Программа по курсу "Краеведение" Модуль "Байкальский сундучок"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Андриевская Ирина Анатольевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykalskiy_sunduchok.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЕНИЕ. МОДУЛЬ «БАЙКАЛЬСКИЙ СУНДУЧОК»

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Краеведение. Модуль «Байкальский сундучок» для 2Д класса МАОУ  лицей № 27,  разработана в соответствии:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.12;
  • Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8.04.15г. № 1/15)
  • СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
  • ООП лицея № 27
  • Учебным пособием «Байкальский сундучок», разработанным совместно с Бурятским государственным университетом, Байкальским информационным центром «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и компанией «Кока-Кола» (ТССС).
  • Учебного плана МАОУ лицей № 27

Курс  «Байкальский сундучок»  направлен на формирование экологической культуры учеников младшего  звена.

Актуальность программы 

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.  Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место  каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира,  которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью, осуществляемой на суше. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.

Программа «Байкальский сундучок» адресована учащимся младшего школьного возраста.

Цель курса – привлечение учащихся к вопросам изучения и сохранения озера Байкал – уникального на планете Земля, так как современное состояние озера вызывает тревогу у всех жителей и широкой общественности Байкальского региона и сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала.

Задачи обучения:

  • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

II.Характеристика предмета

Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник  эмоционально  восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается  объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Курс «Байкальский сундучок»  направлен на реализацию поставленных задач.  

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры — длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит  в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы  как в школе, так и во  внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.  Работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
 Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале,   взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.

Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей  предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.Активизации деятельности младших школьников  способствует разнообразие 
форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки,  встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.

Система ведущих принципов

Принцип целостности и неспешности освоения содержания (тематический принцип).Целостность программы обеспечивают:

а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого занятия  и неповторимости их;

б) обобщающие занятия, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;

в) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми окружающего мира.

 Научности - по этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты.

Принцип  доступности.

 Принцип диалога культур.

 Он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих культур разных  народов. Все познается в сравнении острее.

Принцип творческой самореализации

Принцип реализации связи с жизнью раскрывается через:

  • активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;
  • внеклассную, индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;
  • оформление работ учеников, участие  в  школьных мероприятиях.

                   

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ лицей №27 «Краеведение» во 2 классе изучается 34 учебные недели,  1 час в неделю, что составляет 34 часа. Модуль «Байкальский сундучок» в курсе «Краеведение»  рассчитан на 10 часов.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы  направлены на достижение  следующих результатов: 

Личностные — формирование следующих умений:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные  — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-        Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-        Проговаривать последовательность действий.

-        Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.

-        Учиться работать по предложенному учителем плану.

-        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-        Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

-        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-        Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в литературе  (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)

-        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

-        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

-        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные понятия и  объекты.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-        Слушать и понимать речь других.

-        Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

-        формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой;

-         развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

-        развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций:

Учебно- познавательная компетенция

-умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях;

-умение отличать факты от домыслов;

Коммуникативная компетенция

-владение навыками работы в группе;

-знание правил культуры взаимоотношений;

-умение правильно задавать вопрос;

Ценностно- смысловая компетенция

- способность видеть и понимать окружающий мир;

-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Общекультурная компетенция

-знание особенностей национальной и общечеловеческой  культуры;

-умение организовать быт и досуг;

Компетенция личностного самосовершенствования

-соблюдение правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности;

-умение составлять план работы и работать по нему, делать выводы, проверять и оценивать результаты.

V.Содержание модуля.

       Связь программы со смежными дисциплинами

Материалы  курса «Байкальский сундучок» тесно связаны с такими содержательными областями, как окружающий мир, экология, математика, литература, музыка, технология, ведётся целенаправленная работа по развитию речи, исследовательской деятельности.

  Основные темы модуля.

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие озера Байкал. Легенды о возникновении озера. Историческая справка о названиях озера Байкал. Географические особенности побережья озера. Метеорологические понятия, особенности погодных условий на озере Байкал. Названия и отличительные особенности байкальских ветров . Подводные глубины озера. Водоёмы около Байкала. Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах животных и растений. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных, сообщения о растениях и животных, обитающих на побережье Байкала. Обобщение знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся   1 года обучения.

К концу обучения по модулю учащиеся  должны знать:

  • разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
  • основные особо охраняемые природные территории   Байкала   (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание,  развитие);
  • как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
  • изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);
  • виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
  • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

уметь :

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их;
  • пользоваться простейшими приборами и лабораторным   оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
  • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;
  • показывать на карте  озеро Байкал;
  • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
  • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;
  • составлять небольшие сообщения на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом.

VI.Методическое обеспечение, материально – техническое оснащение программы

Для реализации цели и задач обучения модуля «Байкальский сундучок» используется

1.«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.

2.  Изобразительные наглядные пособия  (рисунки,  таблицы, карты, модели, фотоматериалы).

3.  Интерактивная доска

4.  Интернет ресурсы

Источники информации.

«Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.

Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г.

Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6.

Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9.

Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11

Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ.возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10.

Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г.
Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5.

Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5.

VII. Календарно – тематическое планирование

Дата по плану

фактически

Тема

Содержание изучаемого материала

Цели

Практическая часть

1

Введение

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие озера Байкал.

Рисунок любимого места на Байкале.

Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного наследия.

Поиск на картах и республики Бурятия, озера Байкал.

Рисунки на тему: «Всемирный день моря».

2

День рождения Байкала

Легенды о возникновении озера

Дать общее представление о рождении Байкала, о его месторасположении названии.

Поиск на карте местоположение озера, работа со словарём.

3

Почему наше озеро зовётся Байкалом?

Историческая справка о названиях озера Байкал. Сочинение «Почему так назван Байкал?»

Рассмотреть перевод слова «Байкал» с разных языков.

Поиск информации в разной литературе. Словари.

4

Байкальская горная страна Острова, мысы Байкала

Географические особенности побережья озера.

Знакомство с рельефом побережья Байкала.

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Фотографии.

5

Реки, впадающие в Байкал

Географические особенности побережья озера.

Знакомство с рельефом побережья Байкала.

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками.

6

Погода на Байкале Байкальские ветры

Метеорологические понятия, особенности погодных условий на озере Байкал. Названия и отличительные особенности байкальских ветров

Познакомить учащихся с особенностями погоды на Байкале, с названиями байкальских ветров.

Работа с  таблицами, рисунками. Нарисовать ветры Байкала.

7

Загадочные глубины Байкала

Подводные глубины озера.

Познакомить учащихся с разнообразием подводного мира.

Исследовательская работа. Работа со схемами, таблицам, рисунками.

8

Маленькие озёра у Байкала.

Водоёмы около Байкала. Нарисовать озёра.

Познакомить учащихся с разнообразием природы около Байкала.

Исследовательская работа. Карты, рисунки

9

Жизнь на байкальских берегах.

Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Подготовить сообщение о

редких и исчезающих видах животных и растений.

Познакомить

учащихся с разнообразием растений и животных, редкими видами, условиями и местами обитания.

Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных.

Физическая   карта Прибайкалья и Забайкалья

10

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

Обобщение знаний.

Контроль и проверка знаний и умений по изученным темам

Урок – практ. работа с картой и тестами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс

Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...

Программа кружка "Сундучок творчества"

В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....

рабочая программа внеурочной деятельности "Сундучок"

Направленность: художественная     Возраст обучающихся – 7-9 лет  Срок реализации – 1 год  Количество часов за год: 34ч.  в неделю: 1час ....

программа внеурочной деятельность "Сундучок творчества"

Эта программа предполагает декоративное творчество, котоорое является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами ...

Авторская программа внеурочной деятельности "Сундучок народной мудрости"

Программа адресована  учащимся начальной школы (3 класс). Посредством реализации данной программы будут достигнуты воспитательные результаты и эффекты, а именно:- приобретение социальных знаний (...