Таблицы по татарскому языку
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Таблицы по татарскому языку помогут закрепить изученный материал в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsy_po_tat.yazyku.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки. Авазлар
Множественное число имен существительных
Исемнәрнең күплек саны
В татарском языке множественное число имен существительных образуется посредством следующих окончаний:
-лар / -ләр
-нар / -нәр
После гласных, согласных звуков | После носовых звуков (н, ң, м) | ||
твердый вариант | мягкий вариант | твердый вариант | мягкий вариант |
дус-лар – друзья авыл-лар – деревни аю-лар – медведи бала-лар – дети | күл-ләр – озера өй-ләр – дома кибет-ләр – магазины тәрәзә-ләр – окна | каен-нар – березы таң-нар – зори урам-нар – улицы | имән-нәр – дубы исем-нәр – имена җиң-нәр – рукава |
Считаем от 1 до 1000
1 – бер 2 – ике 3 – өч 4 – дүрт 5 – биш 6 – алты 7 – җиде 8 – сигез 9 – тугыз 10 – ун | 11 – унбер 12 – унике 13 – унөч 14 – ундүрт 15 – унбиш 16 – уналты 17 – унҗиде 18 – унсигез 19 – унтугыз 20 – егерме | 21 – егерме бер 22 – егерме ике 23 – егерме өч 24 – егерме дүрт 25 – егерме биш 26 – егерме алты 27 – егерме җиде 28 – егерме сигез 29 – егерме тугыз | 10 – ун 20 – егерме 30 – утыз 40 – кырык 50 – илле 60 –алтмыш 70 – җитмеш 80 – сиксән 90 – туксан 100 – йөз 1000 – мең |
Который час? Сәгать ничә?
Сәгать алты. – Шесть часов. Сәгать алтыда. – В шесть часов. Алты сәгать ун минут. – Шесть часов десять минут. Җиденче ярты. – Половина седьмого. Җиденче яртыда. – В половине седьмого. Биш минуттан җиде тула. – Без пяти минут семь. |
Присоединение аффиксов принадлежности к существительным
после основ на гласный
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
Аффиксы | Примеры | Аффиксы | Примеры | |
1 | -м | сумка-м – моя сумка бүлмә-м – моя комната | -быз/ -без | сумка-быз – наша сумка бүлмә-без – наша комната |
2 | -ң | сумка-ң – твоя сумка бүлмә-ң – твоя комната | -гыз/ -гез | сумка-гыз –ваша сумка бүлмә-гез – ваша комната |
3 | -сы/-се | аның сумка-сы – его (её) сумка бүлмә-се – его (её) комната | -сы/ -се | сумка-сы – их сумка бүлмә-се – их комната |
Присоединение аффиксов принадлежности к существительным
после основ на согласный
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
Аффиксы | Примеры | Аффиксы | Примеры | |
1 | -ым/ -ем | кул-ым – моя рука өстәл-ем – мой стол | -ыбыз/ -ебез | кул-ыбыз – наша рука өстәл-ебез – наш стол |
2 | -ың/ -ең | кул-ың – твоя рука өстәл-ең – твой стол | -ыгыз/ -егез | кул-ыгыз –ваша рука өстәл-егез – ваш стол |
3 | -ы/ -е | кул-ы – его (её) рука өстәл-е – его (её) стол | -ы (-лары)/ -е (-ләре) | кул-ы (-лары) – их рука (руки) өстәл-е (-ләре) – их стол (столы) |
Присоединение аффиксов принадлежности
к существительным типа китап, үрдәк
При присоединении аффиксов принадлежности к словам типа китап, үрдәк – звуки [п], [к]
в корне слова чередуются со звонкими парами: п-б, к-г.
Например: китап-китабы, күлмәк – күлмәге, мәктәп – мәктәбе, күзлек – күзлеге,
бүләк – бүләге, урындык – урындыгы.
