Промыслы и ремёсла
план-конспект занятия (4 класс) на тему
знакомство учащихся с ремеслами и промыслами на Кубани;
- познакомить учащихся с ремёслами земледельца, рыбака, охотника, с
условиями их занятий;
- развивать умение учащихся анализировать и сравнивать;
- воспитывать уважение к людям различных профессий, бережное
отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Промыслы и ремесла на Кубани
Цели: - начать знакомство учащихся с ремеслами и промыслами на Кубани;
- познакомить учащихся с ремёслами земледельца, рыбака, охотника, с
условиями их занятий;
- развивать умение учащихся анализировать и сравнивать;
- воспитывать уважение к людям различных профессий, бережное
отношение к природе.
Оборудование: рисунки с изображениями рыб, орудий труда земледельца,
охотника, рыбака, кроссворды.
Учитель: На уроках кубановедения мы с вами уже успели познакомиться с жизнью наших предков XV – XVIII веков, узнали, откуда они появились на Кубанской земле, в каких домах жили, какое хозяйство вели. Чем сейчас занимаются наши с вами земляки, ваши родные и близкие. А теперь перенесёмся на 600 – 700 лет назад и узнаем, чем занимались наши предки.
Что обозначают слова промыслы и ремёсла?
Работа со словарем.
Промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота. Есть местные, кустарные, художественный промысел.
Ремесло – профессиональное занятие (изготовление изделий ручным, кустарным способом) или вообще профессия, занятие.
На территории Краснодарского края люди занимались земледелием, сеяли пшеницу, просо, разводили крупный и мелкий рогатый скот, охотились, ловили рыбу. Развиты были ремёсла: деревообрабатывающее, кузнечное,
оружейное, кожевенное, ювелирное, прядильно-ткацкое и другие.
Расшифруйте название ремёсел, о которых мы будем говорить на уроке.
ЗЕМ охо РЫ ле ТА бал ДЕ ка ЛИЕ.
Какие слова вы нашли? (земледелие, охота, рыбалка)
На доску вывешиваются рисунки – плуг, удочка, лук.
Земледелие.
Какие территории нужны для занятия земледелием? (Ровные и открытые поля)
Какими же орудиями население обрабатывало землю?
Может быть, вы вспомните это по каким-то сказкам или рассказам?
- Землю пахали ралом, сохой, плугом (рисунки вывешены на доске). После вспашки сеяли: человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зерен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметет семена. Чтобы семена прикрыть, проходили с бороной-суковаткой (рисунок на доске).
Суковатку тащили по полю руками или использовали лошадей. Борона шла неровно, вращалась из стороны в сторону, разрыхляла почву и закапывала семена. Что могли сеять? (Пшеницу, просо, гречиху, кукурузу, рис, горох)
Основные кормильцы - пшеница, ячмень - имеют особое название - жито. Хранили зерно в земле в ямах, вырытых где-нибудь на холме, в сухой почве. Хранили зерно в корзинах и в глиняных сосудах. Били для хранения зерна и деревянные строения - амбары. А отделение амбара называлось сусеком. Откуда нам известно это слово? (в сказке "Колобок" старуха мела по сусекам,
чтобы набрать муки)
Возле своих жилищ люди разводили огороды, вскапывали землю лопатами и
мотыгами, удобряли золой и навозом, сажали овощи. Какие? (репу, лук, чеснок, капусту, морковь, свеклу, огурцы)
Занимаются ли люди земледелием в наши дни? Где? ( станицах, хуторах, фермерских хозяйствах)
Приходится ли вам или вашим родственникам заниматься земледелием?
Прошло несколько веков, а люди продолжают возделывать землю, выращивать урожай.
Рыболовство
Промысел называется «рыболовство». Почему люди могли заниматься этим промыслом?
Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, налима. Не брезговали и более мелкой: карпом, лещом, карасем и другими. Изображения рыб вывешены на доске.
Какую рыбу можно купить сегодня в магазинах?
Чем же можно было ловить рыбу? Кто из вас бывал на рыбалке и знает, как это делается?
Конечно, у наших предков раньше не было таких удочек, какие есть у современных рыбаков. Раньше использовали сети, невод (рисунок на доске), которые плели обычно из конопли, реже - из льняных нитей. Сети обычно ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась в ячейках. Невод - это сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. Сети и невод держались на воде с помощью поплавков, привязанных к краю, по нижнему краю сетей привязывались глиняные или каменные грузила. Рыболовством занимались и зимой, и летом. Каждую зиму плели сети из тонких веревок, латали старые. С приходом весны спускали лодки, запуска ли длинный невод в реку или озеро и, сидя в лодках, тянули его за два конца, окружали участок воды и вытягивали концы на берег. Попадалось много рыбы, но брали только крупную, а мелочь выкидывали обратно в воду. А еще ловили рыбу вдвоем бреднем. Бредень – это сеть, которую два человека тянут по дну водоема. Шли они так по дну против течения - один у берега, а другой подальше время от времени бредень вытаскивали.
Посмотрите на доску. Перед вами несколько глаголов. Найдите среди них
"родственника" слову бредень.
Идти, бежать, брести, ползти - это брести.
