Югра - моё наследие (пилотная площадка)
рабочая программа по теме


Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка        5

Общая характеристика учебного предмета «Югра-моё наследие»        5

Место учебного предмета «Югра-моё наследие» в учебном плане        6

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета        6

Личностный, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета        7

Содержание учебного предмета        8

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся        9

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса        24

Приложение        24


Пояснительная записка

Рабочая программа регионального курса«Югра – моё наследие» по экологическому этнокультурному образованию для 2 Б класса составлена в соответствии:

1) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009) к структуре и

результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого участниками образовательного процесса.

2)на основе книг Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, которые входят в состав регионального УМК по экологическому и этнокультурному образованию.

3)на основе авторской программы Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного.

4) Образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №11» на 2015-2016 учебный год.

5) Рекомендаций по составлению рабочих программ МБОУ «СОШ №11».

Цель курса

Целями изучения курса «Югра – моё наследие» в начальной школе являются:

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;

- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Общая характеристика учебного предмета «Югра-моё наследие»

Курс «Югра – моё наследие»области экологического и этнокультурного образования в начальной школе ориентируется на развитие у учащихся комплекса сложившихся у них житейских понятий, образов, представлений, ценностей, оценок, способов деятельности, который отражает культуру взаимодействия человека с природой и другими людьми.

В основе этого комплекса – культурный концепт «природное и культурное наследие», складывающийся в сознании каждого человека в течение его жизни. В отличие от юридического понятия «объекты Всемирного природного и культурного наследия», речь идет о личностном измерении того природного и культурного наследства, которое достается каждому по факту его рождения – наследства, которым каждый обязан распорядиться так, чтобы оно осталось и нашим потомкам.

Средствами развития (уточнения, дополнения) культурного концепта «наследие» выступают адаптированные к младшему школьному возрасту с помощью языка народной мудрости первичные научные знания о закономерностях взаимодействий природы и общества («зеленых аксиомах») и деятельностные средства познания («экологические линзы»). Они служат основой для формулировки полезных привычек поведения в окружающей социоприродной среде. Их присвоение учащимися создает основы культуры устойчивого развития местного сообщества и всей страны – как культуры сохранения и приумножения нашего общего природного и культурного наследия для ныне живущих и будущих поколений.

Содержание опирается на разнообразные источники информации, раскрывающие взаимодействие человека с природой, людьми и миром вещей: сказки, мифы, легенды коренных и других народов, населяющих Югру, поговорки и пословицы северных и других народов России, мыслеобразы научных знаний, заметки сибирских натуралистов, фото-, видео- и аудиоматериалы о природном и культурном наследии региона, мультфильмы о нравственном поведении человека в окружающей среде, произведения югорских художников и скульпторов, поэтов и писателей, детские творческие работы.

Содержание курса строится как открытая система, формирующая каркас смысловых установок деятельности, которые пробуждают у обучающихся интерес и желание действовать для изучения, сохранения и приумножения достояния своего края – его богатой природы и культурного наследия, создававшегося веками людьми разных национальностей.  

Поэтому содержание курса выполняет роль не источника учебной информации о наследии, а комплекса ключевых ориентиров культурного поведения – навигаторов в области изучения, сохранения, развития природного и культурного наследия родной земли в реальной жизни в интересах процветания края, его людей, своей семьи. Авторы рабочих программ могут наполнять их содержание местными примерами, конкретными фактами, учитывающими местную природную и этнокультурную специфику.

Курс «Югра – моё наследие» не дублирует содержание Окружающего мира, Литературного чтения и других учебных предметов, а также не подменяет их региональный компонент. Содержание курса использует знания, полученные на разных учебных предметах, включая региональный компонент рабочих программ по этим предметам, и востребует сформированные на них универсальные учебные действия для применения в новых ситуациях: при участии в экологических акциях, проведении просветительской работы, чтении «по-новому» сказок и открытии в них неожиданных смыслов, выполнении наблюдений и опытов, составлении Красных книг культурного опыта и в других общественно значимых полезных делах. При этом содержание курса, в силу своей общекультурной направленности, предусматривает не только развитие уже освоенных универсальных учебных действий, но и формирование ряда новых, необходимых учащимся для реализации их мотивации на продолжение развития своей культуры и культуры окружающих людей и вне стен школы, в дальнейшей жизни. Эту роль выполняют умения: соединять знания, чувства и действия; рассматривать любую деятельность с точки зрения единства ее экологической, социальной и экономической стороны (отношения к природе, людям, вещам); понимать и самостоятельно создавать познавательные метафоры – речевые и визуальные и т.д.

Содержание направлено на патриотическое воспитание юных граждан страны. Оно побуждает учащихся не ограничиваться значениями получаемых знаний и умений, а искать личностные смыслы изучаемого, осознанно приходить к формулировке нравственных принципов жизни и полезных привычек – социальных норм поведения.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к воспитанию, обучению и развитию личности в основной школе путем формирования базовых знаний, умений, отношений для развития в подростковом возрасте образа жизни устойчивого типа – экологически сообразного, здорового и безопасного, основанного на «зеленом» потреблении, глобальной и локальной гражданской ответственности, сохранении для будущих поколений природного и культурного наследия. Поэтому представленный учебный курс является вариантом образования для устойчивого развития в начальной школе.

Методика курса опирается на системно-деятельностный (субъектно-деятельностный) и культурно-исторический (лингвокультурологический) подходы. Предусматривает использование методов смысловой педагогики, поощряет использование активных, творческих способов деятельности и коммуникаций в реальной жизни.

Место учебного предмета «Югра-моё наследие» в учебном плане

Программа предусматривает изучение курса «Югра – мое наследие» как регионального компонента. На изучение курса во 2 классе по учебному плану отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение курса на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические и экологические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностный, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностными результатами учащихся второго класса при изучении регионального курса являются:

- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:

- понимать и объяснять значение символов (герб и флаг Югры; эмблема ЮНЕСКО; узоры народных орнаментов коренных и других народов края; символические образы Патримонито, Лады и Югорки);

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;

- приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;

- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;

- понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;

- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;

- формулировать своими словами полезные привычки;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

Предметные результаты

Предметными результатами являются:

- первичные представления (на уровне ознакомления)

- о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;

- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;

- о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогают людям жить, учиться, трудиться и отдыхать;

- уменияразличать и группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;

- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

Содержание учебного предмета

№ п/п

РАЗДЕЛ

Количество часов

1

Югра – твое наследие.

Введение. Что такое наследие. Наши помощники. Природное наследие Югры. Наше культурное наследие. Герб и флаг Югры. Герб класса.  Зачем изучать наследие? Экомир.

7

2

Строим экомир.

