Твоя родословная
план-конспект урока по теме
Конспект урока кубановедения и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Твоя родословная | 39.04 КБ |
Твоя родословная ч1 | 2.21 МБ |
Твоя родословная ч2 | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
муниципального образования Тимашевский район
Урок кубановедения
«Твоя родословная»
Разработала учитель
начальных классов
Потребич Оксана Юрьевна
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной;
- формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников; развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
- воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.
Основные понятия: родословная, семья.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, аудиосистема, презентация «Моя родословная», фонограммы песен «Маленькая страна», конверты с разрезанными пословицами, медали-ромашки для учащихся.
Подготовительная работа (опережающее домашнее задание детям):
1) составить краткую родословную;
2) подготовить рассказ о семейных традициях;
3) принести семейные фотографии для слайдовой презентации;
4) выучить стихи.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, мы с вами живём на Кубани (слайд 1). Как поётся в известной казачьей песне: «Не найти в России милой благодатней края. Ой, Кубань – кормилица! Ой, Кубань – красавица! Сердцу дорогая!» Здесь, по словам поэта Виктора Гончарова, «отличные люди, прославленный край». И эта плодородная земля является нашей малой родиной, тем местом, где мы родились, где находится наш отчий дом и наши родные.
Ученица: Здесь дом, в котором я живу.
И для меня он лучший самый.
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра моя, и брат,
Хоть иногда я ссорюсь с ними,
Но чаще поделиться рад
Игрой и книжками своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.
Учитель: Сегодня историю Кубани мы будем изучать через историю своей семьи. Ведь слова « Родина», « род», « родители» - слова одного корня. Тема нашего урока: «Твоя родословная» (слайд 2).
3.Работа над новым материалом.
- Семья и родословная?
Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое семья? (Слайд 3).
Дети инсценируют стихотворение М. Шварца.
Ученик 1: Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Ученик 2: Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Ученик 1: А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
Ученик 2: Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Учитель: Слово «семья» понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка. По определению, данному в «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, семья - это группа живущих вместе близких родственников (слайд 4). В одной семье могут быть люди разного возраста. Их объединяют любовь и уважение друг к другу, общий дом и совместное хозяйство. В семье человек рождается на свет, растёт, становится постепенно личностью. В семье формируются его чувства, закладывается будущее. Замечательная русская пословица гласит (слайд 5): "Дерево держится корнями, а человек семьёй". Её смысл в том, что семья для человека основа его жизни, начало всех начал, опора и поддержка. Поэтому важно знать историю своей семьи. Она связывает нас с настоящим, прошлым и будущим. Все мы чьи-то дочери и сыновья и должны ощущать себя продолжателями рода. А что такое род? Давайте посмотрим в словаре. Род - ряд поколений, происходящих от одного предка (слайд 6). Значит, предок - это древний предшественник по роду (слайд 7). История рода называется родословием или генеалогией (слайд 8), а перечень поколений одного рода – родословной (слайд 9). Изображение истории рода в виде разветвлённого дерева называется генеалогическим древом (слайд 10). В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. А рисовалось оно так (слайд 11). Внизу ствола - герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева - герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из них – бабуши и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами (слайд 12). Тогда дерево превратиться в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребёнок. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье.
- Выступления учеников о своей родословной.
(Слайд 13): Меня зовут Козьменко Никита, мне 9 лет. Я и мама переехали жить на Кубань, когда мне было 3 года. Папа Козьменко Владимир Борисович, живёт далеко, в Алтайском крае. Там же живут и мои дедушка и бабушка по папиной линии – Козьменко Борис Анатольевич и Наталья Ивановна. Мы редко видимся. Маму зовут Козьменко Екатерина Анатольевна, она работает продавцом в магазине. Дедушку и бабушку по маминой линии зовут Сотниковы Анатолий Никитович и Ольга Николаевна. Родились они в родном посёлке, ходили в одну школу, потом работали всю жизнь на родной земле: бабушка – агрономом, дедушка – трактористом. Дедушка и сейчас, будучи пенсионером, продолжает работать на полях.
