Проблема бурятского языка
статья

Очирова Валентина Намуевна

Начиная со второй половины ХХ века наш мир изменился, он стал глобальным.  С одной стороны, это хорошо: человек стал мобильным, не выходя из дома можно знать, что происходит в мире, улучшается качество жизни человека, но вместе с этим глобализация несёт в себе и отрицательные черты, она приводит к единообразию и унификации.

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (прим 1).  Чем же опасна культурная интеграция и унификация? Она опасна тем, что малые народы забывают свою культуру, традиции, обычаи и самое главное -  язык, являющийся отличительным признаком народа. С утратой языка происходит утрата всей остальной культуры, стирание истории, а затем и исчезновение самого народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Начиная со второй половины ХХ века наш мир изменился, он стал глобальным.  С одной стороны, это хорошо: человек стал мобильным, не выходя из дома можно знать, что происходит в мире, улучшается качество жизни человека, но вместе с этим глобализация несёт в себе и отрицательные черты, она приводит к единообразию и унификации.

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (прим 1).  Чем же опасна культурная интеграция и унификация? Она опасна тем, что малые народы забывают свою культуру, традиции, обычаи и самое главное -  язык, являющийся отличительным признаком народа. С утратой языка происходит утрата всей остальной культуры, стирание истории, а затем и исчезновение самого народа.

В законе «О языках народов Республики Бурятия» государственными языками Республики Бурятия являются бурятский и русский языки. Закон даёт гражданам Бурятии право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Также в законе прописано о действиях органов исполнительной власти по защите прав граждан в выборе ими языка и о мерах ответственности за неисполнение закона.  Во исполнение Закона «О языках народов Республики Бурятия» образована Комиссия при Правительстве Бурятии по развитию бурятского языка. Одобрена Концепция развития бурятского языка, которая призвана стать организационной основой решения проблемы сохранения, укрепления, развития и распространения бурятского языка. Возрождаются национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Но, несмотря на принимаемые меры, бурятский язык начинает терять свою красоту, становится несовременным, все чаще современная бурятская молодежь, особенно городская, говорит только на русском языке, считая, что родной язык знать совсем не обязательно.

В настоящее время только 28% коренного населения бурят являются носителями языка (прим 2). Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. На сегодняшний день одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского языка.

Эта же проблема коснулась и отдалённых районов и сёл, в частности и нашего села.  Дети в повседневной жизни не говорят на бурятском языке, крайне редко услышишь бурятскую речь. Такая тенденция наблюдается в течение 5-7 лет.

В чем же причины исчезновения бурятского языка?

Для того чтобы выяснить причину утраты  бурятского языка учащимися  нашей школы  решила выяснить отношение учащихся к изучению бурятского языка. Мною были разработаны вопросы и проведено анкетирование среди учащихся 2-4 классов.

Результаты получились следующие: из 65 опрошенных   25 % говорит дома на бурятском языке, 45% на уроках бурятского языка в школе, 30 % вообще не разговаривает.

Телевизионные передачи на бурятском языке смотрит 30% учащихся: из них «Мунгэн Сэргэ» - 10%, «Вести» на бурятском языке – 20%.

На вопрос «Считаете ли вы необходимым знать бурятский язык» 70% ответило положительно, 20% отрицательно, 10% затруднились ответить.

Хотят научиться свободно разговаривать на бурятском языке почти 75% учащихся, 15% ответили – нет, 10% затруднились ответить.

Из проведённого исследования можно сделать следующие выводы: более 70% учащихся нашей школы считают необходимым знать бурятский язык,   это же большинство хотело бы свободно научиться говорить на родном языке,  и этот же процент является коренным населением, которому, судя по всему,  небезразлична проблема исчезновения бурятского языка в селе.

В связи с этим у меня возник вопрос: «Какие социальные факторы влияют на то, что школьники, имея желание знать родной язык, тем не менее, его не знают?»

У меня появилось несколько версий:

Версия 1. Дома не разговаривают на бурятском языке и поэтому детям просто негде использовать, полученные в школе знания.

Версия 2. Свободное время дети посвящают смартфонам, компьютерам и т.д.

Версия 3. Бурятский язык не используется в социальной среде.