Как изучать наследие? Отношение к природе в реальности и фантазиях. Наши отношения с дикой природой: ошибки и полезные привычки. Ценность природных сообществ дикой природы. Сохраняем природное разнообразие края. Культурное разнообразие края. Дружба народов.

6

3

Секреты Югорской земли.

Особенности Югорской природы. Секреты царства болот. На дне болотного царства. На поверхности болота. Болота в жизни людей. Ошибки поведения и полезные привычки. По рекам и озерам Югры: приглашение в путешествие. Югра – край рек и озер. Путешествие на пароходе по Оби и Иртышу. Тайны лесных сообществ края. Приглашение в путешествие (глухая тайга). Лес в хозяйственной деятельности человека. Учимся на ошибках. Путешествие по Югорской тундре. Как ее сохранить. Природа рядом с нами: наша ответственность.

14

4

Спасти и сохранить.

Международная акция «Спасти и сохранить».Учимся действовать.

7

ИТОГО

34

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Материально техническая база, ЭОРы

Сроки

Предметные

Метапредметные (УУД, работа с текстом)

Личностные

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. «Югра – твое наследие» - 7 часов

1

Введение. Что такое наследие.

первичные представления (на уровне ознакомления)

- о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;

- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;

- уменияразличать и группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности.

- понимать и объяснять значение символов (герб и флаг Югры; эмблема ЮНЕСКО; узоры народных орнаментов коренных и других народов края; символические образы Патримонито, Лады и Югорки);

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;

- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;

Получать и понимать видеоинформацию (просмотр отрывов фильма о Югре) и высказывать предположения о том, что считаешь самым ценным на Югорской земле.

Идентифицировать себя в окружающем культурном мире посредством выбора народного орнамента (практ. задание «Орнаменты Югры» - копирование орнаментов разных народов, населяющих край).

Читать стихотворение, слушать учителя, представлять, воображать и рассуждать.

Обсуждать с одноклассниками мысли о наследии.  приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, видео ролик.

2

Наши помощники.

Работа с рисунками и символами.

Получать и понимать информацию на слух, соотносить ее с рисунками и символами.

Просматривать мультфильмы, понимать их сюжеты, составлять краткий пересказ.

Импровизировать ролевой разговор между школьниками и волшебными человечками.

Выполнять задания входящей диагностики.

Называть помощников в изучении природного наследия и объяснять, что означают их имена и форма.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

3

Природное наследие Югры.

Работать с текстовой и изобразительной информацией.

Рассуждать об использовании своего личного опыта в познании природного наследия края.

Выполнять практическое задание: рефлексия себя как части природы.

Передавать информацию посредством движения, жестов.

Получать и понимать чувственно-эмоциональную информацию

Своими словами объяснять, что такое природное наследие.

Узнавать объекты природного наследия.

Приводить примеры природного наследия своего края, местности.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, видео ролик.

4

Наше культурное наследие. Особенности культурного наследия Югры.

Различать объекты природного и культурного наследия.

Группировать объекты природного и культурного наследия.

Приводить примеры культурного наследия (материального и нематериального) своего края, местности.

Объяснять, почему культурное наследие Югры является нашим общим достоянием.

Идентифицировать себя как населения Югры, создавшего и приумножающего богатую культуру края.

Вместе со взрослым отыскать культурный объект, который предлагается считать объектом наследия, значимым для окружающих людей, семьи, лично себя и нарисовать или сфотографировать его. Составить краткое сообщение об этом объекте (практ. задание «Мое культурное наследие»)

Сравнивать природное и культурное наследие жителей Югры и зарубежных стран, делать вывод.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

5

Герб и флаг Югры.

Своими словами объяснять, почему важно бережно относиться к природному и культурному наследию.

Приводить примеры бережного отношения к наследию наших предков.

Называть священных животных Югорской земли.

Объяснять, почему тотемные животные сохранились до наших дней.

Составлять краткий рассказ для Патримонито о гербе и флаге Югорского края с разъяснением значений символических образов.

Рассуждать на тему, почему главным богатством Югры считаются люди.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

6

Герб класса.

«Герб нашего класса» (практ.задание)

Участвовать в совместной деятельности класса по придумыванию герба класса, его обоснованию, изготовлению.

Сотрудничать для достижения общей цели.

Распределять обязанности, выполнять их.

Составлять краткий рассказ – описание герба класса.

Учебник, рабочая тетрадь.

7

Зачем изучать наследие? Экомир.

Доказывать, что на планете природное наследие ограничено.

Своими словами объяснять, что вымирание растений, животных дикой природы, сокращение ее территории невосполнимо и необходимо остановить.

Приводить примеры, как многонациональная культура помогает сохранить природное наследие.

Называть профессии жителей края.

Приводить примеры беспечного отношения человека к культурному наследию (замусоривание языка, забвение поговорок и пословиц, некультурное поведение, нарушение заповедей предков, халатное отношение к памятникам культуры и др.)

Объяснять своими словами, что такое экомир.

Составлять краткое его описание на основе воображения и рассуждения.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Раздел 2. «Строим экомир» - 6 часов

8

Как изучать наследие?

- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;

- о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогаютлюдям жить, учиться, трудиться и отдыхать;

- уменияразличать и группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;

- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;

- приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;

- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;

- понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;

- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;

- формулировать своими словами полезные привычки;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Освоить структуру действий правила трех «П»

Называть правило трех «П», необходимое для изучения природного и культурного наследия

Доказывать необходимость сочетания ума, переживаний и действий, привлекая пословицы и поговорки народов Югры

Приводить примеры важности взаимопомощи и дружеских отношений при изучении сложного окружающего мира.

Участвовать в ролевой игре.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, видео ролик.

9

Отношение к природе в реальности и фантазиях.

Находить отличия во взаимодействия природы и человека в реальности и фантазиях.

Приводить примеры неизбежного ограничения наших желаний в реальной жизни.

Своими словами объяснять слово «мера».

Приводить примеры, как легенды, мифы помогали соблюдать Табу природы.

Называть священных животных коренных и других народов Югры.

«Оригами тотемного животного коренных жителей Югры» (практ.задание).

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

10

Наши отношения с дикой природой: ошибки и полезные привычки.

Доказывать недопустимость вмешательства в жизнь дикой природу при ее посещении, используя данные науки и народную мудрость.

Называть роль дикой природы на Земле.

Приводить примеры ошибок поведения человека в дикой природе.

Обосновывать полезные привычки поведения человека в дикой природе.

Делать вывод о том, что экомир – это мир, в котором сохраняется дикая природа.

Игра-импровизация «Угадай животное – дикое или домашнее»

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

11

Ценность природных сообществ дикой природы.

Запомнить, что дикая природа может создавать среду, пригодную для жизни, только благодаря тому, что дикорастущие растения и дикие животные объединяются в сообщества.

