Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми
статья
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.* В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одобрена приказом
Министерства образования Республики Коми
от 13.12.2010 года № 310
Концепция образования этнокультурной направленности
в Республике Коми
Введение
Слайд 2
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.* В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.
Слайд 3
Этнокультурная направленность образования в Республике Коми является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры коми народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Слайд 4
Использование основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания образования:
- формирует региональное содержание образования и воспитания;
- обеспечивает применение русского и коми языков в качестве государственных языков обучения и воспитания;
слайд 5
- транслирует коми культуру в условиях диалога с культурами других народов, проживающих в республике;
- обеспечивает реализацию права личности на изучение коми языка в статусе родного, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой коми народа;
- создает условия для достижения гражданского согласия, духовной консолидации народов, проживающих на территории Республики Коми.
Этнокультурная направленность образования понимается двояко. В узком смысле она включает в себя только филологическое образование (изучение коми языка и литературы носителями коми языка). В более широком контексте - включает изучение коми языка в качестве государственного языка республики всеми русскоязычными обучающимися, интеграцию культуры коми народа в содержание образовательных областей общего образования (литература, история, обществознание, география, экология, искусство, технология, физическая культура, ОБЖ), в образовательные программы дошкольного, дополнительного и профессионального образования.
Слайд 6
Основные задачи развития этнокультурной направленности образования:
- совершенствование организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования с учетом языковой и этнокультурной специфики;
слайд 7
- научно-методическое сопровождение интеграции этнокультурного регионального компонента в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, в том числе на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
слайд 8
- разработка содержания учебников нового поколения по образовательным программам, учитывающим этнокультурные региональные особенности Республики Коми, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и издание их в полном объеме;
слайд 9
- совершенствование содержания и форм подготовки и повышение квалификации педагогических кадров для системы этнокультурной направленности образования;
слайд 10
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:
любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;
слайд 11
осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;
слайд 12
умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;
социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;
слайд 13
Основная цель Концепции - формирование (в контексте общероссийского) современного регионального культурно-образовательного пространства, предполагающего формирование носителя национальной культуры, способного принимать обоснованные решения и решать проблемы.
Слайд 14
Основополагающим принципом Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми является согласование этнокультурных интересов личности, этноса, российского гражданского общества и федеративного государства. Концепция учитывает также принципы непрерывности, целостности и системности образования; его культуросообразности, вариативности.
Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми».
Слайд 15
Приоритетами образования с этнокультурной составляющей должны стать:
- развитие функциональной грамотности, позволяющей современному человеку осваивать и преобразовывать социальную и природную среду, продуктивно использовать свой творческий потенциал на благо республики;
Слайд 16
- развитие интеллекта и трудолюбия, обеспечивающих высокую культуру современного производства и требуемое качество жизни;
Слайд 17
- реализация воспитательного идеала, описанного в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Слайд 18
-ориентация на формирование конкурентоспособной личности – патриота своей Родины, обладающего морально-этическими идеалами и трудовыми навыками, необходимыми для активной профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики России;
Слайд 19
Комплексное изучение этнокультурной составляющей содержания общего образования направлено на усиление общекультурной направленности образовательного процесса, а также на организацию содержательной внеурочной деятельности.
Для координации проводимых мероприятий требуется активизация сетевого взаимодействия всех субъектов, задействованных в реализации образовании с этнокультурной направленностью.
Слайд 20
Раздел III. Механизмы реализации Концепции
Организационно-правовые:
- Создание постоянно действующего Совета по этнокультурной направленности образования в Республике Коми для анализа современной ситуации, сложившейся в сфере образования и контроля реализации Концепции этнокультурной направленности образования в Республике Коми, а также согласования с Госсоветом и исполнительными органами Республики Коми Плана реализации приоритетных направлений Концепции.
- Разработка и утверждение долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие этнокультурной направленности образования в Республике Коми на 2013-2017 годы».
- Разработка долгосрочных муниципальных целевых программ «Сохранение и развитие коми языка в муниципальном образовании» с включением в них комплекса мер для повышения мотивации выпускников вузов, молодых специалистов к работе к сельской местности.
- Создание отдела этнокультурной направленности образования в Министерстве образования Республики Коми.
Экономические.
- Увеличение финансирования на издание учебной и учебно-методической литературы, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания образования, за счет долгосрочной республиканской целевой программы «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2010-2012 гг.).
- Выделение финансовых средств на оснащение кабинетов коми языка и литературы в образовательных учреждениях Республики.
- Развитие системы поддержки талантливых детей, проявивших особые способности в изучении родного языка, литературы и коми края.
- Грантовая поддержка разработок и проектов по реализации приоритетных направлений Концепции этнокультурной направленности образования в Республике Коми.
Слайд 21
Раздел VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
- обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на двух государственных языках: русском и коми, совершенствования этнокультурной направленности образования в республике;
слайд 22
- укрепление материально-технической базы;
- обеспечение профессионального кадрового потенциала республики;
- обеспечение качественного научно-методического сопровождения интеграции этнокультурной составляющей в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
слайд 23
- повышение эффективности изучения родного языка в тесной связи с культурой и историей народа (изучения культурно-исторического наследия народа Коми).
Слайд 24
Раздел V. Основные термины и понятия, используемые в Концепции
Билингвизм - параллельное функционирование двух языков в качестве средства общения в различных областях общественного устройства, а также владения этими языками населением определённого региона.
Национальное образование – это этнокультурная среда, в которой происходит духовно-нравственное воспитание личности гражданина в рамках системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.
Этнос (народ, этническая общность) – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущей ей системой, общностью языка, этническим самосознанием.
Полиэтничность – историческое проживание представителей разных народов в пределах одного админстративно-территориального образования (республики, области).
Нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.
Национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей, взаимоуважения в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных норм и правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-99668-1577951895.jpg)
Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-141988-1352638347.jpg)
Путешествие по реке истории Республики Коми
Экскурсия в этнографический музей, где ребята узнают историю своей родной республики, знакомятся с традициями и бытом народов коми....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161950-1355167979.jpg)
"Поле чудес" (тема "Моя республика Коми") презентация
Игру можно провести на занятиях по краеведению, недели экологии. Мероприятие носит познавательный характер. Участники игры разгадывают название самой высокой вершины Урала; животных, занес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-266826-1379837275.jpg)
Красная книга Республики Коми. презентация
Красная книга Республики Коми. Презентация к урокам краеведения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/30/picture-467659-1659177807.jpg)
Тесты по краеведению для 2-4 классов начальных школ Республики Коми
Тесты по краеведению для 2-4 классов начальных школ Республики Коми...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-341210-1415703950.jpg)
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова
На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....