НРК по русскому языку республика Бурятия
рабочая программа (3 класс) на тему

Горшкова Полина Сергеевна

НРК по русскому языку для 3 класса  приложение к рабочей программе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.  На уроках русского языка используются  не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру республики Бурятия , но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данной республике, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

НРК

Тема урока

Национально – региональный компонент

1

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

Д.Д. Хилтухин «Облепиха»

Трещит мороз.

В долине тихо.

И ветры улеглись степные.

На горке держит облепиха

В охапке гроздья золотые.

Задание:

1. Найди и подчеркни знакомые орфограммы. 2. Сколько разных орфограмм ты встретил?

2

Правописание большой буквы в словах.

Дамба Жалсараев.

А течёт из Байкала одна Ангара.

И краса её чистая всеми воспета,

Дай – то бог, чтоб одна только песня добра

Каждый день выливалась из сердца поэта.

Задание:

1. Напишите стихотворение по памяти.

2. Выделите орфограммы.

3. Подчеркните имена собственные.

3

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

Д.Д. Хилтухин «Подснежник»

Устал мороз, слабеет,

Тает снег.

Пускаю я пушистый

Свой побег.

Задание:

1. Назови знакомые орфограммы, объясни написание.

2. Обозначь все знакомые орфограммы.

4

Понятие об удвоенных согласных буквах.

  Бурятская поговорка

В бездонную бочку воду лить бесполезно.

Задание:

1. Прочитай и запиши поговорку.

2. Выпиши слово с удвоенной согласной, раздели его для переноса.

5

Развитие речи. Творческая работа.

Составляем рассказ о природе своего края.

6

Формулирование обобщённого правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова».

Бурятская сказка «Мышь и верблюд»

«Стал Верблюд мордой на юг и принялся смотреть. А маленькая мышь взобралась на верблюжий горб и стала смотреть на восток».

Задание:

1. Найди и подчеркни проверяемые согласные в корне слова.

2. Подбери проверочные слова.

7

Правописание безударных гласных в корне слова.

Намжил Нимбуев «В родном улусе»

Здесь старики сидят на солнцепёке,

Прошедшие перебирают дни,

Считают весны, осени свои.

Задания:

1. К словам с безударными гласными в корне подбери проверочные слова.

2. Сделай разбор предложения по членам и по частям речи.

8

Развитие речи. Сочинение по наблюдениям.

Сочинение «Прогулка в лес»

9

Образование сложных слов.

Словарный диктант.

Бурятские загадки.

1. У рыжего телёнка жёлтое брюхо. (Облепиха)

2. Шёлковый клуб, семь дыр вокруг. (Голова)

3. Под землёй птица гнездо свила, яиц снесла. (Картошка)

4. Бурка бежит, а оглобли стоят. (Река и берег)

Задание:

Запиши отгадки, объясни правописание слов.

10

Приставка, её роль в слове. Развитие умения находить в словах приставки.

Бурятская сказка «Ласточка и комар»

«  Комар вытянул свой длинный нос. Ласточка его откусила и улетела. От горя комар сжался, стал малюткой, от стыда спрятался в болотистые места. А Ласточка поселилась возле юрт Человека».

Задание:

1. Прочитай и спиши текст.

2. Найди и выдели приставки.

11

Звук й  и его обозначение на письме.

Дондок Улзытуев «Люблю зелёную тайгу»

Люблю зелёную тайгу,

Лесную глушь, покой природы.

Но долго жить в ней не могу,

И в Шибертуе не могу

спокойно жить, считая годы.

Задания:

1. Прочитай стихотворение. В каких словах есть звук й?

2. Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают звук й?

12

Понятие об окончании и основе слова.

Аромат черёмух_ душистой

Полной грудь_ , с гордостью вдыхаю я.

Нет на свет_ ничего дороже,

Чем родная Бичура моя!

Задание:

1. Прочитай. Догадайся, какие окончания пропущены.

2. Спиши, выдели окончания.

13

Суффикс и его роль в слове.

