Гостеприимство
план-конспект занятия (3 класс) на тему

 Анай Екатерина Кошкар-ооловна

Разработка внеурочной деятельности  в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Тема: «Гостеприимство – это наука быть приветливым и вежливым»

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к обычаям и традициям гостеприимства разных народов;
  2.  Познакомить с правилами уважительного отношения к гостям;
  3. Развивать умение творчески работать и обогащать словарный запас учащихся;

Планируемые результаты

Предметные:

  •  научатся: определять  и характеризовать  обычаи и традиции гостеприимства разных народов;      
  • получат возможность научиться: создавать проектные работы по данной проблеме; передавать с помощью рисунка главную мысль пословиц;   сравнивать и  анализировать  обычаи гостеприимства разных народов.  

Метапредметные

  • Овладевают умениями понимать учебную задачу занятия, отвечать на вопросы, рисовать по своему замыслу;
  •  Обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на занятии.

Личностные:

  • Проявлять интерес к традициям и обычаям разных народов;
  • Самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность;
  • Приобретают навыки сотрудничества со взрослыми, между одноклассниками.

Межпредметные связи: русский язык, тувинский язык, литературное чтение, родная литература, окружающий мир, изобразительное искусство

Методы и формы:   словесный, наглядный, практический;  индивидуальная, парная,  групповая,  фронтальная.

Ресурсы занятия: рабочая программа, технологическая карта,  презентация «Гостеприимство народов Тувы», ИКТ, рисунки.

Основные понятия и термины: гостеприимство

Организационная структура занятия

Этапы
занятия

 Содержание

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

1

2

3

4

6

I. Организация начала урока

  Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к  занятию

 

Проверяет  готовность  обучающихся. Приветствует  их.

 - Посмотрели друг на друга и улыбнулись. Здравствуйте, ребята!  

 Показывают готовность к занятию. Приветствуют учителя.

   Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

   Имеют желание учиться; проявляют интерес к занятию .

II. Актуализация знаний

  1. Сообщение темы занятия. Определение целей.

 

 - Сегодня на занятии мы откроем для всех нас новую науку. А название  науки  вы должны отгадать, послушав стихотворение:

 Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма,

Не ходите по ковру –

Вы протрёте в нём дыру.

…И не надо книги брать –

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

О. Григорьев

- О каком человеке говорится в этом стихотворении?

- Какого хозяина оно описывает?

- Хотелось бы вам пойти в гости к такому хозяину?

- Какую новую науку мы откроем?

 

 

Слушают цель занятия. Задают уточняющие вопросы. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы и определяют тему занятия.

 

 

 

  

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство.

III. Изучение нового материала

  1.  Беседа «Что такое гостеприимство»

  1. Просмотр презентации

«Гостеприимство  народов Тувы»

 

  1. Минутка творчества

 Гостеприимство — это   радушие  и  готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение странников.

 Гостеприимство существовало и существует   у всех народов на земле. Почти у всех оно означает уважение к человеку. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме.

 

 

В нашей республике живут народы разных национальностей. И хочется вам рассказать о гостеприимстве тех народов, которые живут с нами в бок о бок уже много лет.  (Просмотр слайдов № 3, 4, 5).

  • Вот уже чуть более 100  лет мы живем с русским народом.    Гостеприимство всегда было характерной чертой русского характера. Оценивалось оно по хлебосольству. Встречали уважаемого гостя хлебом и с солью. Любого гостя в старину полагалось накормить и напоить досыта. Хозяева становились на колени и просили гостя «съесть хоть еще чуть-чуть».
  • Уже много тысяч лет мы живем с соседями монголами. И их обычаи и традиции во многом схожи с нашими. Правила уважительного отношения к гостям точно такие же, как и у нас.  (Просмотр слайдов № 6, 7, 8, 9).
  • Гостеприимство тувинского народа (Просмотр слайдов № 10, 11, 12, 13 )

Сейчас предлагаю вам разделится на пары  и попробовать нарисовать главную мысль пословиц.

  • «Гостю щей не жалей, а погуще лей»;
  • «Гостю первое место и красная ложка»;
  • «Идёшь в гости, неси подарок в горсти»;
  • «Гость не кость, за дверь не выкинешь»
  • «Кто в юрту зайдет – тот чаю попьёт»

 

 

 

 Внимательно слушают   учителя, отвечают на вопросы. Слушают внимательно объяснение учителя, задают интересующие вопросы.