Называть роль природных сообществ дикой природы.

Называть главное условие здорового природного сообщества – разнообразие входящих в него растений, животных и микроорганизмов.

Называть табу природы «Природа не терпит однообразия».

Перечислять природные сообщества в Югре.

Описывать природное разнообразие Югорского края (на уровне сообществ, растений и животных).

Игра-исследование «Разнообразие дикой природы» (конструирование устойчивой / неустойчивой пирамиды из кубиков).

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

12

Сохраняем природное разнообразие края.

Своими словами называть, что угрожает природному разнообразию.  

Приводить примеры ошибок в поведении человека.

Называть полезные привычки человека по сохранению природного разнообразия, объяснять их важность, опираясь на науку и народную мудрость.

Объяснять роль Красной книги Югры. Приводить примеры охраняемых растений и животных края.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

13

Культурное разнообразие края. Дружба народов.

Приводить примеры культурного разнообразия края, взаимного обогащения культур разных народов, проживающих в Югре.

Рассуждать, почему культуры разных народов, родом из разных мест, отличаются между собой

Называть главную угрозу культурному наследию – снижение их разнообразия. Приводить примеры неправильного отношения людей к культуре.

Называть полезные привычки, направленные на сохранение и приумножение культурного наследия края. Подтверждать их важность поговорками и пословицами разных народов.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, видео ролик.

Раздел 3. «Секреты Югорской земли» - 14 часов

14

Особенности Югорской природы.

- о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;

- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;

- о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогают людям жить, учиться, трудиться и отдыхать;

- уменияразличать и группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;

- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;

- приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;

- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;

- понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;

- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;

- формулировать своими словами полезные привычки;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Получать информацию из «разговора» Лады и Югорки, понимать ее.

Перечислять особенности природы края.

Называть ошибки, которые допускают люди, не знающие особенностей природы Югры.

Перечислять и объяснять полезные привычки поведения, жизни человека в природных условиях края

Викторина «Я путешествую по Югре»

Игра «Найди ошибку»

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

15

Секреты царства болот. Приглашение в путешествие.

Применять правило трех «П» к изучению болотных сообществ края, используя легенды, мифы, сказания коренных народов Югры и данные науки.

Объяснять своими словами, почему в крае распространены болота.

Приводить примеры разнообразия болот в Югре.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

16

На дне болотного царства.

Извлекать информацию на слух, анализировать ее и делать выводы.

Задавать вопросы о связях в болотных сообществах.

Объяснять, как действуют запреты природы в этих сообществах.

Называть и узнавать типичных представителей болотных сообществ Югры.

Составлять элементарные пищевые цепочки.

Приводить примеры взаимодействия болотных растений и животных по предоставлению укрытий (жилищ и убежищ)

Составлять краткий рассказ – виртуальное путешествие в мире болот.

Опыт «Мох и лед» (практ.задание) - изучение опытным путем способности мха сохранять холод.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

17

На поверхности болота.

Извлекать информацию на слух, анализировать ее, формулировать выводы. Составлять вопросы о связях в болотных сообществах. Объяснять, как действуют запреты природы в этих сообществах. Называть и узнавать типичных представителей болотных сообществ Югры. Составлять элементарные пищевые цепочки. Приводить примеры взаимодействия болотных растений и животных по предоставлению укрытий (жилищ и убежищ). Составляют краткий рассказ – виртуальное путешествие в мире болот.

 «Мох и влага» (практ.задание) - изучение опытным путем способности мха удерживать влагу.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

18

Болота в жизни людей. Ошибки поведения и полезные привычки.

Приводить примеры связи между заболоченностью края и традиционным укладом жизни коренного населения; хозяйственной деятельностью современного человека.

Извлекать информацию из видеоматериалов, анализировать ее и делать выводы.

Объяснять, как правильно вести себя в болотистой местности для собственной безопасности и соблюдения Табу природы.

Формулировать полезные привычки поведения на болотистой местности.

Сравнивать поведение людей в реальной жизни с образцами и оценивать его.

Называть болотных животных, занесенных в Красную книгу Югры

Опыт о влиянии нефти на оперение птиц.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

19

По рекам и озерам Югры: приглашение в путешествие.

- о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;

- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;

- о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогают людям жить, учиться, трудиться и отдыхать;

- уменияразличать и группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;

- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;

- приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;

- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;

- понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;

- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;

- формулировать своими словами полезные привычки;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Применять правило трех «П» к изучению водных сообществ края, используя легенды, мифы, сказания коренных народов Югры и данные науки.

Объяснять своими словами, почему в крае так много рек и озер.

Называть роль рек и озер края в природе и хозяйственной деятельности человека.

Приводить примеры, как ценность рек, озер, их обитателей для жителей края нашла отражение в их праздниках, обычаях, орнаменте.

Извлекать информацию из видеоматериалов, анализировать ее и делать выводы.

«Красная книга Югры» (практ.занятие) - извлечение информации с сайта.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

20-21

Югра – край рек и озер.

Извлекать информацию на слух, анализировать ее и делать выводы.

Задавать вопросы о связях в водных сообществах (пища, укрытие).

Объяснять, как действуют в них запреты природы.

Называть и узнавать типичных представителей рек, озер, их побережий.

Составлять элементарные пищевые цепочки.

Приводить примеры взаимодействия водных и прибрежных растений и животных по предоставлению укрытий (жилищ и убежищ)

Составлять краткий рассказ – виртуальное путешествие в мире водных сообществ.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

22

Путешествие на пароходе по Оби и Иртышу. Хозяйственная деятельность человека: ошибки и их исправление.

Задавать вопросы о роли рек в укладе жизни югорчан.

Обсуждать в классе проблемы, связанные с сохранением речных сообществ.

Называть типичные ошибки поведения людей, связанные с загрязнением водоемов, нарушением правил рыбной ловли, судоходством, регулированием русла рек.

Формулировать полезные привычки поведения на водоемах и около них.

«Красная книга Югры» (практ.занятие) - извлечение информации с сайта.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

23

Тайны лесных сообществ края. Приглашение в путешествие (глухая тайга).

Применять правило трех «П» к изучению лесных сообществ края, используя легенды, мифы, сказания коренных народов Югры и данные науки.

Объяснять, почему Югру называют лесным краем.

Называть роль лесов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Перечислять разнообразие лесных сообществ края.

Приводить примеры, как ценность леса и его обитателей для жителей края нашла отражение в их праздниках, обычаях, орнаменте.

Извлекать информацию из видеоматериалов, анализировать ее и делать выводы.

«Различаем шишки хвойных деревьев» (практ.занятие).

24

Лес в хозяйственной деятельности человека. Учимся на ошибках.

