Конспект урока "Православные храмы"
план-конспект урока (3 класс)

Елена Васильевна Федотова

Конспект урока по Кубановедению по т. Православные храмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Православный храм» «Православные праздники»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Основные термины и понятия: Храм, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке.

- Урок сегодня я хочу начать со стихотворения . Послушайте и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем уроке.

     …Тучи ходят над горами,
    Путник бродит по горам,
    На утесе видит храм:
    Три оконца в этом храме
    Небольшом, да расписном;
    В первом светится оконце
    Ослепительное солнце,
    Белый месяц - во втором,
    В третьем звездочки... Прохожий!
    Здесь начало всех дорог...
    Солнце пламенное - Бог,
    Месяц ласковый - сын Божий,
    Звезды малые во мгле -
    Божьи дети на земле.  

После ответов детей открываю слайд 1.

-Ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о православном храме, узнаете, как он устроен и что люди делают в храмах. (Слайд 2).На слайде сейчас знакомый Вам храм, Что это за храм?

-Православный храм с. Дивноморское. Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Конечное Нет!

-Давайте вспомним историю Кубани. С чего казаки начинали строительство селений?

(Ответы детей.)

(Слайд 3). - Издавна, где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

-Что мы видим на картинке? (походную церковь). Скажите, а она похожа на современные храмы? Почему? В чем отличие?

-Давайте попробуем дать определение слову «храм». А помогут нам в этом картинки. (Слайд 4).

Ответы детей.

Подведем итог. Слайд 5 .

Храм – здание для богослужения, церковь. (С.И. Ожегов) Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

По другому храм ещё называют – церковь.

Церковь - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

III. Изучение нового материала. 

На уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

Слайд 6

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Издавна в России строительным материалом служил лес, из него возводились все жилые и хозяйственные постройки, оборонительные сооружения.

Слайд 7

Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной Богу.

- Давайте узнаем, каким образом храм отличается от всех остальных зданий.

Слайд 8

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу Иисусу Христосу.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни .

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

- Какие бывают храмы? Подберите слова, характеризующие храм. А картинки помогут Вам. (Слайд 9)  

(Ответы учеников: большой,  красивый,  великолепный, мощный, воздушный, лёгкий, добрый, строгий).

Слайд 10

-Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

На что похожи купола храмов?

Ответы детей.

Слайд 11

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы, шлема либо шатра.

По форме может быть шлемовидный, луковичный или шатровый.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

-Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

Предположения детей.

Слайд 12.

Давайте посмотрим правильные ответы:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. . (Слайд 13)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению.

Изучение устройства храма.

- Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?(предположения детей)

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  (Слайд 14)

Слайд (15)

- Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

У детей на парте схемы храма.

 Сдайд 16. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Слайд 17.

Вот мы в самом храме (средняя часть) Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

Слайд 18

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Слайд 19.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Слайд 20

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Слайд 21

Целая стена из икон называется иконостас.

Слайд 22

Вы часто бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Я предлагаю вам сейчас вспомнить эти правила в парах. (дети работают).

Все ли у Вас получилось? Все ли удалось? Оцените свою работу смайликами. Хорошо.

Ответы детей.

-Молодцы! Обобщим то что мы сказали.

Слайд 23.

Чтение слайда.

 И не забывайте, что подходя к храму и выходя их храма, надо сделать три поясных поклона с крестным знамением.

- А сейчас давайте вернемся к храму нашего села.

Какой формы купола нашего храма?

Сколько их? Что обозначает их количество?

Где находится колокольня?

А кто знает чье имя носит наш храм?

Что такое паперть?

Дайте определение иконы? иконостаса?

Рефлексия.

 О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что нового мы узнали? Остались ли еще у Вас вопросы по нашей теме?

Что вы хотите узнать еще?

Заполните лист – отчет урока. И оцените свое отношение и впечатление от урока смайликом.

Спасибо за урок.




-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Храм

Конспект урока храм...

Конспект урока Храмы Древней Руси

Разработка (конспект+ презентация) поможет интересно провести урок ИЗО  в начальной школе. ...

Конспект урока "Храм" (ОПК)

На уроке детям дается представление о православном храме: его внутреннем и внешнем устройстве....

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...