Таблицы по татарскому языку
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Таблицы по татарскому языку помогут закрепить изученный материал в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsy_po_tat.yazyku.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки. Авазлар

Транскрипция

Буквы пишутся и читаются.

Звуки слышатся и произносятся.

Буквы и звуки не всегда совпадают.

Условное изображение звуков, заключённое в скобки, - это транскрипция.

Она понадобится для правильного прочтения слов

о] – оглубленный а                                               [ы] – краткий ы

[қ]  – увулярный к                                                   [э] – краткий э

[ғ]  – увулярный г                                                    [ŏ] – краткий о

                                      [w] – губно-губной звук

Например: вакыт [wаоқыт],  сәгать [сәғәт], колын [қŏлŏн], кадер [қәдэр], кер [кэр], эзли [эзли].

В татарском языке 9 гласных звуков: из них 8 – парные по твердости и мягкости, один – мягкий звук  [и]:

твердые  [а]  [у]   [о]   [ы];

мягкие    [ә]  [ү]   [ө]   [э].

Среди этих гласных есть особые звуки, которых нет в русском языке:

[ә],   [ү],   [о],   [ө],   [ы],   [э].

В татарском языке 24 согласных звука, некоторые из них парные, а некоторые – непарные по звонкости-глухости:

парные

непарные

звонкие

[б]   [д]   [з]   [ж]   [җ]   [г]   [ғ]   [w]  

[м]   [н]   [л]   [р]   [й]   [ң]      

глухие

[п]   [т]   [с]   [ш]   [ч]   [к]   [қ]   [ф]  

                                                 [һ]   [х]  

Среди этих согласных есть особые звуки, которых нет в русском языке: [җ],  [ч],  [ғ],  [қ],  [w],  [ң],  [һ],  [х].  

 

Кроме того, только в заимствованных из русского языка словах встречаются согласные звуки:

[в],   [ц],  [щ]: вагон, цирк, щи.  

Множественное число имен существительных

Исемнәрнең күплек саны

В татарском языке множественное число имен существительных образуется посредством следующих окончаний:

-лар / -ләр

-нар / -нәр

После гласных, согласных звуков

После носовых звуков

(н, ң, м)

твердый вариант

мягкий вариант

твердый вариант

мягкий вариант

дус-лар – друзья

авыл-лар – деревни

аю-лар – медведи

бала-лар – дети

күл-ләр – озера

өй-ләр – дома

кибет-ләр – магазины

тәрәзә-ләр – окна

каен-нар – березы

таң-нар – зори

урам-нар – улицы

имән-нәр – дубы

исем-нәр – имена

җиң-нәр – рукава

Считаем от 1 до 1000

1 – бер

2 – ике

3 – өч

4 – дүрт

5 – биш

6 – алты

7 – җиде

8 – сигез

9 – тугыз

10 – ун

11 – унбер

12 – унике

13 – унөч

14 – ундүрт

15 – унбиш

16 – уналты

17 – унҗиде

18 – унсигез

19 – унтугыз

20 – егерме

21 – егерме бер

22 – егерме ике

23 – егерме өч

24 – егерме дүрт

25 – егерме биш

26 – егерме алты

27 – егерме җиде

28 – егерме сигез

29 – егерме тугыз

10 – ун

20 – егерме

30 – утыз

40 – кырык

50 – илле

60 –алтмыш

70 – җитмеш

80 – сиксән

90 – туксан

100 – йөз

1000 – мең

Который час? Сәгать ничә?

Сәгать алты. – Шесть часов.

Сәгать алтыда. – В шесть часов.

Алты сәгать ун минут. – Шесть часов десять минут.

Җиденче ярты. – Половина седьмого.

Җиденче яртыда. – В половине седьмого.

Биш минуттан җиде тула. – Без пяти минут семь.

Присоединение аффиксов принадлежности к существительным

после основ на гласный

Лицо

Единственное число

Множественное число

Аффиксы

Примеры

Аффиксы

Примеры

1

сумка-м – моя сумка

бүлмә-м – моя комната

-быз/ -без

сумка-быз – наша сумка

бүлмә-без – наша комната

2

сумка-ң – твоя сумка

бүлмә-ң – твоя комната

-гыз/ -гез

сумка-гыз –ваша сумка

бүлмә-гез – ваша комната

3

-сы/-се

аның сумка-сы – его (её) сумка

бүлмә-се – его (её) комната

-сы/ -се

сумка-сы – их сумка

бүлмә-се – их комната

Присоединение аффиксов принадлежности к существительным

после основ на согласный

Лицо

Единственное число

Множественное число

Аффиксы

Примеры

Аффиксы

Примеры

1

-ым/ -ем

кул-ым – моя рука

өстәл-ем – мой стол

-ыбыз/ -ебез

кул-ыбыз – наша рука

өстәл-ебез – наш стол

2

-ың/ -ең

кул-ың – твоя рука

өстәл-ең – твой стол

-ыгыз/ -егез

кул-ыгыз –ваша рука

өстәл-егез – ваш стол

3

-ы/ -е

кул-ы – его (её) рука

өстәл-е – его (её) стол

-ы (-лары)/

-е (-ләре)

кул-ы (-лары) – их рука (руки)

өстәл-е (-ләре) – их стол (столы)

Присоединение аффиксов принадлежности

 к существительным типа китап, үрдәк

При присоединении аффиксов принадлежности к словам типа китап, үрдәк – звуки [п], [к]

 в корне слова чередуются со звонкими парами: п-б, к-г.

Например: китап-китабы, күлмәк – күлмәге, мәктәп – мәктәбе, күзлек – күзлеге, 

бүләк – бүләге, урындык – урындыгы.

Лицо

Единственное число

Множественное число

Аффиксы

Примеры

Аффиксы

Примеры

1

-ым/ -ем

кита(п)б-ым – моя книга

күлмә(к)г-ем – мое платье

-ыбыз/ -ебез

кита(п)б-ыбыз – наша книга

күлмә(к)г-ебез – наше платье

2

-ың/ -ең

кита(п)б-ың – твоя книга

күлмә(к)г-ең – твое платье

-ыгыз/ -егез

кита(п)б-ыгыз – ваша книга

күлмә(к)г-егез – ваше платье

3

-ы/ -е

кита(п)б-ы – его (ее) книга

күлмә(к)г-е – ее платье

-ы (-лары)/

-е (-ләре)

кита(п)б-ы (-лары) – их книга(и)

күлмә(к)г-е (-ләре) – их платье(я)

Присоединение аффиксов принадлежности

 к существительным типа ай (месяц, луна), җәй, өй

При присоединении аффиксов принадлежности к словам типа ай, җәй, өй

звуки [й+ы] или [й+э] при письме передаются буквой е.

Например: ай-[ы]м – аем, җәй-[э]м – җәем

Лицо

Единственное число

Множественное число

Аффиксы

Примеры

Аффиксы

Примеры

1

-ым/ -ем

ай-ым – аем – мой месяц

җәй-ем – җәем – мое лето

өй-ем – өем – мой дом

-ыбыз/ -ебез

ай-ыбыз – аебыз – наш месяц

җәй-ебез – җәебез – наше лето

өй-ебез – өебез – наш дом

2

-ың/ -ең

ай-ың – аең – твой месяц

җәй-ең – җәең – твое лето

өй-ең - өең – твой дом

-ыгыз/ -егез

ай-ыгыз – аегыз – ваш месяц

җәй-егез – җәегез – ваше лето

өй-егез - өегез – ваш дом

3

-ы/ -е

ай-ы – ае –его (ее) месяц

җәй-е – җәе – его (ее) лето

өй-е – өе – его (ее) дом

-ы (-лары)/

-е (-ләре)

ай-ы – ае – их месяц(а)

җәй-е – җәе – их лето

өй-е - өе – их дом(а)

Склонение существительных в татарском языке

Татар телендә исемнәрнең килеш белән төрләнеше

Название

 падежа

Вопросы

Аффиксы

Единственное число

Множественное число

Баш килеш

Именительный

падеж

кем? – кто?

нәрсә? – что?

бакча – огород

шәһәр – город

бакчалар – огороды

шәһәрләр – города

Иялек килеше

Притяжательный падеж

кемнең? – кого?

нәрсәнең? – чего?

-ның /

-нең

бакчаның – огорода

шәһәрнең – города

бакчаларның – огородов

шәһәрләрнең – городов

Юнәлеш килеше

Направительный падеж

кемгә? – кому?

нәрсәгә? – чему?

кая? – куда?

-га/ -гә

-ка/ -кә

бакчага – в огород

шәһәргә – в город

паркка – в парк

кибеткә – в магазин

бакчаларга – в огороды

шәһәрләргә – в города

паркларга – в парки

кибетләргә – в магазины

Склонение существительных в татарском языке

Татар телендә исемнәрнең килеш белән төрләнеше

Название

 падежа

Вопросы

Аффиксы

Единственное число

Множественное число

Төшем килеше

Винительный

падеж

кемне? – кого?

нәрсәне? – что?

-ны/ -не

бакчаны – огород

шәһәрне – город

бакчаларны – огороды

шәһәрләрне – города

Чыгыш килеше

Исходный

падеж

кемнән? – от кого?

нәрсәдән? – от чего?

кайдан? – откуда?

-дан/ -дән

-тан/ -тән

-нан/ -нән

бакчадан – с огорода

шәһәрдән – из города

парктан – из парка

кибеттән – из магазина

урамнан – с улицы

киемнән – с одежды

бакчалардан – с огородов

шәһәрләрдән – из городов

парклардан – из парков

кибетләрдән – из магазинов

урамнардан – с улиц

киемнәрдән – с одежд

Урын-вакыт килеше

Местно-

временной

 падеж

кемдә? – у кого?

нәрсәдә? – у чего?

кайда? – где?

-да/ -дә

-та/ -тә

урамда – на улице

шәһәрдә – в городе

паркта – в парке

кибеттә – в магазине

урамнарда – на улицах

шәһәрләрдә – в городах

паркларда – в парках

кибетләрдә – в магазинах

Склонение имен существительных в направительном, исходном,

местно-временном падежах

После гласных

звуков

После звонких

согласных и после

[р], [л], [й], [w]

После носовых

согласных

н, м, ң

После глухих

согласных

Н.п.

Юнәлеш килеше

Кая? – Куда?

-га / -гә

Арча+га

Минзәлә+гә

-га / -гә

Чистай+га

Идел+гә

-га / -гә

Сарман+га

Мөслим+гә

-ка / -кә

Мамадыш+ка

Әлмәт+кә

И.п.

Чыгыш килеше

Кайдан? – Откуда?

-дан / -дән

Арча+дан

Минзәлә+дән

-дан / -дән

Чистай+дан

Идел+дән

-нан / -нән

Сарман+нан

Мөслим+нән

-тан / -тән

Мамадыш+тан

Әлмәт+тән

М.-в.п.

Урын-вакыт килеше

Кайда? – Где?

-да / -дә

Арча+да

Минзәлә+дә

-да / -дә

Чистай+да

Идел+дә

-да / -дә

Сарман+да

Мөслим+дә

-та / -тә

Мамадыш+та

Әлмәт+тә

Порядок присоединения аффиксов в татарском языке

Аффиксы присоединяются к основе существительных в следующем порядке:

сначала – аффиксы числа, далее – аффиксы принадлежности,

после них – падежные аффиксы:

            Основа    +     аффикс                   +     аффикс                     +     аффикс

                                    множественного           принадлежности            падежа

                                    числа

         

            күз          -ләр                          -ем                          -нең

Степени сравнения прилагательных. Сыйфат дәрәҗәләре

Название степени

Дәрәҗә исеме

Образование

Ясалышы

Примеры

Мисаллар

Положительная

Гади дәрәҗә

матур – красивый

кызыл –красный

яшел - зелёный

Сравнительная

Чагыштыру

дәрәҗәсе

-рак / -рәк

матур-рак – красивее

кызыл-рак –краснее

яшел-рәк - зелёнее

Превосходная

Артыклык

дәрәҗәсе

частичное повторение

основы + -п; -м

усилительные частицы

иң, үтә, бик

сап-сары – ярко жёлтый

кып-кызыл – ярко красный

зуп-зур – очень большой

ямь-яшел – ярко зелёный

үтә кызу – знойный

иң матур – самый красивый

Уменьшительная

Кимлек дәрәҗәсе

-кылт / -келт

-гылт / -гелт

-сыл / -сел

-су

яшькелт – зеленоватый

аксыл – беловатый

зәңгәрсу – синеватый (голубоватый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Русскому языку и по татарскому языку в татарской школе

Рабочая программа по русскому языку и татарскому языку  для 1 класса в татарской школе...

Ко дню рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая (материал на татарском языке)

Габдулла Тукай является самым любимым поэтом татарского народа. Дети очень много знают о нем. Урок музыки обобщает знания детей о поэте....

Рабочие программы для 1 класса татарской школы по татарскому языку и литературному чтению на татарском языке по учебникам Мияссаровой

Рабочие программы для первого класса по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа". Авторы учебников: И.Х. Мияссарова, Ч.М. Харисова. Татар теле. Казан «Мәгариф-Вакыт», 2012,И.Х. Мияссарова, Ф...

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...