Кубань в лицах
план-конспект урока (3 класс)

Евтушенко Елена Ивановна
  • Раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;
  • Формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части российской федерации, воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к ее природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов ее литературы, музыки и других видов искусства, формировать эстетический вкус учащихся, развивать интерес и уважительное отношение к культурам разных народов проживающих на Кубани;
  • Способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своего региона, населенного пункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban_v_litsah.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:


Кубань в лицах

Цели:

 Привить чувство гордости за свой край и его жителей;

  • Раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;
  • Формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части российской федерации, воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к ее природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов ее литературы, музыки и других видов искусства, формировать эстетический вкус учащихся, развивать интерес и уважительное отношение к культурам разных народов проживающих на Кубани;
  • Способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своего региона, населенного пункта.

Задачи урока:

  • Обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира.
  • Воспитание эстетических чувств, любви к родному краю и месту, где родился и вырос человек.
  • Совершенствовать эмоционально-волевую сферу учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, магнитная доска, презентация “Нет в мире краше Родины нашей”, карта (физическая и административная) Краснодарского края и России, флаг Кубани, изображение герба, музыкальное оформление.

Ход урока

(Звучит песня “Край наш кубанский” музыка Г. Плотниченко, стихи С. Ольгина)

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель:

-Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день. С праздником вас, ребята! С Днем Знаний! Этот праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Прошли веселые каникулы, и мы снова собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к новому учебному году.

Ученик:

В день осенний, когда у порога
Задышали уже холода
Страна празднует День Знаний – 
Праздник мудрости, знаний, труда!

III. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1)

Сегодня мы проводим Единый Всекубанский урок “Год культуры-история Кубани в лицах”. На уроке мы поговорим о нашем Краснодарском крае.

(Звучит гимн Кубани)

IV. Беседа о Краснодарском крае.

Учитель: 

Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту Кубанской земли.

Ученик:

Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы,
Там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.

(Николай Языков)

(Слайд 2)

Учитель:

Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом - куда не глянь.
Мы землю эту преданно и нежно,
Зовем певучим именем Кубань!

(Слайд 3) Краснодарский край – один из уникальных уголков России. Я предлагаю вам постараться понять, чем уникален наш регион, всегда вызывавший неподдельный интерес у людей, проживающих за его пределами. Чем же привлекает к себе кубанская земля, что она значит для России, для каждого из нас – жителя Кубани? Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: “Почему земля отцов является моей землёй – землёй современного школьника?”

1. (Слайд 4). Кубань – это просторы…

Край золотых хлебных полей и снежных гор, привольных степей и цветущих садов. Леса и реки, озера и моря – все это благодатный Краснодарский край.

2. (Слайд 5). Кубань – это вечность…

Кубань – земля древних цивилизаций с мировой культурой. У нас много исторических памятников, в которых отражена история Кубани. Они являются связующей нитью между поколениями. Кто не знает истории прошлого, тому нет пути в будущее.

Важной вехой в истории Кубани является Великая Отечественная война. 66 лет прошло с тех пор, как она закончилась. Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. В боях с врагами покрыли себя неувядаемой славой наши земляки. На пути к победе было немало потерь. Память о них нетленна, она живет в сердцах родных, близких фронтовых друзей, она не погаснет и в памяти потомков. Как напоминание о суровых испытаниях, с честью и достоинством преодоленных нашими отцами и дедами, выпускники нашей школы посадили сирень в школьном дворе.

Мы, жители Кубани, сохраняем и приумножаем семейные и общенародные традиции. Это День семьи, любви и верности, связанный с почитанием памяти святых великомучеников Петра и Февроньи, День матери и др.

3. (Слайд 6). Кубань – это вера…

Много в нашем крае символов духовности. Восстанавливаются и строятся храмы, соборы, церкви, монастыри. Действующие храмы: храм Александра Невского, Свято-Екатерининский кафедральный собор, Свято-Троицкий, Свято-Георгиевский, Свято-Ильинский, храм Рождества Христова.

В храмах, в связи со знаменательными событиями в жизни русской православной церкви, с участием священнослужителей и православных верующих, проводятся праздничные богослужения и концерты духовной музыки. При храмах созданы детские воскресные школы и интернаты для обездоленных детей.

