Урок кубановедения в 3 классе по теме "Кубанские умельцы"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Представлен материал о кубанских народных промыслах и ремеслах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_goda_kub._um.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Я спешу сказать вам _ « Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго
Я спешу сказать вам – « Благости !»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Успехов удач и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения мы проведем вместе.
II. Формулирование темы и цели урока.
-Посмотрите на экран, что делают эти люди? (слайд 2)(Плетут корзины, вышивают, делают кувшины, куют железо…)
Правильно ребята. Каждый из них занимается своим делом.
А как в старину называлась работа, занятие казаков (ремёсла) .
На доску вывешивается слово РЕМЁСЛА
С давних пор славились кубанские жители своей работой. За что бы они не брались, что бы не делали, всё у них выходило ладно да умело. А как же называли таких людей?
Я предлагаю вам из слогов, которые лежат на ваших столах составить слова.
- Что у вас получилось? (кубанские умельцы)
Слайд №2
Тема нашего урока: «Кубанские умельцы»
Какие цели урока поставим?
Слайд№3
Узнаем
научимся
- Я знаю, что каждый из вас очень любит свою малую родину - Краснодарский край. Да сегодня мы узнаем чем занимались наши предки. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.
-А знаете ли вы, что же означают слова «промысел» и «ремесло»?
-Где можно узнать значение слов?
Групповая работа Ребята, вы уже поняли , Что мыбудем работать с вами в группах. Давайте вспомним правила работы в группах:
«ЗВЁЗДОЧКА»
ИТАК,
Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова
Как по нему работать?( 2 ученика
- Найдите значение слова «промысел».
«Промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота
Пример: жемчуга, тюленя.».
2. Найдите значение слова «ремесло».
«Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».
Когда каждая группа найдёт значения слов – нужно на рабочих листах дописать пропущенные слова, чтобы получилось полное предложение. Победит та команда, которая окажется быстрее. (готовность показать «звёздочкой»)
IV. Работа над новым материалом.
- Исследовательская деятельность.
Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал .
-Каждая группа попробует рассказать о предмете, который находится на парте по плану из файла.
1 группа получает глэчик и кувшин.
2 группа получает подкову
3 группа получает скатерть и рушник.
4 группа получает предметы сплетённые из лозы.
5 группа получает предмет с резьбой по дереву.
План 1.Как называется предмет? 2.Для чего по вашему мнению предназначен этот предмет? 3. Из чего сделан? 4.Как называется ремесло, благодаря которому изготовили этот предмет? |
После представления каждой группы ,слайд про ремёсла и рассказ учителя..
Слайд 3.
Дети читают о гончарном ремесле
Гончарное ремесло было распространено в местах, где имелась глина.
Глина – очень прочный, пластичный материал. Ее можно найти повсюду: в карьерах, по берегам рек.
4 уч-ся: Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.
Учитель показывает рисунок гончарного круга.
- Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.
Рассмотрите рисунки с изображением посуды. Попробуйте определить, какую посуду для чего можно было использовать.
В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская), Виктора Туркова (г.Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (г.Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (поселок Мезмай Апшеронского р-на) и других умельцев.
Слайд 4.
Кузнечное ремесло -На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников. Они пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани.
Художественная ковка.
Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Кованые изделия, выполненные мастерами в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки.
Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.
Слайд 5.
Ткачество и вышивка
Наиболее развитыми видами народно- прикладного искусства на Кубани были вышивка, кружево, ткачество. Мастерицы вышивали рушники (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи.
Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.
В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.
Слайд 6.
ЛАЗОПЛЕТЕНИЕ
Это одно из древнейших ремёсел. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из золотистой ивовой лозы.
В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла
Слайд 6
Резьба по дереву: Особое значение на Кубани казаки придавали деревянной отделки дома, т.е. этот вид ремесла назывался - резьба по дереву. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали « небесного охранителя». Это мог быть петух, конёк, могли быть голубки. Окно тоже защищали от злого глаза, устанавливали разные обналички. Украшали также и ворота.
Из дерева можно изготовить скульптуры, изображающие сказочных героев - в рост человека, а то и более того.
Особенно перспективным оказалось бондарное ремесло- изготовление деревянных бочек.
Резьба по дереву и сейчас актуальна, ведь только в руках настоящего мастера обычная дощечка превращается в произведение искусства, например в ложку.
Физ. Пауза.
Встали ровно, руки шире.
Бочку держим мы в руках.
Повернулись. Наклонились.
Бочку ставим мы к ногам.
Руки вверх. Плетём лозу мы.
Руки вниз. Кузнец куёт.
Отдохнули. Стали ровно.
Вдох и выдох. Вновь урок.
V. Актуализация новых знаний
4. Театрализация.
Где ремесленник мог продать свой товар?( На ярмарке ,базаре. )
Вот и вы сейчас как настоящие ремесленники, тоже попробуете продать товар. А чтоб товар лучше покупали, что для этого надо делать? (Расхвалить, разрекламировать). Посмотрим, кто лучше справится с заданием.
1.Торопись ,честной народ,-
В гости ярмарка идёт!
2.Добры люди, поспешите,
И товар у нас купите!
3.Не ленитесь, не зевайте-
Кошелёк свой доставайте
4. здесь найдёте, что хотите…
Подходите! Подходите.
5. Подходите! Вот для вас
Я кофточку припас.
Ну что ж, молодцы, хорошо справились. Какие красивые получились изделия.
VI. Рефлексия
- Вернёмся к цели нашего урока.
Какие цели ставили перед собой?
Достигли мы их?
-О каких ремёслах вы сегодня узнали?
Мало знать о прошлом своего народа, надо быть достойными преемниками лучших традиций кубанской земли. Я уверена, вы будете с уважением относиться к людям труда, умельцам, и надеюсь в будущем своим трудом прославите свое имя и край.
Домашнее задание на выбор.
- Подготовить сообщение о таком ремесле, о котором не говорили на уроке.
- Подготовить сообщение о любимой семейной реликвии, созданной руками предком. Нарисовать рисунок или подобрать фотографии.
Каждый из вас, выходя из класса украсит наш плетень цветами:если понравился - жёлтый цветок,
Список используемой литературы :
1. Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.
2. Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.
3. Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.
4. Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.
5. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО “Дельта”, 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи).
6. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.
7. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)
В ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои знания о животных ...
«Краснодар–Екатеринодар: история и современность» презентация к уроку кубановедения 3 класс
В презентации рассказано об истории основания города Краснодара, казачестве на Кубани от переселения до наших дней....
календарно-тематическое планирование уроков кубановедения 1 класс
Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского райо...
урок кубановедения 2 класс "Дары лета".
Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме "Дары лета". В приложении находится всё необходимое для проведения урока....
Презентация к уроку кубановедения 3 класс
Презентация к уроку кубановедения 3 класс...
Урок кубановедения. 2 класс
Урок ,который я проводила во втором классе. Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, лиманы водохранилища....
Урок кубановедения. 2 класс. "Растения моей местности"
"Растения моей местности"...