рабочие программы 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИЗО (Неменский 4 класс) | 57.01 КБ |
Литературное чтение на родном русском языке | 31.91 КБ |
Русский язык ( родной) | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 59
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ БГОК № 59
от 0 .09.2020г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ДЁМИНОЙ
ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
КЛАСС : 4 «а»
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 4а класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ БГОК № 59 г. Брянска в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе примерной программы к завершённой предметной линии учебников по изобразительному искусству,автор Б.М. Неменский(М. Просвещение 2017).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
В 2020-2021 учебном году на учебный предмет « Изобразительное искусство» выделено1 час в неделю (34 часа в год)
Формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа.
Форма промежуточной аттестации: творческая работа.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета
в 4 классе
Обучающийся научится:
- понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- различать виды и жанры искусства, называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint
- понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведение искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; активно использовать художественные термины и понятия.
Система оценки достижения планируемых результатов предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
№ п/п | Характер контрольных мероприятий в 4 классе | Количество |
Проект Темы проектов:
Учащиеся выбирают одну из предлагаемых тем. | 1 |
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание тем учебного курса
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).
4 класс -34 часа.
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.
В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.
Учебники
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.
Пособия для учащихся
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учителей Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
I четверть Пейзаж родной земли. | |||
Красота природы в произведениях русской живописи | |||
Деревня - деревянный мир. | |||
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. | |||
Образ русского человека в произведениях художников. Традиционный русский мужской костюм. | |||
Красота человека. Русская красавица. Традиционный русский женский костюм. | |||
Календарные праздники. | |||
Народные праздники. | |||
Родной угол. | |||
II четверть Древние соборы. | |||
Города Русской земли. | |||
Древнерусские воины – защитники. | |||
Золотое кольцо России. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | |||
Узорочье теремов. | |||
Праздничный Пир в теремных палатах. Обобщение темы. | |||
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Японская живопись. | |||
III четверть Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Японская архитектура. | |||
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Японские праздники. | |||
Народы гор и степей. | |||
Города в пустыне. | |||
Древняя Эллада. Архитектура Древней Греции. | |||
Древняя Эллада. Одежда жителей Древней Греции. | |||
Древняя Эллада. Олимпийские Игры. | |||
Европейские города Средневековья. Архитектура готического стиля. | |||
Европейские города Средневековья. Одежда готического стиля. | |||
IVчетверть Многообразие художественных культур в мире. | |||
Материнство. | |||
Мудрость старости. | |||
Сопереживание. Беседа по картинам. | |||
Сопереживание. | |||
Герои – защитники. Беседа по картинам. | |||
Герои – защитники. Итоговый урок – защита проектов. | |||
Промежуточная аттестация в форме творческой работы | |||
Искусство народов мира. | |||
ИТОГО 34 ч |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 59
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ БГОК № 59
от 0 .09.2020 г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
« ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ДЁМИНОЙ
ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
КЛАСС : 4 «А»
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ БГОК №59 на 2020-2021 учебный год ,требованиями к результатам начального образования.
В соответствии с учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» отводится 17 ч. (из расчета 0,5 ч. в неделю).
Промежуточная аттестация проводится в форме
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
- результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русском) у учащихся 4 класса будут сформированы личностные и метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).
Личностные УУД:
- учащихся будут сформированы:
- ценностные ориентиры в области языкознания;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- духовные и эстетические потребностей;
- готовность к отстаиванию своего мнения;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом речевых ситуаций;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение); -устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- пользоваться словарями, справочниками;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Виды речевой деятельности
- Аудирование (слушание)
Осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
- Чтение
а) Чтение вслух
Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
б) Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
в) Работа с разными видами текста
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
г) Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Типы книг (изданий): справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
д) Работа с текстом художественного произведения
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе русского народа.
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре русского народа. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
Характеристика героя произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
- Говорение (культура речевого общения)
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
- Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, юмористические произведения. Детский игровой фольклор, малый фольклорный жанр. Русские народные сказки (волшебные, бытовые, о животных).
Литературные сказки русских авторов. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения.
- Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений.
Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Знать:
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования.
Уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | |
1 | Знакомство с особенностями русского этикета на основе фольклорных произведений. Загадки, пословицы, поговорки как малые жанры народной словесности. | 1 | ||
2 | Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин (по отрывкам или небольшим текстам). «Былины о Добрыне Никитиче» | 1 | ||
3 | Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Русские народные сказки. «Летучий корабль». | 1 | ||
4 | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. В. Крапивин. «Оруженосец Кашка» | 1 | ||
5 | Сопоставление поступков героев по контрасту. Литературная сказка. Бажов. Уральские сказы. «Голубая змейка». | 1 | ||
6 | Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И. Крылов. «Чиж и голубь». «Стрекоза и муравей». | 1 | ||
7 | Воспитание добра и справедливости. Н.Толстой. «Булька». | 1 | ||
8 | Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Лирическое произведение. С. Есенин. Стихи. «Береза». | 1 | ||
9 | Характеристика героя произведения. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | ||
10 | Основные темы детского чтения: произведения о природе. М. Пришвин. Рассказы о природе. «Журка». | 1 | ||
11 | Нравственные поступки героя в рассказе. Е. Пермяк. «Пичугин мост». | 1 | ||
12 | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. В. Голявкин. Веселые рассказы для детей. | 1 | ||
13 | Проявление любви к Родине в стихах. Н. Некрасов. «Крестьянские дети». | 1 | ||
14 | Произведения о добре и зле. Б. Житков. Рассказы о животных. «Про обезьянку». | 1 | ||
15 | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. К. Д. Ушинского «Дети в роще» | 1 | ||
16 | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек». | 1 | ||
17 | Эмоциональный окрас, характер поступков героев. К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | ||
итого | 17 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №59
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ БГОК № 59
от 0 .09.2020г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
« РОДНОЙ ЯЗЫК»
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ДЁМИНОЙ
ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
КЛАСС : 4 «А»
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ БГОК №59 на 2020-2021 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам начального образования.
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
В соответствии с учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Родной язык» отводится 17 ч. (из расчета 0,5 ч. в неделю).
Промежуточная аттестация в форме
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
- особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
- основные элементы композиции текста.
уметь:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь основных элементов композиции текста;
- распознавать стили речи.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );
- слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
- слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 4 | |||
1 | Путешествие в прошлое | 1 | ||
2 | Русский богатырь | 1 | ||
3 | Чем мерили в старину? | 1 | ||
4 | Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. | 1 | ||
Раздел 2. Язык в действии. | 6 | |||
5 | Омонимы, омофоны, омоформы. | 1 | ||
6 | Как правильно произносить слова. | 1 | ||
7 | Фразеологизмы. | 1 | ||
8 | Диалектизмы. | 1 | ||
9 | Пословицы и поговорки. Афоризмы | 1 | ||
10 | Сочинение по пословице | 1 | ||
Раздел 3. Секреты речи и текста | 7 | |||
11 | Художественный стиль. | 1 | ||
12 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | ||
13 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | ||
14 | Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать» | 1 | ||
15 | Газетно-публицистический стиль. | 1 | ||
16 | Газетно-публицистический стиль. | 1 | ||
17 | Я пишу письмо. Обучение умению составлять текст по заданной теме | 1 | ||
итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...