Презентация "Одежда кубанских казаков"
презентация к уроку
Презентация по кубановедению "Одежда кубанских казаков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_odezhda_zhiteley_kubani_v_proshlom.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1792 г. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы
«Переселение черноморских казаков на Кубань» художник Г.Т. Квашура, 24 августа 2006 г. выставлена для всеобщего обозрения в краевом Театре Драмы
А.А. Чечин. Высадка казаков на Тамань. Стоял мой предок на кургане, Смотрел вокруг из-под руки. Плескались волны на лимане Орел чертил свои круги. И не одной души в округе Цикады нарушали тишь. Земля, не тронутая плугом, Качала травы и камыш. Потом к воде казак спустился, Кушак и шапку бросил в тень, Напился и перекрестился… И вдруг представил свой курень. Он думал:»Добрая пшеница Уродится на целине… И в хатках беленьких станица Ему явилась как во сне. У хат - вишневые садочки… И он увидел свой садок, К нему бегут сыны и дочки, Жена выходит на порог. Луна над камышовой крышей, Гремит уздечкой добрый конь. Напев Украйны где то слышен, Смех девичий. Очнулся он. Он эту землю сердцем принял И потом с кровью поливал, Чтоб сын и внук ее отныне Своей отчизной называл. Не знаю, так ли это было, О том спросите у могил. Я эту землю полюбила, Наверно так, как он любил! О. Я. Чуб.
В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна.
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшихся в 1860 году Кубанского казачьего войска. Комплект мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.
У мужиков постарше к этому набору прибавляется свитка (верхняя одежда типа кафтана) или кожуха (жилет из овчины). Мужской костюм включал в себя рубаху, шаровары, кушак (для парубков)
Шаровары Широкие шаровары -традиционный элемент казачьей одежды - в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, движения всадника сковывать.
Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка. Бешмет Рубахи были двух видов – русская и бешмет.
Из верхней одежды казаки предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался. Архалук Тулуп
На Кавказе балахон заменяла бурка, а капюшон существовал как самостоятельный головной убор – башлык. Бурка Башлык Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу.
Черкеска Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывав-шем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашива-ли подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра.
Чекмень На талии наматывался кушак (длинный тканный пояс) с кистями или бахромой. На пояс можно прикрепить кошель для денег или кисет с табаком и люлькой.
Казаки 19 века Форменная одежда занимала особое место в культуре кубанского казачества. Ведь она была и традиционной одеждой кубанцев. Внешний облик кубанских казаков складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Она была символом казачьего звания и как знак принадлежности к казачеству, форма должна была носиться обязательно. Было запрещено надевать форму во время выполнения работы по найму, несовместимой с достоинством казачьего звания
Мундир 90-х годов После первой моровой войны форма казаков изменилась .Уже с 1915 г. Казакам стали отпускать защитное сукно и разрешили носить гимнастерки .
Современная форма кубанских казаков В качестве парадной формы авторитет черкески и бешмета остался незыблемым
ОДЕЖДА КАЗАЧЕК Повседневная одежда казачек состояла из длинной исподней (нижней) рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую (сотканную из конопляных ниток) и одну или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили их первое время из 5-6 прямоугольных кусков материи и продергивали через них шнур. Потом появились "кошеные" юбки плотно облегающие фигуру. Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали, приговаривали: "Мы ж казаки!" А вот низ рубашки ("подставки"), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты ("кирасы") шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.
Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - "подол", по-украински - "спидница". Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке. Матене кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины. Кираса это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины Со второй половины 19 века распространился такой вид, как "парочка" (юбка - кофта). В богатых семьях парочку шили из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных - из ситца. Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса.
Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке - "колпаки", "файшонки". Носили они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: "У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет". На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой - тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.
На развитие традиционного костюма Кубанского казачества сказался военный быт, южнорусское влияние и соседние горские народы. Одежда отличалась возрастными особенностями, востребованностью в обрядовой, праздничной и повседневной трудовой практике .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество кубанских казаков
Разработка мероприятия "Устное народное творчество кубанских казаков"...
Презентация "Быт кубанских казаков"
Презентация "Быт кубанских казаков"...
Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.
В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....
Проблемы изучения и сохранения военного фольклора кубанских казаков.
В данной статье обобщён опыт руководителя школьного музыкального кружка. ...
Обзорная экскурсия на тему: "Быт кубанских казаков"
Обзорная экскурсия...