Версия 4. Отсутствие на телеэкранах интересных, развлекательных телепередач на бурятском языке для детей.  Ведь передача на телеканале «Ариг Ус» «Мунгэн Сэргэ» затрагивает вопросы культуры и ориентирована на взрослое поколение, а «Вести» на бурятском языке - это информационная, новостная передача.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: социальная среда пригородного села не способствует сохранению бурятского языка среди молодёжи и учащихся.  

Для решения этой проблемы в селе необходимо создавать условия для популяризации бурятского языка среди молодёжи и школьников. Самое главное, я считаю, это восстановление сельского клуба, разрушенного в годы перестройки, где проводились бы сельские праздники, и дети приобщались к культуре и традициям своего народа.

Yхибүүдые эрдэм номдо һургаха, тэдэниие хүмүүжүүлхэ хэрэгтэ буряад хэлэн айхабтар шухала үүргэ дүүргэдэг бшуу. Юундэб гэхэдэ, үхибүүд анха түрүүн хэлэндэ ороходоо, эхэ эсэгынгээ, аха эгэшынгээ хэлэжэ, заажа үгэһэн хэлэн дээрэ ухаагаа гүйлгэжэ, алибаа юумэн тухай зүбөөр, хүсэд һайнаар ойлгожо, хэлэжэ һурадагынь мэдээжэ. Энэ хадаа тэдэнэй ухаан бодолой хүгжэлтын эхин үе гэжэ тоологдоно.

Эхин класста үзэгдэхэ буряад хэлэнэй шэнэ программа хадаа мүнөөнэй шэнэ ФГОС - ой  эрилтэдэ харюусамаар зохёогдоһон байна. Мүнөөнэй  стандартын үндэһөөр  шэнэ эрилтэнүүд болзоонуудта (условинуудта), удхада болон  үхибүүдэй дүн шадабаринуудта  табигдана.  

Мүнөөнэй үхибүүд һургуулидаа ерэхэдээ, олон юумэ мэдэһэн, үзэһэн, дуулаһан  байдаг. Энэмнай бултанда ойлгосотой: айл бүхэн телевизортай, компьютертай, Интернедтэй холбоотой. Иимэ үе сагта үхибүүдэй ухаан бодол үдэр бүри хүгжэнэ, баяжана.

Нэгэдэхи класста буряад хэлэ үзэхэ программын гол шухала зорилгонь хадаа хэлэлгэ хүгжөөлгэ ба грамотада һургалга болоно. Грамотада һургалга хэлэлгэ хүгжөөлгэтэй нягта холбоотойгоор, тэрэнэйнгээ үндэһэ һуури дээрэ эмхидхэн ябуулагдаха ёһотой.

Энэ үедэ хэгдэхэ хүдэлмэри методическа талаһаа зүбөөр   ябуулагдабал, һурагшадые үзэглэлдэ һургалга һайнаар бэелүүлэгдэхэ болоно.

Зургаа наһатай үхибүүд олонхи ушарта һургуулида ерэхэдээ, үгэ хэлээршье тулюур, һанал бодолоо гүйсэд дамжуулха дадал багатай байдаг ха юм. Тиимэһээ тус хүдэлмэри саг үргэлжэ, тусхай системэтэйгээр, нягта гуримтайгаар ябуулагдажа, түрүүшын үдэрһөө литературна буряад үгэнүүдэй удхыень нютагай үгэтэй сасуулан ойлгуулха, хэшээл бүхэндэ шэнэ үгэнүүдтэй танилсуулгын хүдэлмэри хэгдэхэ.

Хэлэлгэ хүгжөөлгэ үхибүүдэй ухаан бодолой хүгжэлтэтэй нягта холбоотой юм: тиимэһээ нэн түрүүн үхибүүдэй хараһан мэдэхэ юумэн тухай хэлүүлжэ, мэдүүлэл зохёолгохо, һүүлээрнь гурба-дүрбэн мэдүүлэлһээ бүридэһэн хэлэлгэ зохёохо дүршэлтэй болгохо. Тус хүдэлмэри үри дүнтэйгөөр ябуулхын тула элдэб янзын гоё зурагууд, техническэ хэрэгсэлнүүд, аман зохёолһоо: оньһон ба жороо үгэнүүд, таабаринууд, шүлэгүүд, дуунууд үргэнөөр хэрэглэгдэхэ.

