Занятия 1-8 по истории и традициям Кубанского казачества.
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие №1.
Кто такие казаки? (Вводное занятие).
Что вы представляете себе при упоминании слова «казак»? (выслушиваются мнения учеников)
Отважный воин, мужественный защитник Отечества, неутомимый труженик и заботливый хозяин. А может кто-то вспомнит увиденные дома старинные фотографии из семейного альбома, ясные, уверенные глаза, лица с чувством собственного достоинства… Темное сукно черкески падает свободными складками, отливают серебром газыри с чернью и пояс с набором, рука крепко сжимает причудливо загнутую рукоять сине-серой шашки…
У одних защемит сердце от воспоминаний рассказов бабушки, как высылали из родной станицы за принадлежность к казачьему званию. У кого-то зазвучат в душе чудные звуки запавшей в сердце казачьей песни. Воспетые в народных песнях защитники Отечества и сгинувшие на чужбине эмигранты с тоской по оставленному где-то в плавнях хутору… Герои стремительной атаки против немецких захватчиков под станицей Кущевской и седые исполнители трогательных песен в станичном фольклорном коллективе… И чеканящие на параде шаг кадеты – надежда и будущее казачества.
Все это органично включено в емкое и глубокое понятие: КАЗАКИ.
В толковом словаре В.И.Даля слово «казак» предположительно появилось у тюркских народов (татарского, киргизского происхождения). У татар казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В XIV веке на Руси казаками называли вольных людей, они продавали свое воинское умение, а так же работали по найму на различных промыслах. Спустя четыре столетия это слово наконец обретет тот смысл, о котором В.И. Даль напишет: «войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении».
Территория нынешнего Краснодарского края была заселена более 200 лет назад казаками-запорожцами, выходцами из Украины и одновременно – донскими казаками. Сил для охраны границы от участившихся набегов горцев в Черноморском войске оказалось недостаточно. В начале 19 века на Линию (границу) продолжали поселять южнорусских служилых людей, донских и малороссийских казаков. И в 1832 г отдельные казачьи полки были объединены в Кавказское Линейное казачье войско.
Черноморскими и линейными казаками было основано несколько десятков слободок, впоследствии станиц Кубани.
В 1860 году произошла реформа в жизни кавказских казачьих войск. Черноморское казачье войско объединили с первыми шестью бригадами Кавказского Линейного войска. Новое образование получило название Кубанское казачье войско.
Каждый народ обладает своими традиционными ценностями, имеет представления о добре и зле, о личном и общественном. Среди ценностей Кубанского казачества всегда стояло православие. Православная вера пронизывала все стороны жизни казачьего войска, станицы, семьи. И поэтому , намного дороже, чем материальный достаток казаки ценили волю. Очень ценились коллективизм и братство. Единство и взаимопомощь были важны и жизненно необходимы казакам. Станичники вместе уходили на службу. Правило «сам погибай, а товарища выручай» редко нарушалось в казачьей среде. Если подобное случалось, позор падал не только на провинившегося, но и на его род, потомков. Друг к другу казаки одного возраста нередко обращались со словами «брат», «братко».
Защиту Отечества казаки рассматривали как одну из основных, святых обязанностей. Тяжело переживали казаки расставание с родным краем. Обязательное несение военной службы предопределило высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств, как отвага, физическая сила и ловкость, выносливость. В кулачных и станичных боях, в скачках и джигитовках закалялся характер, казачья молодежь набиралась сил и сноровки. Отважные и заслуженные казаки, Георгиевские кавалеры пользовались всеобщим уважением.
Высоко ценились в казачьей среде трудолюбие, честность, щедрость. Порицались – жадность, жестокость, воровство. Важная роль отводилась твердым нравственным устоям, трезвому образу жизни. В семейной и станичной жизни характерным было уважительное отношение к старшим, особенно к старикам. К родителям обращались на «Вы».
Физическое воспитание подрастающего поколения, здоровый образ жизни занимали важное место среди казачьих ценностей. Формирование крепких физических качеств у подростков поощряли звучащие по вечерам в семейном кругу воинские песни. В них рассказывалось о предстоящих трудных испытаниях – их может выдержать только сильный и здоровый человек.
Для сохранения воинского духа и обучения военному делу казаки ежегодно призывались на месячные лагерные сборы. Казаков учили действиям в конном и пешем строю, обязанностям и правам часового и караульного, обучали правильному уходу за лошадьми, скачкам. Участники соперничали, демонстрируя резвость лошадей, рубку, джигитовку. К необходимым условиям успешного освоения кавалерийского искусства относилась крепкая посадка, смелость, ловкое управление конем, умение брать препятствия, ездить по неровной поверхности и преодолевать водные рубежи. Молодой казак должен был уметь остановить лошадь во время движения, уложить её на бок, поднять и продолжать движение. Особенно трудным было выполнение акробатических упражнений: пролезть под брюхом лошади во время скачки; делать стойки на голове и руках; вращать шашку, стоя на седле. В движении было необходимо уметь расседлывать и седлать лошадь, выполнять прыжки с поворотом в направлении гривы и крупа лошади, соскальзывать по боку коня, взявшись руками за подпругу и держа одну ногу в стремени. Групповая джигитовка включала пирамиду, когда двое всадников сидели в седле, а третий стоял у них на плечах; скачку с преодолением препятствий втроем на двух лошадях. Отдельный момент джигитовки – рубка шашкой лозы и глиняных массивов. Казаки должны были умело разрубать на скаку тряпичные шары, стрелять по мишеням и в подкидываемые предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование занятий по истории и традициям Кубанского казачества.
Планирование и разработка занятий по истории и традициям Кубанского казачества....
Занятия 8-18 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 8-18....
Занятия 20-31 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 20-31....
Занятия 33-46 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 33-46....
Занятия 48-54 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 48-54....
Занятия 56-67 по истории и традициям Кубанского казачества.
Занятия 56-67....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и традиции кубанского казачества»
Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки...