Программа по курсу "Краеведение" Модуль "Байкальский сундучок"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЕНИЕ. МОДУЛЬ «БАЙКАЛЬСКИЙ СУНДУЧОК»
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Краеведение. Модуль «Байкальский сундучок» для 2Д класса МАОУ лицей № 27, разработана в соответствии:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.12;
- Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15)
- СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
- ООП лицея № 27
- Учебным пособием «Байкальский сундучок», разработанным совместно с Бурятским государственным университетом, Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС).
- Учебного плана МАОУ лицей № 27
Курс «Байкальский сундучок» направлен на формирование экологической культуры учеников младшего звена.
Актуальность программы
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира, которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью, осуществляемой на суше. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.
Программа «Байкальский сундучок» адресована учащимся младшего школьного возраста.
Цель курса – привлечение учащихся к вопросам изучения и сохранения озера Байкал – уникального на планете Земля, так как современное состояние озера вызывает тревогу у всех жителей и широкой общественности Байкальского региона и сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала.
Задачи обучения:
- расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
- развитие творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
- создание условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
- воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
- формирование и воспитание у школьников любви и бережного отношения к своей Родине;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
II.Характеристика предмета
Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Курс «Байкальский сундучок» направлен на реализацию поставленных задач.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности. Работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.
Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.
Система ведущих принципов
Принцип целостности и неспешности освоения содержания (тематический принцип).Целостность программы обеспечивают:
а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого занятия и неповторимости их;
б) обобщающие занятия, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;
в) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми окружающего мира.
Научности - по этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты.
Принцип доступности.
Принцип диалога культур.
Он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих культур разных народов. Все познается в сравнении острее.
Принцип творческой самореализации
Принцип реализации связи с жизнью раскрывается через:
- активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;
- внеклассную, индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;
- оформление работ учеников, участие в школьных мероприятиях.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ лицей №27 «Краеведение» во 2 классе изучается 34 учебные недели, 1 час в неделю, что составляет 34 часа. Модуль «Байкальский сундучок» в курсе «Краеведение» рассчитан на 10 часов.
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы направлены на достижение следующих результатов:
Личностные — формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и объекты.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Предметные результаты:
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций:
Учебно- познавательная компетенция
-умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях;
-умение отличать факты от домыслов;
Коммуникативная компетенция
-владение навыками работы в группе;
-знание правил культуры взаимоотношений;
-умение правильно задавать вопрос;
Ценностно- смысловая компетенция
- способность видеть и понимать окружающий мир;
-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
Общекультурная компетенция
-знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
-умение организовать быт и досуг;
Компетенция личностного самосовершенствования
-соблюдение правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности;
-умение составлять план работы и работать по нему, делать выводы, проверять и оценивать результаты.
V.Содержание модуля.
Связь программы со смежными дисциплинами
Материалы курса «Байкальский сундучок» тесно связаны с такими содержательными областями, как окружающий мир, экология, математика, литература, музыка, технология, ведётся целенаправленная работа по развитию речи, исследовательской деятельности.
Основные темы модуля.
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие озера Байкал. Легенды о возникновении озера. Историческая справка о названиях озера Байкал. Географические особенности побережья озера. Метеорологические понятия, особенности погодных условий на озере Байкал. Названия и отличительные особенности байкальских ветров . Подводные глубины озера. Водоёмы около Байкала. Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах животных и растений. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных, сообщения о растениях и животных, обитающих на побережье Байкала. Обобщение знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения.
К концу обучения по модулю учащиеся должны знать:
- разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
- основные особо охраняемые природные территории Байкала (перечислять и кратко характеризовать);
- основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие);
- как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
- изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);
- виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
- важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);
уметь :
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их;
- пользоваться простейшими приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
- рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;
- показывать на карте озеро Байкал;
- составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
- оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;
- составлять небольшие сообщения на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом.
VI.Методическое обеспечение, материально – техническое оснащение программы
Для реализации цели и задач обучения модуля «Байкальский сундучок» используется
1.«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, таблицы, карты, модели, фотоматериалы).
3. Интерактивная доска
4. Интернет ресурсы
Источники информации.
«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г.
Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6.
Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9.
Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11
Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ.возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10.
Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г.
Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5.
Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5.
VII. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата по плану | фактически | Тема | Содержание изучаемого материала | Цели | Практическая часть |
1 | Введение | Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие озера Байкал. Рисунок любимого места на Байкале. | Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия. | Поиск на картах и республики Бурятия, озера Байкал. Рисунки на тему: «Всемирный день моря». | ||
2 | День рождения Байкала | Легенды о возникновении озера | Дать общее представление о рождении Байкала, о его месторасположении названии. | Поиск на карте местоположение озера, работа со словарём. | ||
3 | Почему наше озеро зовётся Байкалом? | Историческая справка о названиях озера Байкал. Сочинение «Почему так назван Байкал?» | Рассмотреть перевод слова «Байкал» с разных языков. | Поиск информации в разной литературе. Словари. | ||
4 | Байкальская горная страна Острова, мысы Байкала | Географические особенности побережья озера. | Знакомство с рельефом побережья Байкала. | Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Фотографии. | ||
5 | Реки, впадающие в Байкал | Географические особенности побережья озера. | Знакомство с рельефом побережья Байкала. | Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками. | ||
6 | Погода на Байкале Байкальские ветры | Метеорологические понятия, особенности погодных условий на озере Байкал. Названия и отличительные особенности байкальских ветров | Познакомить учащихся с особенностями погоды на Байкале, с названиями байкальских ветров. | Работа с таблицами, рисунками. Нарисовать ветры Байкала. | ||
7 | Загадочные глубины Байкала | Подводные глубины озера. | Познакомить учащихся с разнообразием подводного мира. | Исследовательская работа. Работа со схемами, таблицам, рисунками. | ||
8 | Маленькие озёра у Байкала. | Водоёмы около Байкала. Нарисовать озёра. | Познакомить учащихся с разнообразием природы около Байкала. | Исследовательская работа. Карты, рисунки | ||
9 | Жизнь на байкальских берегах. | Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах животных и растений. | Познакомить учащихся с разнообразием растений и животных, редкими видами, условиями и местами обитания. | Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных. Физическая карта Прибайкалья и Забайкалья | ||
10 | Думаем, играем, экспериментируем, творим! | Обобщение знаний. | Контроль и проверка знаний и умений по изученным темам | Урок – практ. работа с картой и тестами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс
Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...
Программа кружка "Сундучок творчества"
В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"
Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....
рабочая программа внеурочной деятельности "Сундучок"
Направленность: художественная Возраст обучающихся – 7-9 лет Срок реализации – 1 год Количество часов за год: 34ч. в неделю: 1час ....
программа внеурочной деятельность "Сундучок творчества"
Эта программа предполагает декоративное творчество, котоорое является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами ...
Авторская программа внеурочной деятельности "Сундучок народной мудрости"
Программа адресована учащимся начальной школы (3 класс). Посредством реализации данной программы будут достигнуты воспитательные результаты и эффекты, а именно:- приобретение социальных знаний (...
- Мне нравится (1)