ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЭТНИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ЭПОСА ОЛОНХО
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация. В статье говорится о том, что успешность формирования ценностных отношений младших школьников к этническим традициям во многом зависит от приобщения к эпосу Олонхо. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре, включение этнических традиций в образовательном процессе способствуют расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального самосознания.
Ключевые слова: ценностное отношение, этнические традиции, младший школьник, эпос Олонхо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnikova_p.e._statya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЭТНИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ЭПОСА ОЛОНХО
Выполнила учитель начальных классов
МОБУ СОШ №30 им. В.И.Кузьмина г. Якутска
Парникова Полина Егоровна
Аннотация. В статье говорится о том, что успешность формирования ценностных отношений младших школьников к этническим традициям во многом зависит от приобщения к эпосу Олонхо. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре, включение этнических традиций в образовательном процессе способствуют расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального самосознания.
Ключевые слова: ценностное отношение, этнические традиции, младший школьник, эпос Олонхо.
В начале XXI века идет процесс активного поиска ценностных ориентиров воспитания и развития современных детей. В настоящее время современное общество отличается нарушением духовного единства, изменением жизненных приоритетов, трансформацией ценностных представлений, деформацией моральных норм и нравственных установок. Проблема формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в современных условиях приобретает особую актуальность. Усложнение окружающих условий, стремительная модернизация общества, избыток противоречивой информации, снижения воспитательного воздействия семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.
Повышение национального самосознания побуждает педагогов обращаться к вековым этническим традициям, в которых нашли отражение многие общечеловеческие ценности. Традиции, сохранившиеся до настоящего времени, передающиеся из поколения в поколение многовековой опыт воспитания, выступают как средство связи личности и общества, оказывают воздействие на образ мышления и нравственность человека, повышают его ответственность перед другими. Опыт показывает, что традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания.
Важность этнических традиций в развитии педагогики отмечали в своих исследованиях Н.А. Константинов, Ф.В. Королев, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева и др. Верность этническим традициям и глубокое почитание своих истоков отличают суть жизни, деятельности и творчества первых представителей якутской интеллигенции как ярких носителей народного духа– Г.В. Ксенофонтова, А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского.
Большую роль в формировании ценностных отношений к этническим традициям играют педагоги, поскольку именно в процессе обучения у младших школьников приобретается знание о культурных ценностях, этнических традициях. Младший школьник познает окружающий мир и начинает осознавать свое место в жизни, принадлежность к той или иной этнической группе и ее культуре. Ценностные отношения выступают связующим звеном между человеком и средой, вызывая внутренние побудительные механизмы его деятельности, активизируют внутренние возможности человека, отражают особое отношение человека к действительности, помогают найти средства использования и освоения ценностей.
Организация процесса формирования ценностного отношения у школьников к этническим традициям будет эффективной, если будут учтены следующие подходы: деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды деятельности; системный, реализуемый через связь внеурочной деятельности с учебной; личностно-ориентированный, направленный на поддержку детской индивидуальности, развитие индивидуально-личностных способностей учащихся; интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов культуры; региональный, позволяющий совершенствовать содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.
Целостный процесс формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет получить эффективный результат. Особенно большое значение в ценностном отношении имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся всесторонне анализировать традиции, культурные ценности.
Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям развивается по закономерностям интеграции учебно-воспитательного процесса с этническими традициями, в соответствии с которыми определены позиции и подходы к нашему исследованию. Они заключаются в следующем:
Во-первых, ценностные отношения в педагогическом процессе образуют четырехуровневую систему. На первом уровне дети младшего школьного возраста воспринимают семейно-бытовые традиции, как элементарные установки отношения к этническим ценностям, осознание в этом плане переходит на втором уровне. Второй уровень включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Третий уровень представлен ценностными отношениями к этническим традициям как ценности культуры. Четвертый уровень характеризуется направленностью интересов личности младшего школьника, которая, вместе с ценностными ориентациями, регулирует ее поведение.
Во-вторых, традиции способствуют осознанию собственной индивидуальности, выбору позиции, пониманию себя как носителя культуры своего народа. Но для того, чтобы обеспечить восхождение младшего школьника к этническим традициям, формирование ценностного отношения должно быть культуросообразным. Именно культуросообразность предусматривает наличие всех компонентов ценностного отношения и культуры у человека, способного к личностному саморазвитию.
В-третьих, ценность формирования ценностного отношения заключается в разрешении комплекса психолого-педагогических противоречий, в обновлении организационно-педагогических условий в соответствии с тенденцией и стратегией развития образовательной системы. Абсолютная и относительная степень формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям не имеет существенной разницы, поскольку учебно-воспитательный процесс всегда направлен на развитие, обновление и помогает решать возникающие практические проблемы и задачи.
В-четвертых, формирование ценностного отношения в современных условиях – сложный процесс, который требует широкого анализа. А национальная школа формируется на определенном социально-культурном пространстве, репрезентируя его в содержании учебных курсов и программ. Именно через образовательную систему происходит взаимодействие с культурой, социализация индивида происходит целенаправленно [2].
Целью исследования является: разработка и научное обоснование формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям посредством эпоса Олонхо.
Мы считаем, что в современной школе этнические традиции могут быть усвоены учащимся посредством эпоса Олонхо. Приобщение подрастающего поколения к народному творчеству, источнику духовности народа и его этнопедагогических воззрений [1], не только обогащает его духовный мир, расширяет эмоционально-эстетическую сферу, но и самым непосредственным образом влияет на становление его мировоззренческих представлений, и нравственных критериев, этического самосознания.
Героический эпос Олонхо якутского народа позволяет прийти к выводу о том, что народ накопил богатейший опыт в деле воспитания молодого поколения. Олонхо подтверждает живучесть и силу народного воздействия, выраженные в вечном стремлении народа к счастливой и свободной жизни.
В олонхо как феномене культуры представлены жизненные ценности, сложившиеся в народе. Это социально-культурные, духовно-нравственные, художественно-эстетические и другие ценности. Так, социальные ценности, представленные в олонхо, раскрывают духовную деятельность человека. В иносказательной форме раскрыты межличностные отношения, что помогает понять проблемы, возникшие в обществе, смоделировать социальные отношения между людьми.
Нравственные ценности олонхо выражены через представления о том, что такое добро, зло, любовь к Родине, дружба, патриотизм, гуманизм и т. д. Именно герои олонхо аккумулируют в себе главные идеи этнических традиций, а их поступки часто служат эталоном поведения. Герои помогают ребенку сформировать определенное отношение к нравственным ценностям, приобрести первоначальный опыт. Это особенно важно, так в героях олонхо зримо представлен внешний облик человека, его сознание, внутренний мир. В олонхо победа добра над злом обусловлена не внешними обстоятельствами, а наличием у героев олонхо положительных нравственных качеств, которые диктуют их действия и поступки [3].
В настоящее время большое значение придается воспитанию подрастающего поколения в духе уважения к культурному наследию России и своего народа. Для сохранения этнических традиций и дальнейшего развития традиционной культуры очень важно действие механизма воспроизводства и трансляции накопленного духовного наследия родного народа.
Якутский героический эпос Олонхо, как средство формирования ценностных отношений младших школьников к этническим традициям способствует выработке взглядов в условиях глобализации и интеграции. Вот почему можно говорить о назревшей необходимости исследований внутренней составляющей Олонхо, его духовно-нравственного, ценностно-ориентационного, героико-патриотического содержания.
На основании вышеизложенного делаем вывод, что проблема этнокультурных особенностей формирования ценностного отношения приобретает особую актуальность в современном обществе. В данном случае особую значимость приобретает внутренняя позиция младшего школьника. В связи с этим необходимым становится поиск путей формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям посредством эпоса Олонхо.
Несмотря на имеющиеся исследования устного народного творчества как средства воспитания (Г.Н. Волков, В.А. Николаев и др.), коррекционной работы (О.Н. Грачева, Е.Ю. Шпанко и др.), развития речи и творческих способностей детей (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева и др.), до настоящего времени формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям посредством Олонхо не было предметом теоретической рефлексии исследователей. На основе этого вывода мы в дальнейшем исследуем роль и место в этнопедагогике эпоса Олонхо, его влияние на формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям.
Литература:
1. Баишева М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо / М.И. Баишева, А.А. Григорьева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 168 с.
2. Кожурова А.А. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды: монография / А.А. Кожурова. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. – 154с.
3. Чехордуна Е.П. Героический эпос как ресурс духовно-нравственного развития и воспитания личности // Педагогика. – 2012. - № 6. – С. 54-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационная работа «Формирование логических УУД младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера».
Описание опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
ВВЕДЕНИЕАктивизация познавательной активности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активности, самостоятельности, инициат...
Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...
Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...
Формирование ценностных ориентаций младшего школьника
Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....
1. Статья "Роль педагога в становлении нравственно-ценностного отношения младших школьников к окружающему миру"
Статья посвящена роли учителя в развитии личности учащихся начальных классов. Особое внимание уделено экологическому воспитанию детей в ходе исследовательской и проектной деятельности....