Этнокультурное образование в с.п.Лемпино
опыты и эксперименты по теме

Сочинская Алёна Витальевна

Этнокультурное образование в с.п.Лемпино

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение «Лемпинская СОШ»

Доклад  (районный экологический форум)

Этнокультурное образование в с.п.Лемпино

Подготовила

учитель начальных классов

 Сочинская Алёна Витальевна

(первая категория)

спЛемпино, 2017

Этнокультурное образование в с.п.Лемпино

В многонациональном Российском государстве, построенном по этнорегиональному принципу, необходимо учитывать этнокультурные потребности личности и в сфере образования. Этнокультурное образование в Югре основывается на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию округа, и направлено на защиту и развитие культуры и традиций коренных малочисленных народов нашего региона.

Каждый образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной культуре и этносу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.

Изучение этнокультурных явлений является необходимым условием, способствующим позитивному развитию этнокультурного образования. Важнейшим транслятором национальной и мировой культуры в поселке является школа. Именно школа призвана осуществлять общее образование и воспитывать уважительное отношение к экологическим и культурным ценностям. Во время учебного процесса происходит приобретение и усвоение растущим человеком экологических, духовных и культурных ценностей, приобщение к национальным культурам, обрядам, верованиям, характерным для того или иного этноса, видам традиционного промысла, быта, стереотипам поведения.

Один из методологических подходов к развитию системы этнокультурного образования является экологический подход, т.е. сохранение единства, связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества.

С целью решения задачи  по созданию условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира в школе ведется работа по следующим направлениям:

-  учебный план школы разработан с учетом региональной составляющей.

С целью решения задач по этнокультурному образованию подрастающего поколения изучается хантыйский язык и культура народов ханты через курсы «Моя малая родина – Югра», «Мы – дети природы»,  «Хантыйский язык», «Декоративно-прикладное искусство ханты и манси», «Игры народов Севера», «Северное многоборье», «Экология и география Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», «История Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».        

- подрастающее поколение приобщается к национальным традициям и культуре коренных малочисленных народов Севера через организованную  внеклассную работу в школе: кружки, секции.

- работа школьного этнокравеведческого музея.

В школе создан школьный этнокраеведческий музей, в котором проводятся экскурсии, классные часы, во время которых учащихся знакомят с традициями, обычаями народов ханты и манси. Музей аккумулирует работу, связанную с сохранением и изучением национальной культуры, истории, быта народов Севера. В рамках экскурсий прививается уважительное отношение к окружающей нас природе, родному поселку, району, Югре.

- работа летнего пришкольного лагеря с учетом региональной составляющей.

Учреждением разработана программа пришкольного оздоровительного лагеря «Сый Вота», что в переводе с хантыйского означает «Жить здорово».  Программа учитывает традиции коренных малочисленных народов Севера, в основе программы лежит воспитание и развитие этнокультурных ценностей и бережное отношение к природе.

Программа  нацелена на формирование уважительного отношения  к традициям коренных малочисленных народов Севера, бережное отношение к достоянию Югры, культурному, историческому и природному наследию  Сибири. Мероприятия программы знакомят детей с обычаями, праздниками, культурой народов  Югры,  бережным отношением народов Севера  к окружающей среде. Прикладное и художественное творчество нацелено на раскрытие  потенциала подрастающего поколения.        

        

- сотрудничество с организациями поселка.

Школа - это центр, объединяющий множество направлений по формированию этнического и экологического самосознания подрастающего поколения и одна из составных частей социокультурного комплекса, который включает в себя дом культуры «Кедр», администрацию поселения, фельдшерско-акушерский пункт, спортивно-оздоровительный комплекс «Атлант» и межпоселенческая библиотека имени Еремея Айпина.

Школа с этнокультурным содержанием образования  формирует у  подрастающего поколения экологическую и этническую культуру, позволяет повысить самосознание учащихся к бережному отношению к природе.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"

Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

Современные технологии в этнокультурном образовании школьников

Работа проводилась в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовскийгосударственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект«Методология, теория и технол...

Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Выступление.Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС....

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....