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
Аффиксы | Примеры | Аффиксы | Примеры | |
1 | -ым/ -ем | кита(п)б-ым – моя книга күлмә(к)г-ем – мое платье | -ыбыз/ -ебез | кита(п)б-ыбыз – наша книга күлмә(к)г-ебез – наше платье |
2 | -ың/ -ең | кита(п)б-ың – твоя книга күлмә(к)г-ең – твое платье | -ыгыз/ -егез | кита(п)б-ыгыз – ваша книга күлмә(к)г-егез – ваше платье |
3 | -ы/ -е | кита(п)б-ы – его (ее) книга күлмә(к)г-е – ее платье | -ы (-лары)/ -е (-ләре) | кита(п)б-ы (-лары) – их книга(и) күлмә(к)г-е (-ләре) – их платье(я) |
Присоединение аффиксов принадлежности
к существительным типа ай (месяц, луна), җәй, өй
При присоединении аффиксов принадлежности к словам типа ай, җәй, өй –
звуки [й+ы] или [й+э] при письме передаются буквой е.
Например: ай-[ы]м – аем, җәй-[э]м – җәем
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
Аффиксы | Примеры | Аффиксы | Примеры | |
1 | -ым/ -ем | ай-ым – аем – мой месяц җәй-ем – җәем – мое лето өй-ем – өем – мой дом | -ыбыз/ -ебез | ай-ыбыз – аебыз – наш месяц җәй-ебез – җәебез – наше лето өй-ебез – өебез – наш дом |
2 | -ың/ -ең | ай-ың – аең – твой месяц җәй-ең – җәең – твое лето өй-ең - өең – твой дом | -ыгыз/ -егез | ай-ыгыз – аегыз – ваш месяц җәй-егез – җәегез – ваше лето өй-егез - өегез – ваш дом |
3 | -ы/ -е | ай-ы – ае –его (ее) месяц җәй-е – җәе – его (ее) лето өй-е – өе – его (ее) дом | -ы (-лары)/ -е (-ләре) | ай-ы – ае – их месяц(а) җәй-е – җәе – их лето өй-е - өе – их дом(а) |
Склонение существительных в татарском языке
Татар телендә исемнәрнең килеш белән төрләнеше
Название падежа | Вопросы | Аффиксы | Единственное число | Множественное число |
Баш килеш Именительный падеж | кем? – кто? нәрсә? – что? | – | бакча – огород шәһәр – город | бакчалар – огороды шәһәрләр – города |
Иялек килеше Притяжательный падеж | кемнең? – кого? нәрсәнең? – чего? | -ның / -нең | бакчаның – огорода шәһәрнең – города | бакчаларның – огородов шәһәрләрнең – городов |
Юнәлеш килеше Направительный падеж | кемгә? – кому? нәрсәгә? – чему? кая? – куда? | -га/ -гә -ка/ -кә | бакчага – в огород шәһәргә – в город паркка – в парк кибеткә – в магазин | бакчаларга – в огороды шәһәрләргә – в города паркларга – в парки кибетләргә – в магазины |
Склонение существительных в татарском языке
Татар телендә исемнәрнең килеш белән төрләнеше
Название падежа | Вопросы | Аффиксы | Единственное число | Множественное число |
Төшем килеше Винительный падеж | кемне? – кого? нәрсәне? – что? | -ны/ -не | бакчаны – огород шәһәрне – город | бакчаларны – огороды шәһәрләрне – города |
Чыгыш килеше Исходный падеж | кемнән? – от кого? нәрсәдән? – от чего? кайдан? – откуда? | -дан/ -дән -тан/ -тән -нан/ -нән | бакчадан – с огорода шәһәрдән – из города парктан – из парка кибеттән – из магазина урамнан – с улицы киемнән – с одежды | бакчалардан – с огородов шәһәрләрдән – из городов парклардан – из парков кибетләрдән – из магазинов урамнардан – с улиц киемнәрдән – с одежд |
Урын-вакыт килеше Местно- временной падеж | кемдә? – у кого? нәрсәдә? – у чего? кайда? – где? | -да/ -дә -та/ -тә | урамда – на улице шәһәрдә – в городе паркта – в парке кибеттә – в магазине | урамнарда – на улицах шәһәрләрдә – в городах паркларда – в парках кибетләрдә – в магазинах |