Д.Д. Хилтухин «Воздушный барабанчик»

Вышли дети на лужок,

На высокий бережок.

На лужке нашли жарки –

Золотые огоньки.

Задание:

1. Спиши стихотворение.

2. Разбери по составу слова: лужок, бережок, жарки, огоньки.

14

Контрольное списывание

М. Аджиев «Байкал»

Нет, Байкал даже не озеро, а целое море. Вода здесь самая чистая и самая прозрачная. Сквозь неё можно смотреть, как сквозь воздух. С лодки хорошо видно глубокое дно в заливах, рыб, копошащихся у камней. Даже маленьких рачков можно рассмотреть.

 В Байкале водится самая вкусная рыба – омуль. Ещё омуля величают «царь – рыба». А есть небольшая рыбка, которую не сразу и заметишь. Это голомянка. Тело её прозрачно, как стекло, а плавники похожи на крылья большой бабочки.

Задание:

1. Списать текст.

2. Обозначить все знакомые орфограммы.

15

Роль имён существительных в речи.

Бурятская сказка «Снег и Заяц»

- Жалко, жалко мне тебя, Снег.

От Лисицы, от Волка. От Охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая Ворона, любая Сова меня увидит, заклюёт. Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, Снег, сохранит для меня.

Задание:

1. Прочитай отрывок.

2. Выпиши имена существительные. 3.Подчеркни одушевлённые имена существительные.

16

Род имён существительных.

Ц.-Б. Бадмаев «Степная песенка»

Солнце, играй

В небесах надо мной,

Медленный жар,

Разливайся дневной!

Воздух настоен

На травах пахучих,

Дышится сладко

Степью родной.

Задание:

1. Прочитай отрывок из стихотворения.

2. Спиши. Обозначь род имён существительных.

17

Образование множественного числа имён существительных.

Д.Д. Хилтухин «На коньках»

Замёрзла Селенга

И дремлет подо льдом.

Как снежные стога,

Стоят гольцы кругом.

Сошёл с ума мороз:

Мне щиплет щёки, нос.

А я, надев коньки,

Лечу по льду реки.

Задание:

1. Прочитай отрывок из стихотворения.

2. Спиши, определи число имён существительных.

18

Развитие речи. Изложение.

Изложение «Зима в родном краю»

19

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Бурятская сказка «Курица и кошка»

- Ты мне нравишься, Курица, - сказала однажды кошка. – Ты серая и я серая, надо нам с тобой подружиться.

Курица ей на поверила и сказала:

- Я помню, как твоя мать в прошлом году украла моего Цыплёнка. Разве можно тебе доверять? Все знают, что я никого не обижаю. А вы, Кошки, известные задиры. Если можешь, Кошка, докажи, что я не права.

Задания:

Прочитай текст. Найди и выпиши местоимения.

20

Роль личных местоимений в речи.

 Жамсо Тумунов «Байкалу»

Широкий, бездонный, великий Байкал!

Я часто тебя вдалеке вспоминал,

Мечтал о твоей серебристой волне.

На этой тяжёлой и долгой войне.

Задания:

1. Прочитай.

2. Спиши. Подчеркни личное местоимение, укажи его начальную форму.

21

Определение имени прилагательного.

Дондок Улзытуев «Листья»

Потеряв свой зелёный цвет,

Листья жалобно шелестели:

«Мы бы в этот прозрачный свет

С удовольствием полетели».

Задания:

1. Прочитай стихотворение.

2. Спиши. Выдели окончания имён прилагательных.

22

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Владимир Петонов «Утро»

Потеплело небо. Расцвело.

Молод__ зорька засверкала,

И открылось хмур__ чело

За ночь постаревшего  Байкала.

Задание:

1. Прочитай. Какие окончания нужно написать у имён прилагательных?

2.Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

23

Разбор имён прилагательных по составу.

Д. Жалсараев «На лугу»

Пахнет кашкою и мятой,

Свеж__ сеном лугов__.

На конях верхом ребята

Скачут утром голуб__.

Задание:

Спиши, вставь пропущенные окончания имён прилагательных. Разбери имена прилагательные по составу.

