Рабочая программа «Кемерово ведение» 4 класс.
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Протокол №_______ «____»_________ г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР ____________ «____»_________ г. | Утверждено на заседание Педагогического совета Протокол №___ «____»_________ г. Директор МБОУ «СОШ№54» ____________ |
Рабочая программа «Кемерово ведение» 4 класс.
Составила:
Дубовцова Л.М.
Учитель истории
МБОУ «СОШ №54»
Кемерово, 2017
Содержание.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета..........................2
2. Содержание учебного предмета................................................................4
3.Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы…......................6
4.Литература………………………………………………………………..9
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Краеведение играет огромное значении в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
В связи с необходимостью углубленного изучения родного края предлагаем интегрированный курс «Кемерово ведение». В тематическом поурочном планировании курса отражен опыт работы по интегрированному изучению курсов «история Кемерово» и «география Кемерово и Кемеровской области».
Предполагаемое планирование содержит основные периоды развития города Кемерово.
- Середина XVII века.
- XVIII век.
- XIX- начало XX века
- от революции 1917 года до настоящего времени.
По каждому периоду рассматриваются : особенности развития экономики и городского хозяйства, развитие культуры и общественной жизни, городские территории, особенности архитектуры.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма кемеровчан, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Изучение истории города в классе должно происходить с использованием наглядно-иллюстрированного материала (рисунки, фотографии, картосхемы и др.) и сопровождаться экскурсиями по городу и музеям во внеурочное время.
Рекомендуются возможные маршруты по городу : В музей «Красная горка», Краеведческий музей, ИЗО.
В программу включены важнейшие разделы курса «География Кемерово и Кемеровской области» о географическом положении и историческом формировании территории Кемеровской области, особенностях рельефа и геологического строения, климата, населения, отраслях народного хозяйства и экологической обстановки Кемерово Кемеровской области.
Предусматриваются экскурсии во внеурочное время с целью экологического изучения местного водоема (озера, реки), ближайшего парка или лесопарка.
Основная цель – формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры города Кемерово.
Задачи:
Обучающие
- Развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;
обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);
умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу).
Развивающие
воображение как основы для решения творческих задач;
мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
Воспитательные
формирование культуры общения и поведения в социуме;
воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
В результате изучения обучающиеся должны:
знать (понимать)
- · основные этапы и ключевые события истории города, области с древности до наших дней;
- · важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития города, области;
- · изученные виды исторических источников;
уметь
- · соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории города, области;
- · использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- · показать на исторической карте территории расселения народов, границы города, области, места значительных исторических событий;
- · рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ
- · соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- · объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории города, области, достижениям культуры;
- · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- · понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- · высказывания собственных суждений об историческом наследии народов города, края;
- · объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- · использования знаний об историческом пути и традициях народов города, области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
1.Тема : Наша край на карте . Особенности географического положения Кемеровской области , города Кемерово. (2ч.)
2.Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, ее размерах.(1ч.)
3.Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.(1ч.)
4.Тема:. Рельеф Кемерово и Кемеровской области. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.(1ч.).
5.Тема: Климат Кемеровской области. Особенности климата Кемерово. Агроклиматические ресурсы области.(1ч.)
6.Тема: Водные ресурсы Кемерово. Река Томь.(2ч.)
7.Тема: Почвы Кемеровской области. Земельные ресурсы.(1ч.)
8.Тема: Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области. Типичные ландшафты. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. (1ч.)
9.Тема: Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской области. (1ч.)
10.Тема: Заказники и заповедники Кемеровской области. Красная книга. Правила поведения в природной среде. Охрана и значение животного мира.(1ч.)
11.Тема: История заселения и освоения территории Кемерово. Древнейшее прошлое нашего края .Открытие Михайло Волковым каменного угля в «горелой горе» . (3ч.)
12.Тема: История исследования и изучения родного края.(1ч.)
Тема: Почему и как появился Кемерово. Как выглядел наш город в начале своей жизни (2ч.)
13.Тема: Кемерово в конце XIX в.(1ч.)
14.Тема: Кемерово в начале XX в.(1ч.)
15.Тема: "Копикуз", наш город на кануне февральской революции, "АИК- Кузбасс"(3ч.)