Извлекать информацию на слух, анализировать ее и делать выводы.

Задавать вопросы о связях в лесных сообществах (пища, укрытие).

Составлять элементарные пищевые цепочки.

Называть и узнавать типичных представителей лесных сообществ.

Приводить примеры взаимодействия лесных растений и животных по предоставлению укрытий (жилищ и убежищ)

Составлять краткий рассказ о роли леса в жизни коренных и других народов Югры.

Приводить конкретные примеры действия Табу природы (на примере пожара).

Называть опасности сплошных вырубок, размножения насекомых-вредителей, формулировать полезные привычки поведения в лесу.

Практические задания: «Узнаем дерево по хвое». «Узнаем дерево по контурам».

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

25-26

Путешествие по Югорской тундре. Как ее сохранить.

Составлять план рассказа о тундре, используя правило трех «П».

Получать и понимать информацию из рисунков, фотографий, таблиц.

Сотрудничать друг с другом для достижения общей цели.

Представлять результаты своей работы, отвечать на вопросы.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

27

Природа рядом с нами: наша ответственность.

Приводить примеры островков природы в своем населенном пункте

Называть проблемы со здоровьем природы в городе и их причины.

Перечислять полезные привычки по сохранению и увеличению природы в городских поселениях.

Называть проблемы, возникающие при содержании растений и животных в домашних условиях и пути их преодоления.

Рассуждать об ответственности человека за прирученные живые существа.

Игра «Почемучка».

Презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Раздел 4. «Спасти и сохранить» - 7 часов

28-30

Международная акция «Спасти и сохранить».

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;

- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;

- формулировать своими словами полезные привычки;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Объяснять название акции.

Приводить примеры роли культуры коренных и других народов в спасении природного наследия края.

Практические занятия «Эмблема акции», «Мой дом – Югра».

Презентация, учебник, рабочая тетрадь, видео ролик.

31-34

Учимся действовать

Индивидуальное проектное задание.

Итоговая диагностика.

34 час

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Е.Н. Дзятковская, А.Н.Захлебный

«Югра – моё наследие», 2 класс. Региональный учебник для общеобразовательных учреждений

2014

Москва «Образование и экология»

2

А.Т.Гнеушева,Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный

«Югра – моё наследие», 2 класс, рабочая тетрадь в 2 – х частях.

2014

Москва «Образование и экология»

Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, документ-камера, медиатека, комплекты дидактических и демонстрационных материалов для 2 класса, дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы)

Приложение

Планируемые результаты

1. Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.

2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.

3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природ сберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.

Второклассник научится:

-  своими словами объяснять, что такое наследие;

- понимать и объяснять значение символических образов (герб и флаг Югры);

- различать природное и культурное наследие;

- группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- называть правило трех «П», необходимое для изучения природного и культурного наследия;

- находить отличия во взаимодействия природы и человека в реальности и фантазиях;

- называть главную угрозу природному и культурному наследию – снижение их разнообразия;

- описывать природное разнообразие Югорского края;

- приводить примеры культурного разнообразия края;

- приводить примеры ошибок в поведении человека в дикой природе и в обществе;

- называть полезные привычки человека в экомире и объяснять их важность.

- применять правило трех «П» к изучению природных сообществ края, используя легенды, мифы, сказания коренных народов Югры;

- объяснять, как действуют запреты природы в разных сообществах;

- приводить примеры связи между особенностями природы края и жизнью населения;

- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;

- формулировать полезные привычки поведения в разных природных сообществах;

- называть и узнавать типичных представителей природных сообществ Югры;

- составлять краткий рассказ о виртуальных путешествиях по природным сообществам края;

Второклассник имеет возможность научиться:

- понимать и описывать эмблему ЮНЕСКО о сохранении природного и культурного наследия;

- сравнивать природное и культурное наследие жителей Югры и зарубежных стран;

- составлять краткое описание экомира.

- составлять краткий рассказ о смысле акции «Спасти и сохранить»;

- планировать свои действия по участию в акции;

- применять на практике правило трех «П» и полученные знания и полезных привычках;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу;

- сотрудничать с одноклассниками в процессе участия в акции;

- оценивать результаты своих действий и сопоставлять их с общественной оценкой.

- формулировать своими словами полезные привычки в экомире, называть новые на основе своего личного опыта;

- называть главное условие здоровой природы – сохранение природного разнообразия;

- называть главное условие здорового общества – сохранение разнообразия и дружбы разных культур;

- понимать скрытые смыслы иносказательных текстов о взаимодействии человека и природы.

- новым полезным привычкам поведения в разных природных сообществах;

- обнаруживать ошибки в поведении людей в разных природных сообществах в реальной жизни;

- объяснять пути сохранения природного разнообразия разных сообществ;

- узнавать изображения животных на узорах народных орнаментов коренных народов.

- оценивать результаты своих действий и сопоставлять их с общественной оценкой.

Форма контроля

Отметки при изучении курса не выставляются. Тем не менее, рабочая программа должна отвести время на проведение входящего и итогового контроля в целях отслеживания у учащихся динамики развития опорных культурных концептов и полезных привычек (1); освоения деятельностных средств их развития (2); изменения отношения и личностной значимости объектов изучения, готовности к практическим действиям (3) для своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  •  конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Югра - моё наследие»

для 3 б класса

учителя Шепелевой Ольги Григорьевны

(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

г.Нижневартовск


Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………….……………….……. 2

2. Содержание учебного предмета …………………………………………… .……………………. 4

3. Тематическое планирование по предмету «Югра – моё наследие»  ….……………………..…. 5


Пояснительная записка

Рабочая программа регионального курса «Югра – моё наследие» по экологическому этнокультурному образованию для 3 Б класса составлена в соответствии:

1) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009) к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого участниками образовательного процесса.

2) на основе книг Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, которые входят в состав регионального УМК по экологическому и этнокультурному образованию.

3) на основе авторской программы Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного.

4) Образовательной программы НОО МБОУ «СШ №11».

5) Рекомендаций по составлению рабочих программ МБОУ «СШ №11».

Цель курса в начальной школе: формирование смысловых установок, способов и первичного опыта развития у себя основ культуры устойчивого развития, предусматривающей изучение, сохранение и приумножение природного и культурного наследия своего края, во взаимосвязи ее общественной и личностной проекции.

