Учебный курс "История родного края"
рабочая программа (3 класс)
Изучение курса "История родного края" даёт возможность обучающимся формировать представления о самобытности и значимости культуры родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_irk_3_klass.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс «История родного края»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования " и ООП НОО МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ».
Согласно учебному плану школы учебный курс «История родного края» изучается в 3 классе 34 часа в год (1 час в неделю).
Используемый УМК
1. Антропова Е. Б. От Холмогор до Колы 33 Николы / Елена Антропова; [худож. : В. Лукконен]. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера». – 136с.: ил. ISBN978-5-85879-821-7
2. Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для
учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
3. Изучаем культуру родного края: сб.материалов / авт.-сост. Н.А. Подчередниченко, К. Е. Непомилуева.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2019.-94с.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;
2) положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;
3) способность к самооценке;
4) осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
5) устойчивый интерес к изучению истории своего края;
6) чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
7) осознанное положительное отношение к культурным ценностям родного края.
Метапредметные результаты отражают:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение находить необходимую информацию в различных источниках;
2) умение строить сообщения в устной форме;
3) умение строить монологическое высказывание;
4) владение диалогической формой коммуникации;
5) сотрудничество с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
6) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
7) умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
8) умение распределять обязанности при работе в группе;
9) умение учитывать мнение партнёра;
10) аргументировано критиковать допущенные ошибки;
11) обосновывать своё решение.
Предметные результаты отражают:
1) владение представлениями об истории родного края;
2) сформированность образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины;
3) владение умениями работать с картой Архангельской области;
4) владение умениями применять полученные знания для объяснения исторических событий, происходивших в родном краю;
5) владение умениями видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Выпускник научится:
- составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной учебной задачей;
- находить на карте Холмогорский район, Архангельскую область;
- определять на карте местонахождение городов Архангельской области;
- готовить сообщения о достопримечательностях родного края;
- называть имена выдающихся деятелей культуры родного края;
- узнавать памятники истории и культуры родного края;
- характеризовать основные этапы жизни великого учёного М. В. Ломоносова.
- приводить примеры животных и растений родного края.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность семьи и родного дома;
- ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
- анализировать влияние человека на природу родного края;
- овладеть начальными трудовыми умениями и навыками в области прикладного искусства Архангельского Севера;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны.
Содержание учебного курса
Р а з д е л I. Родной очаг
Введение. Что такое краеведение? Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознаёт себя.
Я и моя семья. Восстановление культурно-исторических связей с малой родиной начинается с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Моя семья. Выполнение рисунка по теме «Моя семья». Построение монологического высказывания (рассказ по рисунку).
Друг, который не предаст! Беседа о тепле взаимоотношений в семье, в школе. Обо всём и всех, кто помогает, поддерживает, создаёт хорошее настроение. Воспитание доброты, любви к близким, к домашним питомцам, оказывающих на поддержку здоровья северян.
Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Рисунок дома, выполненный в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Традиционные заботы мужчин в русской северной семье. Жизнь предков, северных русских крестьян, была ритмичной. С каждым новым временем года менялись заботы и хлопоты семьи. Исторические факты о традиционных семейных заботах мужчин русской северной семьи. Провести связь сохраняются ли сегодня традиционные семейные заботы мужчин русской северной семьи.
Наша школа. Рассказ – экскурсия. История нашей школы. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.
Наш посёлок. Рассказ – экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Формирование положительного отношения и интереса к изучению истории родного края. Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Р а з д е л II. Край навеки наш родной
Мы живём на земле Ломоносова. Основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина. Рассказ о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Гений земли русской. Временной период жизни; названия стран и отдельных городов, в которых учился М. В. Ломоносов.
Моя малая родина. Формирование эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины.
Промыслы Архангельской области. Формирование у обучающихся представлений о промыслах Архангельской области (добыча соли, смолокурение, промысел слюды, ловля жемчуга, рыбный и звериный промыслы, изготовление щепных птиц, посуда из бересты, резьба по кости, глиняные игрушки, художественная роспись по дереву).
Рыбные промыслы Архангельского Севера. Русский Север с суровым климатом и тощей почвой, рассечённый реками и речушками, покрытый озёрами, находящийся близ моря, создал условия для развития рыболовства. Моря, реки и озёра, богатые сёмгой, стерлядью, треской, щукой, лещом и другими видами, не только снабжали жителей Севера рыбой, но и обеспечивали Центральные районы России.
