея М.Горького. Они явились хорошими мотиваторами для обучающихся. Она предложила ребятам стать членами городского историко–краеведческого клуба «Хочу все знать!». Благодаря этому ребята смогли одними из первых в городе посещать различные выставки, вечера военных песен, фольклорные праздники. Нашему вниманию были предложены авторские экскурсии по возрождающемуся историческому центру города. Наши ребята одними из первых совершили прогулку по «Литературному перекрестку», детально ознакомились со всеми арт-объектами.
Можно выделить три группы заинтересованных субъектов в данном виде работы. Во-первых, это руководители нашего клуба и педагог. Организаторы такой деятельности должны быть заинтересованы в научно-исследовательской работе со школьниками; а с другой стороны, уметь дидактически грамотно выстроить свою работу с детьми.
Вторая группа заинтересованных, это, конечно, сами обучающиеся. Тут важно увлечь их самим процессом творчества. Не последнюю роль на первых порах играет похвала учителя, оценки в журналах. Важно участие в конференциях, конкурсах, слетах. Как показывает опыт, очень действенным для юных исследователей-патриотов является возможность пойти в летнюю экспедицию или экскурсию по малоизвестным улицам родного города, посетить вновь открывшийся храм, изучить его историю. И по традиции, всегда после таких мероприятий ребенком составляется отзыв о прошедшем мероприятии.
В качестве еще одной заинтересованной группы выделим школу, родителей, друзей. Важна заинтересованность их в успешной исследовательской работе ребят на разном уровне, поддержка при трудностях, неудачах, одним словом, сопереживание и желание помочь при временных неудачах и искрения радость за успех [5, с.36].
3. Необходимо научить ребят работать с разными видами исторических источников, объяснить их специфику, раскрыть плюсы и минусы каждого вида источника. Школьник должен понять, чем отличается научная работа от реферативной. Необходимо раскрыть ему требования к данной работе. Трудно переоценить роль ребят в сборе материала, пополнении фондов городского музея: бесед с живыми участниками или свидетелями тех или иных событий, их родственниками, работы в архивах.
4. Особое значение имеет правильный выбор темы для будущего исследования. Это огромная ответственная работа, особая роль в которой ложится на руководителя. Правильная постановка темы - половина успеха исследования. Тема должна быть научной, иметь доступную базу изучения для юного исследователя, быть интересной автору и соответствовать его возрасту, желательно иметь перспективу развития работы. Автор придерживается мнения, что более перспективны и интересны работы, которые юные исследователи продолжают несколько лет, а не меняют тему от конференции к конференции [6, с.20]. Учащиеся работают над выбранной темой в течение нескольких лет, расширяя и углубляя рамки исследования. Нередко работа в выбранном направлении продолжается в дальнейшем [8, с.14]. Для учащихся начальной школы особенно значим продукт их работы, практический выход для которого музей дает широкие просторы.
Подводя итоги, важно заметить, что именно внеурочная деятельность с привлечением ресурсов музеев г. Арзамаса открывает огромные возможности для патриотического воспитания в самом раннем возрасте. Сохранить и донести до нынешних и последующих поколений историю, быт и культуру наших предков – крайне важное, нужное дело. Работу эту осуществляют истинные патриоты [11, с.18].
Современные подходы в образовании существенным образом меняют специфику взаимодействия педагога и учащегося. Проектно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации обновленной программы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников.
Список литературы
- Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18
- Дедова О.Ю. Диагностическая культура учителя начальных классов и ее развитие/ О.Ю. Дедова, Н.Н. Деменева Н.Н., О.В. Колесова // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 122-126.
- Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18
- Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2011. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 2012, April. – P. 6—35.]
- Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
- Игнатьева Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения, 2013. - № 11. – с. 20 -33
- Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. № 5. С.490 – 509.
- Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Крайникова М.Н. Образовательная программа основного общего образования – вектор развития субъектности подростка. Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы общего образования. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 212 с.
- Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2015.
- Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...
Внеурочная деятельность в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника
Доклад на педагогическом семинаре....
Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...