Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми
статья

Матюшева Светлана Витальевна

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.* В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_obrazovaniya_etnokulturnoy_napravlennosti.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

Одобрена приказом 

Министерства образования  Республики Коми

от 13.12.2010 года № 310

   Концепция  образования  этнокультурной направленности

                                      в Республике Коми                                          

                                            Введение

Слайд 2

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.* В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.

Слайд 3

Этнокультурная  направленность  образования в Республике Коми является неотъемлемой частью  образовательной деятельности, обеспечивающей  приобщение обучающихся к ценностям  культуры коми народа,  создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Слайд 4

Использование основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания образования:

  • формирует региональное содержание образования и воспитания;
  • обеспечивает применение   русского   и коми языков в качестве государственных языков обучения и воспитания;  

слайд 5

  • транслирует коми  культуру в условиях  диалога с  культурами других народов, проживающих в республике;
  • обеспечивает реализацию права личности на изучение коми языка в статусе родного, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения  духовными ценностями и культурой коми народа;
  • создает условия для достижения гражданского согласия, духовной консолидации  народов, проживающих на территории Республики Коми.

        Этнокультурная направленность образования понимается двояко. В узком смысле она включает в себя только филологическое образование (изучение коми языка и литературы носителями коми языка). В  более широком контексте - включает  изучение коми языка в качестве государственного языка республики всеми русскоязычными обучающимися, интеграцию культуры коми народа   в содержание образовательных областей общего образования (литература, история, обществознание, география, экология, искусство, технология, физическая культура, ОБЖ), в образовательные программы дошкольного, дополнительного и профессионального образования.

Слайд 6

Основные задачи развития  этнокультурной направленности   образования:

  • совершенствование организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования с учетом языковой и этнокультурной специфики;

слайд 7

  • научно-методическое сопровождение интеграции этнокультурного регионального компонента в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, в том числе на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

слайд 8

  • разработка содержания учебников нового поколения  по образовательным программам, учитывающим этнокультурные региональные особенности Республики Коми, соответствующим требованиям  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и издание их в полном объеме;

слайд 9

  • совершенствование содержания и форм подготовки и повышение квалификации педагогических кадров для системы  этнокультурной направленности  образования;

слайд 10

Этнокультурная направленность  образования  призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

слайд 11

осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;

слайд 12

умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;

социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;

  слайд 13

Основная цель Концепции - формирование (в контексте общероссийского) современного регионального культурно-образовательного пространства, предполагающего формирование  носителя национальной культуры,  способного принимать обоснованные решения и решать проблемы.

Слайд 14

Основополагающим принципом  Концепции образования  этнокультурной направленности   в Республике Коми является согласование этнокультурных интересов личности, этноса, российского гражданского общества и федеративного государства. Концепция учитывает также принципы непрерывности, целостности и системности  образования; его культуросообразности, вариативности.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании»,  «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках  Республики Коми».

Слайд 15

Приоритетами   образования  с этнокультурной  составляющей должны стать:  

 -   развитие  функциональной грамотности,  позволяющей современному человеку осваивать и преобразовывать социальную и природную среду, продуктивно использовать свой творческий потенциал на благо республики;

Слайд 16

-   развитие  интеллекта и трудолюбия, обеспечивающих высокую культуру современного производства и требуемое качество жизни;

Слайд 17

-  реализация  воспитательного идеала, описанного  в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:  «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Слайд 18

-ориентация на формирование конкурентоспособной личности – патриота своей Родины, обладающего морально-этическими идеалами и трудовыми навыками, необходимыми для активной профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики России;

       

Слайд 19

Комплексное изучение этнокультурной  составляющей содержания  общего образования   направлено на  усиление общекультурной направленности  образовательного процесса, а также на организацию  содержательной  внеурочной  деятельности.

         Для координации проводимых мероприятий требуется активизация сетевого взаимодействия всех субъектов, задействованных в реализации  образовании с этнокультурной  направленностью.

Слайд 20

          Раздел III. Механизмы реализации Концепции

Организационно-правовые:

  • Создание постоянно действующего Совета по этнокультурной направленности  образования в Республике Коми  для анализа современной ситуации, сложившейся в сфере образования  и контроля реализации Концепции этнокультурной направленности  образования в Республике Коми, а также  согласования с  Госсоветом и исполнительными органами  Республики Коми  Плана реализации  приоритетных направлений Концепции.
  • Разработка и утверждение  долгосрочной республиканской целевой программы  «Развитие  этнокультурной направленности  образования в Республике Коми на 2013-2017 годы».
  • Разработка долгосрочных муниципальных  целевых программ «Сохранение и развитие коми языка в муниципальном образовании» с включением в них  комплекса мер для повышения мотивации выпускников вузов, молодых специалистов к работе к сельской местности.
  • Создание  отдела  этнокультурной направленности образования в Министерстве образования   Республики Коми.  

Экономические.

  • Увеличение финансирования на издание учебной и учебно-методической литературы, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания образования,   за  счет долгосрочной республиканской целевой программы «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2010-2012 гг.).
  • Выделение финансовых средств на оснащение кабинетов коми языка и литературы в образовательных учреждениях Республики.
  • Развитие системы поддержки талантливых детей, проявивших особые способности в изучении родного языка, литературы и коми края.
  • Грантовая поддержка разработок и проектов по реализации приоритетных направлений Концепции этнокультурной направленности  образования в Республике Коми.

Слайд 21

Раздел VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

  • обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на обучение и воспитание на двух государственных языках: русском и коми, совершенствования этнокультурной направленности  образования  в республике;

слайд 22

  • укрепление материально-технической базы;
  • обеспечение  профессионального  кадрового потенциала республики;
  • обеспечение качественного научно-методического сопровождения интеграции этнокультурной составляющей  в содержание образовательных программ дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

слайд 23

  • повышение эффективности изучения родного языка в тесной связи с культурой и историей народа (изучения культурно-исторического наследия народа Коми).

Слайд 24

Раздел  V. Основные термины и понятия, используемые в Концепции

Билингвизм - параллельное функционирование двух языков в качестве средства общения в различных областях общественного устройства, а также владения этими языками населением определённого региона.

Национальное образование – это этнокультурная среда, в которой происходит духовно-нравственное воспитание личности гражданина в рамках системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.

Этнос (народ, этническая общность) – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущей ей системой, общностью языка, этническим самосознанием.

Полиэтничность – историческое проживание представителей разных народов в пределах одного админстративно-территориального образования (республики, области).

Нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.

Национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей, взаимоуважения в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных норм и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Путешествие по реке истории Республики Коми

Экскурсия в этнографический музей, где ребята узнают историю своей родной республики, знакомятся с традициями и бытом народов коми....

"Поле чудес" (тема "Моя республика Коми") презентация

Игру можно провести  на занятиях по краеведению, недели экологии.  Мероприятие носит познавательный характер. Участники игры разгадывают название самой высокой вершины Урала; животных, занес...

Красная книга Республики Коми. презентация

Красная книга Республики Коми. Презентация к урокам краеведения....

Тесты по краеведению для 2-4 классов начальных школ Республики Коми

Тесты по краеведению для 2-4 классов начальных школ Республики Коми...

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....