Использование краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности младших школьников
статья на тему
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala_v_proektno.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций.
Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он ощущает гордость как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий. Развитие основ умения учиться определено ФГОС второго поколения как одна из важнейших задач образования. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения. Рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при работе над проектами преждевременно, поэтому моя роль как учителя здесь особенно велика. Учитель должен, прежде всего, сам владеть приёмами исследовательской работы и быть заинтересованным в результатах исследования.
Я привлекаю к работе над проектами и родителей, потому что взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями.
В начальной школе я работаю по следующим направлениям краеведения : изучение своей родословной; изучение флоры и фауны родного края; изучение жизни выдающихся людей и истории родного края, литературного и художественного наследия своих знаменитых земляков.
Проектно-исследовательскую работу я веду в кружке «Юный исследователь», главной темой которого является краеведение. Все наши исследования имеют практическую направленность и опираются на научный и местный краеведческий материал. Например, в 1 классе работали над проектом «Птицы – наши друзья». Были выполнены исследования по трём направлениям: 1.Какие птицы прилетают зимой к нашей кормушке.2. Редкие и исчезающие птицы Марий Эл. 3.Какие птицы прилетают к нам весной. Работу обобщили в виде открытого мероприятия для начальных классов. Немаловажно и то, что дети не только наблюдали и вели исследования, но вовремя с помощью родителей были сделаны кормушки и скворечники, постоянно подкармливали пернатых.
Во 2 классе исследовали плодово-ягодные растения в садах нашей местности. Были обследованы, изучены, выявлены редкие плодово-ягодные растения окрестности школы с целью распространения редких видов с указанием их полезных и лечебных свойств. Результатом работы стало участие в районной конференции исследовательских работ с темой, а также обратили внимание родителей на то, что такие редкие для нашей местности груша, ирга, виноград спокойно растут и дают хороший урожай.
В 3 классе работу по краеведению продолжили над исследовательским проектом «Уважаемые люди деревни Петъял». Актуальность выбранной темы объясняется тем, что каждому человеку необходимо расширять свои знания о своем родном селе, его достопримечательностях и знаменитых жителях, гордиться ими. Тесно сотрудничаем со школьным музеем.
Материал можно использовать при проведении классных часов и уроков краеведения. С данным исследованием в феврале 2014 года выступили на районной конференции исследовательских работ. Работа по данному направлению не закончена, продолжаем изучать жизненный и творческий путь уважаемых односельчан.
Анализируя уже проделанную работу по развитию проектной деятельности учащихся через изучение краеведения во внеурочное время, могу отметить следующее: работа направлена на патриотическое воспитание детей; к ней проявлен интерес со стороны воспитанников, родителей; знания по краеведению помогают детям по-новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать историю своей семьи, деревни, края; дети активно принимают участие в краеведческих конкурсах, викторинах.
Таким образом, развитие исследовательской деятельности на основе краеведения способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению, формированию представлений об окружающих предметах и явлениях, традициях и обычаях своего края. Тем самым решается ещё одна важнейшая задача – воспитание личности, гражданина, патриота своей малой Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.
Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...
Статья "Цели использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников"
Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной ...
Использование цифровой электронной лаборатории в исследовательской деятельности младших школьников
Работа по исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифрового оборудования....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Конечно же это сделать трудно, но реально. Исходя, из своей практики работы и практики работы моих коллег могу отметить, что наибол...
Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"
Данный материл будет полезен учителям начальной школы . Представленные формы и методы работы с краеведческим материалом на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....