Здоровьесберегающие технологии на уроках бурятского языка
статья
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_buryatskogo_yazyka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках бурятского языка
Я не знаю большей красоты,
чем здоровье. (Г. Гейне)
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям бурятского языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
В каких условиях ребёнок может реализовать свои способности “быть здоровым?”. На наш взгляд, это:
любовь к ребёнку;
уважение его мнения;
демократический опыт у учителя;
поощрение успехов ребёнка;
формирование у учащихся умения мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;
создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.
Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках.
Методическое объединение учителей бурятского языка нашей школы работает над проблемой «Создание условий для духовно-нравственного развития школьников и здоровьесберегающей среды посредством дифференцированного и лично-ориентированного подхода к обучению».
Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации, обучаемых я использую элементы вышеуказанных технологий на уроках бурятского языка.
Школьный курс бурятского языка имеет практическую направленность. На уроках бурятского языка соблюдаются гигиенические требования и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии выполнения требований здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на бурятском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). Я стремлюсь, чтобы весь урок проходил непринужденно, стремлюсь создать приятную располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, драматизация небольших сценок.
На начальном этапе я провожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на бурятском языке. Вслед за учителем школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Вместе с тем ненавязчиво убеждаю детей в том, что надо много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.
Талын табан тарган тарбаган
Тарбаган табараа
Табанhаа таhараа.
На уроках, в минуты отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одной из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни подбираю такие, чтобы были современны, их можно было бы петь хором, легко усвоить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д.
Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.
Несомненно, в процессе обучения бурятскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы:
При изучении алфавита:
Изобразить букву головой (причем один изображает, другие отгадывают).
Изобразить любимое животное (тема «Амитад») движением мимикой, голосом, жестами).
Изобразить действия, которые выполняем каждый день (тема «Глаголы»).
Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.
Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.
Например: Одна из парт превращается в прилавок магазина, на ней разложены картинки, на которых изображены фрукты и ягоды.
Игры – драматизации на бурятском языке «Репка», «Теремок», «Три поросенка» и др. также вызывают большой интерес у детей.
Учащимся старших классов по душе игра-проект, где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою правильную точку зрения с одной стороны, и пытаются говорить на бурятском языке с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.
Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.
2.Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.
Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.
Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.
Практикую на своих уроках элементы уровневого обучения:
Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.
Пример выбора домашнего задания.
7 класс. Тема: «Мой день». Задание: рассказать о своем выходном дне.
На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);
на 4 балла- рассказать о своем выходном 7-8 предложений;
на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12 предложений).
3. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
С целью повышения интереса к бурятскому языку я провожу интегрированные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки. Бурят.яз – Изо «hэеы гэр»
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.
В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно- ориентированные.
Для формирования здорового образа жизни дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам в виде проектов:
- Минии удэрэй журам - режим дня»;
- «Спорт и здоровый образ жизни»;
- Эрын гурбан наадан (Сурхарбан)
Мои ученики не раз выходили на уровень округа и получали призовые места.
- Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Делимся на группы по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п.
- Сменность партнера и партнеров по методике Ривина снимает усталость, привносит элемент новизны. В группе распределение обязанностей носит достаточно демократичный характер. Если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным.
- Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.
- Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.
- Ко дню бурятского языка совместно с поселковой библиотекой провела праздник бурятского языка «Турэл хэлэе магтая!» для учеников 3 класса.
Ко дню Победы провели совместные мероприятия с КДЦ «Заречный» 5 – 7 классы
- Сурхарбаан
Таким образом, Здоровьесберегающие технологии – это сплав хорошо известных и часто применяемых на уроке бурятского языка технологий: технология проектной деятельности, игрового обучения, информационные. Такие технологии дают возможность изучать сложный материал без ущерба для ученика, но требуют тщательной подготовки учителя к уроку и хорошо продуманного плана урока.
Обязательными на уроках бурятского языка являются паузы-зарядки, своеобразное переключение с русского на бурятский язык, особенно в начале урока. Они также часто используются дл закрепления новой лексики, грамматических явлений, совершенствования произношения. Применение театрализованных моментов на уроке повышает не только мотивацию ученика, но и появляется желание участвовать в кукольном мини-спектакле, а для этого надо вспомнить, повторить и постараться правильно построить фразы.
Ученикам на уроке бурятского языка приходится много учить наизусть, для того, чтобы разнообразить этот процесс, часто применяется игра в мяч, так называемая «дуэль». Этот момент урока дает возможность подвигаться, проявить спортивную подготовку и одновременно автоматизировать необходимые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»
Цель мастер-класса: показать, как ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...
ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...
Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста" с применением ИКТ: презентация, работа с интерактивной доской, применение документ-камер...
Методическая разработка: "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
В этой статье рассакзываю о использовании валеологичкских приёмах работы на уроках иностранного языка, которые помогают успешно овладеть языковым материалом на уроках и укрепить здоровье учащихся....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Совершенствование умений практического владения английским языком по теме “The Seasons of the year”, формирование лексических, фонетических, грамматических навыков, умений письма, чтения, аудирования,...
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...