Рабочая программа «Кемерово ведение» 4 класс.
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа "Кемерововедение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kemerovovedenie.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________

Протокол №_______

«____»_________        г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

____________

«____»_________          г.

Утверждено на заседание

Педагогического совета

Протокол №___

«____»_________           г.

Директор  МБОУ «СОШ№54»

____________

Рабочая программа «Кемерово ведение»  4 класс.

Составила:

Дубовцова Л.М.

Учитель истории

МБОУ «СОШ №54»

Кемерово, 2017

Содержание.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета..........................2

2. Содержание учебного предмета................................................................4

3.Тематическое планирование с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы…......................6

4.Литература………………………………………………………………..9

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Краеведение играет  огромное значении в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии  интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

    Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

    В связи с необходимостью углубленного изучения родного края предлагаем интегрированный курс «Кемерово ведение». В тематическом поурочном планировании курса отражен опыт работы по интегрированному изучению курсов  «история Кемерово» и «география Кемерово и Кемеровской области».

    Предполагаемое планирование содержит основные периоды развития города Кемерово.

- Середина  XVII века.

- XVIII век.

- XIX- начало XX века

- от революции 1917 года до настоящего времени.

По каждому периоду рассматриваются : особенности развития экономики и городского хозяйства, развитие культуры и общественной жизни, городские территории, особенности архитектуры.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
   
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма  кемеровчан, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Изучение истории города в классе должно происходить с использованием наглядно-иллюстрированного материала (рисунки, фотографии, картосхемы и др.) и сопровождаться экскурсиями по городу и музеям во внеурочное время.

Рекомендуются возможные маршруты по городу : В музей «Красная горка», Краеведческий музей, ИЗО.

  В программу включены важнейшие разделы курса «География Кемерово и Кемеровской области» о географическом положении и историческом формировании территории Кемеровской области, особенностях рельефа и геологического строения, климата, населения, отраслях народного хозяйства и экологической обстановки Кемерово Кемеровской области.

Предусматриваются экскурсии во внеурочное время с целью экологического изучения местного водоема (озера, реки), ближайшего парка или лесопарка.

Основная цель – формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры города Кемерово.

Задачи:
Обучающие

  • Развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;

  • формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

  • формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;

  • обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);

  • умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу).


Развивающие


  • воображение как основы для решения творческих задач;

  • мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках; 


Воспитательные


  • формирование культуры общения и поведения в социуме;

  • воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

  • воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

  • воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

В результате изучения обучающиеся  должны:

знать (понимать)

  • ·         основные этапы и ключевые события истории города, области с древности до наших дней;
  • ·         важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития города, области;
  • ·         изученные виды исторических источников;

   уметь

  • ·         соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории города, области;
  • ·         использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • ·         показать на исторической карте территории расселения народов, границы города, области, места значительных исторических событий;
  • ·          рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  • ·         соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • ·          объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории города, области, достижениям культуры;
  • ·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ·         понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • ·          высказывания собственных суждений об историческом наследии народов города, края;
  • ·          объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • ·          использования знаний об историческом пути и традициях народов города, области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание учебного предмета

1. Введение (1ч) 

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

1.Тема : Наша край  на карте . Особенности географического положения Кемеровской области , города Кемерово. (2ч.)

2.Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории области, городах и поселках,  ее размерах.(1ч.)

3.Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.(1ч.)

4.Тема:. Рельеф Кемерово и Кемеровской области. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.(1ч.).

5.Тема: Климат Кемеровской области. Особенности климата Кемерово. Агроклиматические ресурсы области.(1ч.)

6.Тема: Водные ресурсы Кемерово. Река Томь.(2ч.)

7.Тема: Почвы Кемеровской области. Земельные ресурсы.(1ч.)

8.Тема: Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области. Типичные ландшафты. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие.  (1ч.)

9.Тема: Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской области. (1ч.)

10.Тема: Заказники и заповедники Кемеровской области. Красная книга. Правила поведения  в природной среде. Охрана и значение животного мира.(1ч.)

11.Тема: История заселения и освоения территории Кемерово. Древнейшее прошлое нашего края .Открытие Михайло Волковым каменного угля в «горелой горе» . (3ч.)