(Слайд 14): Меня зовут Спивак Александр, мне 9 лет. Моей маме, Спивак Александре, 29 лет, она работает социальным педагогом в нашей школе. Папе, Спиваку Сергею, 36 лет, он рабочий на заводе по изоляции труб. У меня есть сестрёнка Валерия, ей 4 года. Мамины предки из станицы Калининской. Родители мамы живут в нашем посёлке. Дедушка Нагобидян Александр Петрович работает охранником на кондитерской фабрике в Тимашевске, бабушка Нагобидян Татьяна Анатольевна – вахтёром в соццентре «Тополёк». Моей бабушке по маминой линии, Семенюте Дине Петровне, было всего 2 года, когда началась война. Дедушка, Семенюта Анатолий Петрович был казаком, охотником, рыбаком и хорошим строителем. Он построил в станицах Калининской и Величковской несколько больниц, администрацию, церковь, а ещё помогал устанавливать памятник-самолёт возле шоссе. Мои предки по линии папа жили в ст.Величковской, занимались земледелием и рыболовством. Бабушка, Плужная Валентина Гавриловна, поёт в хоре дома культуры. Дедушка, Спивак Вячеслав Фёдорович, был одним из лучших комбайнёров совхоза. Папина бабушка, Солоткая Матрёна Андреевна, участвовала в Великой Отечественной войне, сражалась за наш посёлок с немцами, потом всю жизнь проработала в колхозе. Наша семья большая и многонациональная.
(Слайд 15):
(Слайды 16-21): Меня зовут Полина, мне 9 лет, мечтаю стать модельером, люблю заниматься рисованием, играть в компьютерные игры, в пионербол и кататься на роликах. Мою сестру зовут Виктория, ей 15 лет, учится в 9 классе и хочет стать фотографом. Она добрая, помогает мне в учёбе и поддерживает меня. Маму зовут Наталья Николаевна Кравчук, ей 38 лет. Она работает учителем и увлекается изготовлением поделок из солёного теста. Папу зовут Александр Валерьевич Кравчук, ему 36 лет. Он работает механизатором, увлекается рыбалкой и помогает мне мастерить разные предметы из конструктора. Дедушку по маминой линии зовут Николай Васильевич Губа. Раньше он работал механизатором, сейчас на пенсии, ему 69 лет. Он очень весёлый, любит мастерить и рисовать. Бабушку зовут Лидия Ильинична Губа. Она работала экспедитором, сейчас на пенсии, ей 64 года. Увлекается вязанием и очень вкусно готовит. Дедушку по папиной линии зовут Валерий Александрович Кравчук, ему 58 лет, работает на станции телефонной связи, увлекается охотой и рыбалкой. Раньше он жил в Казахстане. Всё свободное время посвящает разведению пчёл. Моего прадедушку зовут Илья Яковлевич Валенцев. Он родился в 1910 году в нашем посёлке, работал в поле на тракторе. В 1942 году ушёл на войну, в 1943 году был ранен. Дедушка за боевые заслуги награждён орденом Отечественной войны III степени. Вернувшись с войны, он продолжил работать в колхозе. Его уже нет в живых, но бабушка мне о нём много рассказывала.
Учитель: Ребята, сколько нового мы узнали. Оказывается Никита приехал к нам из Алтайского края, у Саши многонациональная семья, у Полины и Наташи дедушки – участники ВОВ. Я думаю, у других ребят найдётся немало интересных историй из их родословной. Об этом они расскажут нам на следующем уроке.
4.Физминутка (слайд 22).
1, 2, 3, 4, кто живёт в моей квартире?
1, 2, 3, 4, 5, всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат сестра,
Пёс Барбос и два кота,
Мой сверчок, щегол и я –
Вот и вся моя семья.
5.Закрепление изученного материала.
- Семейные фотографии.
Учитель: Люди желают сохранить память о себе и своей жизни. Они пишут автобиографии, дневники, мемуары, создают семейные альбомы. Сейчас мы полистаем фотоальбом, в котором собраны семейные фотографии учащихся нашего класса.
Фотопрезентация сопровождается стихами о семье под фонограмму песни «Маленькая страна» (слайды 23-69).
Ученица: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Хором: Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Ученица: Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хором: Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Ученица: Волшебный символ жизни – семья,
В нём капелька Отчизны, в нём – я,
В нём мама, папа, братик, сестра,
В нём маленький квадратик двора.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Семья для всех – основа всех начал.
Хором: Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
- Семейные традиции.
Учитель: Все семьи разные. У каждой свой уклад жизни, свои традиции. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Всё это передаётся из поколения в поколение, сплачивает семью, делает её крепче. Послушаем мини-рассказы ваших одноклассников об их семейных традициях.
Гусько Кирилл: В нашей семье есть традиция отмечать дни рождения. В эти дни мы дарим имениннику подарки, приглашаем гостей, накрываем праздничный стол, на котором обязательно будет торт со свечками. Папа становится затейником и устраивает игры для детворы.
Горельская Виктория: Новый год – самый любимый праздник в нашей семье.
Мы украшаем дом к этому празднику гирляндами, мишурой, снежинками; наряжаем живую ёлку. У нас всегда бывает много гостей, стол ломится от аппетитных блюд. После боя курантов выходим на улицу смотреть на салют. Если выпадает снег, то лепим снеговика. Потом устраиваем конкурсы, викторины, поздравляем соседей. А утром каждый находит под ёлочкой долгожданный подарок.
Сергиенко Виталина: Самым любимым праздником в нашей семье всегда была Пасха. Каждый год мы украшаем пасхальный уголок. В вербное воскресенье ставятся веточки, которые украшаем ленточками и маленькими игрушками. В понедельник ставим красивые тарелки или подставки для яиц. В четверг эти тарелочки наполняются разноцветными яйцами. В пятницу делается творожная пасха. Делается их всегда три штуки. В Пасху внуки две относят бабушкам, а третья ставится на праздничный стол в нашей семье. В предпасхальную субботу мы идем освящать пасхальную трапезу, а в воскресенье сначала собираемся за семейным столом, а потом идем поздравлять бабушек.
Ляховненко Мария: В нашей семье традиция каждый вечер собираться к вечернему чаю и рассказывать события прошедшего дня. А ещё каждую субботу мы устраиваем уборку, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.
- Игра «Угадай-ка».
Учитель: В языке кубанского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. Сейчас проверим, каких родственников вы знаете.
- Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
- Серёжа, кто называет тебя сыном? (Папа)
- Маша, а твой папа для твоей мамы кто? (Муж)
- Егор, ты кто для бабушки? (Внук)
- Настя, у твоей мамы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
- Керим, у твоей мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тётя)
- Виталина, у маминой сестры есть сын. Кто он тебе? (Двоюродный брат)
- Игра «Собери пословицу» (работа в паре).
Учитель: Как известно, в пословицах заключена народная мудрость. Сейчас мы узнаем, что в народе говорят о семье (слайд 70). Ребята, у вас на парте лежит небольшой конвертик со словами. Это рассыпанная пословица. Вам нужно собрать её и потом прочитать вслух. Работать вы будете в паре.
В конвертах лежат следующие пословицы:
- На что и клад, коли в семье лад.
- Согласную семью и горе не берет.
- Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
- Дружная семья и землю превращает в золото.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Семья в куче, не страшна и туча.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
Учитель: Ребята, прочитайте вслух, что у вас получилось. Давайте проверим по образцу (слайд 71).
- День семьи, любви и верности.