 

Просматривают презентацию, задают вопросы, комментируют, анализируют ситуации.

Выполняют творческое  согласно задании учителя.

  Осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.    

 

Обмениваются мнениями; слушают друг друга; задают вопросы с целью получения необходимой информации; полно и точно выражают свои мысли

 

 Осуществляют анализ полученной информации.   Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Владеют навыками самостоятельной работы.

IV.  Продолжение работы над темой урока

 1.Закрепление темы.  

  1. Создание электронных проектов

  1. Защита проектов.

   

  1. Работа по рисункам. Рассмотрите рисунки и скажите, чем занимаются  дети в гостях? (ресурсный материал, приложение № 1)
  2. Теперь предлагаю разделится на  2 группы и сделать электронные проекты  на темы  «Правила поведения для хозяина» и «Правила поведения для гостя» .
  3. Предлагает защитить проекты.

 

Рассматривают рисунки и анализируют ситуации детей в гостях.

Делятся на 2 группы и работают над созданием презентации на данные темы.

Выбирают главного и защищают выполненный электронный проект.

     Формулируют свое мнение и позицию,  строят монологические  высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Осуществляют  самостоятельное выполнение заданий. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.

Осуществляют контроль по результату выполненной работы.

V. Итоги урока.
Рефлексия

Обобщить полученные на занятии   сведения

 Оценивает результаты выполнения заданий на занятии.   Предлагает оценить свою работу .

- Что особенно заинтересовало вас во время занятии?

- Что нового узнали?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в будущем?

- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания по гостеприимству.

 Внимательно слушают. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают свои версии ответов и предложений.

 Ориентируются в своей системе знаний.

  Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

   Владеют навыками самоанализа.

   

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

 Нарисовать человека в разных гостеприимных ситуациях и сделать книгу гостеприимства.

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

   Принимают  учебную  задачу;  осуществляют поиск ее решений.

Ресурсный материала

Приложение № 1

Правила поведения для хозяина

  • Принимай гостей радушно, будь приветлив, даже если у тебя плохое настроение.
  • Познакомь тех гостей, кто друг с другом не знаком.
  • Сделай так, чтобы гость быстро освоился в твоём доме и не чувствовал себя скованно.
  • Постарайся занять гостей чем-нибудь увлекательным, чтобы праздник не свелся к сидению за столом.
  • Постарайся придумать такую программу праздника, которая будет интересна всем гостям без исключения.
  • Всем гостям уделяй одинаковое внимание, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.
  • Если гость засиделся, найди очень вежливую форму, чтобы дать ему понять, что пора уходить.

Правила поведения для гостя

  • Приходить в гости нужно вовремя, точно в назначенное время. Если каждый гость надолго опоздает и каждого будут ждать, праздник может и не начаться.
  • Находясь в гостях, невежливо критиковать угощение, программу праздника, обстановку дома и вкус хозяев.
  • Если ты пришел в гости, то должен общаться с хозяином и другими гостями, а не сидеть одиноко в углу, всем своим видом показывая, как тебе скучно.
  • Нельзя трогать вещи, находящиеся в доме, расспрашивать об их стоимости, просить подарить что-нибудь. Тем более нельзя брать чужие вещи без разрешения и уносить с собой.
  • Не засиживайся в гостях допоздна: и тебе надо вернуться домой вовремя, и хозяева хотят отдохнуть. Перед уходом обязательно поблагодари хозяев за гостеприимство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»

История и национальные традиции России...

ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ Традиции гостеприимства

Сцену актового зала по мере сил хорошо замаскировать под старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая, нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару п...

Памятка гостеприимства

В данной памятке описываются правила приёма гостей....

Выступление на фестивале Дружбы народов "Петербургское гостеприимство"

Данный практическиий материал предназначен для выступления на фестивале Дружбы народов. Рассказывает о традициях и достопримечательностях народа -финны, проживающих в городе Санкт-Петербурге....

Внеурочное занятие "Традиции русского гостеприимства"

Сценарий открытого внеурочного занятия  духовно-нравственного направления "Традиции русского гостеприимства" 2 класс...

"Этикет и гостеприимство!"

О культуре застольного этикета....

Презентация на тему “Национальные традиции гостеприимства у разных народов”

Презентация на тему“Национальные традициигостеприимства у разных народов&rdquo...