Изучение курса в 3-ем классе начальной школе направлено на:

- развитие личности, осознающей свою сопричастность к природному и многонациональному культурному достоянию края; осмысленно относящейся к нравственным ограничениям, следующим из Табу природы и культурных запретов; мотивированной на развитие своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями экологически безопасного и благополучного экомира; ориентированной на ценность совместных усилий представителей разных народов и религий в интересах общего для всех Экомира; имеющей установку на развитие у себя и своего окружения полезных привычек зеленого потребления;

- развитие умений применять специфические для ОУР средства познания (экологические линзы) к изучению культурного и природного наследия; понимать мыслеобразы опорных понятий ОУР, выраженные на языке когнитивных метафор; взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели; делиться своими мнениями с одноклассниками и приходить к общему выводу; находить ошибки в своем поведении и исправлять их;

- формирование первичного опыта выявления природных принципов целесообразности (приспособленности), разнообразия, экономии в природных явлениях, культуре разных народов, современных природоподобных зеленых технологиях, практике зеленого потребления; использование этих принципов в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение определённых личностны, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Личностными результатами обучающихся третьего класса при изучении регионального курса являются:

- осмысленное ценностное отношение к Табу природы, а также к науке, культуре разных народов, литературе, искусству, которые открывают для нас мудрость природы;

- мотивация развивать свою экологическую зоркость для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки и культурного опыта народов края, по приспособлению к природным условиям Югры и соблюдению меры в потреблении.

Метапредметные результаты

- применять для изучения культурного и природного наследия Югры экологические линзы (правило трех «П», правило трех «О», правила «Изучай живое вместе с его средой»);

- понимать иносказательные образы взаимодействия человека с природой; находить их в фольклоре; объяснять их скрытый смысл;

- использовать в речи приемы убеждения;

- задавать вопросы на уточнение и понимание скрытых экологических связей;

- соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений и делать вывод;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

Предметные результаты

- о том, что такое экологическая зоркость;

- об особенностях северной природы и приспособления к ней природы и человека;

- о важности разнообразия в природе и принципа разнообразия в жизни человека;

- о роли природного разнообразия сообществ в формировании сети связей в них; опасности их разрыва;

- о важности сохранения среды обитания живых существ;

- о том, что угрожает среде обитания дикорастущих растений и диких животных;

- о целесообразности в природе и том, как этот принцип применяется в традиционных культурах;

- путях сохранения северной природы и здоровья человека;

- краткой истории Югорского края;

- умения называть примеры приспособления в природе, которые могут быть использованы человеком;

- доказывать последствия сокращения разнообразия в природе;

- приводить примеры зеленого потребления;

- объяснять необходимость экономии электроэнергии для сохранения среды жизни;

- называть традиционные промыслы народов, населяющих Югру.

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

  • Называть Табу природы.
  • Передавать своими словами суть иносказательного мыслеобраза отношений общества и природы.
  • Адекватно использовать в устной речи словосочетание «экологическая зоркость».
  • Приводить примеры поговорок и пословиц на тему Табу природы.
  • Называть правило трех «О», приводить пример его использования в жизни.
  • Делать записи в дневнике по заданной форме.
  • Своими словами объяснять, что такое потребительство.
  • Высказывать мнение о необходимости экономии в быту.
  • Проводить количественное исследование по плану.
  • Кратко перечислять особенности югорской природы.
  • Приводить примеры приспособления местной природы к северным условиям.
  • Обосновывать экологическую линзу «Изучать природу надо вместе с ее средой».
  • Применять экологическую линзу «Изучай живое вместе с его средой» при изучении природных сообществ.
  • Называть пищевые цепочки смешанного леса.
  • На основе текста самостоятельно составлять пищевые цепочки гниющего выворотня.
  • Объяснять иносказательный образ разнообразия в природе (батут).
  • Оценивать устойчивость сообщества по его биологическому разнообразию.
  • Обсуждать в группе причины изменения среды жизни дикорастущих растений и диких животных.

Обучающийся может научиться:

  • Находить отражение Табу природы в в иносказательных образах фольклора и литературных произведениях.
  • Задавать уточняющие вопросы на понимание.
  • Высказывать свое отношение к авторскому тексту (разделять/не разделять мнение автора).
  • Переформулировать суждения.
  • Соединять полученную информацию из видеофильма, фотографий и текста и составлять рассказ.
  • Применять правило трех «О».
  • Критически анализировать свои покупки с точки зрения их нужности / ненужности.
  • Использовать в речи приемы убеждения.
  • Соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение, записки натуралиста) для обоснованных выводов.
  • Высказывать мнение, в чем мудрость природы, приводить в качестве доводов примеры.
  • Приводить пример, как пищевые цепочки могут быть связаны между собой и образовывать сети связей.
  • Объяснять выражение «Все живые существа приспособлены к своей природной среде. В другой среде они жить не могут».
  • Доказывать последствия сокращения разнообразия в природе. Сравнивать северную и южную природу.

Содержание учебного предмета

Введение (2 ч).

Состав содержания учебника, его ключевые «герои»: люди, дарящие свой труд и талант всем жителям края; уникальная культура края, которая создается людьми разных национальностей; уникальная природа Югры; культура жителей Югры как условие сохранения ее уникальной природы; Югорский край и его значение в благосостоянии Родины и народов мира; прошлое, настоящее и будущее Югорского края; сохранение и приумножение его культурного и природного наследия.

Раздел 1. Моя экологическая зоркость (6 ч).

Наука о Табу природы. Экологическая зоркость как знание и понимание запретов природы. Роль науки в открытии таких знаний. Табу природы на сокращение естественных сообществ и снижение природного разнообразия. Образ связи общества и природы: «Лодка жизни», которая держится на плаву благодаря дикой природе. Роль сотрудничества людей разных народов и стран по согласованному управлению «лодкой».

Подсказки культур разных народов. Экологическая зоркость как понимание наказов, наставлений и подсказок народной мудрости о том, как нужно жить, чтобы следовать Табу природы. Пословицы и поговорки разных народов Югры, отражающие Табу природы. Роль культуры угорских народов в сохранении первозданной природы Югры в течение тысячелетий. Примеры развития современной промышленности края  без ущерба для природы.

Мои экологические линзы. Экологическая зоркость как умение пользоваться экологическими линзами. Экологические линзы как способы изучения культурного и природного наследия. Правило трех «П». Правило трех «О».

Духовные качества человека, необходимые для экологической зоркости. Жадность и равнодушие как угроза природному разнообразию. Полезные привычки зеленого потребления. Зеленая школа.

Учусь управлять собой. Мера как способность к самоограничению. Нравственный вопрос: умеренность или потребительство? Экологический бумеранг как ответ природы на характер потребления.

Раздел 2. Мудрость югорской природы (8 ч).

Целесообразность в природе. Не случайность особенностей растений, животных, их сообществ в каждой местности, их связь с приспособлением живого к среде обитания. Значение изучения приспособлений растений и животных к особенностям местной природы. Способы приспособления растений и животных югорского края к короткому летнему периоду. Особенности плодородия северных почв. Приспособление растений и животных к длительному холодовому периоду. Закаленность северных растений и животных к ветрам и резкой смене погоды. Экономный образ жизни северных растений и животных. Экологическая линза «Изучай природу вместе с ее средой».