4. (Слайд 7). Кубань – это вдохновение…

Музыкальное искусство Кубани признано и многогранно. Всему миру известен Государственный казачий хор, художественным руководителем которого является заслуженный деятель искусств России, народный артист, лауреат государственной премии России, профессор В.Г.Захарченко. На базе этого профессионального коллектива организован Центр народной культуры Кубани.

Кубань, Кубань – души моей отрада,
Сияньем гор налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.

(Сергей Хохлов)

(Звучат частушки в исполнении девочек класса).

Мы – Кубанские девчата,
На Кубани мы живем.
Мы Кубанские припевки
По – кубански пропоем.

У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай парень, 
Я еще молоденька. 

Говорят, что я певунья,
Это правда, не таю.
Много песен я пропела,
Еще больше пропою.

На Кубани хлеба много –
Сеют рис и сеют рожь.
На Кубани девчат много
Выбирай, какую хошь!

За Кубанью за рекой
Пашут наши трактора.
Мы кончаем петь припевки,
Нам домой идти пора.

Мы частушки вам пропели,
И старались от души.
Хороши наши частушки,
Чем же мы не хороши?

Я надену платье бело,
Буду в нем красавица.
Ну, кому какое дело?
Гармонист мне нравится.

5. (Слайд 8). Кубань – это отдых…

Краснодарский край – любимое место отдыха огромного количества людей. У нас благоприятный климат, теплые моря и целебное солнце, уникальные природные минеральные источники и лечебные грязи. Природные особенности края делают его особо привлекательным для мастеров парусного спорта, любителей спускаться по горным рекам.

Ребята, а как вы провели летние каникулы? (Ответы детей).

6. (Слайд 9). Кубань – это надежды…

Кубань – крупный Российский спортивный центр с богатейшими победными традициями и историей. Мы гордимся тем, что столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года выбран город Сочи. Под Олимпийскими знаменами соберутся спортсмены всех континентов. Спорт сближает людей, помогает народам лучше понять и познать друг друга. Каждый из нас должен ощущать свою причастность к этому великому событию и ответственность за то, чтобы наши Игры стали лучшими в истории Олимпийского движения.

Физкультминутка. А вы спортом любите заниматься? Для поддержки спортивной формы проведем зарядку. (Музыкальное сопровождение)

7. (Слайд 10). Кубань – это многонациональный регион…

Послушайте легенду. Сотворяя Землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благодатный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными, и благословил их, говоря: “Живите и украшайте Землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего, как самого себя, и тогда радость и счастье не покинет вас. Ваша сила в любви и дружбе и уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля. Капля к капле будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает ее вновь цветущей и благодатной”.

И по сей день все народы, населяющие Кубань, дружелюбны и приветливы. Приветливо гостей встречают. В трудную минуту придут на помощь, разделят и горе и радость со своим соседом, не задумываясь о его национальной принадлежности. Здесь проживает более 120 национальностей. Самобытных, со своей культурой, ценностями, привычками.

(Слайд 11-17) Большинство из них русские и белорусы, много украинцев, армян, адыгов, абхазов, поляков, греков.

(Слайд 18) Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли.

8. (Слайд 19). Кубань – это будущее…

Вы, молодое поколение, наследники нашей прекрасной кубанской земли, ее истории, ее культуры, ее бесценных богатств. И мы должны жить и стремиться к тому, чтобы быть достойными продолжателями славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края.

Ребята, какой вклад вы можете внести в богатство, социальное благополучие, имидж Краснодарского края?

(Ответы детей).

Молодцы, ребята! Помните, что главный ваш сегодняшний вклад в развитие края – это хорошая и добросовестная учеба и активное участие во внеурочной и внешкольной жизни.

(Слайд 20). Проявляя заботу о подрастающем поколении, в нашем крае вот уже три года действует закон “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

(Слайд 21). Воплощая данный закон в жизнь, мы живем под девизом: “Мы за спорт, творчество, духовность”.

9. (Слайд 22). Любимый уголок земли…

Ученик:

У каждого на свете есть, наверно
Любимый уголок земли, такой, 
Где листья по-особому на вербе 
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать, 
Где по всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.

Учитель:

Для нас таким уголком является небольшой Кубанский городок, наш родной Лабинск. В нем много достопримечательностей и памятных мест. Мы, его жители, стараемся сохранять и приумножать красоту нашего города.

