Проблемы изучения и сохранения военного фольклора кубанских казаков.
статья по музыке (3, 4 класс) на тему
В данной статье обобщён опыт руководителя школьного музыкального кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhamirzova_b.a._problemy_izucheniya_i_sohraneniya_voennogo_folklora_kubanskih_kazakov.docx | 21.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Б.А.Джамирзова
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ВОЕННОГО ФОЛЬКЛОРА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ.
Проблемы сохранения, восстановления и развития традиционных культур различных народов, проживающих на территории России (в том числе и кубанских казаков), решаются сегодня многообразно. В их числе можно назвать выпуск специальной научной и популярной литературы о фольклоре, проведение комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, музейные экспозиции и выставки произведений народного творчества.
В городах и в Станицах значительно увеличилось количество школьных фольклорных ансамблей, стали регулярными смотры, конкурсы, фестивали народного искусства. Практически одновременно с созданием Центра народной культуры Кубани (в 1990 г.) была сформирована Детская экспериментальная школа народного искусства при Кубанском казачьем хоре, которая соединяет в учебной программе предметы общеобразовательного и специального цикла, такие как "Фольклор и этнография восточных славян", "История и культура казачеств", "Народное ансамблевое пение", "Народный танец" .
Наконец, целый ряд специальных курсов, посвященных этнографии и фольклору кубанских казаков, читается с 1992 г. в Краснодарской государственной академии культуры и искусств на факультете традиционной культуры (декан - профессор В.Г. Захарченко)
Опыт подготовки автором работы названных курсов Академии культуры и искусств показал, что одним из наиболее сложных и ответственных моментов является учет специфики традиционной культуры казачеств, в частности - кубанского казачества. Особенности, отличающие казачье традиционно-музыкальное искусство Дона, Терека, Кубани . Понятно, что особый статус кубанскому фольклору обеспечивает время освоения славянами этой территории. Оно началось лишь с конца XVIII века, несколько последующих миграционных волн охватили и значительную часть XIX века, что определило позднее формирование традиции.
Специфическим моментом музыкальной традиции славянского населения Кубани, требующим отражения в специальных учебных курсах, является особый состав жанров, который определила казачья служба мужского населения края. Отсюда большое количество песен с историческими воинскими сюжетами, значительный вес мужских тем в лирическом песенном жанре, героические канты, строевые музыкально-поэтические композиции и др.
Наконец, принципиальным моментом, который невозможно обойти при формировании программ курсов, является характеристика культурных процессов, связывающих кубанских казаков с их этническими соседями - адыгами, карачаевцами, другими народами Северного Кавказа .
Так, музыкальные взаимовлияния адыгов и славян являются предметом научного интереса А.Н. Соколовой А.Н.. Напр.: Соколова А.Н. Переинтонирование в адыгской традиционной музыке // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 год. Краснодар, 1997. С.49-54.
Песня в жизни человека значит очень много. Она сопровождает его с момента рождения, и в свой последний путь он тоже уходит с песней. В песенной культуре можно выделить несколько жанров: бытовые, связанные с каждодневным трудом, колыбельные, свадебные, похоронные, военные и др. Как различны события в жизни человека, так различны и песни. Они могут быть весёлыми и грустными, протяжными – лирическими и задорными. Песня родится там, где живёт человек и во многом зависит от условий его жизни, рода занятий, климата и других факторов. Когда жизнь наполнена радостью – песни веселы, когда человек несчастен – меняется и напев песен. Главные линии исторической деятельности казаков нашли своё отражение в казачьей воинской песне.
Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война. Они находились в условиях постоянного военного противостояния с воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для казаков являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Так, в песне «Из-за острова на стрежень» поётся о возвращении казаков из очередного похода, в котором добычей Степана Разина стала персидская княжна.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократическими порядками. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Казак рождался воином. С появлением младенца на свет начиналась его военная школа: новорожденному все родные и товарищи отца приносили в дар «на зубок» ружьё, патрон, порох и пулю, лук и стрелу. Дареные вещи развешивались на стене, где лежала роженица с младенцем
Через сорок дней отец надевал на младенца саблю, подстригал ему волосы в кружок и сажал на лошадь, а потом возвращал сына матери, поздравляя её с казаком . Трёхлетние дети уже довольно свободно ездили на лошадях по двору, а в пять – скакали по степи. Поэтому в казачьих военных песнях так много внимания уделено лошади:
«Коня даю тебе ли плохого, он верный друг был у меня…
…И лучше сам ты ешь похуже, коня же в холе содержи…».
«Как при лужке, при лужке, при широком доле,
При знакомом табуне, конь гулял на воле».
(из песен «Конь боевой с походным вьюком», «При лужке, при лужке»).
Казачьих песен более четырёх тысяч. В них – казачья душа. В песнях казак вспоминал свое прошлое, воспевал героев, тосковал о милой, о родимой сторонушке, об участи казака – умереть в бою и быть похороненному на чужбине. С песнями казаки уходили в далекие походы.
Казачья песенная культура имеет некоторое сходство с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой. Но казачьи песни имеют черты, присущие только им. Гораздо более слабо, чем военная тематика, представлена в казачьих песнях и песенном фольклоре календарно-земледельческая обрядность, что опять-таки объясняется преимущественно военным образом жизни. Из обрядов жизненного цикла четко зафиксирован только свадебный.
Главное в казачьем военном фольклоре – не сами события (походы, штурмы, сражения), а чувства, настроения самих героев песен, их взгляд на происходящее. Героев военных песен казаков можно разделить на три группы. Первую составляют образы полководцев и командиров, которые часто лишь намечены, даны односторонне. Только в своей совокупности они дают обобщённый образ положительного героя-командира, от которого зависит успех дела. Командир всегда идёт впереди, воодушевляя казаков речами. Он ненавидит врага и не боится его, уверен в силе своей армии, понимает смысл происходящего как защиту Отечества. Ему присуще чувство национального достоинства и патриотизм. В песнях такого плана нашли отражение многие эпохальные события России. Особенно много таких песен об Отечественной войне 1812 г.:
«Славим Платова героя,
Победитель был врагам.
Славим Платова героя,
Победитель был врагам.
Победитель был врагам.
Слава казакам-Донцам».
Воспевается в песнях и оружие казаков. В песне «Донцы-удальцы» даётся яркая характеристика отношения к оружию казаков, которые принимали участие в разгроме Наполеона:
«Страшен аркан наш, сабля ужасна,
Сабля ужасна, пика метка.
Грянула чада Тихого Дона –
Мир изумился, враг задрожал.
Рушится слава Наполеона,
Наполеон – враг побежал».
Вторую группу героев песен составляют рядовые казаки, урядники, хорунжие, предстающие как собирательный образ, насыщенный лиризмом. Герои таких песен чаще всего гибнут в бою, их смертью куплена победа, о них вспоминают казаки, возвращающиеся из похода, их хоронят на чужой стороне. Постоянное соприкосновение с опасностью и смертью заставляет казаков задумываться о своей дальнейшей судьбе. В песне «Ой, то не вечер…» скорую гибель казака предсказывает его есаул, разгадавший сон:
«Есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать.
Ой, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова».
В этой и других песнях предсказания, гадания, ворожба дают определённое представление об отношении казаков к религии, характеризует особенности их мировоззрения.
Третью группу героев песен составляет сама казачья масса, выступающая как решающая сила. Образ массы в песнях дан в лаконичной, но полной глубокого содержания форме. От казака, его удали, отваги зависит исход сражения. Казачья песня звала к победе:
«Из-под кочек, из-под пней лезет враг оравой.
Гей, казаки на коней! И вперёд за славой!».