Сообщество в среде - одно целое. Разнообразие в природе как основа ее иммунитета, защиты от неблагоприятных условий. Тесная связь растений и животных сообщества между собой (пищевые и пространственные связи). Сеть связей в сообществе. Пищевые связи смешанного леса летом. Их перестройка в зимний период. Изменение сообщества по мере истощения основного источника питания (на примере пищевых и пространственных связей природного сообщества на основе выворотня).

Последствия разрыва сетей связей в сообществе. Примеры специального заселения чужих видов в сообщество и его последствия. Примеры случайного заноса чужих видов в сообщество и его последствия.

Примеры восстановления «своего» вида в сообществе. Азиатский бобр и особо охраняемые территории Югорского края.

Сохранить северную природу. Пути сохранения естественных сообществ: сохранение их разнообразия, сохранение среды обитания. Приспособленность растений и животных к среде своего обитания. Причины изменения среды обитания: естественные и связанные с человеком. Черная книга безвозвратных потерь растений и животных. Что угрожает северной природе. Красная книга Югры: почему изменяется среда их обитания. Полезные привычки по защите среды дикой природы.

Раздел 3. Моя культура – учусь у природы (13 ч).

Приспособления человека к жизни в Приполярье. Культура как способ приспособления людей к природе. Культура материальная и духовная. Особенности отношения к природе коренных угорских народов. Примеры отношения к домашнему очагу, священным животным, земле, другим народам, своей семье. Культура как кладезь знаний о способах сохранения здоровья в условиях местной природы.

История заселения Югры. История заселения северных территорий. Промысловые виды деятельности первых жителей Югры. Сибирское ханство и угорские княжества. Поход Ермака и появление первых городов. Промышленное развитие края. Особенности современного развития Югры и его перспективы.

Учимся у природы разнообразию. Природное разнообразие как среда жизни людей. Влияние разнообразия цвета, форм, звуков, запахов, вкусов, движений в природе на здоровье человека. Полезные привычки по использованию принципа разнообразия в современном образе жизни.

Питание как способ приспособления к окружающей среде. Пища как способ приспособления человека к природным условиям жизни. Особенности питания на севере, помогающие приспособиться к местной природе. Сходства и различия в питании разных народов и их причины. Вегетарианство и ограничение его распространения.

Традиционные жилища и промыслы народов Югры. Целесообразность традиционных жилищ. Их национальные особенности. Материалы изготовления. Общие черты традиционных жилищ. Принципы, северных жилищ, используемые в современных зданиях. Виды традиционных народных промыслов угорских народов. Примеры изделий из бересты, травы, древесины, кости и рогов. Вышивки, плетение поясов, циновок, изготовление деревянных изделий.

Югра - регион «зеленых» технологий. Зеленые технологии. Использование природных ресурсов и энергии с максимальной пользой. Обеспечении безопасности для окружающей среды и здоровья человека. Области применения зеленых технологий. Примеры зеленых технологий: циклическое производство, биогаз, переработка макулатуры, твердое биотопливо. Примеры зеленых технологий в жизни.

Раздел 4. Спасти и сохранить (5 ч).

Значение экологической зоркости для добрых дел. Применение экологической зоркости для изучения и сохранения природного и культурного наследия Югры (материального и духовного).

Акция «Спасти и сохранить». Цели акции «Спасти и сохранить». Примеры добрых дел в рамках акции. Проектная работа на одну из предложенных тем.

Тематическое планирование по предмету «Югра – моё наследие» 3 класс

№ п/п

Тема урока

Сроки

Примечания

план

факт

1 - 2

Введение (2 ч)

1 Неделя

2 неделя

Раздел 1. Моя экологическая зоркость (6 ч).

3

Наука учит.

3 неделя

4

Культуры разных народов подсказывают.

4 неделя

5 - 6

Мои экологические линзы.

5 неделя

6 неделя

7 - 8

Учусь управлять собой.

7 неделя

8 неделя

Раздел 2. Мудрость югорской природы (8 ч).

9 - 11

Целесообразность в природе.

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12-15

Сообщество в среде – одно целое.

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

16

Сохранить северную природу.

16 неделя

Раздел 3. Моя культура – учусь у природы (13 ч).

17-18

Приспособления человека к жизни в Приполярье.

17 неделя

18 неделя

19-20

История заселения Югры.

19 неделя

20 неделя

21

Учимся у природы разнообразию.

21 неделя

22-23

Питание как способ приспособления к окружающей среде.

22 неделя

23 неделя

24-27

Традиционные жилища и промыслы народов Югры.

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28-29

Югра – регион «зелёных» технологий.

88 неделя

29 неделя

Раздел 4. Спасти и сохранить (5 ч).

30

Экологическая зоркость в действии.

30 неделя

31-33

Акция «Спасти и сохранить».

31 неделя

32 неделя

33 неделя

34

Заключение.

34 неделя

ИТОГО – 34 часа

Приложение

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, документ-камера, медиатека, комплекты дидактических и демонстрационных материалов, дидактические материалы (карточки, таблицы).

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

«Югра – моё наследие», 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2016

Москва

«Центр образования и экология»

2

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Т.А. Гнеушева

Примерная программа и тематическое планирование к региональному учебному курсу «Югра – моё наследие», 3 класс, в 2-х частях

2016

Москва

«Центр образования и экология»

3

Е.Н. Дзятковская, Т.А. Гнеушева

Методические рекомендации к учебному пособию «Югра – моё наследие», 3 класс

2016

Москва

«Центр образования и экология»

4

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

Вкладыш для семейного чтения к учебному пособию «Югра – моё наследие», 3 класс

2016

Москва

«Центр образования и экология»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Югра - моё наследие»

для 4 б класса

учителя Шепелевой Ольги Григорьевны

(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

г.Нижневартовск

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета …………….………………..…….…. 4

2. Содержание учебного предмета ……………………………………….……………………..…. 6

3. Тематическое планирование по предмету «Югра – моё наследие» ……………………………6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа регионального курса «Югра – моё наследие» по экологическому этнокультурному образованию 4 Б класса составлена в соответствии:

1) в соответствиях с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009) к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого образовательного процесса.

2) на основе книг Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, которые входят в состав регионального УМК по экологическому и этнокультурному образованию.

3) на основе авторской программы Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного.

4) Образовательной программы НОО МБОУ «СШ № 11».

5) Рекомендаций по составлению рабочих программ МБОУ «СШ № 11».