Склонение имен существительных в направительном, исходном,
местно-временном падежах
После гласных звуков | После звонких согласных и после [р], [л], [й], [w] | После носовых согласных н, м, ң | После глухих согласных | |
Н.п. Юнәлеш килеше Кая? – Куда? | -га / -гә Арча+га Минзәлә+гә | -га / -гә Чистай+га Идел+гә | -га / -гә Сарман+га Мөслим+гә | -ка / -кә Мамадыш+ка Әлмәт+кә |
И.п. Чыгыш килеше Кайдан? – Откуда? | -дан / -дән Арча+дан Минзәлә+дән | -дан / -дән Чистай+дан Идел+дән | -нан / -нән Сарман+нан Мөслим+нән | -тан / -тән Мамадыш+тан Әлмәт+тән |
М.-в.п. Урын-вакыт килеше Кайда? – Где? | -да / -дә Арча+да Минзәлә+дә | -да / -дә Чистай+да Идел+дә | -да / -дә Сарман+да Мөслим+дә | -та / -тә Мамадыш+та Әлмәт+тә |
Порядок присоединения аффиксов в татарском языке
Аффиксы присоединяются к основе существительных в следующем порядке: сначала – аффиксы числа, далее – аффиксы принадлежности, после них – падежные аффиксы: Основа + аффикс + аффикс + аффикс множественного принадлежности падежа числа
күз -ләр -ем -нең |
Степени сравнения прилагательных. Сыйфат дәрәҗәләре
Название степени Дәрәҗә исеме | Образование Ясалышы | Примеры Мисаллар |
Положительная Гади дәрәҗә | матур – красивый кызыл –красный яшел - зелёный | |
Сравнительная Чагыштыру дәрәҗәсе | -рак / -рәк | матур-рак – красивее кызыл-рак –краснее яшел-рәк - зелёнее |
Превосходная Артыклык дәрәҗәсе | частичное повторение основы + -п; -м усилительные частицы иң, үтә, бик | сап-сары – ярко жёлтый кып-кызыл – ярко красный зуп-зур – очень большой ямь-яшел – ярко зелёный үтә кызу – знойный иң матур – самый красивый |
Уменьшительная Кимлек дәрәҗәсе | -кылт / -келт -гылт / -гелт -сыл / -сел -су | яшькелт – зеленоватый аксыл – беловатый зәңгәрсу – синеватый (голубоватый) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 3 классе татарский язык на тему "Хәзерге замандагы фигыль"(на татарском языке.)
Можно использовать в 3 классе для татарских школ....
Тематический план в 4 классе по татарскому языку (на татарском языке)
Можно использовать на тат. школах....
Рабочая программа по Русскому языку и по татарскому языку в татарской школе
Рабочая программа по русскому языку и татарскому языку для 1 класса в татарской школе...
Рабочая программа по русскому языку и татарскому языку для 1класса татарской школы
Программа составлена с требованиями ФГОС НОО...
Ко дню рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая (материал на татарском языке)
Габдулла Тукай является самым любимым поэтом татарского народа. Дети очень много знают о нем. Урок музыки обобщает знания детей о поэте....
Рабочие программы для 1 класса татарской школы по татарскому языку и литературному чтению на татарском языке по учебникам Мияссаровой
Рабочие программы для первого класса по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа". Авторы учебников: И.Х. Мияссарова, Ч.М. Харисова. Татар теле. Казан «Мәгариф-Вакыт», 2012,И.Х. Мияссарова, Ф...
Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"
Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...