24

Определение глагола как части речи.

Ч. Цыдендамбаев «Светлая капля росы»

Присел старик у дороги. Над ним зелёная ветка, а на ней гнездо золотое. К гнезду змея пробирается, пёстрыми кольцами извивается. Рядом птица летает, плачет, на помощь себе призывает…

Задание:                                                           Прочитай. Выпиши глаголы, поставь к ним вопрос.

25

Понятие о неопределённой форме глагола.

Бурятская сказка «Журавль»

Птицы стали судить Журавля и решили его наказать.

Они сказали:

- Когда Журавль будет лететь в тёплые края и обратно, он должен носить на своей спине Буксэргинэ.

И теперь можно видеть: летит Журавль, а маленькая птичка всегда сидит у него на спине.

Задание:

1. Прочитай текст.

2. Выпиши глаголы неопределённой формы.

26

Развитие речи.

Изложение «Природа родного края»

27

Составление схем предложения и предложений по схемам.

Солбон Ангабаев «Костры на Байкале»

Куда – то за гольцы

Летели птицы,

Кричали чайки.

Глохли глухари…

Байкал,

Как под ногами танцовщицы,

Переливался бархатом зари.

Задание:

1. Подчеркни главные члены предложения.

2. Составь схемы предложений.

28

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

Ц.-Б.Бадмаев Путник»

В телегу с помощью отца

Запряг я мигом жеребца.

Встряхнул гнедой короткой гривой

И затрусил рысцой ленивой.

В степи –

У деревца кривого –

Мы повстречали верхового.

Задание:

1. Контрольное списывание.

2. Найдите однородные члены предложения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

29

Запятая в предложениях с однородными членами.

М.Аджиев «Байкал»

Сибирская земля очень добрая и очень богатая. Особенно богата она лесом.

Сто лет назад Сибирь называли Страной деревянных городов. Дома улицы – всё было из дерева. Даже домашнюю утварь – ложки кружки миски тазы – делали тоже из дерева.

Задание:

1. Прочитай текст.

2. спиши текст. Поставь, где это нужно, запятую между однородными членами.

3. Покажи графически однородные члены предложения.

30

Понятие о простом и сложном предложении.

Бурятская сказка «Курица и кошка»

Побежала кошка следом и увидела, что с неба на неё падает Ястреб. С высоты он не заметил разницы, ведь Кошка и Курица были обе серые.

Задание:

1. Прочитай отрывок из сказки.

2. Найди и подчеркни грамматические основы предложений.

3. Определи простые или сложные это предложения. Нарисуй схему каждого предложения.

31

Развитие речи.

Сочинение «Моя семья»

32

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

С.И.Куренков «Родное село»

В ясный день, в часы досуга

Я с утёса каждым летом

Бичурой любуюсь милой,

Что в черёмуху одета.

Задание:

1. Спиши стихотворение.

2. Обозначь знакомые орфограммы.

3. Разбери по составу слова: ясный, милой.

33

Контрольное списывание.

Б.Кауров

Я по роду, племени крестьянин

Городское выбрал ремесло

Только сердце постоянно тянет

В отчий край, родимое село.

34

Обобщающий урок.

Край Бичурский родины моей начало

Здесь я вырос, здесь моя семья

Наш Хилок бурливый величаво

Катит волны в дальние края.

Задание: объясни знакомые орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бурятии прекрасные страницы (классный час, посвященный 95-летию Республики Бурятия)

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно н...

Эссе "95-летию Республики Бурятия"

Эссе "95-летию Республики Бурятия"...

Обучение младших школьников быстрому чтению О.А. ТРУТНЕВА, учитель начальных классов, МОУ «Боцинская СОШ», с. Боций, Джидинский район, Республика Бурятия

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15248021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 206px; float: left;"}}]]Полезная информация для родителей. Журн...

Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенностифункционирования системы образования в Республике Бурятия, определяет полномочия органовгосударственной власти Респуб...

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока:  « Символы Республики Бурятия»...