Основа учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, усвоение школьниками содержания системы учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания – науки, искусства, нравственности, права – в плоскость усвоения 1. Основу учебного предмета составляет его программа – систематическое и иерархическое описание тех знаний, умений, ценностей, которыми должен овладеть обучающиеся. Концептуально-методологическая особенность регионального учебного курса «Югра – моё наследие» для 2-4 классов под авторством Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, Т.А. Гнеушевой нашла отражение в программе для 4 класса. Разработка программы, этнокультурной, экологической направленности, представляет собой не второстепенный вопрос обучения, а существенную комплексную проблему всей системы образования. В Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.06.2000 № 56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сказано, что «экологическая культура» – это «совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений». Экологическая культура – это уникальная область человеческого знания, тем самым является ценностью для всего общества в целом. В таком контексте транслирование экологических знаний в содержание школьного образования рассматривается не как факт, относящийся к объектной области экологии как науки, а как экологический стиль мышления. Это становление культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной среды жизнеобеспечивающих качеств.

Главной целью данной программы «Югра – моё наследие» для 4 класса является формирование экологического стиля мышления, который включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, экологический кодекс поведения и взаимодействия в системах «человек-природа» и «человек-человек», через воспитание познавательного интереса к изучению своего родного края, используя его историко-культурное и природное наследие.

Основная задача программы «Югра – моё наследие» для 4 класса раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу.

Программа тесно связана с содержанием уроков окружающего мира, историей, литературным чтением, изобразительным искусством, технологией, основой светской этики. Принцип междисциплинарной интеграции даёт возможность сделать процесс обучения более глубоким, насыщенным, познавательным. Экологический пласт знаний, получаемый на уроках, базируется на традиционных ценностях, отношениях и поведенческих особенностях, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах.

Гипостасис программы «Югра – моё наследие» для 4 класса состоит в раскрытие проблемы «экологического следа» человека, общества и решению задачи открытия школьниками личного экологического стиля мышления по контролю за своим экологическом следом на основе «экологического кодекса».

Реализация программы «Югра – моё наследие» в 4 классе осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с ФГОС НОО существенное значение уделяется формированию значимости культуры, а также развитию компетенций. При этом знания и ценности перестают противоречить друг другу. Применение знаний фокусируются как проявление компетенции, в соответствии с усвоенными, ценностями – ценностными ориентациями. Экологическая компетентность – необходимое наследие человека, существенные условия для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности – это формирование экологического кодекса поведения, литогенез универсальных учебных действий.

В программе «Югра – моё наследие» широко используются интерактивные методы. Между обучающимися и учителем, обучающимся – обучающимся должен быть высокий уровень аллелопатии. Аллелопатия происходит в форме вовлеченности всех обучающихся в процесс познания, активного обсуждения учебных задач, в построение образовательной траектории обучающихся, активное использование метода проектов с подключением идей проектной и исследовательской деятельности, на межпредметной основе.

В основе методов проектов лежит развитие универсальных учебных действий:

- выбор способов действий в нестандартной форме приближенных к реальным условиям.

- парадигматика приоритетов ценностей,

- ориентироваться в информационном пространстве,

- анализ ситуаций и переформулирование её в проблему,

- представление окружающим полученного результата, «продукта».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную или групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.

Ключевая идея в четвёртом классе.

Связь социального общества и природы стало одной из глобальной проблемой цивилизации. Взаимодействие человека с природой приводит к интенсивно изменяющийся окружающей среде. Антропогенные факторы приводят к критическому положению:

- таяние ледников, исчерпываются запасы пресной воды;

- истощение природных ресурсов;

- ухудшение состояния почв, водного и воздушного бассейнов;

- опустынивание огромных территорий, образование искусственных ландшафтов;

- борьба с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.

Воздействие человека на окружающую среду в современную эпоху стало фактором геологического или даже космического масштаба, превосходящим все природные силы, которые когда-либо влияли на эволюцию жизни, эволюцию земной биосферы. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие.

Профессор коммунального и регионального планирования в университете канадской провинции Британская Колумбия Уильям Риз ввёл понятие экологического следа. «Экологический след – это мера воздействия человека на окружающую среду, позволяющая рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов. Это – единица измерения, которой мы можем определить соотношение между своими потребностями и объемами экологических ресурсов, которые имеются у нас в запасе». Человечество стоит перед выбором. Оно может пролонгировать деградацию окружающей среды ради выгоды. А может пойти другим путём – научить будущее поколение грамотно управлять природными ресурсами, принимать правильные инвестиционные решения, занимать активную позицию в социальном современном обществе для стабилизирования ситуаций.

«Экологический след» выступает как индикатор устойчивого развития общества. Программа «Югра – моё наследие» призвана повысить компетентность у обучающихся по вопросам, связанных с «Экологическим следом». Основным акцентом в программе являются принципы (нравственные императивы): оглядывайся (какой «экологический след» оставил после себя для природы и для культуры). Инволяция культуры, духовности превращает индивида в расчётливого потребителя. В процессе систематического и целенаправленного воздействия на духовное развитие личности и в целях подготовки обучающегося вводится понятие «Кодекс экологического поведения»:

Я лично несу ответственность за сохранение окружающего мира Югры.

Я лично не причиню зла живому – цветку, деревцу, птице, животному. И, конечно, человеку.

Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Вовлечение школьников начальных классов в интерактивную деятельность по решению экологических проблем благоприятно для формирования экологической культуры, становления этнокультурного мировоззрения, осознания нравственно-этических норм поведения.

Структура УМК.

1. Учебное пособие «Югра – моё наследие» 4 класс

2. Рабочая тетрадь к учебному пособию в 2-х частях

3. Вкладыш для семейного чтения к учебному пособию

4. Методическое пособие для учителя.

В тетрадях представлены задания различных видов: вопросы, ребусы, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы. Учитель имеет возможность выбора различных видов организации деятельности учащихся: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу. Кроме того, в пособие включены диагностические задания.

Вкладыш для семейного чтения включает в себя сказания, мифы народов ханты и манси, рассказы и стихотворения о взаимоотношении людей, о природе, об отношениях в семье. Статьи из Красной книги Югры.

УМК может быть использован при организации урочной и внеурочной деятельности: для занятий кружков и научно-практических объединений, обучающихся в системе дополнительного образования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение определённых личностны, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятым экологическим стилем мышления, знанием кодекса экологического поведения;

- умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;

- ответственность за культурное окружение, ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);

- уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды.

Метапредметные результаты:

- освоение обучающимися проектных умений минимального уровня сложности;

- умение применять универсальные способы деятельности в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;

- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение понимать и объяснять значения моделей, символов, схем, графиков, орнамента коренных народов;

- умение сравнивать поведения человека с кодексом экологического поведения и высчитывать «экологический след»

Предметные результаты:

- сформированность представлений об экологическом долге, экологическом следе;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства, обобщать, делать несложные выводы;

- знание элементарных представлений об экологии питания;

- оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового питания;

- знание, понимание и принятие учащимися культурных ценностей: музеи, монументы, памятники, парки, заповедники.

