Доклад на РМО " Развитие креативного мышления на уроках математики в начальных классах".
презентация к уроку (1 класс)
Материал доклада на РМО раскрывает смысл творческого подхода к урокам математики в начальных классах на примере уроков, проведённых в первом классе Чашниковской СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnogo_myshleniya_na_urokah_matematiki_v_nachalnyh_klassah.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативного мышления на уроках математики в начальных классах
Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
Но что же такое креативность?
Слово «креатив» принесено в русский язык с английского «сreative» и означает – творчество, творческий. Но в России это слово получило также подтекст «нестандартный, необычный, не такой, как все». Почему же возникла необходимость использования творческих или креативных идей?
Мы с вами знаем, что с самых первых дней обучения в школе на ребят «наваливается» огромный объём информации. Всё это вынуждает нас, учителей, уделять как можно больше внимания внесению в процесс обучения новшеств, творческих идей. Уверена, что у всех вас есть такие креативные «изюминки», задумки, которые помогают не только «раскрыть» внутренний мир обучающихся, но и увлечь их, научить мыслить, самостоятельно решать сложные логические задачи. А наша с вами главная задача – научить ребёнка учиться. И для получения хороших результатов мы должны использовать современные методы и технологии обучения.
Развитие креативности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя на формирование у обучающихся способностей к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности к познанию, к преобразованию и трансформации полученных знаний, умений и навыков. Многие, конечно, могут возразить и сказать, что математика с давних времён считается «сухой», строгой наукой и главное – научить ребёнка считать, а не придумывать какую-то креативность. Но мы сегодня попытаемся понять, как преобразить этот предмет и сделать его увлекательным и понятным? Ведь одним из новых требований ФГОС является разнообразие уроков.
Итак, давайте подумаем, что же мы с вами можем включить в урок математики, чтобы получить высокий результат? (ответы коллег) …
Да, это исследовательская деятельность, разнообразные творческие проекты, элементы соревнования, КВН, загадки, пословицы, задания логического содержания, сказки, стихотворения, небылицы, ребусы, анаграммы, игры на развитие памяти, задачи-шутки, всевозможные карточки , таблицы , схемы, перфокарты и т.д. Одним словом, нужно использовать средства, помогающие развить мыслительную деятельность обучающихся. А креативное мышление в свою очередь развивается через творческий подход к предмету.
На что ещё следует обратить внимание?
Больше доверяйте ребёнку. Фраза: «У тебя всё получится», - должна стать ключевой в работе. Ведь задача современной школы не только научить детей учиться , но и убедить их в том, что они - важное звено нашего будущего. Учите их делать выводы и умозаключения, чтобы обучающиеся поверили в свою значимость. Работая с классом, дайте возможность каждому ребёнку высказать своё мнение, а если чьё-то мнение и будет отличаться от остальных, попробуйте понять ход мыслей обучающегося, а вдруг здесь скрыто рациональное звено или гениальное решение.
А теперь попробуем провести практическую работу. Небольшой мозговой штурм. Сразу успокою вас. Здесь маленькая часть того материала, который я использовала на протяжении года, работая с первым классом. Цель можно ставить любую – закрепление количественного и порядкового счёта, определение цвета, формы, величины , развитие памяти, внимания и т. д. Итак, готовы поиграть? Вы внимательно слушаете и быстро отвечаете.
Задачи-шутки.
- Наступило лето. Ваня слепил 3 снеговика, а Серёжа – на 2 снеговика больше. Сколько снеговиков слепил Серёжа? (0)
- Наступила зима. Ваня слепил 3 снеговика, а Серёжа – на 2 больше. Сколько снеговиков слепил Витя? (0)
- Сколько ножек у трёх стульев? (12)
- Сколько носов у трёх ослов?
Дидактическая игра «Верно – не верно»
1.К 5 прибавить 2 получится 7? (Верно).
2. К 2 прибавить 4 получится 5? ( Не верно).
3. Верно ли, что у овала углов больше, чем у квадрата? (Не верно).
4. Верно ли, что у кролика 4 уха? (Не верно).
Задачи- скороговорки
1. Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула. Сколько птиц выпорхнуло? (2) Сколько птиц осталось?(0)
2.Четыре сороки пришли на уроки. Одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно училось сорок? (3).
Математические ребусы.
100 янка, 3 буна, 7 я, 100л, Р1на, по2л.