Казачество использовалось государством для освоения новых территорий. Этот сложный, порой трагичный период в жизни казаков также нашел свое отражение в песенной культуре. В воинском казачьем фольклоре отражается тяжкая доля казака, вынужденного осваивать новые территории. Наиболее всесторонне эта тема представлена в песнях эпохи Кавказской войны:
«Молодец девку исподманывал, исподманывал, подговаривал:
«Ты пойдём, девка, к нам на линию жить;
У нас да на линии, что Курджуп да река вином протекла,
А река-то Лаба мёдом протекла.
Лежат камушки драгоценные, драгоценные, неоцененные».
«Молодец, девку не исподманывай!
Я сама там была, и сама всё видала, про всё слышала:
Что Курджуп-то река кровью протекла,
А река-то Лаба горячей слезой,
По горам-то, горам лежат головы,
Все казацкия, молодецкия».
Находясь вдали от родного дома, казаки тосковали по родным и близким им людям, по оставленным родным куреням и степям:
«Не бывал ли ты, орёл, на Тихом Дону?
Не видал ли ты, орёл, отца с матерью,
Не видал ли ты, орёл, молоду жену?»
Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются сила народа, его отвага, удаль, молодечество. Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за Отечество. Широкому распространению исторических песен способствовали напевность, яркость и образность языка. В старину говаривали: коли нет в доме песни, значит и счастья в этом доме не водится. Казаки испокон веков славились своим зычным, удалым пением. Генерал Платов однажды рассказывал Кутузову, что ни разу не слышал, чтобы казаки шли в поход без песен. По этим самым песням он без труда мог отыскать казачьи подразделения в русском лагере близ Бородино.
В 1774 г. Матвей Иванович Платов, будущий легендарный атаман великого Войска Донского, тогда ещё полковник, с двумя полками донских казаков (штатный состав полка — 501 человек), сопровождал транспорт с беженцами, уходившими с Кубани, и продовольствием для снабжения русских войск на Кавказской линии. Командир второго казачьего полка – Павел Сидорович Кирсанов. В степи у р. Калалах транспорт подвергся внезапному нападению объединенных ногайской и крымско-татарской орд, численностью в 10 тыс. всадников. Каждый всадник вел еще по три «заводные» (то есть в поводу) лошади – одну сменную верховую и две вьючные. Этому событию была посвящена песня «Любо, братцы, любо». Первоначально песня начиналась словами:
«На Великой Грязи, там, где Чёрный Ерик,
Выгнали ногаи сорок тысяч лошадей,
И взмутился Ерик, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей!»
Поставив традиционный для казачьей тактики обороны гуляй-город из телег с мешками муки, тысяча казаков двое суток держала активную оборону. После ружейных залпов, для того, чтобы дать оборонявшимся время на перезарядку ружей, казаки бросались в рукопашную. И дождались подмоги: «С нашим атаманом не приходится тужить!». Каждая строка этой песни полна глубокого смысла, так как в ней историческая правда.
В последующие годы менялись слова песни: существовали и белогвардейские, и «махновские» варианты текста. В годы Великой Отечественной войны появился «танкистский» вариант текста популярной казачьей песни.
Казаки принимали участие во всех русско-турецких войнах. При взятии крепости Измаил две из девяти колонн составляли казаки, которыми командовали Платов и Орлов. Именно тогда, в 1790 г., появилась песня «Ночи темны…»:
Под Измаил город идут.
Идут, идут казаченьки
Своим тихим маршем…».
После учреждения Петром I регулярной армии с 1722 г. каждому полку предписано было иметь свой оркестр. Военное ведомство, понимая важность морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен.
Использованные ресурсы:
www.a-pesni.org/kazaki/kuban/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество кубанских казаков
Разработка мероприятия "Устное народное творчество кубанских казаков"...
Презентация "Быт кубанских казаков"
Презентация "Быт кубанских казаков"...
Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.
В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....
Обзорная экскурсия на тему: "Быт кубанских казаков"
Обзорная экскурсия...
Форменная одежда кубанских казаков
Презентация учащегося 4 класса, в которой школьник рассказал об одежде кубанских казаков...