Учитель: В России с 2008 года есть праздник, который называется День семьи, любви и верности (слайд 72). Он учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы и отмечается в самую цветущую летнюю пору – 8 июля. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака (слайд 73). В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Символом этого праздника выбран самый известный и распространённый цветок в России – ромашка, на которой исстари гадали «любит – не любит». Белый цвет символизирует чистоту, простоту и нежность, а жёлтый – солнышко домашнего тепла. Образцовым семьям организаторы праздника приготовили медали с этим символом. Медаль, на одной стороне которой изображены Петр и Феврония, а на другой – ромашка, будет вручаться в День Семьи, Любви и Верности многодетным семьям, а также парам, прожившим вместе долгую жизнь и сыгравшим серебряную или золотую свадьбу. Этот праздник лучше провести рядом со своими родными, со своей семьей. Можно устроить семейный пикник или съездить в деревню к бабушке. Члены семьи могут сделать друг другу сюрпризы: написать трогательные письма с самым сокровенным или изготовить подарки своими руками, например, открытку-ромашку.
Сейчас, ребята, мы все вместе попытаемся ответить на вопрос: «Какие отношения между людьми помогут сделать семью крепкой и дружной?» и запишем самые правильные слова на лепестках этого символического цветка-ромашки (слайд 74).
Ответы детей. Запись на цветке: любовь, уважение, забота, ответственность, взаимопонимание, терпение, согласие, верность, доверие.
6. Рефлексия.
Учитель: Ребята, теперь проверим, как вы внимательно меня слушали. Вам нужно будет закончить фразу, написанную на доске (слайды 75-76).
- Древний предшественник по роду называется …
- Ряд поколений, происходящий от одного предка – это …
- История рода называется …
- Схема родственных связей изображается в виде …
- Знать свою родословную важно, потому что …
- Дерево держится корнями, а человек …
- Я считаю свою семью …
- Своим родным я хочу пожелать …
Ученица: Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном,
Что семья - это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ - наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается.
7. Итог урока.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Помните о своих предках, будьте внимательны к своим родным, берегите семью, продолжайте составлять родословную. Я благодарю всех за внимание и активную работу на уроке. Встаньте те, кто заслужил медаль-ромашку. Вы отлично поработали, молодцы.
8. Домашнее задание.
Учитель: К следующему уроку составьте свою родословную и нарисуйте своё генеалогическое дерево, расспросите у своих родителей о бабушках и дедушках, узнайте что-нибудь интересное. А тем, кто это сделал, нужно подготовить информацию о своём имени: что оно означает, почему родители вас так назвали, какие знаменитые люди имели такое же имя.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Твоя родословная
7 Я
Словарная работа Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
Дерево держится корнями, а человек - семьёй.
Словарная работа Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Словарная работа Предок – это древний предшественник по роду.
Словарная работа История рода называется родословием или генеалогией.
Словарная работа Родословная - это перечень поколений одного рода.
Словарная работа Изображение истории рода в виде разветвлённого дерева называется генеалогическим древом.
Кравченко Александра Кравченко Андрей Костюк Лиза Костюк Алесксей Клименко Ефрасиния Пустовар Александра Клименко Федор Василенко Андрей Людмила Наталья
Физминутка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маленькая страна – Это моя семья, Там, где родился я и вырос, Где любят все меня
Ваши фотографии
Семья – самое главное
Собери пословицу
любовь уважение забота терпение ответственность Взаимо-понимание верность довер ие
Закончи предложение Древний предшественник по роду называется … Ряд поколений, происходящий от одного предка – это … История рода называется … Схема родственных связей изображается в виде …
Закончи предложение Знать свою родословную важно, потому что … Дерево держится корнями, а человек … Я считаю свою семью … Своим родным я хочу пожелать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твое здоровье - в твоих руках
Познавательная спортивная игра...
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" предназначен для учащихся начальных классов. Посвящен Великой Отечественной войне. Способствует формированию чувства патриотизма и гордости з...
Твое здоровье в твоих руках
Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......
Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"
Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...
Твой мир - в твоих руках
Музыкальная презентация с цитатами о жизни...
Урок "Твое здоровье- в твоих руках"
Урок "Твое здоровье- в твоих руках" общешкольного проекта гимназии 52 "Будь здоров, гимназист!"....
Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»
Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»...