Продолжи пословицу
1. Семь раз отмерь, а один раз… (отрежь)
2. Семеро одного - … (не ждут)
3. Двух зайцев гонять -.. (ни одного не поймать)
Загадки с цифрами
1.Два кольца, два конца, а посередине -… (гвоздик).
2. Сто берёзовых солдат, взявшись за руки, стоят.
Днём и ночью, круглый год охраняют огород. (забор)
3. Я стою на трёх ногах,
Ноги – в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? … (Рояль)
Игры на развитие памяти .
Одним из способов быстрого запоминания является составление логического ряда. Здесь можно использовать такие игры, как
1. Что изменилось?
2. Какая цифра убежала? И ряд других игр.
Логические задачи – они разноплановые.
1. К числу прибавили такое же число. Получили число, равное первому. Какое это число? … (0)
2. Оле на день рождения подарили 4 книги со сказками и стихами. Книг со сказками было больше, чем со стихами. Сколько книг со сказками подарили Оле?
Использование сказок.
Можно использовать различные сказки. «Три медведя», «Колобок», « Три поросёнка», «Репку», «Рукавичку» и т. д. с целью закрепления количественного и порядкового счёта, составления и решения задач, примеров, определения длины, высоты, цвета и т.д.
Стихи
Можно использовать стихи разных авторов. У Марины Дружининой есть прекрасные стихи о геометрических фигурах. У Владимира Степанова и Натальи Мигуновой - стихи о цифрах.
Небылицы
Рано утром два бобра
Поздно, на рассвете,
Выезжали со двора
В сломанной карете.
А за ними 3 кита
По небу детали
Двух медведей и крота
В корзиночке катали.
Сколько всего персонажей в небылице?
Соответственно, во втором, третьем и четвёртом классах творческие задания должны усложняться, но настолько, чтобы обучающимся было интересно и они могли справиться с заданием. Например, можно создать проект «Как построить современную ферму». Здесь есть где развернуться детской фантазии. Будет проведена большая исследовательская работа, составятся задачи, примеры. Можно провести экскурсию на ферму, узнать, сколько молока может дать корова в день. Сколько ей понадобится корма, воды, сена? Сколько молока могут дать все коровы, находящиеся на ферме. Можно найти площадь или периметр пастбищ, выяснить сколько сметаны, творога, сыра, мороженого или масла можно получить с N-го количества литров молока и т. д. Подобные проекты активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют умению находить важные творческие решения, учат работать коллективно.
И наконец, хочу предложить вам увлекательную творческую задачу, которую, на мой взгляд, можно предложить решить ребятам четвёртого класса. «Один слон весит столько, сколько 4 чёрных носорога, а четыре носорога – ровно столько, сколько 7 буйволов; 7 буйволов весят столько, сколько 18 зебр; 18 зебр столько, сколько 38 бубалов; 38 бубалов - столько, сколько 150 газелей Гранта; 150 газелей Гранта весят столько, сколько 500 антилоп Ориби; 500 антилоп Ориби весят столько, сколько 1250 антилоп Дикдик; а 1250 Дикдик весят столько, сколько весит один слон – 6 тонн.»
И решать эту задачу можно всем классом, группами, парами – как угодно. Но урок точно пройдёт насыщенно и интересно.
Р.S. Уточнение. Слон индийский -20 тонн, африканский -10 тонн.
Путь в математику не прост, но увлекателен и разнообразен. Задача учителя – пройти этот путь вместе с учеником, преодолевая трудности, формируя устойчивый интерес к предмету, раскрывая всю красоту и гармонию данного предмета. Считаю, что решение этой задачи будет успешным, если взаимодействие учителя и обучающегося окрашено положительными эмоциями, носит характер сотрудничества и взаимопонимания, ориентировано на творческое начало. Только в этом случае учёба будет продуктивной, интересной, понятной и доступной ребёнку, а деятельность педагога – эффективной и результативной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах»
Из опыта работы "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных класса....
Методический семинар Тема: «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах».
Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в средней школе. Это отмечает и лучший российский специалист по математике Г. В. Дорофеев. Цель моей работы –...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах
Доклад по теме самообразования«Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах»...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный пе...
Доклад "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад раскрывает необходимость развития логического мышления, знакомит с задачами и эффективными средствами развития логического мышления....
Мастер-класс «Приемы развития логического мышления на уроках математики в начальных классах».
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является о...