ТЕМБОТ МАГОМЕТОВИЧ – ЛИЦО НАШЕГО НАРОДА,
статья
ТЕМБОТ МАГОМЕТОВИЧ – ЛИЦО НАШЕГО НАРОДА,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tembot_magometovich_-_litso_nashego_naroda.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Х. Хут (а. Джиджихабль)
ТЕМБОТ МАГОМЕТОВИЧ – ЛИЦО НАШЕГО НАРОДА,
ЕГО ИСТОРИЯ, ЕГО ЖИЗНЬ
Если мы говорим об Адыгее и о ее культурном наследии, первое имя, которое приходит на ум- Керашев Тембот Магометович, который является одним из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Его рассказы, поэмы, романы находят отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Писатель становится другом каждому читающему человеку. Тембот Магометович — лицо нашего народа, его история, его жизнь. Он достоин того, чтобы его помнили, любили.
Тембот Магометович Керашев родился в крестьянской семье бывших мелких дворян в 1902 году в ауле Кошехабль. Отец Тембота Магометовича был грамотным человеком и мечтал дать соответствующее образование своему сыну. Путь просвещения писателя начался с частной татарской школы Ибрагима Юманкулова в ауле Хатажукай, после чего он проучился год в учительской семинарии в Уфе, затем в реальном училище и школе второй ступени станицы Абинской, Краснодарском политехническом институте.
В 1929 году окончил Московский промышленно-экономический институт, затем вернулся в Адыгейскую АО, где был редактором областной газеты, потом управляющим Адыгейским национальным издательством. В 1931 году Президиумом Адыгейского областного исполкома Т.М. Керашев был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института краеведения и в этой должности проработал до 1934 года. Был доцентом в Краснодарском инсти- туте (1934—1936), научным сотрудником НИИ краеведения.
В 1931 году Президиумом Адыгейского областного исполкома был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института краеведения, в этой должности он проработал до 1934 года, затем работал доцентом в Краснодарском институте (1934—1936), после чего вернулся научным сотрудником в НИИ краеведения.
Становление творчества Тембота Керашева связано с со временем революционных потрясений и крутой перестройки сознания.
Когда появляется адыгейская письменность, Керашев принимает участие в ликвидации неграмотности. Он сам при этом собирает и записывает произведения устного поэтического творчества.
Когда выходит первая газета на адыгейском языке, ее редактором становится Тембот.
Когда в Краснодаре открывается национальное издательство — им руководит начинающий писатель. Между тем, основным делом жизни становится творчество.
Т. М. Керашев собирал образцы устного поэтического творчества адыгов, составлял сборники фольклорных произведений и готовил учебники по литературе (в частности, в соавторстве с А. Д. Хатковым создал три первых учебника по адыгейской литературе для средней школы).
Печататься начал в 1925 году, когда был опубликован его первый рассказ «Арк». Является основоположником новописьменной адыгейской литературы. Среди наиболее известных произведений — «Адыгея—первая национальная», «Позор Машука» (сборник рассказов, 1934), «Тайны Сариет», роман «Дорога к счастью» (1939, русский перевод 1947), сборник рассказов и повестей «Последний выстрел» (1969); повести «Дочь шапсугов», «Месть табунщика», «Абрек» (1957); романы «Состязание с мечтой» (кн.1, 1955, на русском языке), «Умной матери дочь» (1963), «Куко» (1968), «Одинокий всадник» (1973) и многие другие.
В 1923 году перевёл на адыгейский язык «Интернационал».
Рассматривая место Т. Керашева в национальной культуре, делается попытка представить историю литературы как историю общественной мысли, на этом фоне прослеживаются основные этапы творчества писателя и определить истоки и черты основных произведений мастера, их типологические связи с отечественной литературой, реализмом ХХ века
Сегодня, когда мы отмечаем 115 лет со дня рождения Тембота Керашева, важно еще раз посмотреть, какое место занимает это явление в литературном процессе.
Становление творчества писателя связано с 20-30-ми годами ХХ века - временем революционных потрясений и крутой перестройки сознания. В Адыгее все осложнялось специфическими условиями национальной окраины и отсутствием у работников культуры опыта художественного творчества. А жизнь поставила задачу - разобраться в сложном историческом моменте, взглянуть на грандиозные перемены и отразить их, сопоставив с прошлой реальностью. Речь шла не просто о создании профессионального искусства, но литературы, как тогда декларировалось, нового, «социалистического образца».
Молодой Т. Керашев, сознательно вставший на сторону революционных изменений, постоянно находился в центре дел и событий. Он полагал, что важнейшим стимулом перемен должно стать, прежде всего, национальное возрождение. Духовное строительство,развернувшееся в области, означало обращение к истокам, истории народа, богатейшим традициям фольклора, родному языку. На этой основе предстояло создать новую культуру. Появляется впервые своя письменность - Т. Керашев принимает участие в ликвидации неграмотности. Он сам при этом собирает и записывает произведения устного поэтического творчества. Выходит первая газета на адыгейском языке - ее редактором является Тембот Керашев. В Краснодаре открывается национальное издательство - им руководит начинающий писатель. Между тем, основным делом жизни становится творчество. В 1925 году публикуется рассказ «Арк» - первое прозаическое произведение новой литературы.
Непросто складывался творческий путь Т. Керашева в послевоенные десятилетия. Содержание произведений определялось в это время сложностью и противоречиями отражаемого жизненного материала. Духовную основу литературы составило мироощущение, выстраданное народом, «ясно осознавшим свою мировую освободительную миссию». Вульгарно-социологические представления об искусстве, оказывающие на литературу сильное влияние, также отражались в творчестве писателя. Об этом свидетельствуют романы «Состязание с мечтой», «Куко». Стремясь уйти от декларативной парадности, поверхностного изображения жизненных конфликтов, чего требовал показ событий, Т. Керашев обращается к прошлому народа.
Обращение к прошлому, использование в связи с этим мотивов народного творчества не помешало художнику освободиться от издержек фольклорно- эстетического мышления. В произведении проявились и другие важнейшие тенденции развития отечественной прозы нового этапа. Традиционные формы описательной, панорамной прозы начинают заметно видоизменяться. Многоплановость сочетается с углубленным изображением характеров и основательностью художественного раскрытия акцентированных проблем.
Произведения на историческую тему занимают особое место в творчестве Т. Керашева. Писатель хорошо понимал, что прошлое народа, накопленная им духовность имеют не только самоценное значение. История и культура адыгов могли представить остальному миру ни с чем несравнимый опыт. Задача стояла - убедить в этом каждого. Для этого необходимо было в образной форме представить народ как национальный феномен, с его необычным обликом, своеобразным мышлением, неповторимым языком. Национальные черты, этнографические детали, мотивы, взятые из прошлой жизни, - все это не было проявлением национальной узости. Керашев был убежден: в отрыве от родного языка, национальной истории, природной души не может быть подлинной культуры. Для писателя в то же время не было большой разницы между людьми различной национальности. Да, у народов разная одежда, свои обычаи. Но у тех и у других одни и те же душевные переживания и надежды. Именно в этом убеждает содержание произведений писателя. Вот почему его произведения стали доступными, близкими и востребованными всеми народами.
На современном этапе, когда пошатнулись нравственные основы и потребности общества, когда глобализация грозит самому институту национально-традиционной человеческой духовности, нам представляется очень важным вновь обратиться к творчеству Тембота Керашева, который всю свою жизнь был проводником воинствующего гуманизма, в основу которого ставился черкесский этикет.
Каждое поколение исследователей привносит новые элементы в осмысление этического феномена одного из основоположников черкесской литературы. Отсюда ощутимая необходимость исследования творчества писателя с новых методологических позиций сегодняшней научной объективности, определяющей соответствующие средства достижения истины. Одно из них, плодотворное и осмысленное за последние десятилетия, это принцип видения целостной национальной картины мира. У писателя этот принцип органически опирается на диалектику постоянной изменчивости мира, в котором необратимо осуществляются процессы разрушения и созидания личности.
В художественной картине мира Тембота Керашева ярко воплощены типические черты черкесского национального характера, в котором сконцентрированы многовековые традиции народа, его неповторимый образ мышления, этические нормы поведения. Тембот Керашев ясно выражает свою художественную концепцию человека: "Самое главное в мире это живой человек, его деятельность, творящий ум. И вся жизнь должна быть построена так, чтобы все благоприятствовало жизни, здоровью и труду человека", - пишет он. Писатель показывает черкесский этикет, как основу поведения, созданных им героев, восстановив не только культурную историческую память народа, но и воссоздав нравственные устои общества, представив читателю через своих героев обычаи, нравы, красоту души народа.
Национальный характер в произведениях Тембота Керашева отражает историю развития народа, его образ жизни, особенности быта, философские, этические и эстетические представления; этические критерии народа, соединяющие духовность и нравственность, являются важным компонентом эстетики писателя, который, охватывая все временные пласты и опираясь на гуманистический смысл народной этики, создает реалистические образы, обобщающие этический, культурно-исторический и художественно-изобразительный опыт народа, возводя его национальное содержание до границы общечеловеческого миропонимания.
Тембот Керашев — большой художник слова. Художник, который сумел познать свою эпоху и показать ее тем, кому не так и было видно, что происходит вокруг. А поначалу и ему самому не всегда доподлинно было ясно архисложное переустройство идей времени. Но он был не по возрасту мудрым, проницательным, но самое главное — уже художественно ориентированным.
Тембот Керашев не был кабинетным затворником. Исследователь по духу, художник по рождению, он сотрудничал с различными организациями, принимал активное участие в деятельности художественных советов. И сам учился. Главная школа, как и раньше, -творчество великих мастеров слова. Это, прежде всего, русская классическая литература - А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой, М. Горький. Великий труженик и ученик, он сам давно стал учителем. Особое внимание он уделял воспитанию молодых, начинающих писателей. Под его влиянием в Адыгее выросла и сформировалась самобытная литература, пробившая дорогу в большой мир.
Органическое единство слова и образа писателя, формы и содержания произведений, выражающих особенности стиля, художественного мировидения и творческой индивидуальности талантливого писателя - философа и мыслителя, внесшего выдающийся вклад в историю адыгских литератур, обозначил важнейшие пути их развития. Анализ произведений Тембота Керашева разных лет на предмет выявления художественного мира, дает возможность сделать вывод о том, что он сумел раскрыть философию духа, мироведение и миропонимание адыга, опираясь на его художественные национальные традиции, жизненные народные идеалы и нравственные заповеди.
Художник стал свидетелем значительных перемен в обществе. Писатель в этом случае не был простым наблюдателем демократических изменений, а сторонником происходящего. В своем последнем интервью он, к примеру, говорил о существующей опасности «заговорить» перестройку и о необходимости «осознать ответственность за нравственность своего народа, за его историю, за его истоки». Потеря исторической памяти и гражданского чувства, унификация национального начала, сведение разных культур к одной, безликой и бездуховной - вот с чем боролся художник на протяжении всей своей жизни. Гуманист, веривший в прогресс, писатель, дороживший духовным наследием народа и посвятивший свою жизнь умножению этого духовного наследия! Таким и будет в нашей памяти Тембот Керашев!
Тембот Керашев награжден - орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и орденом Трудового Красного Знамени. Кроме этого премией третьей степени (1948) — за роман «Шамбул» и «Дорога к счастью» (1940).
Для увековечения памяти Керашева в Майкопе, на стене дома, где жил Керашев (ул. Краснооктябрьская, 9) установлена мемориальная доска. Именем Керашева назван Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. 27 сентября 2002 году к 100-летию со дня рождения писателя был открыт Литературный музей Тембота Керашева. Музей расположен в квартире и состоит из трех экспозиционных залов. В первых двух залах находится экспозиция музея, рассказывающая о жизни, творчестве и общественной жизни писателя. Фонд музея насчитывает 5 104 экспоната. Из них основной фонд составляет 3 607 экспоната, научно — вспомогательный фонд 1 614 экспонатов
Камерная обстановка Литературного музея Т. Керашева как нельзя лучше подходит для творческих встреч современных писателей, ученых-гуманитариев, школьников и студентов. Сотрудниками музея организуются и проводятся памятные, тематические мероприятия, посвященные творчеству Т.М. Керашева, Дню адыгейского языка и письменности, участие в которых принимают представители творческой и научной интеллигенции республики.
В скверике на углу ул. Пушкина посажен ясень. Здесь гордость Адыгеи Тембот Керашев восседает на стуле. На коленях его, лежит социальный роман «Дорога к счастью».
В ауле Кошехабль, скульптором Гузер Шиковым, 2016году открыт памятник — бюст выдающемуся Адыгскому писателю и Просветителю Темботу Керашеву.
Теплые слова о классике адыгской литературы сказал народный писатель Адыгеи, КБР, КЧР Исхак Машбаш: — Праздник Тембота Керашева, праздник аула, в котором он родился, праздник всей республики, да и всего адыгского народа. Ведь имя этого великого творца мы ассоциируем со всем адыгским миром. Тембот Магометович — лицо нашего народа, его история, его жизнь. Он достоин того, чтобы его помнили, любили.
Литература
1.Дангулов Савва. Слово о Темботе Керашеве//Тембот Керашев. Избранные произведения в 3-х томах. – Т.I. – Майкоп, 1981. – С.11.
2. Шабанова Е.М. Т. М. Керашев и устно-поэтическая культура адыгейского народа//Ученые записки. Т.1.-Майкоп, 1957.- С.165-180.
3. Шабанова Е.М. Горьковские традиции в очерках Т.М.Керашева//Ученые записки АГПИ. Вып. 4. - Майкоп, 1963. - С. 120.
4.Шибинская Е.П. Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман//История адыгейской литературы. Майкоп, 2002. - Т.2. - С.76-105
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Подвиг народа мы не забудем", посвященный 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Сценарий классного часа посвящен 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.Данный классный направлен на воспитание патриотических качеств ,гражданственности, на формирование чу...
С каким лицом вы заходите в класс, или Про наше учительское выражение лица и выражение души
С каким лицом вы заходите в класс, илиПро наше учительское выражение лица и выражение душиhttp://pedsovet.su/publ/123-1-0-5366...
Урок музыки в 4 классе Тема урока:«Музыка главное действующее лицо многих сказок народов мира».
прививать учащимся любовь к музыке через сюжетырассказов и сказок. Показать воздействие музыки на жизнь человека.Раскрыть взаимосвязь сюжетов рассказов и сказок с правдоподобными случаями в жизни чело...
Классный час « Победа нашего народа»
Цель: Формирование у младших школьников, представление о ВОВ....
4 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Это один из самых любимых нашим народом праздников.
В школе 34 с региональным статусом "казачья образовательная организация" № 34 имени В.М. Ткачева состоялось мероприятие , посвящённое Покрову Божией Матери. Здесь ребята узнали о проис...
Проверочная работа "Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи..."
Проверочная работа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа"...
Проект "Всматриваемся в лица наших сверстников"
Начало проекта было положено на уроках литературного чтения.Работая над разделом: «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас.Выясняем, насколько мы с ними похожи», ребя...