1.Организационный момент - Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Ребята, как можно встретить дорогих гостей? (Видза оланныд,чолом, пырой-пуксьой, шойччой-шонтысьой) Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и начнем наш классный час, посвященный чему? Почему мы так нарядно сегодня оделись? (ответы детей)
2. Мотивация -Я сегодня к вам на занятие пришла в необычном образе. В образе кого? (предположения) -Сегодня я пришла к вам в гости в образе коми мастерицы-рукодельницы. - А вы знаете, кто такая рукодельница? (шила одежду, вышивала, вязала, всё делала своими руками) 3. Актуализация знаний -Давайте посмотрим, как воспитывали в коми семье с детства рукодельницу. (иллюстрации: девочка за прялкой, женщина девушка вышивает, женщина сидит за ткацким станком) -Кто знает, сколько коми девочке было лет, когда её усаживали за прялочку и учили прясть? (6-7 лет) -В коми крестьянской семье девочки уже в возрасте 6-7 лет садились за прялочку и учили прясть. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 – должна уметь ткать на ткацком станке. И глядя на нарядно одетую девушку, соседские коми ребята понимали, такая красавица не просто модница, она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой. С такого раннего возраста коми люди готовили своих дочерей быть хорошими хозяйками и рукодельницами. -Ребята, скажите, пожалуйста, в гости ходят с пустыми руками? (нет) - И я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла с собой сундук. Вы, его видите? (нет) -Да, с Бадьельска мне сложно было принести сундук и я решила показать вам его виртуально. - Откуда я могла взять этот сундук? (из музея, из избы) -Что коми мастерицы рукодельницы хранили в сундуках? (одежду, полотенца, инструменты для вязания, вышивки, шитья) -Вам интересно узнать, что в моём сундуке? (да) -Сундук покажет вам, что в нём хранится, если вы отгадаете загадки: Загадки 1. Я на плечиках держусь, Повернёшься – я кружусь. (сарафан) САРАПАН
| 4. Не сшиты, не кроены, А на ниточке собраны. (чулки) ЧУЛКИ | 2. Входишь в одну дверь, А выходишь из трёх, Думаешь, что вышел, А на самом деле – вошёл. (рубашка, рубаха) ДӦРӦМ
| 5 Дали братьям тёплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (варежки, рукавицы) КЕПЫСЬ | 3. Я на поясе держусь. Я на кухне пригожусь. (передник) Водздора | 6. Надену - ободом сведёт, Сниму - змеёю упадёт, Тепла не даёт, А без него холодно. (пояс) Вӧнь |
-Как можно одним словом обозначить что это? (одежда) -Мы сейчас такую одежду носим? (нет) -А когда её носили? (в давние времена) -А какой народ её носил, если наш классный час посвящен краеведению? (коми) - Посмотрите внимательно, предметы одежды нарядно украшены. Как называется украшение одежды? (узор) - А как по-другому, как можно назвать узор? (орнамент) 4. Сообщение темы и цели урока. - Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какая, тема сегодняшнего занятия? ( коми орнамент) (Тема: «Коми орнамент») 5.Планирование -Посмотрите на меня. Я в коми национальном костюме, украшенным коми орнаментом. Глядя на меня, какие вопросы у вас могут возникнуть по нашей теме «Коми орнамент»? (ответы) -Я вас поняла. Вы, наверное, хотели бы узнать: - Что такое орнамент?
- Из чего состоит коми орнамент?
- Где наносили орнамент в коми костюме?
- Зачем нужен коми орнамент?
- Какой бывает орнамент?