16.Тема: Кемерово в 30-е г.г., Кемерово в годы Великой Отечественной войны, их имена в памяти народа (3ч.)
17.Тема: Кемерово после ВОВ (1ч.)
18.Тема: Кемерово в 90-е г.г. хх в.(1ч.)
19.Тема: Улицы города Кемерово: история и современность, история в лицах. почетные граждане города, Образование и наука, архитектура и искусство :
- музеи (ИЗО, Краеведческий, Красная Горка);
- театральная , музыкальная и литературная жизнь Кемерово. (4ч.)
20.Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.(1ч.)
Итоговое занятие.(1ч.)
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Наименование темы, раздела | Количество часов | Формы контроля | |
теория | практика | ||
Введение | 1 | 1 | |
| 1 | Беседа | |
2. Географическое положение Кемерово и Кемеровской области на карте. Площадь. историко-культурная справка | 1 | 1 | |
3. ГП Кемерово и Кемеровской области. Главные области. Главные административные районы. | 1 | 1 | Тест |
4. История Кемерово, визитная карточка города. Герб, флаг и гимн города. | 1 | ||
5. Рельеф Кемерово и Кемеровской области. Полезные ископаемые | 1 | 1 | творческое задание |
6. Климат Кемеровской области. Особенности климата Кемерово. Агроклиматические ресурсы области. | 1 | 1 | Исторический диктант |
7. Водные ресурсы Кемерово. Река Томь. Водные ресурсы Кемеровской области. | 1 | 1 | |
8. Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области. Типичные ландшафты. | 1 | Тест | |
9. Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области. Типичные ландшафты. | 1 | ||
10. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской области. | 1 | Беседа | |
11. Заказники и заповедники Кемеровской области. Красная книга. Правила поведения в природной среде. | 1 | 1 | Решение кроссворда |
12. История заселения и освоения территории Кемерово | 1 | 1 | Терминологический диктант |
13. Древнейшее прошлое нашего края. | 1 | Сообщения | |
14. Наш край с древнейших времен до середины XVII века: - характеристика природных условий края; | 1 | 1 | |
15. Открытие Михайло Волковым каменного угля в «горелой горе» | 1 | Устный опрос | |
16. Из истории исследования и изучения родного края | 1 | Тест | |
17. Почему и как появился Кемерово . . | 1 | ||
18. Как выглядел наш город в начале своей жизни | 1 | Беседа | |
19. Кемерово в конце XIX в. | 1 | Исторический диктант | |
20. Кемерово в начале XX в | 1 | Письменное задание | |
21. "Копикуз" | 1 | 1 | Тест |
22. Наш город на кануне февральской революции. | 1 | 1 | Устный опрос |
23."АИК- Кузбасс" | 1 | Устный опрос | |
24. Кемерово в 30-е г.г. | 1 | ||
25. Кемерово в годы Великой Отечественной войны | 1 | Беседа | |
26. Их имена в памяти народа | 1 | Решение кроссворда | |
27. Кемерово после ВОВ. | 1 | Беседа | |
28. Кемерово в 90-е г.г. хх в. | 1 | Тест | |
29. Улицы города Кемерово: история и современность. | 1 | ||
30. История в лицах. Почетные граждане города | 1 | ||
31. Образование и наука. | 1 | Сообщения | |
32. Архитектура и искусство : - музеи (ИЗО, Краеведческий, Красная Горка); - театральная , музыкальная и литературная жизнь Кемерово. | 1 | Тест | |
33. Место Кемерово в экономике России | 1 | Беседа | |
34. Итоговое занятие. | 1 |
Литература
1. История Кузбасса. - Кемерово, 1967. Т. 1,2.
2. История Сибири. - М.Л., 1964. Т. 1,2.
3. Народы Сибири - М., 1956.
4. Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? - Кемерово, 1989.
5. Из истории Кузбасса. - Кемерово, 1964.
6. Историческая энциклопедия Кузбасса. - Кемерово 1996
7. Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово 1978
8. Сорокин М. У горы фабричной. - Кемерово, 1992
9. Повествование о земле Кузнецкой. - Кемерово, 1992
10. Мартынов А. Писаница на Томи. - Кемерово 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...