Описание места национально-регионального компонента в курсе предмета Изобразительное искусство
календарно-тематическое планирование

Андриевская Ирина Анатольевна

Методические рекоментации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1-4_-_kopiya.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Описание места национально-регионального  компонента в курсе предмета Изобразительное искусство

  1. Описание ценностных ориентиров содержания национально-регионального компонента.

В соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования преподавание изобразительного искусства должно обеспечить сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края.

 Республика Бурятия – одна из многонациональных регионов Российской Федерации. В законе республики Бурятия об образовании четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре коренных народов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся, так как именно художественное образования – это формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Включение элементов национального творчества бурятского народа в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Бурятии, а сравнительный анализ культуры бурятов с культурой других народов, проживающих в регионе(эвенков, семейских), и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

Постижение духовных ценностей, заключенных в художественной культуре бурятов и других народов региона, может многое дать не только для понимания культурно-исторической системы понятий, национального образа мира, воспитания художественного вкуса, но и для создания прочной основы формирования культуры межнационального общения.

Национально-региональный компонент в преподавании изобразительного искусства в начальной школе – это специально отобранный содержательный материал этнохудожественной культуры бурятов и других народов Бурятии, который интегрируется в федеральную примерную учебную программу для изучения.

Основной целью реализации НРК является приобщение учащихся к богатому наследию народов Бурятии -художественной культуры, художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Бурятии, воспитание и развитие на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности.

Важным направлением работы учителя в процессе реализации НРК должна стать разработка авторского урока искусства, основанного на следующих принципах: приоритете ценности растущего человека; учете индивидуальных личностных способностей детей; повышение интереса и увлеченности на уроке; создание условий для переживания и сопереживания художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического созидания; ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической; использование различных вариантов типа и структуры урока – образа в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников – учителя и учеников: урок-сказка, урок-мастерская, урок-поиск, урок-исследование, урок-экскурсия.

С целью повышения эффективности уроков ИЗО по реализации НРК учителю необходимо интегрировать в процесс обучения разные виды народного искусства бурятского , русского, эвенкийского  народов, применяя современные мультимедийные технологии обучения.

В соответствии с принципами художественной педагогики учитель ИЗО может творчески подойти к реализации содержания НРК, данном в примерном тематическом планировании, внося в него обоснованные изменения и дополнения с учетом личного видения изучаемого материала, наличия дидактических пособий и современных электронных носителей информации.

Программа  курса Изобразительное искусство  (региональный компонент) составлена с учетом национальных и региональных особенностей республики Бурятия, которые предусматривают следующие направления деятельности:

• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих республику Бурятия. Формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

• Ознакомление с природой родного края. Формирование экологической культуры.

• Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих республику Бурятия, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РБ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно –прикладным искусством.

Художественно – эстетическое развитие  младших школьников средствами русского, бурятского, эвенкийского декоративно – прикладного искусства включает в себя:

• Создание условий для проявления детьми своих способностей в живописи и декоративно-прикладном искусстве,

• Развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно – прикладному искусству народов, проживающих в республике Бурятия.

• Воспитание нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с произведениями бурятского, русского ,эвенкийского и других народов.

2.Тематическое планирование  по изобразительному искусству с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1 класс.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России

Семейская домовая роспись

Характеризовать изделия золотой Хохломы и Семейской росписи. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева). Сравнивать изображение трав в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы и мастера семейской домовой росписи , находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и семейской домовой росписи , называть их. Участвовать в обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи и семейской домовой росписи. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,

«завитки», «кустики» )и Семейской домовой росписи(«приписки»,  «разживки»,  «оживки»)  и сверять свои навыки работ кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского  и семейского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Защитники земли Русской.

Образ богатыря

Образ батора «Гэсэра»

Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпосов и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении героев эпосов у бурят и русских. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно- поэтического творчества. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей. Устно описывать замысел своей композиции и главного героя композиции в воинском снаряжении (одинокая фигура или во взаимодействии с окружающими — соратниками или противниками). Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и украшать его шлем и щит национальным орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образам национальных воинов-богатырей средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Краски природы в наряде русской

красавицы. Народный костюм.

Народный костюм эвенков

Рассматривать произведения художников-живописцев, красавицам  в народных традиционных костюмах, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма. Участвовать в обсуждении состава традиционного народного костюма сарафанного комплекса и северного (отсутствие сарафана) комплекса, их отличительных особенностей в крое и декоре. Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

О неразлучности доброты, красоты

и фантазии. Образ сказочного героя.

Морин- верный спутник кочевника

Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них. Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека. Участвовать в обсуждении образа коня как символа и слуги солнца в декоративно-прикладном и народном искусстве, средств художественной выразительности, используемых при создании образа сказочного, фантастического образа животного и при его реалистическом изображении. Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

2. Тематическое планирование  по изобразительному искусству с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

2 класс.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.

Традиции ювелиров республики Бурятия

(семейские,буряты,эвенки)

Рассматривать драгоценные камни и минералы в природе. Определять оттенки цвета в самоцветах в произведениях живописцев и на примере слов (изумрудный, лиловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме самоцветов (симметричный, многогранный и т. п.). Прослеживать получение сближенных сочетаний цветов. Выполнять упражнение на освоение приёма создания нюансных цветовых сочетаний. Решать, какие мотивы (листья, звёзды, птицы, цветы) включать в орнамент, какое чередование элементов (повторение одинаковых или один за другим следуют разные мотивы). Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной  композицией — орнаментальным украшением девичьего головного убора. Включать древние образы-символы в украшение праздничного головного убора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт.

Изображение осенней природы Бурятии.