(Слайд 23).

Ты – родина, которой лучше нет!
Тобою мы всегда гордиться будем.
И каждый здесь рождённый человек
Твоей красы великой не забудет…

Благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей.

V. Блиц – опрос.

  1. Назовите дату образования Краснодарского края. (13 сентября 1937 г.)
  2. Назовите главный город нашего края. (г. Краснодар)
  3. Как он раньше назывался? (Екатеринодар)
  4. Кто является Губернатором нашего края? (Ткачёв Александр Николаевич)
  5. Как называется гимн Кубани? (“Ты, Кубань, ты наша Родина”)
  6. Какие моря омывают Краснодарский край? (Азовское, Чёрное)
  7. Главная река края? (Кубань)
  8. В какое море она впадает? (в Азовское море)
  9. Какой город нашего края является всероссийским детским курортом? (город Анапа)
  10. Назовите город-герой, расположенный на территории Краснодарского края. (г. Новороссийск)
  11. Кто является руководителем Кубанского казачьего хора? (Виктор Захарченко)
  12. Где и в каком году пройдут ХХII Зимние Олимпийские игры? (г. Сочи, 2014 год)

Молодцы, ребята. А сейчас послушаем стихотворение Подкопаева Виктора Стефановича “Кубань родная”.

Ученик:

Могучие горы, степные просторы, 
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная Кубань.

Родные станицы, разливы пшеницы, 
Плывёт за комбайном комбайн
Огни городские, гудки заводские –
Всё это родная Кубань.

Дары свои щедро открыли нам недра, 
Морями разлились хлеба,
Здесь труд величавый сроднился со славой –
Всё это родная Кубань.

Весёлые песни летят в поднебесье, 
Открытая высь, глубина.
Нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань.

VI. Итог урока.

Учитель:

Итак, ребята, почему земля отцов, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и нашей землей – землей современных школьников?

(Ответы детей).

И пусть подарком краю на день рождения станет цветок подсолнуха, который символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края. Каждый его лепесток – это школьные акции, помощь ветеранам войны, участие в мероприятиях, сохраняющих культурное наследие края, волонтерское движение, выполнение “детского” закона.

На этом мы завершаем своё небольшое путешествие по родному краю. Любить свою Родину значит знать её. А в познании родного края нам помогут книги, буклеты, газетные публикации о нашей Родине - Кубани. (Слайд 24-29)

Учитель: (Слайд 30)

Наш первый урок подошёл к концу. Но впереди у нас много уроков, на которых мы будем открывать что-то новое. С новым учебным годом вас, ребята! Желаю вам всего доброго на вашем пути.

У осени чудесный вид –
Сентябрь взялся за дело:
Клён рыжим пламенем горит,
Рябинка покраснела.
На клубнях астры всех цветов,
Как звёздочки, красуются, 
И на своих учеников 
Родители любуются.
Сентябрь раскрасил школьный двор
Цветами и улыбками,
Из листьев расстелил ковёр
Он золотыми бликами.
Идёте в школу в третий класс
Нарядные, красивые.
Пусть будет год успешным ваш,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Год культуры - история Кубани в лицах»

-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.- 25 августа 222 года назад на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую...

Единый Всекубанский классный час «Год культуры – история Кубани в лицах».

Тема «Год культуры - история Кубани в лицах» включает разные тематические блоки:1.                 Традиционная культура...

Единый Всекубанский классный час "ГОД КУЛЬТУРЫ-ИСТОРИЯ КУБАНИ В ЛИЦАХ"

Сегодня, 1 сентября 2014 года в нашем классе состоялся классный час, который в этом году был посвящён году культуры в России...

Классный час "Год культуры, история Кубани в лицах"

Цели:       1)познакомить обучающихся с жизнью и творчеством выдающихся людей культуры на Кубани;2) привить чувство гордости за свой край и его жителей;3) воспитывать пат...

Презентация " Год культуры, история Кубани в лицах"

В презентации представлен наглядный материал к методической разработке классного часа....

Классный час " История Кубани в лицах"

Единый кубанский классный час "История Кубани в лицах". О людях, которые участвовали в становлении Кубани....

Классный час " История Кубани в лицах"

Единый кубанский классный час "История Кубани в лицах". О людях, которые участвовали в становлении Кубани....