Багшын урда иимэ зорилгонууд табигдана:

- үхибүүдэй аман хэлэлгэ үдэр бүри  хүгжөөхэ, баяжуулха;

- үнгэтэ сюжетнэ зурагуудые хэрэглэжэ, үхибүүдэй аман хэлэлгэ, ухаан бодолыень хүгжөөхэ;

- шэнэ  үгэнүүдэй удхатай  танилсуулха, тэдэниие хэлэлгэдээ  хэрэглэхэ дадалтай болгохо;

- багшын табиһан асуудалда гүйсэд харюу үгэжэ шадаха;

- хэлэлгэ сооһоо мэдүүлэл, мэдүүлэл сооһоо үгэ илгажа һураха;

- үгэ юумэ нэрлэнэ ба үгэ олон удхатай гэжэ ойлгохо;

- үгэнүүдэй хоорондохи холбоо оложо һураха;

- богони үгые үенүүдтэ һалгааха, үеһөө абяа илгаха  дадалтай болгохо;

- аялган болон хашалган абяануудай илгаае модель дээрэ харуулжа шадаха;

-мэдүүлэл схемэ дээрэ харуулха шадабаритай болгохо;

- багшын аманһаа шүлэг, оньһон үгэнүүдые, жороо үгэнүүдые сээжэлдэхэ, таабаринуудые тааха дадалтай болгохо;

- бэшэлгын дэбтэр соохи үзэгүүдэй хубинуудые, дүрсэнүүдые бэшэхэ, мүн элдэб юумэнүүдые зураха дадалтай болохо.

Бэлэдхэлэй үедэ иимэнүүд темэнүүдээр хөөрэлдөө үнгэргэхэдэ болоно: «Минии гэр бүлэ», «Манай һургуули», «Буряад һайхан оромни», «Манай класс».

Бэлэдхэлэй үеын түрүүшын хэшээлһээ эхилжэ, бэшэлгэдэ бэлэдхэл хэгдэхэ ёһотой.  Yзэгүүдэй элементнүүдые бэшүүлжэ һургаха. Дэбтэр соохи даабаринуудые түрүүн багшын хүтэлбэри доро, удаань өөһэдөө бэшэжэ шадаха ёһотой. Дэбтэрэй түрүүшын нюурнуудта үгтэһэн жэшээнүүдые дүүргэхэдээ, түрүүн багша самбарта бэшэжэ харуулха. Уридшалан багша самбарта эли тодоор зуража, жэшээ харуулха ёһотой, хаанаһаа эхилээд, хаана хүрэтэр яажа бэшэхэб гэжэ ойлгуулха.

Энэ мэтээр грамотада һургалгын бэлэдхэлэй хэшээлнүүдые хэжэ дүүргээд, саашадаа үзэглэлэй үедэ хэгдэхэ ёһотой грамотада һургалгын болон хэлэлгэ хүгжөөлгын хүдэлмэри ябуулагдажа эхилхэ болоно.

Аналитическая справка о преподавании бурятского языка в ОУ (анализ проблематики)

Качественные изменения характера национальной политики нашего государства, а также отношения общества к проблеме развития и возрождения национальных языков и культур делают преподавание национальных языков народов России необходимым условием и неотъемлемой частью лингвистического образования школьников.

Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа –

носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в формировании толерантной личности, развития её национального самосознания.

Проблемы МО учителей начальных классов по изучению бурятского языка:

Развитие устной речи учащихся, раскрытие их творческих способностей, повышение качества знаний учащихся по бурятскому языку.

В 2013-2014 учебном году школьное методическое объединение учителей начальных классов продолжило работу по данной проблеме, реализуя её в учебной и во внеклассной деятельности.

В своей работе МО использовал новый региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному Республики Бурятия. Учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. Каждый учитель МО работал в соответствии с утвержденными рабочими программами и тематическим планированием. Рабочие программы реализуются в полном объеме. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью создания новых педагогических систем, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.