- Важно ли вам про всё это знать? Почему? (Мы живём в коми крае, мы коми люди, должны знать о бабушках, дедушках, должны знать традиции коми народа.) 5. Открытие новых знаний - Как вы считаете, откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами) - Узор состоит из элементов. Каждый элемент имел свое название (показ по слайду) - А вы хотите попробовать сами нарисовать элемент? Берите листочки, попробуйте начертить сами и потом рассказать, как ваш элемент называется. Практическая работа - Кто помогал мастерицам придумывать такие узоры? (сама природа) - Теперь используя элементы, попробуем расшифровать письмо мальчика. - Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Повторим все хором. (Орнамент – узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов (мотивов) Вывод: Орнамент состоит из узора, а узор из элементов. - На какие вопросы мы ответили? (что такое орнамент и из чего он состоит) (иллюстрации: мужчина и женщина в коми костюмах) - Ребята, где рукодельница вышивала на своём костюме коми орнамент? (внизу рукавов, на вороте рубахи, кайма по подолу сарафана, нижнюю часть фартука, пояс, головной убор) - Давайте рассмотрим мужской костюм и посмотрим, где наносили коми орнамент. (На косом вороте рубахи, поясе) - На какой вопрос мы постарались найти ответ? (Где наносили орнамент в коми костюме?)
- Чей костюм был больше украшен орнаментом? (женский) -Почему? (женщина должна быть красивой, она показывала, какая она рукодельница) -Значит, какую функцию нёс орнамент? (украшения) -Какая деталь коми костюма как женского, так и мужского была украшена полностью коми орнаментом? (пояс) (Показ поясов учителем) -Почему? (Он был оберегом. Оберег – происходит от слова беречь, оберегать, защищать и хранить) - В старину верили, что с помощью орнамента можно защитить себя от разных бед. Пояс и ленточка обладают волшебной силой. Без пояса ни старый, ни малый не выходили на улицу. На ребенка пояс надевали, когда у него начинали прорезываться зубки. - От чего люди оберегали себя, свою семью? (От болезней, бед и неудач. Оберег помогал охотникам на охоте, чтобы в лесу не заблудиться, рыбакам на рыбалке, приносил счастье и удачу) - Ребята, хотите мы с вами сейчас сделаем обереги на пояса и на ленточки? - Создавая обереги, нужно соблюдать некоторые правила: 1) Они не могут быть изготовлены для себя; 2) Изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. - Девочки украшают пояса для мальчиков, а мальчики – ленточки для девочек. На что обращаем внимание? (орнамент должен быть точным, все линии одинаковой длины, между ними одинаковое расстояние) Практическая работа. - Значит коми орнамент, какую ещё функцию нёс? (он служил оберегом) -На какой вопрос мы нашли ответ? (Где наносили орнамент в коми костюме? Зачем нужен коми орнамент?) Физминутка «У оленя дом большой» У оленя дом большой, Он глядит в своё окошко. Заяц по полю бежит, В дверь к нему стучит: Тук-тук! Дверь открой, Там в лесу охотник злой. Зайка, зайка забегай, Лапу подавай!
6.Закрепление изученного. -Ребята, а какие задания вы сами можете придумать на тему сегодняшнего урока? (версии) -А можем ли мы с вами все это сохранить? - Для вас я придумала следующее задание. Для этого мы должны разделиться на группы. Практическая работа. Работа в группах. - Каждой группе задание: отгадать загадку и с помощью спичек выложить элемент коми орнамента. 1 группа: Что выше леса, Краше света, Без огня горит? (солнце) |
| 2 группа: Он других не обижает. Ест траву, в лесу гуляет, Но ветвистыми рогами Может справиться с волками! (олень) 3 группа: Нет у него ни острых клыков, Нет ни когтей, ни мощных рогов, Но всех он может победить, И все в природе покорить! (человек)
Проверка практической работы, анализ ошибок. |
-Можно ли закрыть сундук, раз мы ответили на вопросы, будем ли мы ещё обращаться к сундуку? 7.Рефлексия -Я вас благодарю за работу, и хочу вас спросить, на все ли вопросы мы нашли ответы? - Что нового вы узнали на занятии? - Что интересного? - Чему научились? 8.Самооценка -Встаньте ребята, кому сегодня было интересно на занятии. - Кто считает, что был сегодня помощником. - Теперь вы, наверное, можете себя назвать рукодельницами и мастерами. И я вам хочу подарить одежду коми костюма, а вы дома попробуйте нарисовать на них коми орнамент. (Детям дарятся рубахи и фартуки коми костюмов. и предлагается дома нарисовать на них орнамент) - Спасибо за внимание! |