Одежда жителей Севера. Пополнение знаний обучающихся об одежде людей, живущих на Севере. Практическое занятие: изготовление северного пояса.
Семь чудес Архангельской области. Архангельская область - уникальный северный регион России со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и этнопсихологическими особенностями. Воспитание эмоционально-ценностного, бережного отношения к духовно-нравственной культуре, формирование и развитие патриотических чувств.
Р а з д е л III. Мой край на карте Родины
Карта Архангельской области. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области, границы, история образования.
Каргополь – древнейший город русского Севера. Знакомство с достопримечательностями города. Каргополь – город-музей, в котором сохранились памятники культуры XV – XVIII веков.
Каргопольская глиняная игрушка. История каргопольской глиняной игрушки. Каргопольская игрушка – это история, жизнь и фантазия народа (Полкан – крестьянский богатырь – фантастический полуконь – получеловек).
Город Онега на реке Онеге. Происхождение названия города Онега. Герб Онеги. Онежский морской торговый порт. Онежские судостроители. Онежское Адмиралтейство.
Кий-остров. Кий – маленький островок с большой историей. Знакомство с легендой. Рассказ об онежских поморах.
Мезень. Происхождение названия города Мезени. Герб Мезени. Знаменитые крещенские ярмарки.
Мезенская роспись. Достопримечательность Мезенского края – порода мезенских лошадок. Практическая работа: рисование лошадки – элемента традиционной мезенской росписи.
Город Пинега. История происхождения города Пинеги. Герб города. Пинежские монастыри.
Пинежская земля богата талантами. Знакомство с жизнью и творчеством северного писателя Ф. А. Абрамова. Чтение произведений. Умение находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о русском Севере. Знакомство со сказительницей М. Д. Кривополеновой.
Город Вельск. История происхождения города Вельска. Герб города. Исторические события.
Смолокуренное производство. Иметь представление о смолокуренном производстве. Что такое смольё? Чем смола от дёгтя отличается? Понятия: смольё (смоляки), смоляные ямы (смолокурки), майдан, печь – смолокурка.
Р а з д е л IV. Кладезь земли Архангельской
Пинежский заповедник. Изучение природных особенностей Пинежского заповедника. Карстровые пещеры. Карстровая пещера «Голубинский провал» признана памятником природы. Формирование экологической культуры.
Пинежский заповедник. Растения и животные Пинежского заповедника, занесённые в Красную книгу России. Растения и животные Пинежского заповедника, занесённые в Красную книгу Архангельской области. Формирование экологической культуры.
Разнообразие видов северных ягод. Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. Происхождение слова «ягода». Беседа о разнообразии северных ягод (морошка, черника, голубика, брусника). Использование ягод в быту. Целебные свойства ягод. Сбор ягод жителями Архангельской области. Способы хранения и переработки ягод местными жителями. Правила сбора ягод. Северные ягоды – щедрый подарок природы, «кладовая» витаминов, которые позволяют сохранить здоровье. Формирование экологической культуры. Чтение стихотворений и загадок о северных ягодах.
Разнообразие видов северных ягод. Продолжение беседы о разнообразии северных ягод (морошка, черника, голубика, брусника). Использование ягод в быту. Целебные свойства ягод. Сбор ягод жителями Архангельской области. Способы хранения и переработки ягод местными жителями. Правила сбора ягод. Северные ягоды – щедрый подарок природы, «кладовая» витаминов, которые позволяют сохранить здоровье. Формирование экологической культуры. Чтение стихотворений и загадок о северных ягодах.
Клюква – полезное растение Северного края. Расширение представлений обучающихся о северной ягоде – клюкве. Особенности распространения клюквы. Сроки заготовки. Целебные свойства ягоды. Клюква – ценное лекарственное растение. Использование клюквы в кулинарии. Ягода богата витамином С, кладезь витаминов в зимнее время года. Клюква укрепляет и сохраняет здоровье человека.
Обобщение пройденного по разделу «Кладезь земли Архангельской». Обобщение пройденного по разделу «Кладезь земли Архангельской» в форме защиты проекта.
Урок-викторина. Обобщение знаний о городе Архангельске и Архангельской области.
Урок обобщения по теме «История родного края». Ответы на вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Родной очаг | 8 |
2 | Край навеки наш родной | 7 |
3 | Мой край на карте Родины | 11 |
4 | Кладезь земли Архангельской | 8 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Учебный проект "Аптека родного края"
Примерная структура работы над презентацией проекта....
Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс "Перспектива"
Конспект урока по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» + презентация...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"
В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...