Красота природы Бурятии, разных уголков России. Дерево как одно из красивейших созданий природы. Многообразие осенних, золотисто-желтых оттенков разных деревьев. Культ священных деревьев у бурятов и русских. Красота бурятской  природы в картинах художников Бурятии

Форма кроны и листьев разных деревьев. Осевая симметрия в строении листа дерева.

Учебное задание: Первый вариант. Изображение в цвете веточки дерева с тремя листочками (трилистник).Второй вариант. Изображение дерева (сосны, черёмухи, , ивы) в осеннем наряде.

Материалы: белая бумага, кисть, акварель или гуашь.

В мастерской мастера-игрушечника.

Декоративная композиция с вариациями.

Значение кукол-оберегов в жизни эвенков-язычников

Рассматривать народные из сёл средней полосы России Вспоминать глиняные народные игрушки: дымковские,  каргопольские  о которых узнали в 1 классе, и сравнивать эвенкийскую игрушку с ними. Рисовать последовательно узоры кистью от светлых тонов к тёмным (жёлтый, красный, тёмно-зелёный).Изображать знаки-символы в эвенкийской  росписи. Передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла России (с учётом местных условий). Выражать в творческой работе своё отношение к образному языку народной игрушки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему маски.

Обрядовые маски шаманов

Рассматривать маски, представленные в учебнике, и сравнивать их. Находить общее и различное. Участвовать в обсуждении того, почему маска скрывает черты лица реального человека и придаёт образу новый облик (смешного, страшного, каверзного и т. п.) героя, художник придаёт облику героя маски загадочность, фантастичность.

Прослеживать последовательность рисования лица маски (овал, расположение глаз, носа, губ, ушей), как меняется линия губ, бровей, выражение глаз при разных эмоциональных состояниях человека (сердится, смеётся, спокоен). Наблюдать за выражением лиц людей и своего собственного. Различать по мимике лица разные эмоциональные состояния человека. Сочинять маску необычного фантастического персонажа, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человека. Выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеётся или сердится, спокоен или гневается. Создать эскиз маски — образ персонажа. Высказывать своё суждение об изображении героев народных сказок, былин, фантастических животных в масках.

Тематическое планирование  по изобразительному искусству с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

4 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция

 

Семейные реликвии

Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.

Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность. Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики. Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Образ мира в народном костюме и

внешнем убранстве жилища. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика

Изба, юрта, чум

Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского  дома и народного костюма. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов жилища. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Вода — живительная стихия. Проект

экологического плаката: композиция, линия, пятно

«Живи, Байкал!»

Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Живи,Байкал!»,намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Повернись к мирозданию.

Проект плаката в технике коллажа.

«Сохраним традиции»

Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий плакат, коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему: «Сохраним традиции» в технике коллажа на основе предварительных эскизов. Выражать в творческой работе своё отношение к традициям средствами художественного образного языка плаката. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Тематическое планирование  по изобразительному искусству с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

3 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

 Чуден

свет – мудры люди, дивны дела их.

 Лоскутная мозаика: традиции мастерства эвенкийских мастериц

Знакомство с произведениями традиционного искусства из текстильных материалов и меха. (мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий).

Лоскутная мозаика: традиции мастерства.  Изделия, выполненные в лоскутной технике. Цвет и ритм. Цветовые  и композиционные схемы в решении ковровых тканых и лоскутных изделий из меха. Приемы  ступенчатого «растяжения» цвета, нахождения контрастных и нюансных цветовых отношений на примерах тканных, ковровых, лоскутных изделий. Самостоятельное построение орнаментальных композиций (последовательность работы) 

«Двор, что город, изба, что терем».

В мире народного зодчества: традиции русского мастерства народных умельцев Бурятии.

Беседа «Крестьянская изба как модель мироздания». Работа на материале изобразительного ряда в учебнике, помогающая понять связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома, усвоить архитектурные термины и понятия. Рисование по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, отражающих восприятие нашими предками природы и их понимание устройства мира. Обсуждение работ, выслушивание суждений
о красоте памятников деревянного зодчества.

Зима- не лето, в шубу одета.

Орнамент народов Бурятии: традиции мастерства.

Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов .Орнамент народов Бурятии.

Природа как источник вдохновения народного мастера при создании традиционной одежды и орнамента. Связь декора с формой (орнамент в украшении народной одежды). Функция и красота. Сетчатый орнамент: особенности построения композиционных схем. Знаки-символы в орнаменте народов Севера. Богатство красок орнамента. Последовательность работы над эскизом. Знакомство с композиционными схемами сетчатого орнамента вязаных изделий (варежки, перчатки). Сравнение традиционной одежды народов Севера по иллюстрациям в учебнике, в тетради. Определение общих мотивов и раскрытие символики орнамента. Поиск ответа на вопрос: о чем могут рассказать знаки-символы в меховой мозаике и украшении
из бисера? Творческая работа над эскизом украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений.

Гербы городов России.

Герб Республики Бурятия и города Улан-Удэ

Символическое изображение. Русская старина в произведениях искусства: искусство геральдики. Законы  науки геральдики (главные элементы герба).Условные  изображения на гербах. Гербы городов России. Герб родного города. Последовательность работы над гербом: выбор соответствующей формы, колорита, символических изображений; выбор техники исполнения в соответствии с замыслом (условно-декоративная композиция, аппликация и др.)

Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов России. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города. Ответы на вопросы изо-викторины. Творческая работа в тетради. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся использовали при реализации своего замысла. Основы художественного изображения. Символические изображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России)

В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России)   в соответствии с программой представлены деятельность д...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Презентация по предмету изобразительное искусство , 2 класс на тему "Виды изобразительной деятельности"

Данный материал подготовлен в рамках преподавания предмета изобразительное искусство по Образовательной системе "Школа 2100", Разноцветный мир (автор Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.) во 2 классе....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство

Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета   «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...