Проектная работа
проект (4 класс)

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому,  в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Если изучить национальную куклу, то можно узнать о быте, традиции, культуре татарского народа. Не мало семей где чтут и берегут память о прошлом и с поколения в поколение передают свои знания и опыт, традиции и обычаи родного края.

 На традиционную народную куклу не влияет время, и  она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Нефтеюганск 2017 г. Тема проектно-исследовательской деятельности: Татарская национальная кукла

Слайд 2

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Слайд 3

Национальная одежда - это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни татар либо завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному этапу.

Слайд 4

Однажды, когда я была в гостях у бабушки ( нанейки ) в Татарии, мне попалась в руки безликая кукла. Мне бабушка рассказала очень много интересного….Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками. Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, историю национальной куклы . Было также интересно узнать технологию изготовления национальной куклы. Поэтому предметом моего исследования стали татарские национальные куклы.

Слайд 5

Гипотеза Предположим, что если изучить национальную куклу, то можно узнать о быте, традиции, культуре татарского народа . Не мало семей где чтут и берегут память о прошлом и с поколения в поколение передают свои знания и опыт, традиции и обычаи родного края. Н а традиционную народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей.

Слайд 6

Цель проекта Цель проекта доказать, что через создание игрушки можно узнать о традиции, быте татарского народа.

Слайд 7

Задачи проекта 1.Познакомиться с историей возникновения народной куклы. 2.Изучить виды кукол. 3.Изучить технологию изготовления народных кукол. 4.Провести мастер-класс по изготовлению куклы. 5.Приготовить презентацию.

Слайд 8

Актуальность проекта Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Слайд 9

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Слайд 10

Введение С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники. Поэтому татарские и русские народные игрушки – очень похожи. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает всё, кроме явного». Имен татары куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

Слайд 11

История татарской куклы Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки . Искусство это очень древнее. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые. С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Поэтому татарские народные игрушки похожи на русские. Татарские женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Во многих семьях татары держали кукол, которые были духами-помощниками, хранителями семейного счастья.

Слайд 12

Виды кукол Куклы-скрутки Такие куклы делаются легко - путем скручивания и завязывания узелков ткани, при необходимости используются шерстяные нитки.

Слайд 13

Куклы из чурбачков (щепы ) В татарских селениях использовался другой способ изготовления кукол — на основе деревянных чурбачков.

Слайд 14

Татарские народные костюмы

Слайд 15

Анкета для девочек Здравствуйте, уважаемые участники опроса! Просим принять участие в нашем исследовании и ответить на следующие вопросы: 1. Какие игрушки есть у тебя? 2. Какие из них ты любишь больше всего? 3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками? 4. Какие народные куклы тебе известны?

Слайд 16

Результаты социологического опроса среди сверстниц

Слайд 20

В результате опроса я поняла, что мои сверстницы в настоящее время не очень любят игрушки сделанные своими руками. Но так же, согласно данных опроса, мне стало понятно, что самодельные игрушки есть у наименьшего количества опрошенных. Наибольшее количество опрошенных любят мягкие игрушки и куклы. Самодельная кукла в своём роде может совместить в себе две эти востребованные категории. Я думаю, что если бы они сами сделали своими руками куклы, в которые вложили бы свои старания и душу, то они стали бы для них настоящей любимой игрушкой. Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к куклам ручной работы. Это подтверждает выдвинутую мною гипотезу: на традиционную народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей. Куклы из прошлого будут актуальны всегда. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Традиционные народные куклы напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками . Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего». Результатом моего исследования стали куклы - сделанные своими руками. Вывод

Слайд 21

Кукла - просто загляденье, Взрослым всем на удивленье. Коль хотите научиться Эту куклу мастерить, Вам придётся не лениться И старанье приложить!

Слайд 22

Мастер-класс по изготовлению татарской народной безликой куклы из щепы (чурбачка )

Слайд 23

1. Подготовка чурбачка Чурбачок изготавливается из липы, высушивается, края ровно обрезаются.

Слайд 24

2.Голова для куклы . берем чулок или носок чулок набиваем ватой или обрезками ткани натягиваем чулок на чурбачок сверху надеваем белый платок завязываем нитками

Слайд 25

3. Изготавливаем руки - берем лоскут материи прямоугольной формы, - сворачиваем в трубочку по длине, - концы с двух сторон завязываем тесьмой.

Слайд 26

4. Делаем рубаху - берем лоскут по ширине чурбачка , - сворачиваем пополам, - вырезаем отверстия для рук, - вставляем руки, - надеваем сверху на чурбачок, - подвязываем ниткой.

Слайд 27

5. Делаем юбку - берем большой лоскут материи трапециевидной формы, - вставляем резинку, - надеваем на чурбачок снизу.

Слайд 28

6. Изготавливаем камзол берем однотонный лоскут материи, размером меньше размера рубахи, делаем прорези для рук , украшаем края декоративной тесьмой, надеваем поверх рубахи .

Слайд 29

7. Делаем косы - волосы изготавливаем из шерстяных ниток, - привязываем к голове , - заплетаем косы.

Слайд 30

Кукла готова! На голову надеваем платок или калфак . Поверх юбки можно надеть фартук.

Слайд 31

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту . Действительно, изучая историю создания куклы, я много узнала о быте, традиции татарского народа. Заключение

Слайд 32

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....