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

Называть Табу природы.

Передавать своими словами суть иносказательного мыслеобраза отношений общества и природы.

Адекватно использовать в устной речи словосочетание «экологическая зоркость».

Приводить примеры поговорок и пословиц на тему Табу природы.

Называть правило трех «О», приводить пример его использования в жизни.

Делать записи в дневнике по заданной форме.

Своими словами объяснять, что такое потребительство.

Высказывать мнение о необходимости экономии в быту.

Проводить количественное исследование по плану.

Кратко перечислять особенности югорской природы.

Приводить примеры приспособления местной природы к северным условиям.

Обосновывать экологическую линзу «Изучать природу надо вместе с ее средой».

Применять экологическую линзу «Изучай живое вместе с его средой» при изучении природных сообществ.

Называть пищевые цепочки смешанного леса.

На основе текста самостоятельно составлять пищевые цепочки гниющего выворотня.

Объяснять иносказательный образ разнообразия в природе (батут).

Оценивать устойчивость сообщества по его биологическому разнообразию.

Обсуждать в группе причины изменения среды жизни дикорастущих растений и диких животных.

Обучающийся может научиться:

Находить отражение Табу природы в в иносказательных образах фольклора и литературных произведениях.

Задавать уточняющие вопросы на понимание.

Высказывать свое отношение к авторскому тексту (разделять/не разделять мнение автора).

Переформулировать суждения.

Соединять полученную информацию из видеофильма, фотографий и текста и составлять рассказ.

Применять правило трех «О».

Критически анализировать свои покупки с точки зрения их нужности / ненужности.

Использовать в речи приемы убеждения.

Соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение, записки натуралиста) для обоснованных выводов.

Высказывать мнение, в чем мудрость природы, приводить в качестве доводов примеры.

Приводить пример, как пищевые цепочки могут быть связаны между собой и образовывать сети связей.

Объяснять выражение «Все живые существа приспособлены к своей природной среде. В другой среде они жить не могут».

Доказывать последствия сокращения разнообразия в природе. Сравнивать северную и южную природу.

Содержание программы

Раздел 1. Экологический след. Количество часов: 3 часа

След, который ты оставляешь. Входящая диагностика.

Раздел даёт первичное представление о ресурсах, необходимых для удовлетворения потребностей человечества, о биологическом потенциале – показателе, предоставляющий такую возможность. Знакомит с понятиями «экологический след», «экологический долг». Раскрывается с обучающимися главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла. Упорядочиваются совокупности направленных на сохранение природы запретов, требований, обычаев, традиций, принятые в современном обществе данного региона. Выявляются нормы морали, закреплённые в культуре и передающиеся от поколения к поколению. Формулируется кодекс экологического поведения.

Раздел 2. Экология природы. Количество часов: 15 часов

Экология воды. Готовим проект. Экология воздуха. Готовим проект. Экология почвы. Готовим проект. Экология леса. Готовим проект. Вернём природе чистоту. Готовим проект. Экологическая прогулка по заповедным местам Югры. Готовим проект.

В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с экологией биосферы. Целостность этого раздела обеспечивается взаимосвязанным раскрытием физических, биологических, экологических и других естественнонаучных понятий. Рассматриваются экологические факторы. Формируется умение проецировать кодекс экологического поведения на антропогенное воздействие человека. Большая роль в этом разделе отводится проектной деятельности. Проекты направлены на то, чтобы сформировать экологическую культуру у обучающихся, выявлять теоретические основы рационального природопользования.

Раздел 3. Экология человека. Количество часов: 11 часов

Экология питания. Готовим проект. Экология отношения в семье. Готовим проект. Экология взаимоотношений. Готовим проект. Экология культуры. Экология слова. Готовим проект.

В разделе рассматривают взаимоотношения в системе «общество – природа», пути оптимизации взаимоотношений человека со средой. Обобщается этнокультурный материал через призму экологии человека.

Раздел 4. Спасти и сохранить. Количество часов: 6 часов

Спасти и сохранить. Итоговая диагностика. Готовим проект.

Тематическое планирование по предмету «Югра – моё наследие» 4 класс

№ п/п

Тема урока

Сроки

Примечания

план

факт

Раздел 1. Экологический след. Количество часов: 3 часа

1

Входящая диагностика.

2-3

След, который ты оставляешь.

Раздел 2. Экология природы. Количество часов: 15 часов

4

Экология воды.

5

Готовим проект.

6

Экология воздуха.

7

Готовим проект.

8

Экология почвы.

9

Готовим проект.

10

Экология леса.

11-12

Готовим проект.

13

Вернём природе чистоту.

14-15

Готовим проект.

16

Экологическая прогулка по заповедным местам Югры.

17-18

Готовим проект.

Раздел 3. Экология человека. Количество часов: 13 часов

19

Экология питания.

20-21

Готовим проект.

22

Экология отношения в семье.

23-24

Готовим проект.

25

Экология взаимоотношений.

26-27

Готовим проект.

28

Экология культуры.

29-31

Экология слова. Готовим проект.

Раздел 4. Спасти и сохранить. Количество часов: 4 часа

32

Спасти и сохранить.

33

Итоговая диагностика.

34-35

Готовим проект.

Приложение

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, документ-камера, медиатека, комплекты дидактических и демонстрационных материалов, дидактические материалы (карточки, таблицы).

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

«Югра – моё наследие», 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2016

Москва «Центр образования и экология»

2

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Т.А. Гнеушева

Примерная программа и тематическое планирование к региональному учебному курсу «Югра – моё наследие», 4 класс, в 2-х частях

2016

Москва «Центр образования и экология»

3

Е.Н. Дзятковская, Т.А. Гнеушева

Методические рекомендации к учебному пособию «Югра – моё наследие», 4 класс

2016

Москва «Центр образования и экология»

4

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

Вкладыш для семейного чтения к учебному пособию «Югра – моё наследие», 4 класс

2016

Москва «Центр образования и экология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Югра - моё наследие (пилотная площадка)

Приказ о функционировании в статусе окружной пилотной площадки...

Справка об участии в региональной пилотной площадке

Справка об участии в региональной пилотной площадке...

Пилотная площадка (детский сад).

Участие в пилотной площадке.Преемственость....

Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2- 4 классе

Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2 - 4  классе. Описание модели деятельности учреждения МБО...

С 2018г. МБОУ «СШ №13» является региональной пилотной площадкой по организации деятельности в режиме пятидневной рабочей недели

С 2018г. МБОУ «СШ №13» является региональной пилотной площадкой по организации деятельности в режиме пятидневной рабочей недели...