Что значит "брести"? (Медленно идти.)
Вот и с бреднем приходилось идти медленно, чтобы не потревожить рыбу. На
мелких местах рыбок-одиночек ловили переметом. В дно вбивалось два кола,
между ними протягивали длинную веревку, к ней привязывали короткие веревки с крючками на концах, а на крючки наживляли маленьких рыбешек. На следующий день перемет вытаскивали и вынимали попавшуюся рыбу.
Ловили рыбу с лодок острогой (рисунок на доске) и, конечно, удочками. Рыбу варили, жарили, вялили, сушили, коптили, солили. Рыбы было много, но лучшей считались стерлядь; осетр, севрюга, белуга. От этих пород ценилась черная икра. Давайте еще раз посмотрим на рисунки и назовем все приспособления для ловли рыбы.
Сеть, невод, бредень, перемет, острога, удочки.
Кто из вас знает, как сейчас ловят рыбу? (для себя – удочкой, существуют специальные морские суда, они ловят рыбу большими сетями, затем сдают ее на заводы, где рыбу разделывают, упаковывают и отправляют в магазины на продажу)
Охота
Где люди охотились? (в лесах)
Послушайте отрывок из "Поучения" Владимира Мономаха… «также
ловил я диких коней собственными руками; два тура поднимали меня на рога
вместе с конем; олень бил меня рогами, а два лося - один топтал меня ногами, а другой бодал рогами; дикий кабан оторвал у меня меч от пояса; медведь вырвал у меня кусок седла под коленом; лютый зверь бросался на меня и повергнул меня вместе с конем... и с коня моего падал, голову разбил себе дважды, случалось, что вредил себе руки и ноги»
Что вы можете сказать об охоте и охотниках, услышав этот фрагмент?
( Охота - это опасное занятие.)
- Охотники должны быть сильными, ловкими, мужественными.
- За зверями гонялись с собаками, стреляли их из лука стрелами. Ловили зверей и живьем - капканами, западнями, сетями.
Как охотились на птиц?
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонкую тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил...
Кто же этот охотник?
(Гвидон из "Сказки о царе Салтане...")
Учитель: Приблизительно так и делались луки, из которых били птиц. Лебедей, гусей, цапель ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц.
Охотятся ли люди сегодня?
Но теперь это уже не так легко делать, как раньше. Во-первых, охота теперь ведется с помощью огнестрельного оружия, ружей. Для этого люди должны получить разрешение как на покупку ружья, так и на право охотиться. Охотиться можно не везде и не всегда. Есть территории, на которых это запрещено.
Как называются такие территории?
( Заповедники, заказники)
Эти места охраняются, и людей, которые все таки проникают туда с целью отлова или отстрела животных, строго наказывают. Кто из вас знает, как называются люди, охотящиеся без разрешения?
(браконьеры)
Охотиться можно не всегда, есть определенные ограничения. Как вы думаете, когда нельзя охотиться? Во время выведения потомства и линьки.
Такие правила существуют относительно недавно. Люди ввели их для того,
чтобы как-то помочь животным не исчезнуть вообще. Помните, сколько сортов рыбы мы перечислили сегодня? Той рыбы, которая раньше водилась в наших местах? Теперь этой рыбы стало гораздо меньше. Исчезли многие виды животных и птиц, их можно увидеть только на страницах Красной книги. Вот для того, чтобы таких животных не становилось с каждым днем все больше и больше, введено много ограничений для охоты.
Вопросы для закрепления:
Решите кроссворд:
1. Пшеница, рожь, ячмень - общее название. (жито)
2. Трезубец, с помощью которого ловили рыбу с лодок. (острога)
3. Деревянное строение для хранения муки. (амбар)
4. Культура, для выращивания которой возделывают чеки. (рис)
5. Где мела старуха муку для колобка? (сусеки)
6. Приспособление для ловли диких животных. (капкан)
7. Сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. (невод)
8. Из ветки этого дерева царь Гвидон сделал лук. (дуб)
9. Орудие труда, которым пахали землю. (борона)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Домашнее задание: попробуйте продолжить цепочку, используя слова, относящиеся к данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубановедение 4 класс. Промыслы и ремёсла на Кубани.
Данный урок расширяет и уточняет знания детей о народных промыслах родной Кубани. Материал урока приобщает детей к историческим и духовныи ценностям родного края....
урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....
Презентация "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Презентация к уроку кубановедения в 4 классе....
Промыслы и ремёсла на Кубани.
Не только песнями, стихами и плясками славится наш казачий край, славится он и своими мастерами – ремесленниками....
Проектная работа ученика Шевченко Андрея по теме «Ремёсла и промыслы Кубани»
Презентация к уроку кубановедения по теме «Ремёсла и промыслы Кубани». Увлекательное путешествие по Кубани....
Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...
Интегрированное занятие - обучающая игра «Ремёсла и народные промыслы» для обучающихся, воспитанников с ОВЗ 4-х классов
Эта игра была создана авторским коллективом учителей основной школы и второй год подряд проводится в ГБОУ школе №370 Московского района для обучающихся с ОВЗ 4-х классов на городских семин...