12.Тема: История исследования и изучения родного края.(1ч.)

Тема: Почему и как появился Кемерово. Как выглядел наш город в начале своей жизни  (2ч.)

13.Тема: Кемерово  в конце XIX в.(1ч.)

14.Тема: Кемерово в начале XX в.(1ч.)

15.Тема: "Копикуз", наш город на кануне февральской революции, "АИК- Кузбасс"(3ч.)

16.Тема: Кемерово в 30-е г.г., Кемерово в годы Великой Отечественной войны, их имена в памяти народа (3ч.)

 17.Тема: Кемерово после ВОВ (1ч.)

18.Тема: Кемерово в 90-е г.г. хх в.(1ч.)

19.Тема: Улицы города Кемерово: история и современность, история в лицах. почетные граждане города, Образование и наука, архитектура и искусство :

- музеи (ИЗО, Краеведческий, Красная Горка);

- театральная , музыкальная и литературная жизнь Кемерово. (4ч.)

20.Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.(1ч.)

Итоговое занятие.(1ч.)

Тематическое планирование с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Наименование темы, раздела

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

Введение

1

1

  1. Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.

1

Беседа

     2. Географическое положение Кемерово и Кемеровской области на карте. Площадь. историко-культурная справка

1

1

  3. ГП Кемерово и Кемеровской области. Главные области. Главные административные районы.

1

1

Тест

 4.  История Кемерово, визитная карточка города. Герб, флаг и гимн города.

1

5. Рельеф Кемерово и Кемеровской области. Полезные ископаемые

1

1

творческое задание

6. Климат Кемеровской области. Особенности климата Кемерово. Агроклиматические ресурсы области.

1

1

Исторический диктант

7. Водные ресурсы Кемерово. Река Томь. Водные ресурсы Кемеровской области.

1

1

8. Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области. Типичные ландшафты.

1

Тест

9. Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области. Типичные ландшафты.

1

10. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской области.

1

Беседа

11. Заказники и заповедники Кемеровской области. Красная книга. Правила поведения  в природной среде.

1

1

Решение кроссворда

12. История заселения и освоения территории Кемерово

1

1

Терминологический диктант

13. Древнейшее прошлое нашего края.

1

Сообщения

14. Наш край с древнейших времен до середины XVII века:

- характеристика природных условий края;

1

1

 15. Открытие Михайло Волковым каменного угля в «горелой горе»

1

Устный опрос

 16. Из истории исследования и изучения родного края

1

Тест

17. Почему и как появился Кемерово . .

1

18. Как выглядел наш город в начале своей жизни 

1

Беседа

19. Кемерово  в конце XIX в.

1

Исторический диктант

20. Кемерово в начале XX в

1

Письменное задание

21. "Копикуз"

1

1

Тест

22. Наш город на кануне февральской революции.

1

1

Устный опрос

 23."АИК- Кузбасс"

1

Устный опрос

24. Кемерово в 30-е г.г.

1

25. Кемерово в годы Великой Отечественной войны

1

Беседа

26. Их имена в памяти народа 

1

Решение кроссворда

27. Кемерово после ВОВ.

1

Беседа

28. Кемерово в 90-е г.г. хх в.

1

Тест

29. Улицы города Кемерово: история и современность.

1

30. История в лицах. Почетные граждане города

1

31. Образование и наука.

1

Сообщения

32. Архитектура и искусство :

- музеи (ИЗО, Краеведческий, Красная Горка);

- театральная , музыкальная и литературная жизнь Кемерово.

1

Тест

33. Место Кемерово в экономике России

1

Беседа

34. Итоговое занятие.

1

Литература

1. История Кузбасса. - Кемерово, 1967. Т. 1,2.

2. История Сибири. - М.Л., 1964. Т. 1,2.

3. Народы Сибири - М., 1956.

4. Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? - Кемерово, 1989.

5. Из истории Кузбасса. - Кемерово, 1964.

6. Историческая энциклопедия Кузбасса. - Кемерово 1996

7. Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово 1978

8. Сорокин М. У горы фабричной. - Кемерово, 1992

9. Повествование о земле Кузнецкой. - Кемерово, 1992

10. Мартынов А. Писаница на Томи. - Кемерово 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...