В ходе инновационной деятельности по изучению бурятского языка МО учителей начальных классов выявлены следующие положительные изменения:

1.осваивалась и внедрялась: здоровьесберегающая технология, инновационные технологии

2. повышается результативность в НПК, конкурсах, фестивалях;

3. повышается интерес к изучению бурятского языка.

Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства. Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями качества обученности.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Успеваемость обучения

100%

100%

100%

100%

Качество обучения

43%

57%

42%

48%

Средний балл

3,8

4

3,7

3,9

Анализ результатов за последние три года показывает, что успеваемость стабильна. Качество знаний в 2012-2013 учебном году снизилось на 0,1 % и средний балл ниже на 0,1 б. 

Одним из важных направлений модернизации школы является реализация индивидуализации обучения, благодаря которой наиболее полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Приоритетное направление программы по бурятскому языку -  возрождение национальной культуры - этническое, интеллектуальное, эстетическое воспитание, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности, что оказывает плодотворное влияние на индивидуальных способностей детей, совершенствует языковые, социокультурные компетенции учащихся. Ежегодно учащиеся участвуют в школьной, районной и республиканской научно-практических конференциях, в конкурсе «Гэсэр-Дангина» и в региональных интеллектуальных конкурсах – играх по бурятскому языку «Бамбарууш», «Гуламта», в конкурсе чтецов и имеют хорошие результаты. Постоянное участие в разнообразных конкурсах способствует формированию устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитию учебных интересов – с другой.

По программе внеурочной деятельности в 1-4 классах ведется кружок «Шэдитэ ханза». Кружок способствует продолжению работы над проблемой возрождения языка и национальной культуры бурятского народа, духовно-нравственного воспитания учащихся.

В 2013-2014 учебном году авторами УМК по бурятскому языку для 1 класса (Аюшиева С.И., Доржиева Л.Д., Очирова В.Н.) проработаны и переизданы учебники «Узэглэл», «Мушэхэн» с рабочими тетрадями и методическими пособиями. В новом учебном году планируется республиканский семинар по апробации нового УМК.

Использованная литература

  1. Закон "О языках народов Республики Бурятия" от 10 июня 1992 года

        № 221-XII

  1. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004 год.
  2.  «Молодёжь в условиях модернизационных процессов в Бурятии», Улан-Удэ, 2009 год, сборник статей
  3. «Философия и история культуры: национальный аспект»  Улан – Удэ, 1992 год, сборник статей
  4. Газета «Номер один» №14,  14.04. 2010г
  5. Энциклопедия  «Википедия»
  6. Интернет – сайт «burjat. narod. ru»
  7. Похозяйственные  книги МО СП «Дабатуйское»

 

Приложение 1

Анкета.

  1. Говорите ли вы на бурятском языке?

А) Дома

Б) На уроке бурятского языка

В) Не разговариваю

  1. Какие телевизионные передачи на бурятском языке вы смотрите?

_____________________________________________________________

  1. Считаете ли вы необходимым знать бурятский язык?
  1. Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

  1. Хотели бы вы научиться свободно разговаривать на бурятском языке?
  1. Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

Анкета.

  1. Говорите ли вы на бурятском языке?

А) Дома

Б) На уроке бурятского языка

В) Не разговариваю

  1. Какие телевизионные передачи на бурятском языке вы смотрите?

_____________________________________________________________

  1. Считаете ли вы необходимым знать бурятский язык?
  1. Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

  1. Хотели бы вы научиться свободно разговаривать на бурятском языке?
  1. Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока бурятского языка в 1 классе

Урок бурятского языка проведен в рамках "Дня бурятского языка"...

Презентация к уроку бурятского языка

предназначена для учащихся 2 класса бурятской школы по теме "Перенос слов"...

Урок бурятского языка в 4 классе

Хэшээлэй темэ: Хэлэлгын хубинуудаар дабталга...

Разработка урока по бурятскому языку. Интегрированный урок: Бурятский язык+окружающий мир

Разработка урока по бурятскому языку как государственному языку. Интегрированный урок...

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"...

Конспект урока по бурятскому языку и бурятской литературе

Хэшээлэй конспектнууд "Хамаанай болон гаралай падежнууд""Уншэдэй ухэл"...