Доклад "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО"
статья по математике
Доклад раскрывает необходимость развития логического мышления, знакомит с задачами и эффективными средствами развития логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Мамадыш
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Развитие логического мышления
на уроках математики
в начальных классах
в условиях введения ФГОС НОО
Подготовила и выступила
на РМО учителей начальных классов:
Брызгалова Инна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 г. Мамадыш»
Мамадыш,
23 марта 2017 г.
Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов. Мышление детей и взрослых значительно отличается. Взрослый мыслит исходя со своего жизненного опыта, теоретических знаний, а мышление детей основано на наглядных примерах, впечатлениях, эмоциях, воображении. Подходя к школьному возрасту, ребенок имеет достаточно высокий уровень развития всех психических процессов. Благодаря любознательности, желанию познать внешний мир и его построение, у него полноценно развиваются процессы восприятия, памяти, речи, мышления, воображения. В процессе игры малыш экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым устанавливает причинно – следственные связи. Все познавательные процессы взаимосвязаны друг с другом. Именно они обеспечивают разные виды деятельности.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Значит, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Сегодня обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков;
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепочки рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логического мышления. Всего этих элементов 6, рассмотрим их подробнее:
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ и синтез– логический прием, состоящий в том, что изучаемый объект раскладывается на составные элементы, а потом соединяется в целое.
Обобщение – объединение предметов и явлений в группы общим и существенным признакам
Классификация - распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.
Закономерность - умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с признаками объектов второго ряда.
Далее рассмотрим причины, способствующие необходимости развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания,
во-вторых, учащиеся начальных классов принимают активное участие в различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно мыслить, значит необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов;
в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания.
Основные задачи логического развития детей
- воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
- строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
- находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;
- активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;
- свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.
Если есть задачи развития логического развития детей, значит должны быть и средства. Наиболее эффективными средствами являются:
- Дидактические игры
- Интеллектуальные разминки
- Логически-поисковые задания
- Тесты
- Упражнения занимательного характера
6. Дополнительные сведения
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели должно способствовать решение разного рода нестандартных логических задач. Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Поэтому использование учителем этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения.
Задания, направленные на развитие логического мышления:
- Задачи на смекалку
- Задачи-шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры
Кроссворды и ребусы
Кроме этого в отдельную группу выделены задачи со спичками, в которых проявляется творчество ребёнка и задачи с наличием проблемного вопроса
Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике в условиях ФГОС НОО становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО
Обобщение опыта работы по теме "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО"...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО
Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Уже в начальных классах дети должны овладеть элеме...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО
Как развивать логическое мышление учащихся? Об этом говорится в методической литературе, в пояснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко э...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ище...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО...