Традиции кубанской семьи
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1
г. Тимашевск
Кубановедение
Тема: Традиции кубанской семьи.
Учитель начальных классов:
Куракова С.А.
2019 год
Цели урока: Прививать любовь, уважение, интерес к традициям предков – кубанских казаков. Познакомить более подробно с некоторыми обычаями в казачьих семьях. Учить видеть за внешней привлекательностью обрядов глубину традиций, уходящих в прошлое народа.
Познакомить с историей и культурой Кубани.
- развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, через познание её истории;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Планируемые результаты: научатся работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
Презентация, Видеосюжет «Посвящение в казаки», компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: узоры рушника невесты, лепестки цветов.
Материал для проектной деятельности: кохта, шлычка, подшальник, чувяки, шаль, хвартук, рушник, манысто, силуэт глэчика.
№ урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащегося и УУД |
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности | - Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем! Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Ученик 1: Добрым словом прывечать, Прибауткой прибодрить. Подходят к гостям с караваем на подносе рушником. | Положительный настрой на работу. |
2. Этап актуализации и формирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Ученик3 Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вы, наверное, догадались, что пойдет разговор о нашей родной Кубани, о месте, где переплелись культуры и традиции разных народов. Более двух веков назад переселились в наши края казаки из Запорожской Сечи и принесли с собой традиции, некоторые из которых живы и поныне. Скажите, как вы понимаете слово «традиция»? Где можно найти ответы? | Формировать устные выполнения строить монологическое высказывание, аргументировать. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание. |
3 Выявление места и причины затруднения. | Как можно узнать о традициях? В библиотеке, в интернете, спросить у родителей. Каждая группа выбрала свой проект. Расскажите, что вы узнали? | Сравнивать: соотнести два рассматриваемого объекта Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. |
4. Пробное действие и составление алгоритма решения учебной задачи. | 1 группа – Встреча Нового года – парни с утра приходили в хаты и посевали семенами хлебных злаков, горохом, фасолью, семечками, складывая в холщовые сумки подарки. Обычай связан с древней магией: от первого новогоднего дня зависят благополучие и удача в течение всего года. Чтобы урожай был обильным, хлеба высокими (показывают сценку). 2 группа – Рождество – на столе взвар и кутья – блюда поминальной трапезы. Дети собираются к своим крёстным родителям и несут им кутью с сухофруктами и карамельками. Крёстные, обрадовавшись принесённой «вечере», вручают малышу отрез на рубашку или платье и обязательно сласти. Вечером же ходят по дворам и колядуют. 3 группа – Масленица – проводы зимы и встреча весны. В домах варили целые макитры вареников и горы оладий и блинов. Последний день – прощёный. Принято ходить в гости к родителям, родственникам и соседям и просить прощение за все обиды. Последний раз употреблялась скоромная пища – с понедельника начинался великий пост (нельзя употреблять «животную» пищу, сквернословить, устраивать застолья, играть в азартные игры, петь песни кроме религиозных).
| Формировать устные алгоритмы выполнения строить монологическое высказывание, аргументировать. |
Физкультминутка | Казачья песня. | Двигательная активность. Расширить словарный запас. |
5. Реализации построенного проекта. | Но не только о будущем мальчиков беспокоились в казачьих семьях. Много внимания уделялось воспитанию девочек. Подумайте, что должны были уметь юные казачки? Какие качества им прививались с детства? Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла. | Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. |
6.Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи | «Казачья свадьба» Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (чугунок) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска) Стоит толстячок, Что это за предмет? (макитра) Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы) - А этот кувшин на Кубани называли глэчик. -Найдите в словаре слова: чугунок, макитра, глэчик. | Осуществлять поиск существенной информации |
7 Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону. | А хотите ли вы поучаствовать в подготовке приданого невесты? Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке. | Выполнять самостоятельно задание |
8 Включения в систему знаний и повторения. | А можем мы составить общий классный проект и показать, что мы увидели? Вывешивают рисунки каждой группы | УУД: познавательные, коммуникативные |
9 Рефлексии учебной деятельности на уроке. | У вас остался ещё один предмет. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета. Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого. Если было не интересно и вам это не нужно – синего. -Как оценили свою работу и товарища? - Над чем еще нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось еще лучше? - Я думаю, все на уроке поработали хорошо, давайте поаплодируем друг другу. | Анализировать свою деятельность и находить пути решения ошибок. |
10. Задание на дом | - У меня есть к вам предложения создать собственные проекты традиций вашей семьи. Представить его можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект. - Ребята я очень благодарна за отличную работу и спасибо за урок. |
Карточки для проверки Д/з
Задания по группам:
1 группа.
В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.
Изба, квартира, дом, хата.
Саманный, деревянный, турлучный.
Глина, солома, известняк, камень.
2. группа. ( «Строительство турлучного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет, как строился дом.
3. группа. ( «Строительство саманного дома)
Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет, как строился дом.
- группа. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Тёплая стенка печи. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.
По вертикали: 1.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
т | |||||||
г | р | у | б | а | |||
р | |||||||
л | с | ||||||
у | а | ||||||
к | а | м | ы | ш | |||
х | а | т | а | ||||
н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП кружка "Традиции кубанского казачества"
используется для работы с группой казачьей направленности...
Традиции кубанской кухни
конспект занятия...
Тематическое планирование занятий по истории и традициям Кубанского казачества.
Планирование и разработка занятий по истории и традициям Кубанского казачества....
Занятия 1-8 по истории и традициям Кубанского казачества.
Конспекты занятий 1-8....
Занятия 8-18 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 8-18....
Занятия 20-31 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 20-31....
Занятия 33-46 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 33-46....